Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка 9
1.1. Понятие об исследовательских умениях в педагогической
литературе. Виды исследовательских умений и их классификация 9
1.2. Реализация этнокультуроведческого подхода к обучению рус¬
скому языку в начальной школе. Понятие об этнокультурной лексике 16
1.3. Анализ этнокультурной лексики, представленной в учебниках
по русскому языку для начальной школы 25
Глава 2. Методические основы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка 34
2.1. Основные методы и приемы формирования исследовательских
умений младших школьников в процессе изучения этнокуль-турной лексики на уроках русского языка 34
2.2. Анализ опыта методистов и учителей-практиков по проблеме
исследования 44
2.3. Описание экспериментальной работы 51
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложение (в отдельной папке)
Грамотный и образованный человек современного общества - это не столько тот, кто вооружен знаниями, сколько тот, кто умеет добывать эти знания, использовать их в практической деятельности и делать это целена-правленно. В связи с этим становится необходимым выйти за рамки тради-ционной формы обучения и организовывать работу, побуждая к поиску но-вой информации, самостоятельной деятельности, тем самым развивать у школьников творческое мышление и исследовательские умения.
Сейчас современная начальная школа ставит перед собой задачу орга¬низовать учебный процесс таким образом, чтобы усвоение новых знаний ста¬ло одной из ведущей потребности личности, основывалось на внутренних мотивах учащихся, т.е. так, чтобы сам школьник был инициатором своей по¬знавательной деятельности. Следовательно, инновационный путь развития системы образования должен опираться на идею развития универсальных учебных действий обучающихся на основе учебно-исследовательской дея¬тельности. Педагог, осуществляя образовательный процесс, должен привле¬кать учеников к исследовательской деятельности. Это позволит ученикам научиться осваивать и понимать новый материал, изобретать, формулировать и излагать свои мысли, уметь принимать решение, осознавать свои возмож-ности и интересы.
Таким образом, главной задачей, стоящей перед учителем, является во¬влечение ребенка в атмосферу деятельности, развитие у детей заинтересо-ванности. Возможность освоения методов исследования и использование их при изучении различных дисциплин, применение приобретенных знаний и умений в своих интересах, развитие интереса к науке и научной деятельности, школьным дисциплинам - все это дают учащимся исследовательские умения. Развитие исследовательских умений способствует дальнейшему самоопреде¬лению учащихся и развитию интереса к самому процессу изучения чего-то нового.
Уроки русского языка обладают богатыми возможностями для форми¬рования исследовательских умений и навыков у младших школьников. Как справедливо отмечает С.В. Абрамова, «выполнение заданий поискового ха¬рактера формирует у учащихся умение видеть проблему, умение структури¬ровать материал, полученный в результате собственных изысканий, умение доказывать и защищать свои идеи, умение извлекать принципиально новую информацию на основе анализа текстов, написанных другими» (Абрамова, 2006, 480).
Постановка проблемной задачи, группировка изученной лексики, соз-дание проектов и т.д. - все это разновидности организации исследователь-ской деятельности. Важный фактор, который следует учитывать при реали-зации исследовательских методов, является самостоятельность учащихся на всех этапах исследования. Она заключает в себе проведение определенных познавательных действий: изучение и наблюдение явлений, выдвижение ги-потез, планирование исследования, реализации деятельности в соответствии с планом, формулирование результатов исследования, осуществление кон-троля и проверки полученных результатов, оценка своей деятельности.
Эффективным средством, способствующим формированию исследова¬тельских умений младших школьников, может выступать работа над этно¬культурной лексикой, осуществляемая в рамках реализации этнокультуро- ведческого подхода к обучению русскому языку в начальной школе.
Этнокультурное образование - это такая организация учебного процес¬са, которая знакомит с ценностями и культурой народа с помощью различ¬ных практических и исследовательских методов.
Немаловажно отметить, что анализ языковых явлений, осуществляе-мый во время этнокультурной работы, способствует воплощению культуро¬логического подхода к исследованию родного языка.
