Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения зарубежных технологий организации образовательного процесса в детских образовательных учреждениях 9
1.1 Сущность понятия «технология» и современное поле интерпретаций 9
1.2. Особенности организации образовательного процесса в детских
образовательных учреждениях 14
1.3 Зарубежные образовательные технологии: опыт и проблемы использования 21
Выводы по 1 главе 36
Глава II. Экспериментальное исследование по внедрению зарубежных технологий организации образовательного процесса в детских образовательных учреждениях 38
2.1. Организация и методика исследования 38
2.2. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных образовательных
технологий 40
2.3. Анализ результатов фокус-групп 48
2.4. Методические рекомендации по внедрению зарубежных технологий организации образовательного процесса в детских ДОО 51
Выводы по 2 главе 60
Заключение 62
Список использованных источников 65
В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется эффективностью осуществления инновационных процессов в образовательных учреждениях. Первостепенное значение в этом процессе приобретает повышение качества проводимых инновационных процессов в системе дошкольного образования, так как оно является первой ступенью непрерывной образовательной системы.
Дошкольное образование - явление социальное и по своему назначению должно готовить детей к жизни, реализации разнообразных ролей в контексте «личность-семья-общество». Но в актуальных социально-экономических условиях проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения резко обострились: невозможность для многих детей приобщиться к различным, ранее доступным формам образования; сокращение числа учреждений дошкольного базового и дополнительного образования; мест отдыха для детей и подростков, рост числа беспризорных и проявлений жестокого обращения с детьми, низкий социальный статус родителей - эти проблемы негативно отразились на уровне физического, психического и социального здоровья детей и подростков.
Следует отметить, что, несмотря на своеобразие путей развития педагогической науки и практики, системы дошкольного образования различных стран мира стремятся к разрешению этих общих для всех проблем. [14] Речь идет об определении содержания, форм, средств и методов, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального развития детей. Анализ литературы показал, что зарубежные программы дошкольного образования в большинстве своем направлены на интегрированный характер учебного курса. Например, дошкольные программы Великобритании и США, признавая самоценность детства, рассматривают его как часть жизни, а не как подготовку к обучению на следующей ступени жизни, ребенок воспринимается как целостное существо, все стороны развития которого взаимосвязаны. Поэтому обучение не разделяется на отдельные дисциплины.
К вопросам педагогической инновации в нашей стране обращались в своем научном поиске Б.С. Гершунский, И.Г. Дубов, В.И. Журавлев,
B. И. Загвязинский, А.И. Пригожин и др. Научно-психологические основы инновационного образования применительно к дошкольной ступени исследованы в трудах Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, A. Леонтьева,
C. Рубинштейна и другие. В области педагогической теории широко известны работы А.П. Усовой о проблемах содержания, формах и методах подготовки детей к обучении в школе. Раскрывая сущность педагогической инновации A.A. Арламов, А.Н. Бойко, Г.В. Воробьев, A.M. Г ельмонт, A.B. Лоренсов, М.М. Поташник, О.Г. Хомерики, А.Я. Найн и другие отмечают, что, в зависимости от широты и глубины инновационных процессов, можно говорить как о массовых, крупных, глобальных, систематических, фундаментальных, стратегических, глубоких нововведениях, так и о частных новшествах. [45] Все это приводит нас к необходимости переосмысления советского и российского опыта, и осторожным, осмысленным заимствованиям зарубежных разработок.
Анализ теории и практики образовательной деятельности свидетельствует, что более всего инновационные процессы касаются педагогических технологий, организации управления образованием. Особенно если речь идет о внедрении новой, нетрадиционной системы образования детей. Грамотно составленные модели воспитательнообразовательного процесса в детском саду служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
В то же время анализ теории и практики образования свидетельствует о том, что требуется новый подход к разработке принципов и технологии содержания образования. Ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным образовательным учреждениям. [47] Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям
деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Предпринимаемые в последние годы педагогами попытки обновления и совершенствования содержания деятельности дошкольных образовательных учреждений с помощью внесения в нее локальных или модульных изменений за счет зарубежных образовательных программ зачастую не демонстрирует той эффективности, на которую рассчитывают авторы изменений. Помимо педагогов интерес проявляют и родители, подтверждая тем самым наличие социального заказа на такого рода перемены.
