Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у учеников младших классов.

Работа №64932

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
1.1. Сущность универсальных учебных действий 9
1.2. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 16
1.3. Проектная деятельность, как одно из необходимых условий формирования познавательных универсальных учебных действий 25
1.4. Метод проектной деятельности в урочное и внеурочное врем 46
Выводы по 1 главе 54
Глава 2. Опытно - экспериментальное исследование формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках в начальной школе.
2.1. Диагностика уровня познавательных универсальных учебных действий у учеников начальной школы 56
2.2. Методика использования проектной деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших
школьников на уроках математики 66
2.3. Результаты контрольного эксперимента по формированию познавательных универсальных учебных действий 78
2.4. Рекомендации по использования метода проектной деятельности с учащимися младшего школьного возраста 83
Выводы по 2 главе 96
Заключение 98
Библиография 106



Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности -
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег
Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, встает задача овладения накопленным опытом человечества. Для этого необходимо усвоить определенные способы учебной деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования. Ведь без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом морально-эмоциональных отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта этих отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитательная задачи реализуются в органическом единстве.
Модернизация общего образования требует разработки новой модели начальной школы, перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача
образования: научить ученика деятельности решения задач, решения проблем в различных сферах жизнедеятельности.
Универсальными способами учебной познавательной деятельности являются универсальные учебные действия, которые можно определить как совокупный компонент ключевой образовательной компетенции, представленный способностью школьника быть субъектом деятельности, которая позволяет активно и сознательно управлять ходом своей учебной деятельности. Результатом формирования универсальных учебных действий учащихся является личность школьника, наделенная такими характеристиками как самоорганизуемость, самообразованность и саморазвиваемость, т.е. компетентность в сфере образования.
Классическая педагогика прошлого утверждала - ” Смертельный грех учителя - быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Познавательное действие - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В действие включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.
Формирование познавательных универсальных учебных действий — одно из актуальных направление работы современной школы. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этого вопроса и осуществление её практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных универсальных учебных действий школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Универсальные учебные действия находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает ими комплексно. Универсальные учебные действия и составляют синтезированное понятие «умение учиться». Впервые программа формирования умения учиться была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Л. Е. Журовой, Г. А. Цукерман и др.
Актуальность рассмотрения данной темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует повышению качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике, в самостоятельной деятельности по получению новых знаний, созданию проектов и решению задач.
Исходя из актуальности проблемы, мной выбрана тема исследования «проектная деятельность как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у учеников младших классов».
Выше говорилось, что компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Исходя из этого, обучение не должно стать моделью реальной жизни. Одним из вариантов может стать обращение к методу проектной деятельности как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Сущность проектной деятельности заключается в необходимости решения нескольких интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Ценным в данном виде деятельности является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Т.е. основным общеучебным умениям и навыкам.
Поэтому, считаю необходимым уточнить цель: раскрыть
возможности применения метода проектной деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников и возможности его реализации в урочной и внеурочной работе.
Гипотеза исследования — использование проектной деятельности на уроках в начальной школе повышает уровень формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Объектом работы является проектная деятельность как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет — методика применения проектной деятельности в учебном процессе для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
В соответствии с проблемой и предметом выделяются следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
2. Опытно-экспериментальным путем провести диагностику уровня формирования познавательных универсальных учебных действий у учеников начальной школы.
3. Разработать методику использования проектной деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
• изучение и обобщение педагогического опыта;
• педагогическое наблюдение;
• педагогический эксперимент;
• анализ результатов ученической деятельности;
• устный и письменный опрос учащихся;
• тестирование;
• анализ результатов исследования.
Практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников при изучении различных дисциплин вне зависимости от образовательной системы.
В ходе исследования были осуществлены 6 последовательных этапов:
1 этап: аналитический (изучение педагогической и методической литературы по теме, анализ существующей практики по вопросу развития универсальных учебных действий и организации проектной деятельности).
2 этап: диагностический (выявление недостатков в уровне
сформированное™ универсальных учебных действий, определение способов по их устранению).
3 этап: проектный (моделирование подхода к формированию
универсальных учебных действий).
4 этап: организационный (отработка содержания деятельности,
создание необходимых условий для воплощения на практике разработанной методики).
5 этап: практический (внедрение разработанной методики
использования проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий, контроль над ходом реализации программы).
6 этап: обобщающий (итоговый контроль исследования, анализ его результатов, корректировка подхода способа формирования универсальных учебных действий).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
В ходе исследования был проведен анализ психолого-педагогической литературы и рассмотрены возрастные особенности формирования познавательных УУД у младших школьников. Анализ литературы показал, что в младшем школьном возрасте у человека происходят существенные физиологические и психологические изменения. С началом обучения в школе психологи связывают кризис 7 лет. Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, оно опосредствуется обобщенным переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях. Особенности восприятия и памяти в данном возрасте предопределяют критерии отбора содержания. Хорошие результаты дает обучение с игрой. Здесь максимально проявляются инициативность, самодеятельность, способность к конкуренции школьников.
В младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов(память, внимание, воображение). Так же в данный возрастной период формируется нагляднообразное мышление. Ученые отмечают развитие метакогнитивных способностей, которыми пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти. Учебная деятельность становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими.
После определения необходимых условий для формирования познавательных УУД младших школьников, было проведено опытно-экспериментальное исследование для определения уровня сформированности познавательных УУД.
Показателями сформированности познавательных универсальных учебных действий на основании:
- логические операции;
- определение количества слов в предложении;
- учет позиции собеседника;
- умение договариваться, аргументировать;
- взаимный контроль, взаимопроверка;
Исследование состояло из 3 этапов:
1 этап - констатирующий эксперимент - диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. На этом этапе использовались методики диагностики педагогов Ж.Пиаже, А. Шеминьска, С.Н.Карпова, Г.А.Цукермана. Диагностика определяла уровень сформированности основных показателей познавательных УУД.
2 этап - формирующий эксперимент - формирование познавательных универсальных учебных действий с использованием проектной деятельности в учебном процессе;
В ходе проведение 2 этапа опытно-экспериментального исследования была использована разработанная методика формирования познавательных
УУД через проектную деятельность. Основным направление эксперимента было внедрение проектной деятельности в учебный процесс для создания благоприятных условий формирования познавательных УУД. В ходе эксперимента учащиеся познакомились с проектной деятельностью, что позволило им формировать основы творческого потенциала и развития личности.
В данном исследовании нами был разработан комплекс занятий, который включал в себя 4 блока и предполагал теоретические занятия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников:
1. Самоопределение в деятельности.( организовывалось стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы.
2. Учебно-познавательной деятельности. (организовывалось освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания).
3 .Интеллектуально-преобразовательной деятельности.
(организовывались выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирали способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и организовывались самостоятельно для выполнения ситуативного задания).
4. Рефлексивной деятельности. (организовывалось соотношение полученных результатов с поставленной целью и проводился самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы).
3 этап - контрольный эксперимент - повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. Для проведения данного эксперимента использовалась та же методика диагностики, что и в формирующем эксперименте. Результаты диагностики
показали положительные динамику уровня сформированности познавательных УУД у учащися экспериментального класса. Что позволаяет сделать вывод о пользе применения проектной деятельности в процессе обучения на уроках начальной школы.
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно:
Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно - внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Метод проектной деятельности - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации,
всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. С этой точки зрения хороший проект должен:
- иметь практическую ценность;
- предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
- быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при его завершении;
- быть гибким в направлении работы и скорости её выполнения;
- предполагать возможность решения актуальных проблем;
- давать ребёнку возможность учиться в соответствии с его способностями;
- содействовать проявлению способностей ученика при решении задач более широкого спектра;
- способствовать налаживанию взаимодействия учеников.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении обеспечивает формирование и развитие универсальных
учебных действий у школьников, способствует овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для повышения качества образовательного процесса.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.