Применение этнокультуроведения в обучении русскому языку способ¬но решить ряд педагогических задач. Используя этнокультурную лексику на уроках, можно разнообразить сам процесс преподавания, обогатить содержа¬ние объяснений учителя, сделать урок насыщенней и интересней. Этнокуль- туроведческий материал способствует повышению качества изучения и за¬крепления нового материала, облегчает последующую практическую и до¬машнюю работу над ним.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в данный мо¬мент проблема формирования исследовательских умений младших школьни¬ков в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка не является достаточно разработанной.
Согласно многочисленным исследованиям (Л.С. Выготский, Ю.З. Гильбух, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, Е.Е. Кравцова, Д.Б. Эльконин и др.), младший школьный возраст содержит потенциал для успешного форми-рования навыков учебной исследовательской деятельности. Также о возмож¬ностях успешного обучения элементам учебного исследования на этапе на¬чального школьного образования говорят данные современных отечествен¬ных исследований (Н.Г. Алексеев, Н.П. Лазутина, А.В. Леонтович, Г.В. Макотрова, В.С. Мухина, А.С. Обухов, А.И. Савенков, Н.А. Семенова и др.).
Необходимо выявить теоретические и методические основания для формирования учебно-исследовательских умений, показатели и уровни их сформированности, а также методические условия их эффективного форми-рования у младших школьников в процессе изучения этнокультурной лекси¬ки на уроках русского языка.
Проблема исследования: каковы методические условия формирова-ния исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка.
Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.
Объектом исследования является процесс формирования исследова-тельских умений младших школьников на уроках русского языка.
Предметом исследования являются методические условия формиро-вания исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой формирование исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка будет эффектив¬ным при соблюдении следующих методических условий:
1. Целенаправленно использовать лексический материал этнокультур¬ной направленности в процессе изучения русского языка на различных эта¬пах урока.
2. Подбирать этнокультурную лексику с учетом дидактического прин¬ципа доступности.
3. Применять методы и приемы проблемного и исследовательского ха¬рактера.
Проблема, объект, предмет и цель исследования предполагали решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Провести анализ литературных источников по исследуемой пробле¬ме с целью выявления теоретической разработанности проблемы исследова¬ния.
2. Дать характеристику этнокультурной лексики, представленной в учебниках по русскому языку для начальной школы.
3. Рассмотреть и проанализировать опыт учителей и методистов по проблеме формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка.
4. Разработать комплекс упражнений по формированию исследова-тельских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка.
5. Организовать и провести экспериментальную работу по проблеме исследования в начальных классах.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педаго-гической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, фор¬мирующий этапы); метод количественного и качественного анализа резуль¬татов исследования.
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступле¬ния на заседании научно-методического объединения учителей начальных классов (МБОУ «СОШ № 29» г. Белгорода им. Д.Б. Мурачева, апрель 2018), а также через публикацию работ по теме исследования (Москва, 2018 г. (РИНЦ)).
Экспериментальная база исследования - учащиеся 3 «Б» класса
МБОУ «СОШ № 29» города Белгорода имени Д.Б. Мурачева (учитель - Паукова Наталья Анатольевна).
Структура выпускной квалификационной работы представлена: введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком, при-ложением.
Во Введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования исследователь¬ских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лек¬сики на уроках русского языка» раскрывается сущность понятия «исследова¬тельские умения», рассмотрены виды исследовательских умений, представ¬лена их классификация, охарактеризованы условия формирования, раскрыва¬ется понятие «этнокультуроведческий подход», дана характеристика этно¬культурной лексики, представленной в учебниках по русскому языку для на¬чальной школы, выявлены возможности работы над этнокультурной лекси¬кой как средства формирования исследовательских умений младших школь¬ников на уроках русского языка.
Во второй главе «Методические основы формирования исследова-тельских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка» рассмотрен и проанализирован опыт ме¬тодистов и учителей начальной школы по проблеме исследования, описаны основные методы и приемы формирования исследовательских умений, про¬ведена и описана экспериментальная работа по формированию исследова¬тельских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка.