Это делает актуальным реализацию системных изменений и исследование условий реализации модернизированных образовательных программ. Поэтому проблемы содержания и условий реализации зарубежных технологий организации образовательного процесса сейчас весьма актуальны.
Все вышесказанное высвечивает определенные противоречия между признанием необходимости переосмысления организации образовательного процесса в детских дошкольных образовательных учреждениях и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике отечественной педагогики.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Зарубежные технологии организации образовательного процесса в детских дошкольных образовательных организациях».
Объект исследования — технологии организации образовательного процесса в детских дошкольных образовательных учреждениях.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия внедрения зарубежных технологий в организацию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель исследования - определить организационно-педагогические условия внедрения зарубежных технологий в организацию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: зарубежные и традиционные отечественные технологии организации образовательного процесса имеют ряд отличий в содержании, формах, методах и условиях организации, которые определяют возможности и перспективы внедрения зарубежных технологий в детские дошкольные образовательные учреждения России.
В соответствии с целью и гипотезой исследования в работе были поставлены и решались следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности проблемы исследования;
2. Осуществить анализ отечественных и зарубежных технологий организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях России и других стран;
3. Изучить опыт адаптации зарубежных технологий организации образования в отечественных дошкольных учреждениях;
4. Выявить эффективность предложенных условий внедрения зарубежных технологий организации образовательного процесса в детских образовательных учреждениях.
Методологической основой исследования являются исследования педагогических систем (В.П. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Е.Д. Божович, Б.С. Гершунский, Т.П. Щедровицкий и др.); педагогические инновации (В.И. Генецинский, В.И. Загвязинский, В.Я. Ляудис, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Н.Р. Юсуфбекова и др.). Научная разработка зарубежных технологий организации образовательного процесса в детских образовательных учреждениях представлена в трудах Пегова В.А., Краних Э.М., Штокмайер К., Хилтунен Е., Сумнительная С.И. В их работах описаны зарубежные технологии, тенденции их внедрения и продуктивность образовательного процесса.
При решении поставленных задач используется комплекс взаимосвязанных методов исследования:
• теоретический анализ философской и психолого
педагогической литературы по проблеме исследования;
• изучение документации образовательных учреждений и
органов управления образованием;
• беседа, прямое и косвенное наблюдение;
• систематизация и обобщение результатов инновационной
работы дошкольных образовательных учреждений;
• сравнительно-сопоставительный анализ технологий
организации образовательного процесса.
Исследование проводится на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №376 комбинированного вида («Катюша»)» Московского района г. Казани. В исследовании приняли участие педагоги (12 человек) и родители воспитанников (9 человек).
Анализ документации включает образовательную программу московского детского сада, работающего на принципах вальдорфской педагогики, «Березка» и примерную основную образовательную программу, составленную на основе ФГОС, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы».
Теоретическая значимость исследования. Было проведено сравнение организации образовательного процесса в России на основе ФГОС и распространенной зарубежной вальдорфской технологии. Это позволило дать содержательную характеристику условий внедрения зарубежных образовательных технологий в российских детских садах, внутренней организации деятельности учреждения, в содержании и технологии дошкольного образования.
Практическая значимость исследования. Нами были выделены и описаны следующие условия внедрения зарубежных технологий: преодоление консервативного отношения к образованию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей воспитанников дошкольных учреждений; широкое и полное информирование родителей о содержании, формах, возможностях современного дошкольного образования и предъявляемых к нему требованиях; решение вопросов финансирования внедрения инноваций частями, модульно или полностью; формирование позитивного настроя у администрации детских дошкольных образовательных учреждений на развитие инновационных процессов, в том числе и со стороны государства.
Разработанные педагогические условия могут быть рекомендованы к использованию в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования и повышению квалификации работников дошкольных учреждений.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-ух глав включающих в себя 3 и 4 параграфа соответственно, заключения, библиографического списка, состоящего из 52 источника, и 2 приложений.
В процессе работы были выполнены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить состояние разработанности проблемы исследования;
2. Осуществить анализ отечественных и зарубежных технологий организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях России и других стран;
3. Изучить опыт адаптации зарубежных технологий организации образования в отечественных дошкольных учреждениях;
4. Выявить эффективность предложенных условий внедрения зарубежных технологий организации образовательного процесса в детских образовательных учреждениях.
