УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и методические основы бухгалтерского учета 6 расчетов с покупателями и заказчиками
1.1. Особенности организации учёта и основные этапы учётного цикла
расчётов с покупателями и заказчиками на предприятиях 6
1.2. Нормативное регулирование расчетов с покупателями и закзачиками 12
2. Организационно — экономическая характеристика ООО "Х" 23
2.1.Организационная характеристика ООО "Х" 23
2.2. Анализ основных экономических показателей ООО "Х" 31
2.3. Организация ведения бухгалтерского учета в ООО "Х" 37
3. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями ООО "Х" 46
3.1. Документальное оформление учета расчетов с покупателями 46
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и 50 заказчиками в ООО "Х"
3.3. Инвентаризация дебиторской задолженности в ООО "Х" 57
3.4. Пути совершенствования бухгалтерского учета дебиторской 63
задолженности в ООО "Х"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
1. Теоретические и методические основы бухгалтерского учета 6 расчетов с покупателями и заказчиками
1.1. Особенности организации учёта и основные этапы учётного цикла
расчётов с покупателями и заказчиками на предприятиях 6
1.2. Нормативное регулирование расчетов с покупателями и закзачиками 12
2. Организационно — экономическая характеристика ООО "Х" 23
2.1.Организационная характеристика ООО "Х" 23
2.2. Анализ основных экономических показателей ООО "Х" 31
2.3. Организация ведения бухгалтерского учета в ООО "Х" 37
3. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями ООО "Х" 46
3.1. Документальное оформление учета расчетов с покупателями 46
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и 50 заказчиками в ООО "Х"
3.3. Инвентаризация дебиторской задолженности в ООО "Х" 57
3.4. Пути совершенствования бухгалтерского учета дебиторской 63
задолженности в ООО "Х"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Как известно, наш мир находится в постоянной динамике. Не всегда динамичность проявляется как положительный фактор.В связи с кризисными ситуациями, волнами финансовых неурядиц, в нашей стране усугубилось состояние экономики. Все это сказалось не лучшим образом на деятельности российских предприятий. Большинство покупателей и заказчиков стали неплатежеспособными, что и привело к увеличению дебиторской задолженности. Исходя из этого, поиск новых путей взаимодействия между предприятиями, а именно, совершенствование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками, приобрело актуальность и значимую необходимость.
В настоящее время остро стоит вопрос раскрытия основных путей совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками. Ввиду того, что оборот хозяйственных средств непременно оказывает большое воздействие в деятельности любого предприятия, от качества расчётов с покупателями и заказчиками зависит не только производительность субъекта хозяйственной деятельности, но также характерной особенностью, в общей сложности, является финансовая устойчивость.
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками является одним из главных компонентов системы бухгалтерского учета. Кроме того, он считается самым сложным участком учетной работы бухгалтерии каждого субъекта экономики.
Следует отметить, что ввиду развития хозяйственных связей и усложнения взаимоотношений с покупателями и заказчиками, каждая организация должна постоянно совершенствовать процедуры учета и контроля над состоянием расчетов с покупателями и заказчиками. Хочется отметить, что в современных условиях, бухгалтер оказывает значимое влияние в состоянии экономики любого хозяйствующего субъекта. Знание бухгалтера всех аспектов ведения расчетов с покупателями и заказчиками, умение быстро ориентироваться в любой ситуации, принятие своевременных правильных решений, разработка перспективных планов развития, контроль,
5 оценка — все это благоприятно может повлиять на экономическое положение предприятия.
Таким образом, для каждого экономического субъекта учет расчетов с покупателями и заказчиками является важным компонентом. Правильная организация и контроль над состоянием расчетных операций, их документальное оформление, своевременное их отражение на счетах бухгалтерского учета, обеспечивают устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины, а также улучшению ее финансового состояния.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что выпускная квалификационная работа на тему является, бесспорно, актуальной.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования учета расчётов с покупателями и заказчиками, снижения дебиторской задолженности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- рассмотреть теоретические и методические основы бухгалтерского учета расчётов с покупателями и заказчиками;
- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- изучить ведение бухгалтерского учета расчётов с покупателями и заказчиками на исследуемом предприятии.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Стригуновский свинокомплекс», предметом исследования - дебиторская и кредиторская задолженность покупателей.