В Заключении подтверждается актуальность темы исследования, из-ложены выводы и результаты исследования.
Библиографический список литературы содержит 89 наименований источников. Содержание работы изложено на 79 страницах.
В Приложении представлены упражнения, направленные на выявле-ние уровня сформированности исследовательских умений младших школь-ников; планы-конспекты уроков; дидактический материал, включающий проблемные задания; исследовательские проекты; тематический словарь эт-нокультурной лексики.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экс-периментальной работы.
Современное общество нуждается в грамотных и образованных людях, способных легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, само-стоятельно решать поставленные проблемы, делать это не только качествен¬но, но и творчески. В современном мире большая роль отводится самообра-зованию, благодаря которому люди способны выступать в качестве активных участников социального и духовного развития страны. Для того чтобы иметь такую возможность, ребенок должен обладать рядом умений, позволяющих ему самостоятельно добывать знания, ориентироваться в потоке информации, не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому сегодня перед шко¬лой стоит задача не только обеспечить учеников глубокими и прочными зна¬ниями, но и сформировать у них исследовательские умения, позволяющие выступать им в качестве активных субъектов познания. Все это побуждает современное образование осуществлять поиск различных педагогических и методических условий, позволяющих включать младших школьников в ак¬тивную познавательную деятельность.
Анализ литературы и учебников, проведенный нами, дал понять, что проблема формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики является актуальной и значимой в современной начальной школе. В учебниках практически не представлено заданий и упражнений по освоению этнокультурной лексики, позволяющих организовать исследовательскую работу на уроке, вследствие чего младшие школьники не всегда осмысленно усваивают лексемы. В связи с эти появля¬ется необходимость в поиске новых путей, способствующих формированию исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этно-культурной лексики на уроках русского языка, благодаря которым лексиче-ский материал будет усваиваться более осознано и эффективно.
Исходя из проблемы, гипотезы, целей и задач дипломного исследова¬ния была организована экспериментальная работа. На констатирующем этапе была проведена диагностика, направленная на выявление уровня сформиро-ванности исследовательских умений младших школьников в процессе изуче¬ния этнокультурной лексики на уроках русского языка. Анализ диагностики, показал, что половина класса имеет низкий уровень сформированности ис-следовательских умений.
С целью повышения уровня сформированности исследовательских умений младших школьников мы разработали систему заданий и упражне¬ний, основанных на использовании проблемных и исследовательских мето¬дов обучения и направленных на формирование следующих умений: умение выделять проблему, формулировать гипотезу, определять цель и задачи, на-ходить способы решения проблемы, осуществлять поиск информации, выде-лять главное, анализировать, обобщать, определять лексическое значение по-нятий, доказывать, строить умозаключение и формулировать выводы.
При систематическом и целенаправленном использовании предложен¬ных заданий, будет возможно повысить уровень сформированности исследо-вательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультур¬ной лексики на уроках русского языка.
Сформированные исследовательские умения дают возможность при-спосабливаться к постоянно меняющемуся миру, а также способствуют раз-витию активной и разносторонней личности. Исследовательские умения не-обходимы для более глубокого и прочного изучения родного языка, для раз-вития национального самосознания, воспитания чувства национального дос-тоинства.
Мы считаем, что поставленные задачи и цель исследования были дос-тигнуты. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы формирования исследовательских умений младших школьников в процессе изучения этнокультурной лексики на уроках русского языка.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учите-лями в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую зна-чимость проведенного нами исследования.
1. Абрамова С.В. Организация исследовательской работы по русскому языку на факультативных занятиях: из опыта работы / С.В. Абрамова // Исследо-вательская деятельность учащихся в современном образовательном про-странстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ Школьных техно-логий, 2006. - С. 479 - 485.
2. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности уча-щихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2005. - №7. - С. 24-33.
3. Алекторова Л.П., Введенская Л.А., Зимин В.И. и др. Словарь синонимов русского языка: ок. 2000 слов: ок. 800 синоним. рядов / 2-е изд., испр. - М.: АСТ, 2008. - 333 с.
4. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / А.Н. Афанасьев; [Сост., подгот. текста, статья, коммент. А.Л. Топоркова]. - М.: Изд-во «Индрик», 1996. - 640 с.
5. Афанасьева А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования / А.Б. Афанасьева // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №30. - С. 77-89 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp7idM2365414 (дата обращения: 27.07.2017).
6. Афанасьева Ж.В. Учебное мини-исследование в области русского языка / Ж.В. Афанасьева // Начальная школа. - 2017. - №1. - С. 22-25.
7. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.:
Советская энциклопедия, 1966. - 598 с.
8. Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры нардов Среднего Поволжья / Р.Г. Ахметьянов. - М.: Наука, 1981. - 144с.
9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабансккий; [Сост. М.Ю. Бабанский; Авт. вступ. ст. Г.Н. Филонов и др.]; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
10. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. - М.: Искусство, 1971. - 511 с.
11. Бордовский В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учеб.-метод. пособие / В.А. Бордовский. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 169 с.
12. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство / Ф.И. Буслаев. - СПб.: Изд-во «Лига Плюс», 2001. - 352 с.
13. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследо-вания / Выготский Л.С. - М.,1956. - 392 с.
14. Гальперин П.Я. Метод проектов и индивидуальные программы в продук-тивном обучении / П.Я. Гальперин // Начальная школа. - 2005. - №2. - С. 35-39.
15. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: психология, диагностика, педагогика / Ю.З. Гильбух. - Киев: Изд-во Ин-ститута психологии АПНУ, 1993. - 271 с.
16. Голенцева О.В. Работа над проектом «Пословицы в современном мире» / О.В. Голенцева // Начальная школа. - 2011. - №5. С. 48-49.
17. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух клас¬сах современной начальной школы / Н.И. Гуткина // Культурно¬историческая психология. - 2007. - №2. - С. 62-74.
18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИН- ТОР, 2001. - 327 с.
19. Далингер В.А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в про-цессе изучения математики: Учеб. Пособие / В.А. Далингер. - Омск: Изд- во ОмГПУ, 2007. - 93 с.
20. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание / Под ред. Н.Д. Анашиной. - М.: АСТ, 2014. - 736 с.
21. Демичева В.В., Яковлева Т.В. Работа над семантикой существительных - наименований лиц по профессии и роду занятий / В.В. Демичева, Т.В. Яковлева // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 53-57.
22. Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей стар-шего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности / Т.А. Егорова // Исследовательская работа школьников. - 2004. - №2. - С 11-14.
23. Еременко О.И., Горохова А.М. Использование регионального языкового материала в процессе учебно-исследовательской деятельности / А.М. Горохова, О.И. Еременко // Начальная школа. - 2017. - №4. - С. 65¬
70.
24. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный: в 2 т. Т. 1: А-О / Т.Ф. Ефремова.- М.: Русский язык, 2006. - 1209 с.
25.Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.:
Педагогика, 1990. - 424 с.
26.Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1917-1934 /Д.К. Зеленин; [Сост. А.Л. Топоркова] РАН, Институт славяноведения. - М.: Изд-во «Индрик», 1999. - 348 с.
27. Игнаткин Т.В. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Метод. Пособие / Т.В. Игнаткин. - М.: Просвещение, 2005. - 45 с.
28. Ильенко Н.М., Рукавицына О.Н. Этновоспитание в процессе обучения продуктивному словообразованию / Н.М. Ильенко, О.Н. Рукавицына // Начальная школа. - 2018. - №1. - С. 20-24.
29. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке / И.А. Ильницкая. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
30. Исследовательская деятельность учащихся в современном образователь¬ном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 612 с.
31. Каленчук М.Л. Русский язык. 2 кл.: в 3 ч. Ч. 2: Учебник / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 160 с.
32. Каленчук М.Л. Русский язык. 3 кл.: в 3 ч. Ч. 1: Учебник / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 160 с.
33. Каленчук М.Л. Русский язык. 3 кл.: в 3 ч. Ч. 2: Учебник / М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 192 с.