На этапе исследования была подтверждена гипотеза: предположение о том, что зарубежные и традиционные отечественные технологии организации образовательного процесса имеют ряд отличий в содержании, формах, методах и условиях организации, которые определяют возможности и перспективы внедрения зарубежных технологий в детские дошкольные образовательные учреждения России.
При решении 1 и 2 задач нами было выбрано определения понятий «педагогическая технология», на которое мы опирались во время нашей работы. Также нами были изучены актуальный ФГОС ДО, зарубежные образовательные технологии.
Для выполнения 3 задачи мы проанализировали две образовательные программы «От рождения до школы» и «Березка». Первая программа составлена на основе актуального российского ФГОС ДО, вторая основывается на вальдорфской педагогике. Обе изученные программы имеют ряд сходств и различий. Существенным отличием является описание принципов и подходов к работе с детьми; отношение к образовательному процессу; целевые установки и способы мониторинга достижений. Программа «От рождения до школы» рассматривая процесс обучение не изолирует его от детской деятельности в саду вообще, но все же выделяет его в отдельное направление деятельности. Вальдорфская педагогика рассматривает обучение как процесс параллельный всему остальному, включенный в каждую деятельность дошкольника. Обе программы особо уделяют внимание созданию развивающее среды, описывая даже интерьер групп. Серьезно различается и подход к работе с детьми разного возраста.
В соответствии с 4 задачей исследования нами были проведены две фокус-группы с родителями воспитанников детского сада и педагогами. Проведенные замеры позволили нам сформировать методические рекомендации по внедрению зарубежных технологий в организацию образовательного процесса дошкольных учреждений. Основными рекомендациями являются:
- внедрение зарубежной технологии должно осуществляться под конкретный авторский замысел, в основе её лежат психолого-педагогические идеи, ценностные ориентации, установки автора. А значит автор должен обладать соответствующей квалификацией;
- технологическая цепочка выстраивается в строгом соответствии с поставленной целью и должна гарантировать достижение определенного результата, который прописывается в формате целевых установок и форм контроля их достижения;
- успешное функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника в контексте выбранной зарубежной технологии и по ее принципам;
- поэтапное и последовательное воплощение элементов технологии организации образовательного процесса должно быть воспроизводимо любым воспитателем, включенным в процесс внедрения выбранной зарубежной технологии;
- «творческое воплощение» опыта искажает конечный результат, а потому личный опыт каждого педагога должен включаться во внедряемую технологию строго дозировано и под контролем управляющего процессом внедрения;
- внедрение технологии должно быть согласованно со всеми заинтересованными сторонами, чтобы избежать вмешательство консервативно настроенных родителей или педагогов;
- финансовая сторона внедрения должна быть продумана заранее;
- технология сопровождается диагностическими процедурами и предполагает наличие диагностического инструментария.
Среди основных условий для успешного внедрения зарубежных технологий на основании результатов анализа как психолого-педагогической литературы, так и выбранных нами образовательных программ и проведенных фокус-групп, нами были выделены следующие:
- преодоление консервативного отношения к образованию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей воспитанников дошкольных учреждений;
- широкое и полное информирование родителей о содержании, формах, возможностях современного дошкольного образования и предъявляемых к нему требованиях;
- решение вопросов финансирования внедрения инноваций частями, модульно или полностью;
- формирование позитивного настроя у администрации детских дошкольных образовательных учреждений на развитие инновационных процессов, в том числе и со стороны государства.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Цель работы была достигнута
1. Аверченко Л. К. Психология и педагогика: Учебное пособие / Аверченко Л. К., Николаенко В.М., Залесов Г. М.; под ред. В. М.Николаенко. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 175 с.
2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать /Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 1979.-255 с.
3. Азбукин В. О концепции дошкольного воспитания /В. Азбукин //Дошкольное воспитание. 1990. - №7. - С.34-38.
4. Андреева В. Проблемы обновления системы дошкольного образования на современном этапе /В. Андреева, Р. Стеркина//Дошкольное воспитание. 1991. - №4. - С.33-36.