Теоретической и методологической основой работы послужили нормативные и законодательные акты, отечественная и зарубежная научная и учебная литература, периодические издания в области бухгалтерского учета таких ученых как Ю.А. Бабаев И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова Л.А. Елина Н.Н. Лавренова Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова, Н.В. Парушина Л.А. Мельникова, Д.А. Харти и многие другие.
Период исследования 2015 - 2017 годы.
Источниками информации для проведения исследования являются данные бухгалтерского учета и годовая бухгалтерская отчетность ООО "Х" за период 2015-2017 годы: учетная политика, первичные документы, учетные регистры по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Обработка информации и в целом выполнение выпускной квалификационной работы производилось с использованием таких методов исследования, как системный подход, синтез, вертикальный и горизонтальный анализ, индексный анализ и метод сравнения, формальная, арифметическая и нормативная, встречная проверка и других методов. В процессе сбора информации использовался метод опроса работников бухгалтерии ООО "Х".
Работа изложена на 80 страницах компьютерного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, включает 11 таблиц, 4 рисунка, список использованной литературы насчитывает 57 наименований, к работе приложено 17 документов.
В настоящее время остро стоит вопрос раскрытия основных путей совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками. Ввиду того, что оборот хозяйственных средств непременно оказывает большое воздействие в деятельности любого предприятия, от качества расчётов с покупателями и заказчиками зависит не только производительность субъекта хозяйственной деятельности, но также характерной особенностью, в общей сложности, является финансовая устойчивость.
Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками является одним из главных компонентов системы бухгалтерского учета. Кроме того, он считается самым сложным участком учетной работы бухгалтерии каждого субъекта экономики.
Следует отметить, что ввиду развития хозяйственных связей и усложнения взаимоотношений с покупателями и заказчиками, каждая организация должна постоянно совершенствовать процедуры учета и контроля над состоянием расчетов с покупателями и заказчиками. Хочется отметить, что в современных условиях, бухгалтер оказывает значимое влияние в состоянии экономики любого хозяйствующего субъекта. Знание бухгалтера всех аспектов ведения расчетов с покупателями и заказчиками, умение быстро ориентироваться в любой ситуации, принятие своевременных правильных решений, разработка перспективных планов развития, контроль,
5 оценка — все это благоприятно может повлиять на экономическое положение предприятия.
Таким образом, для каждого экономического субъекта учет расчетов с покупателями и заказчиками является важным компонентом. Правильная организация и контроль над состоянием расчетных операций, их документальное оформление, своевременное их отражение на счетах бухгалтерского учета, обеспечивают устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины, а также улучшению ее финансового состояния.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать заключение, что выпускная квалификационная работа на тему является, бесспорно, актуальной.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление путей совершенствования учета расчётов с покупателями и заказчиками, снижения дебиторской задолженности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- рассмотреть теоретические и методические основы бухгалтерского учета расчётов с покупателями и заказчиками;
- дать организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- изучить ведение бухгалтерского учета расчётов с покупателями и заказчиками на исследуемом предприятии.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Стригуновский свинокомплекс», предметом исследования - дебиторская и кредиторская задолженность покупателей.
Теоретической и методологической основой работы послужили нормативные и законодательные акты, отечественная и зарубежная научная и учебная литература, периодические издания в области бухгалтерского учета таких ученых как Ю.А. Бабаев И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова Л.А. Елина Н.Н. Лавренова Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова, Н.В. Парушина Л.А. Мельникова, Д.А. Харти и многие другие.
Период исследования 2015 - 2017 годы.
Источниками информации для проведения исследования являются данные бухгалтерского учета и годовая бухгалтерская отчетность ООО "Х" за период 2015-2017 годы: учетная политика, первичные документы, учетные регистры по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Обработка информации и в целом выполнение выпускной квалификационной работы производилось с использованием таких методов исследования, как системный подход, синтез, вертикальный и горизонтальный анализ, индексный анализ и метод сравнения, формальная, арифметическая и нормативная, встречная проверка и других методов. В процессе сбора информации использовался метод опроса работников бухгалтерии ООО "Х".
Работа изложена на 80 страницах компьютерного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, включает 11 таблиц, 4 рисунка, список использованной литературы насчитывает 57 наименований, к работе приложено 17 документов.