34. Каленчук М.Л. Русский язык. 3 кл.: в 3 ч. Ч. 3: Учебник / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 192 с.
35. Каленчук М.Л. Русский язык. 4 кл.: в 3 ч. Ч. 1: Учебник / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 176 с.
36. Каленчук М.Л. Русский язык. 4 кл.: в 3 ч. Ч. 2: Учебник / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 192 с.
37. Каленчук М.Л. Русский язык. 4 кл.: в 3 ч. Ч. 3: Учебник / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 192 с.
38. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогиче-ских поисках / М.В. Кларин. - М.: Изд-во «Арена», 1994. - 223 с.
39. Концепция развития образования детей в Российской Федерации // Мини-стерство образования и науки от 11 апреля 2014г. [Офиц. сайт]. URL: ййрз://минобрнауки.рф/документы/4090 (дата обращения: 27.02.2017).
40. Кошелева Д.В. Развитие исследовательских умений на лаборатно¬
практических занятиях / Д.В. Кошелева // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - №4. - С. 239-242.
41. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. непсихол. фак., отд-ний и вузов / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2009. - 383 с.
42. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Н.В. Кузьмина. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.
43. Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе / Н.Н. Кутявина // Начальная школа. - 2010. - №10. - С. 42-45.
44. Лазутина Н.П. Детское сказочное творчество / Н.П. Лазутина // Начальная школа. - 2006. - №10. - С. 46-47.
45. Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности уча-щийся: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Александр Владимирович Леонтович. - Москва, 2003. - 210 с.
46. Макотрова Г.В. Идея целостности в развитии исследовательского потен¬
циала школьника // Электронный научно-практический журнал «Гумани-тарные научные исследования» [Офиц. сайт]. URL:
http:ZZhuman.snauka.ru/2015/09/12528 (дата обращения: 21.04.2018).
47. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
А.М. Матюшкин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
48. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
49. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализа-ции ФГОС НОО / Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс, 2011. - 213 с.
50. Мулярчик Н.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка / Н.Н. Мулярчик // Начальная школа. - 2013. - №2. - С. 28-30.
51. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В.С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - С. 24-43.
52. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Мини-стерство образования и науки от 4 февраля 2010г. Приказ № 271. [Офиц. сайт]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения: 27.02.2017)
53. Нестерова Т.С. Лексико-орфографические упражнения на основе фольк-лорного материала / Т.С. Нестерова // Начальная школа. - 2010. - №4. - С. 16-18.
54. Новикова Т.Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка в аспекте регионализации образования: монография. / Т.Ф. Новико-ва. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 296 с.
55.Образовательная программа начального общего образования «Перспек-тивная начальная школа» / Под ред. профессора Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 155 с.
56.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятель¬ность: что и как развивать? / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №4. - С. 18-23.
57. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологи-ческих выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Рос-сийский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
58. Пахомова Н.Ю. Формирование готовности младших школьников к про-ектной деятельности / Н.Ю. Пахомова // Начальная школа. - 2010. - №11. - С. 52-56.
59. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследо-вательской деятельности / А.Н. Поддьяков // Исследовательская деятель-ность учащихся в современном образовательном пространстве: Сб. ст. / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - С. 51¬58.
60. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и ин-формационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272 с.
61. Потебня А.А. Полное собрание трудов: Мысль и язык. Мысль и язык / А.А. Потебня; [Подгот. текста Ю.С. Рассказова, О.А. Сычева; коммент. Ю.С. Рассказова]. - М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. - 300 с.
62. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара.: Федоров, 2011. - 224 с.
63. Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл. УМК «Перспективная начальная школа» / Н.Г. Агаркова, М.Н. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова. - М.: Академкнига/Учебник, 2016. - 144 с.
64. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школь-ников / А. И. Савенков. - М.: Федеров, 2006. - 340 с.
65. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Методическое пособие / А.И. Савенков. - М.: Просвещение, 2006. - 512 с.
