Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №64794

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы45
Год сдачи2016
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
383
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ОБОГАЩЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Формирование словаря в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования предметного словаря у дошкольников с
общим недоразвитием речи 13
1.3. Возможности использования информационных технологий в обогащении предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи .20 ГЛАВА 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1. Изучение состояния предметного словаря у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 29
2.2. Методические рекомендации по обогащению предметного словаря у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами
информационных технологий 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ

На современном этапе проблема формирования лексикона у детей с нормальным речевым развитием и у детей с общим недоразвитием речи рассматривается с учетом психолингвистических концепций, раскрывающих принципы организации и механизмы формирования лексикона, таким образом, помогающих понять причины отставания или искажения речевого развития.
Описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушения лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.). С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным системным нарушением проблема формирования лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Исследования М.М. Алексеева, В.В. Гербова, Н.П. Иванова, В.И. Яшина и других посвящены изучению особенностей усвоения лексики детьми с нормальным речевым развитием. Они рассматривают вопросы развития лексики с точки зрения ее обогащения, понимания значения, точности словоупотребления.
Формированию лексического словаря у детей посвящено множество исследований, в которых этот процесс освещается в психофизиологическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах. Ранний этап развития речи у детей, овладения словом, широко описывается в трудах таких авторов, как А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Е.А. Стребелева, Д.Б. Эльконин и др.
Анализ развития лексики детей дошкольного возраста с ОНР свидетельствует о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности словарного запаса, своеобразии его использования, неточности употребления слов (Б.М. Гриншпун, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.).
Вопросами формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи, занимались такие ученые, как Н.С. Жукова, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Сазонова и др.
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с нарушениями в развитии. Информационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно-педагогической работе специализированных информационных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению в школе.
Однако эта проблема очень сложна и поэтому нуждается в дальнейшем изучении, что и определило выбор темы данной работы: «Обогащение предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по обогащению предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по обогащению предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий.
Объект исследования: процесс обогащения предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические условия организации
коррекционно-педагогической работы по обогащению предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по обогащению предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий будет эффективной, если:
- информационные технологии будут использоваться на различных этапах логопедической работы;
- формы использования информационных технологий будут разнообразными (презентации, интерактивные игры).
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему обогащения предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий.
2. Вывить уровень предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Определить методические условия организации коррекционно - педагогической работы по обогащению предметного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы по изучению особенностей лексики детей с ОНР и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, разработки методов словарной работы М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.
Исходя из целей и задач исследования нами использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
эмпирические: анализ продуктов устно-речевой деятельности; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное бюджетное образовательное
учреждение детский сад № 14 «Золотой ключик» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи представляет собой одно из актуальных направлений коррекционной работы с детьми указанной категории, так как открывает возможности комплексного подхода к формированию и совершенствованию лексической системы.
Основной задачей логопедической работы является помощь детям с общим недоразвитием речи в устранении недостатков в их речи, также необходимо приблизить уровень практического владения ими лексикой к норме, т.е. научить детей пользоваться речью как средством общения. Важно, чтобы у детей происходило не формативное накопление слов, а подготавливалось сознательное их использование в самостоятельной речи. Развитие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи можно обеспечить при условии проведения систематической, целенаправленной и дифференцированной логопедической работы.
Проведенное исследование с целью выявления уровень сформированности номинативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе показало, что для дошкольников экспериментальной группы характерен низкий уровень, для детей контрольной группы - высокий и средний. Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе низкий уровень составил 75%, средний уровень - 25%; контрольной группе в низкий уровень не отмечался, средний уровень составил 62,5% высокий - 37,5%.
Для дошкольников с ОНР характерным является то, что уровень пассивного словаря близок к норме, уровень активного словаря значительно ниже, чем у детей без нарушений речи. Характерным являются трудности при подборе однокоренных слов, при назывании предметов по предложенным темам, дети выполняли все задания только с помощью экспериментатора, трудности возникли и при назывании предметов по описанию, дети называли знакомые им предметы, те, которые они чаще всего употребляют в своей речи. Все это подтверждает необходимость специальной работы по обогащению номинативного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Разработанные методические рекомендации по формированию предметного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами информационных технологий включали дидактические принципы построения образовательной деятельности с детьми с использованием информационных технологий, основные методы и формы, реализующие развивающие идеи коррекционно-педагогической работе в данном направлении, описание игры «Игры для Тигры» и календарно-тематический план.



