Внедрение инноваций как фактор повышения конкурентоспособности предприятия
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал 9
1.2. Инновации как фактор роста эффективности предприятия 13
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ 21
2.1. Особенности конкуренции и конкурентоспособности предприятий
цветной металлургии 21
2.2. Организационно-экономическая характеристика деятельности
ПАО «Челябинский цинковый завод» 31
2.2.1. Анализ хозяйственной деятельности ПАО «ЧЦЗ» 36
3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЦИНКОВЫЙ ЗАВОД» 61
3.1. Приоритеты повышения конкурентоспособности ПАО «ЧЦЗ»... .61
3.2. Реализация инновационного проекта и оценка экономического
эффекта от его внедрения 65
3.2.1. Реализация инновационного проекта 66
3.2.2. Оценка эффективности инновационного проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А
1. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Конкурентные преимущества и конкурентный потенциал 9
1.2. Инновации как фактор роста эффективности предприятия 13
2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТОВ РЫНКА ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ 21
2.1. Особенности конкуренции и конкурентоспособности предприятий
цветной металлургии 21
2.2. Организационно-экономическая характеристика деятельности
ПАО «Челябинский цинковый завод» 31
2.2.1. Анализ хозяйственной деятельности ПАО «ЧЦЗ» 36
3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА ПАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЦИНКОВЫЙ ЗАВОД» 61
3.1. Приоритеты повышения конкурентоспособности ПАО «ЧЦЗ»... .61
3.2. Реализация инновационного проекта и оценка экономического
эффекта от его внедрения 65
3.2.1. Реализация инновационного проекта 66
3.2.2. Оценка эффективности инновационного проекта 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Исследование конкурентных преимуществ фирмы имеет большое значение для её развития. Предприятие неизбежно встречается с конкуренцией на рынке, поэтому не имея преимуществ перед другими организациями оно не может нормально существовать и развиваться. Конкурентные преимущества должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности покупателя.
В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющегося окружения фирмы обращаются к инновациям, которые важны для обеспечения их поступательного становления и развития. Предприятие, благодаря инновациям, имеет возможность стабильно выигрывать в конкурентной борьбе. Таким образом, организации стремятся развивать инновации, при этом принимая во внимание, все связанные с ними риски.
Инновации дают возможность фирмам увеличить производительность труда, улучшить качество продукции или услуг и воплотить на практике сильные стороны предприятия. Инновации позволяют компаниям увеличить их неценовую конкурентоспособность. Портер подчёркивает, что инновация является ключевым фактором в конкурентоспособности предприятий, так как они несут ответственность за их способность поддерживать стабильно сильные позиции в растущей конкуренции на рынке [1].
В современном мире разработка и внедрение инновационных проектов имеет большое значение, так как это гарантирует конкурентные преимущества фирмы и позволяет ей развиваться.
Весомый вклад в развитие теории инноваций внёс Кондратьев Н. Д. Он заложил методические основы анализа инновационной деятельности. Австралийский экономист Йозеф Шумпетер тоже внёс существенный вклад в развитие инноватики. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах развития науки и технологий. Большой вклад в развитие теории инноваций внесли Пригожин А. И., Бовин А. А., Грачев М. В., Марков А. В. и другие.
Вопросы конкурентоспособности отражены в работах известных зарубежных ученых Ф. Котлера, М. Портера, А. Смита, И. Ансоффа, и др.
Исследование вопросов повышения конкурентоспособности отражено в трудах следующих отечественных авторов: П. С. Завьялова, А. Д. Шеремета, Р. А. Фатхутдинова, Л. Н. Сафиуллина, Н. З. Сафиуллина и других.
Цель данной магистерской диссертации заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации, возможностей внедрения нововведений.
Магистерская работа предусматривает решение следующих задач:
1. Исследовать конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия.
2. Рассмотреть инновации как фактор роста эффективности предприятия.
3. Выявить особенности конкуренции и конкурентоспособности предприятий цветной металлургии.
4. Провести анализ организационно-экономической деятельности ПАО «Челябинский цинковый завод».
5. Выявить приоритеты повышения конкурентоспособности ПАО «ЧЦЗ».
6. Оценить экономический эффект от реализации инновационного проекта на предприятии ПАО «ЧЦЗ».
В магистерской диссертации объектом исследования является ПАО “Челябинский цинковый завод”. Предметом исследования является деятельность предприятия в области инноваций и обеспечения конкурентоспособности.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цели и задачи магистерской работы, объект и предмет исследования. В первой главе исследованы теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия. Во второй рассмотрены особенности конкуренции субъектов рынка цветной металлургии. В третьей главе проведена оценка инновационного потенциала ПАО «ЧЦЗ». В заключении обобщены выводы и предложения. Список литературы насчитывает 35 источников.