1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. - 2005. - №6.
3. Брыкова О.В., Громова Т.В. «Проектная деятельность в учебном процессе» - М., 2006.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
5. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. М.: Просвещение. - 2010.
6. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1991.2.
7. Г оспозникова М.К. Проектная деятельность учащихся. Начальная школа. Волгоград: Учитель. - 2009.
8. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2
9. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. - 1995. - №6.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996.
11. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников и др.
12. Закирова- Зиева Е. Мини-проекты как один из способов реализации деятельностного подхода./ Начальная школа, №22, 2010. - с.38- 42
13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. - 2004. - №2.
15. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
16. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование. - 2005, №2.
17. Макарова Е.Н. Проектная деятельность в начальных классах. - festival.1 september.ru/articles/417564/
18. Матяттт Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 2004.
19. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
20. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Издательство «Учитель». - 2009.
21. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. - М.: Вентана-Графф, 2003.
22. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование.
Международный специальный выпуск журнала: Технологическое
образование. 1996.
23. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
24. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
25. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
26. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М. - 2008.
27. Примерные программы начального общего образования. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2003.
28. Романовская М.Б. «Метод проектов в образовательном процессе» - М., 2007.
29. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
30. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии.
31. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. - 1998.
32. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
33. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. - 2003. - №6.
34. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
36. Чернявская Т.И. Проектная деятельность в начальных классах. - Фестиваль «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/articles/511157/
37. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. Организация проектной деятельности в школе. - Волгоград: Учитель. - 2009.
38. Шлинке Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся Начальная школа. 2008. № 9.
39. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2003.
40. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2005.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности
1. http://khutorskoy.ru
2. http://www.educom.ru
3. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях.
4. http://schools.keldysh.ru
5. http://www.eidos.ru
6. http://festival.1september.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