Актуальность темы не вызывает сомнения , так как учет расчетов с покупателями и заказчиками является важнейшим показателем
хозяйственной деятельности организации, поскольку от него во многом зависит правильность расчета величины валового дохода от продажи, издержек обращения и суммы прибыли.
20 ноября 2005 года — в области по решению губернатора Евгения Степановича Савченко принята целевая программа «Развитие свиноводства на 2005-2010 годы». В это время начинается строительство и реконструкция первых свинокомплексов по промышленному производству мяса свинины. Одним из них является Общество с ограниченной ответственностью «Стригуновский свинокомплекс». Производственные площадки и головной офис которого расположены в Борисовском районе Белгородской области.
Основным источником информации о деятельности ООО "Х" является бухгалтерская отчетность, на основании которой можно судить об основных экономических показателях ООО "Х" по итогам его деятельности за 2017-2017 гг.
В 2017 году ООО "Х" осуществляло свою деятельность более успешно, чем в предыдущие годы. В 2017 году чистая прибыль предприятия составила 484727 тыс. руб., что больше показателя 2017 года на 308239 тыс. руб. или на 174,65%.
Несмотря на то, что численность работников увеличилась незначительно на 3 чел., однако был наблюдался рост производительности труда на 2658,4 тыс. руб. или на 45,92 %. ООО "Х" улучшило показатели своей деятельности благодаря наращивыанию объема производства продукции, привлечения новых клиентов, увеличения оборачиваемости денежных средств. Показатели фондовооруженности и фондоотдачи имеют положительную динамику, что говорит об эффективном использовании основных средств на предприятии.
Уровень рентабельности предприятия также имеет тенденцию роста и в отчетном году составил 61,3 %, что на 35,21 % больше показателя 2017 года.
ООО "Х" остается успешно функционирующим предприятием, работники которого с уверенностью смотрят в будущее и полны решимости наращивать темпы и объемы производства продукции при снижении ее себестоимости и достижении высокой рентабельности.
Реализация продукции в ООО "Х" покупателям и заказчикам производится на основании заключённых между ними договоров поставки или купли-продажи. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является следствием выполнения договорных обязательств предприятия в результате совершения сделки, по итогам которой продавец получает право требования на платеж. Основная форма расчетов, используемая на предприятии с покупателями и заказчиками - с использованием платежных поручений, некоторые покупатели рассчитываются с использованием векселей.
В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО "Х" ведется на одноименном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К данному счету в соответствии с рабочим планом счетов на предприятии открыты следующие субсчета: 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 62.2 «Расчеты по авансам полученным». Аналитический учет по счету 62 в ООО "Х" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету.
В результате изучения ведения на предприятии синтетического и аналитического учета расчетов с дебиторами выявлено полное соответствие учета установленным требованиям.
Однако, важно отметить, что в организации аналитического учета дебиторской задолженности в ООО "Х" недостатком является отсутствие информации по срокам её возникновения в разрезе каждого покупателя, что существенно снижает возможность эффективного управления расчетами. Для этого предлагается детализировать аналитический учет по счету 62 за счет
создания субсчета 62.4 «Просроченные расчеты», который позволит отслеживать просроченную дебиторскую задолженность. Такой пересмотр ведения аналитического учета позволит ООО "Х" не допускать возникновение необоснованной задолженности, повысить ее оборачиваемость.
В учетной политике ООО "Х" отсутствует конкретизация порядка отражения различных операций в отношении расчетов с покупателями и заказчикам, она представлена лишь в общих чертах. В отношении таких расчетов в учетной политике рекомендуется отразить: виды первичных документов, применяемых при расчетах с покупателями и заказчиками, а также процесс документооборота по данным расчетам; порядок и момент начисления дебиторской задолженности и ее погашения; процесс погашения покупателями просроченной дебиторской задолженности и отражение в учете данной операции; порядок и сроки проведения инвентаризации дебиторской задолженности.
При использовании на предприятии формы расчетов платежными поручениями не дает ООО "Х" гарантии, что дебитор оплатит задолженность. На наш взгляд, предприятию было бы выгодно производить расчеты в аккредитивной форме. Так, покупатель может быть уверен в сохранности своих денег, а ООО "Х" - в их наличии у покупателя, поскольку на момент отгрузки товара они находятся на аккредитиве, то есть ООО "Х" всегда будет иметь гарантию, что оплата поставленной продукции будет выполнена.