5. Андреева В. Старая новая проблема: школа детский сад /В. Андреева //Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С.4-11.
6. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности /О. Артамонова //Дошкольное воспитание. 1995. - №4. - С.37-40.
7. Асмолов А. О программно-методическом обеспечении дошкольного образования в контексте педагогики развития /А. Асмолов //Дошкольное воспитание. 1995. - №7. - С.2-8.
8. Басова, Н.В. Вальдорфская педагогика. Педагогика и практическая психология: учебное пособие / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 416 с.
9. Белая, К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве /К.Ю. Белая //Дошкольное воспитание. 1997. - №9. - С.26-31.
10. Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам /К.Ю. Белая. М.: Новая школа, 2001. - 304 с.
11. Борисов, П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования: монография /П.П. Борисов. М.: Академия,
1998. - 152 с.
12. Богославец, Л.Г. Мотивационное программно-целевое управление дошкольным образовательным учреждением в 21 веке: проблемы и перспективы: мат. науч.-практ. конф. М.: Астрель, 2001. - 101 с.
13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1991. 219 с.
14. Вальдорфская педагогика: Антология [сост. А.А.Пинский и др.] М.: Просвещение, 2003. - 494 с.
15. Воронин, A.M. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях Брянской области/ A.M. Воронин, В.Г. Илларионов Брянск, 1996. -С. 1014.
16. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл; Эксмо,
2006. - 512 с.
17. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: в 6 т.- Т. 4. - / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-432.
18. Гаузнер Г. Инновационная стадия развития: новая модель
использования «человеческих ресурсов» /Г. Гаузнер, Н. Иванов //Проблемы теории и практики управления. 1994. - №1. - С.71-76.
19. Гончарова О. В., Карташова М. Г., Красева А. Р. и др. Театральная палитра: программа художественно-эстетического воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
20. Дамовска Л. Вальдорфская педагогика и дети, нуждающиеся в коррекционном обучении // СДО. 2013. №6 (38). С.76-78
21. Данилюк А. Я., Кондакова А. М., Тишков В. А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с
22. Дахин, А. Н. «В Калифорнии я лучше понял особенности российского
образования» / А. Н. Дахин // Сибирский педагогический журнал. -2006.- №1.- с. 170 - 181.
23. Денисова, Р.Р. Детский сад по-японски // Управление ДОУ. 2003, №5.
24. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил.
25. Дубровина И.В. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. Дубровиной И. В. -М.: Педагогика, 1987 - 400 с.
26. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса в развитии. - М.: Педагогика, 1989 - 240 с.
27. Дюков В.М. О моделях трансляции инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1.
28. Едигарева Ю.Г. Использование метода фокус-групп в социологическом исследовании организационной / корпоративной культуры // Вестник СГТУ. 2010. №1. С.295-298
29. Железнова С.В. Что мы знаем о девочках и мальчиках? // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2.
30. Жеравина А.Н., П. И. Макушин и «Детский сад по методе Фребеля» в Томске // Вестн. Том. гос. ун-та. 1999. №268. С.14-19
31. Загвоздкин В. Вальдорфская школа в России и за рубежом //Учительская газета. 1998. 14 окт. № 42. С. 8-9.
32. Загвоздкин В.К. Педагогическая биография Рудольфа Штайнера/ В.К. Загвоздкин //Педагогика. - 2000. - №3. - С. 75-81.
33. Зебзеева, В.А. Дошкольное образование за рубежом: история и современность / В.А. Зебзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
34. Ионова Е.Н. Вальдорфская педагогика: теоретико
методологические аспекты / Е.Н. Ионова: [монография]. - Харьков: Бизнес-Информ, 1997. - 300 с.
35. Качалина С. С. Организация системы педагогического просвещения родителей учащихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 42» г. Пензы // Семья и школа: пути взаимодействия. Материалы региональной научно-практической конференции. Пенза, 2002. С. 59-62.
36. Кваша, В.П. Управление инновационными процессами в образовании: автореф. дис. . канд. пед. наук /В.П. Кваша. Минск, 1994. - 20 с.
37. Киселев, А.Ф. Российское образование на современном этапе: проблемы и перспективы развития / А.Ф.Киселев. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы,- М.: Гном и Д. 2002. С. 9
15.