66. Саутина Е.В. Использование лексического материала с целью развития языковой личности младшего школьника / Е.В. Саутина // Начальная шко-ла. - 2006. - № 4. - С. 28-30.
67. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 45-49.
68. Середенко П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обуче¬нию учащихся исследовательским умениям и навыкам: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Павел Васильевич Середенко. - Москва, 2010. - 39 с.
69. Скоромная Т.И. Приемы активизации учебно-исследовательской деятель-ности школьников на уроках русского языка / Т.И. Скоромная // Началь¬ная школа плюс До и После. - 2013. - №8. - С. 12-17. [Электронный ре¬сурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20378156 (дата обращения: 27.03.2018).
70. Стрельцова И.В. Проекты и исследования / И.В. Стрельцова // Начальная школа. - 2008. - №9. - С. 56-57.
71. Терещенко А.В. История культуры русского народа / А.В. Терещенко. - М.: Изд-во «Эксмо», 2007. - 736 с.
72. Туранина Н.А. Этнокультурная направленность в формировании языковой личности будущего педагога / Н.А. Туранина // Среднее профессиональное образование. - 2008. - №10. - С. 41-42. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12293825 (дата обращения: 27.07.2017).
73. Туранина Н.А. Этнокультурологические основы формирования языковой компетенции школьника / Н.А. Туранина // Начальная школа. - 2003. - №7. - С. 54-55.
74. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президент-ской Программы «Дети России» // Министерство образования и науки от 3 октября 2012. - М., 2012. - 90 с.
75. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
76. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно¬
методическое пособие / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во «Эйдос», 2013. - 73 с.
77.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Т. 2: Панцирь - Ящур / П.Я. Черных. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1999. - 560 с.
78.Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. Т. 1: А - Пантомима / П.Я. Черных. - 3-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1999. - 624 с.
79.Чуракова Н.А. Русский язык. 1 кл.: Учебник / Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 97 с.
80.Чуракова Н.А. Русский язык. 2 кл.: в 3 ч. Ч. 1: Учебник / Н.А. Чуракова; под ред. М.Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2017. - 176 с.
81.Шанский Н.М. Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 2000. - №2. - С. 17-21.
82.Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника /
Д.Б. Эльконин. - М.: Знания, 1974. - 64 с.
83. Яковлева Н.М. Формирование исследовательских умений у студентов пе-дагогического вуза (на материале педагогики): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Надежда Максимовна Яковлева - Челябинск, 1977. - 192 с.
84. Яковлева Т.В. Этнокультуроведческая лексика как отражение языковой
картины мира // Международная научно-практическая конференция личность-слово-социум [Офиц. сайт]. URL: http://www.pws-
conf.ru/nauchnaya/lss-2007/357-sociokulturnye-resursy-mejkulturnoy- kommunikacii/7945-etnokulturovedcheskaya-leksika-kak-otrajenie-yazykovoy- kartiny-mira.html (дата обращения: 30.08.2017).
85. Яковлева Т.В., Демичева В.В. Этнокультуроведческий подход к обучению русскому языку в начальной школе / В.В. Демичева, Т.В. Яковлева // На¬чальная школа. - 2006. - №11. - С. 65-70.
86. Яковлева Т.В., Демичева В.В. Этнокультуроведческое образование и вос-питание учащихся в процессе изучения родного языка / Т.В. Яковлева,
B. В. Демичева // Интеграция образования. - 2004. - №3. - С. 108-113.
87. Яковлева Т.В., Демичева В.В., Еременко О.И. Реализация этнокультуро-
ведческого подхода в процессе обучения русскому языку в начальной школе (на материале лексики) / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева, О.И. Еременко // Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - №4. - С. 192-200. [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=19409396 (дата обращения: 27.07.2017).
88. Яковлева Т.В., Еременко О.И. Методические аспекты
лингворегионоведения / Т.В. Яковлева, О.И. Еременко // Интеграция образования. - 2010. - №2. - С. 41-44. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15552990 (дата обращения: 27.07.2017).
89. Ялалов Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этноме- тодологический подход / Ф.Г. Ялалов // Начальная школа. - 2001. - №2. -
C. 93-95.