хозяйственной деятельности организации, поскольку от него во многом зависит правильность расчета величины валового дохода от продажи, издержек обращения и суммы прибыли.
20 ноября 2005 года — в области по решению губернатора Евгения Степановича Савченко принята целевая программа «Развитие свиноводства на 2005-2010 годы». В это время начинается строительство и реконструкция первых свинокомплексов по промышленному производству мяса свинины. Одним из них является Общество с ограниченной ответственностью «Стригуновский свинокомплекс». Производственные площадки и головной офис которого расположены в Борисовском районе Белгородской области.
Основным источником информации о деятельности ООО "Х" является бухгалтерская отчетность, на основании которой можно судить об основных экономических показателях ООО "Х" по итогам его деятельности за 2017-2017 гг.
В 2017 году ООО "Х" осуществляло свою деятельность более успешно, чем в предыдущие годы. В 2017 году чистая прибыль предприятия составила 484727 тыс. руб., что больше показателя 2017 года на 308239 тыс. руб. или на 174,65%.
Несмотря на то, что численность работников увеличилась незначительно на 3 чел., однако был наблюдался рост производительности труда на 2658,4 тыс. руб. или на 45,92 %. ООО "Х" улучшило показатели своей деятельности благодаря наращивыанию объема производства продукции, привлечения новых клиентов, увеличения оборачиваемости денежных средств. Показатели фондовооруженности и фондоотдачи имеют положительную динамику, что говорит об эффективном использовании основных средств на предприятии.
Уровень рентабельности предприятия также имеет тенденцию роста и в отчетном году составил 61,3 %, что на 35,21 % больше показателя 2017 года.
ООО "Х" остается успешно функционирующим предприятием, работники которого с уверенностью смотрят в будущее и полны решимости наращивать темпы и объемы производства продукции при снижении ее себестоимости и достижении высокой рентабельности.
Реализация продукции в ООО "Х" покупателям и заказчикам производится на основании заключённых между ними договоров поставки или купли-продажи. Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является следствием выполнения договорных обязательств предприятия в результате совершения сделки, по итогам которой продавец получает право требования на платеж. Основная форма расчетов, используемая на предприятии с покупателями и заказчиками - с использованием платежных поручений, некоторые покупатели рассчитываются с использованием векселей.
В соответствии с Планом счетов, учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО "Х" ведется на одноименном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К данному счету в соответствии с рабочим планом счетов на предприятии открыты следующие субсчета: 62.1 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 62.2 «Расчеты по авансам полученным». Аналитический учет по счету 62 в ООО "Х" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету.
В результате изучения ведения на предприятии синтетического и аналитического учета расчетов с дебиторами выявлено полное соответствие учета установленным требованиям.
Однако, важно отметить, что в организации аналитического учета дебиторской задолженности в ООО "Х" недостатком является отсутствие информации по срокам её возникновения в разрезе каждого покупателя, что существенно снижает возможность эффективного управления расчетами. Для этого предлагается детализировать аналитический учет по счету 62 за счет
создания субсчета 62.4 «Просроченные расчеты», который позволит отслеживать просроченную дебиторскую задолженность. Такой пересмотр ведения аналитического учета позволит ООО "Х" не допускать возникновение необоснованной задолженности, повысить ее оборачиваемость.
В учетной политике ООО "Х" отсутствует конкретизация порядка отражения различных операций в отношении расчетов с покупателями и заказчикам, она представлена лишь в общих чертах. В отношении таких расчетов в учетной политике рекомендуется отразить: виды первичных документов, применяемых при расчетах с покупателями и заказчиками, а также процесс документооборота по данным расчетам; порядок и момент начисления дебиторской задолженности и ее погашения; процесс погашения покупателями просроченной дебиторской задолженности и отражение в учете данной операции; порядок и сроки проведения инвентаризации дебиторской задолженности.
При использовании на предприятии формы расчетов платежными поручениями не дает ООО "Х" гарантии, что дебитор оплатит задолженность. На наш взгляд, предприятию было бы выгодно производить расчеты в аккредитивной форме. Так, покупатель может быть уверен в сохранности своих денег, а ООО "Х" - в их наличии у покупателя, поскольку на момент отгрузки товара они находятся на аккредитиве, то есть ООО "Х" всегда будет иметь гарантию, что оплата поставленной продукции будет выполнена.