1. Баряева А.Б., Логинова, Е.Т., Лопатина, Л.В. Я-говорю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1089585/
2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст]. - Спб.: Детство-Пресс, 2003. - 165 с.
3. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]. - М., 2006. - 167 с.
4. Вренева, Е.П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ / Вренева Е.П. [Текст]// Коррекционная педагогика. - 2008. - № 4. - С. 50-53.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М.: Детство- Пресс, 2007. - 274 с.
6. Гончарова, Н.А. Информационные технологии в формировании профессиональной компетентности будущего учителя: Учебное пособие [Текст] / Н.А. Гончарова // Под ред. А.И. Умана. -Орел: ГОУ ВПО «ОГУ», 2007. - 60 с.
7. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст]. - М.: Сфера, 2003. - 176 с
8. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст]. - Екатеринбург, 2005. - 312 с
9. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]. - Новосибирск, 1997. - 145 с.
10. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для
логопеда [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //pedlib .ru/Books/1/0255/1-0255-1.shtml
11. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]/ В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2007. - 318 с.
12. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст]. - М.: Сага, 2002. - 224 с.
13. Королевская, Т.К. «Видимая речь» десять лет в России [Текст]// Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 57-65.
14. Кузьмина, Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы [Текст]//Логопед. - 2008. -№ 5.
- С. 12-17.
15. Кукушкина, О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования. Автореф. дис. докт. пед. Наук [Текст]. -М., 2005. - 254 с.
16. Кубрякова, Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.twirpx.com/file/855395/
17. Лаврентьева, А.И. Формирование семантической стороны речи [Текст]. - М., 2006. - 38 с.
18. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб., 2001. - 154 с.
19. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]. - СПб.,1999. - 276 с.
20. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
21. Логопедический тренажер «Дельфа-142» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logoped.far.ru/p47aa1.html
22. Логопедическая игра «Игры для Тигры» /_ Авторский коллектив: Автор учебных и методических материалов, компьютерный методист кандидат педагогических наук - Л. Р.Лизунова др. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://logoped.name/2011/05/
23. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. [Текст] / Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. - Спб.: СОЮЗ, 2000. - 192 с.
24. Лынская, М.И. Информационные технологии с безречевыми детьми// Логопед. - 2011. - № 3. - С. 14-18.
25. Макерова, О.А. Формирование активного словаря ребенка с ОНР [Текст] // Логопед. - 2012. - № 4.- С.34-37.
26. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст]. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с.
27. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст]// Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 21-27.
28. Репина, З.А. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» [Текст]// Вопросы гуманитарных наук. - 2004. - № 5 (14). - С. 285-287.
29. Сидоренко, Е.А. Обогащение и активизация словаря у детей с общим недоразвитием речи [Текст]// Дефектология. - 2008. - № 5- С. 73-78.
30. Уфимцева, Н.Я. Формирование лексики дошкольников с общим
недоразвитием речи [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2ac78b5d53a88521316d27_0.htm l
31. Ушакова, Т.Н. Речь ребенка: проблемы и решения [Текст]. - М., 2008. - 352 с.
32. Федоренко, Л.П. Степени обобщения слов по смыслу методы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/
33. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с.
34. Флерова, Ж.М. Логопедия [Текст]. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 254 с.
35. Шматко Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России [Текст]/ Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. - С. 56-58.
36. Штерн, А. Развитие словаря в онтогенезе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://referatwork.ru/refs/source/ref-91498.html
37. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология [Текст]. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