В условиях конкурентной борьбы и постоянно меняющегося окружения фирмы обращаются к инновациям, которые важны для обеспечения их поступательного становления и развития. Предприятие, благодаря инновациям, имеет возможность стабильно выигрывать в конкурентной борьбе. Таким образом, организации стремятся развивать инновации, при этом принимая во внимание, все связанные с ними риски.
Инновации дают возможность фирмам увеличить производительность труда, улучшить качество продукции или услуг и воплотить на практике сильные стороны предприятия. Инновации позволяют компаниям увеличить их неценовую конкурентоспособность. Портер подчёркивает, что инновация является ключевым фактором в конкурентоспособности предприятий, так как они несут ответственность за их способность поддерживать стабильно сильные позиции в растущей конкуренции на рынке [1].
В современном мире разработка и внедрение инновационных проектов имеет большое значение, так как это гарантирует конкурентные преимущества фирмы и позволяет ей развиваться.
Весомый вклад в развитие теории инноваций внёс Кондратьев Н. Д. Он заложил методические основы анализа инновационной деятельности. Австралийский экономист Йозеф Шумпетер тоже внёс существенный вклад в развитие инноватики. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах развития науки и технологий. Большой вклад в развитие теории инноваций внесли Пригожин А. И., Бовин А. А., Грачев М. В., Марков А. В. и другие.
Вопросы конкурентоспособности отражены в работах известных зарубежных ученых Ф. Котлера, М. Портера, А. Смита, И. Ансоффа, и др.
Исследование вопросов повышения конкурентоспособности отражено в трудах следующих отечественных авторов: П. С. Завьялова, А. Д. Шеремета, Р. А. Фатхутдинова, Л. Н. Сафиуллина, Н. З. Сафиуллина и других.
Цель данной магистерской диссертации заключается в проведении теоретических и практических исследований и изучении конкурентных преимуществ организации, возможностей внедрения нововведений.
Магистерская работа предусматривает решение следующих задач:
1. Исследовать конкурентные преимущества и конкурентный потенциал предприятия.
2. Рассмотреть инновации как фактор роста эффективности предприятия.
3. Выявить особенности конкуренции и конкурентоспособности предприятий цветной металлургии.
4. Провести анализ организационно-экономической деятельности ПАО «Челябинский цинковый завод».
5. Выявить приоритеты повышения конкурентоспособности ПАО «ЧЦЗ».
6. Оценить экономический эффект от реализации инновационного проекта на предприятии ПАО «ЧЦЗ».
В магистерской диссертации объектом исследования является ПАО “Челябинский цинковый завод”. Предметом исследования является деятельность предприятия в области инноваций и обеспечения конкурентоспособности.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цели и задачи магистерской работы, объект и предмет исследования. В первой главе исследованы теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия. Во второй рассмотрены особенности конкуренции субъектов рынка цветной металлургии. В третьей главе проведена оценка инновационного потенциала ПАО «ЧЦЗ». В заключении обобщены выводы и предложения. Список литературы насчитывает 35 источников.
На основании рассмотренного в первой главе теоретического материала были сделаны следующие выводы.
Превосходство в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурентами, является конкурентным преимуществом предприятия. Конкурентный потенциал включает себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности предприятия. Исходя из вышеизложенного, можно увидеть взаимосвязь между понятиями конкурентный потенциал, конкурентные преимущества и конкурентоспособность. Конкурентное преимущество является причиной, конкурентоспособность следствием, а конкурентный потенциал — это основа, без которой невозможно выиграть в конкурентной борьбе за потребителя.
Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию, а инновационный процесс — это процесс создания, освоения и распространения инноваций. Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т. к. собственно инновация является одним из компонентов инновационного процесса. Для оценки возможных последствий от применения инноваций, необходимо учитывать различные виды эффекта: экономический, ресурсный, социальный, экологический и др. При оценке эффективности инновационного проекта сопоставление разновременных показателей осуществляется путём дисконтирования.
На основании проведённой оценки конкурентоспособности предприятий цветной металлургии можно сделать следующие выводы.
Отрасль цветной металлургии России является одной из наиболее важных для национальной экономики отраслей. На выпуск конкурентоспособной продукции отрасли влияет низкая стоимость топливно-энергетических ресурсов, низкий уровень заработной платы и большие запасы полезных
ископаемых на территории России. Выпуску конкурентоспособной продукции российским компаниям мешают низкая производительность труда и высокий износ основного оборудования. Высокая концентрация производства в отрасли цветной металлургии приводит к необходимости государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Регулирование металлургической отрасли и предприятий необходимо для того, чтобы не образовывались монополии, не нарушались экологические нормы, проводилась модернизация производства.
На основании проведённого анализа приоритетных направлений повышения конкурентоспособности ПАО «Челябинский цинковый завод» можно сделать выводы, что предпринимаемые руководством предприятия действия по обеспечению завода собственной сырьевой базой приведут к снижению затрат и увеличению конкурентоспособности продукции. Принятые программы и соглашения в сфере экологической безопасности, а также соответствие производства международным экологическим стандартам повысят конкурентоспособность предприятия, так как в металлургической отрасли все сильнее ощущается давление со стороны потребителей, требующих повышения экологических характеристик производственных процессов. Компания многое делает для сохранения и развития коллектива. Она предоставляет бесплатное обучение, как на базе собственного учебного центра, так и в учебных заведениях среднего профессионального образования и вузах. Для стимуляции сотрудников к рационализаторской деятельности на Челябинском цинковом заводе введена система материального поощрения. На предприятии проводится постепенная замена и модернизация устаревшего оборудования.
На основании проведённого анализа деятельности ПАО «ЧЦЗ» во второй главе работы было установлено, что компания нуждается в инновационных проектах для повышения конкурентоспособности. Учитывая это, был разработан проект технологии флотации цинковых кеков с применением флотомашины колонного типа КФМ-600. На основании внедрения предложенного проекта может быть получен экономический эффект 355,7 млн. рублей Эти средства могут быть направлены на обновление основных средств и пополнение оборотных фондов предприятия.
Превосходство в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурентами, является конкурентным преимуществом предприятия. Конкурентный потенциал включает себя совокупность располагаемых природных, материальных, трудовых, финансовых и нематериальных ресурсов и возможности предприятия. Исходя из вышеизложенного, можно увидеть взаимосвязь между понятиями конкурентный потенциал, конкурентные преимущества и конкурентоспособность. Конкурентное преимущество является причиной, конкурентоспособность следствием, а конкурентный потенциал — это основа, без которой невозможно выиграть в конкурентной борьбе за потребителя.
Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию, а инновационный процесс — это процесс создания, освоения и распространения инноваций. Понятие «инновационного процесса» шире понятия «инновации», т. к. собственно инновация является одним из компонентов инновационного процесса. Для оценки возможных последствий от применения инноваций, необходимо учитывать различные виды эффекта: экономический, ресурсный, социальный, экологический и др. При оценке эффективности инновационного проекта сопоставление разновременных показателей осуществляется путём дисконтирования.
На основании проведённой оценки конкурентоспособности предприятий цветной металлургии можно сделать следующие выводы.
Отрасль цветной металлургии России является одной из наиболее важных для национальной экономики отраслей. На выпуск конкурентоспособной продукции отрасли влияет низкая стоимость топливно-энергетических ресурсов, низкий уровень заработной платы и большие запасы полезных
ископаемых на территории России. Выпуску конкурентоспособной продукции российским компаниям мешают низкая производительность труда и высокий износ основного оборудования. Высокая концентрация производства в отрасли цветной металлургии приводит к необходимости государственного регулирования в условиях рыночной экономики. Регулирование металлургической отрасли и предприятий необходимо для того, чтобы не образовывались монополии, не нарушались экологические нормы, проводилась модернизация производства.
На основании проведённого анализа приоритетных направлений повышения конкурентоспособности ПАО «Челябинский цинковый завод» можно сделать выводы, что предпринимаемые руководством предприятия действия по обеспечению завода собственной сырьевой базой приведут к снижению затрат и увеличению конкурентоспособности продукции. Принятые программы и соглашения в сфере экологической безопасности, а также соответствие производства международным экологическим стандартам повысят конкурентоспособность предприятия, так как в металлургической отрасли все сильнее ощущается давление со стороны потребителей, требующих повышения экологических характеристик производственных процессов. Компания многое делает для сохранения и развития коллектива. Она предоставляет бесплатное обучение, как на базе собственного учебного центра, так и в учебных заведениях среднего профессионального образования и вузах. Для стимуляции сотрудников к рационализаторской деятельности на Челябинском цинковом заводе введена система материального поощрения. На предприятии проводится постепенная замена и модернизация устаревшего оборудования.
На основании проведённого анализа деятельности ПАО «ЧЦЗ» во второй главе работы было установлено, что компания нуждается в инновационных проектах для повышения конкурентоспособности. Учитывая это, был разработан проект технологии флотации цинковых кеков с применением флотомашины колонного типа КФМ-600. На основании внедрения предложенного проекта может быть получен экономический эффект 355,7 млн. рублей Эти средства могут быть направлены на обновление основных средств и пополнение оборотных фондов предприятия.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - Внедрение инноваций как фактор повышения
конкурентоспособности предприятия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИИ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Инновационная деятельность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия
Магистерская диссертация, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Разработка и внедрение организационно-управленческих инноваций в рамках оптимизации бизнес-процессов строительной организации
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование методов управления предприятием как средство повышения конкурентоспособности (Омский государственный институт сервиса)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2018 - Конкурентоспособность нефтегазохимического сектора экономики Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019



