ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ PR- 9
ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Семейные ценности: понятие, сущность, классификации 9
1.2. PR-технологии как инструмент формирования семейных 18
ценностей у подростков
2. ПРИМЕНЕНИЕ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ 29
СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ
(В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1. Применение PR-технологий в формировании семейных 29
ценностей у подростков: региональный опыт
2.2. Диагностика проблем формирования семейных ценностей у 38
подростков (на примере ОГБУ «Центр молодежных инициатив»)
2.3. Формирование семейных ценностей у подростков 50
посредством издания регионального специализированного журнала «Семейные ценности»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время изменяются ценностные ориентации подростков. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение семейных отношений, структуры семьи и ее социальных функций.
Становится характерным существенное снижение показателей рождаемости в сочетании с высоким уровнем внебрачной рождаемости, рост показателей разводимости на фоне распространения нерегистрируемых брачных союзов, большое количество неполных семей, ослабевание родственных связей между членами семьи, снижение качества семейного воспитания - всё это порождает кризис семьи, который влечет за собой трансформацию семейных ценностей.
Главной проблемой является то, что кризис семьи влияет на самосознание подрастающего поколения. Значимость подростков как носителей семейных ценностей определяется тем, что они являются будущим человечества, а это значит, что от них будет зависеть какой будет семья через несколько лет.
Сегодня все больше возрастает роль информации в решении жизненно важных вопросов, касаемо института семьи. Если раньше первостепенным источником социализации личности была семья, то сейчас зачастую эту роль выполняют средства массовой информации (СМИ). СМИ стали серьезными каналами трансляции новых смыслов, образов, моделей поведения. Проблема состоит в том, что с одной стороны СМИ способствуют информированности населения о проблемах семьи, а с другой в СМИ транслируется довольно много вредной и аморальной информации о семье и семейных ценностях.
Чаще всего представление о базовых семейных ценностях у подростков до конца не сформировано, они не всегда могут выбрать из огромного потока информации именно ту, которая наиболее точно отражала бы ценность семьи и важность формирования семейных ценностей.
В связи с широким распространением СМИ, эффективным инструментом формирования ценностных установок у подростков могут стать PR-технологии, однако на региональном уровне они применяются недостаточно для того, что сформировать более полное представление подростков о семье и семейных ценностях, а также повысить значимость семьи.
Таким образом, актуальность работы заключается том, что происходит трансформация семейных ценностей у подростков; большую роль в их социализации играет СМИ; эффективным инструментом формирования ценностных установок становятся PR-технологии; незначительное их применение на региональном уровне не раскрывает их потенциала как инструмента формирования семейных ценностей у подростков.
Степень научной разработанности проблемы. Многие годы семья являлась предметом пристального внимания историков, демографов, педагогов, психологов, социологов, философов и др. В рамках данных наук семью исследовали как социальный институт, реализующий задачи воспроизводства человека.
Взгляд на семью как на социокультурный феномен и важнейший социализирующий фактор личности отражается в философских трудах Аристотеля, Ф. Бэккона, И. Канта, Платона. Позже появились антропологические и этнографические исследования проблем семьи (И.Я. Бахофен, Э. Вестермарк, Д. Мак-Леннан, Л. Морган, Л. Штенберг, Ф. Энгельс); изучалось эволюционное развитие семьи и брака (Э. Тоффлер, Д. Олсон, А. Фернхем, П. Хейвен, П. Штомпки); разрабатывались теоретические концепции изменений института семьи и брака (Э. Ботт,
Э. Берджесс, У. Гуд, У. Огборн, Т. Парсонс, К. Циммерман).
В изучении актуальных проблем семьи в кризисном обществе, можно выделить работы А.И. Антонова, С.И. Голода, Т.А. Гурко, А.А. Клецина, В.М. Медкова.
Вопросы динамики системы ценностей и ценностных ориентаций освещают работы О.В. Давыдова, С.В. Дармодехина, Л.В. Левиной, Л.И. Савинова, Т. В. Свадьбиной, Е.М. Черняк.
Изменение ценностных ориентаций у молодежи в условиях общественных трансформаций, освещается в работах А.А. Клецина, А.В. Петрова, Г.Л. Сафарова.
Вопросы ценностей семьи обсуждаются в работах М.Ю. Арутюняна, С.И. Голода, О.М. Здравомысловой, Б.С. Павлова.
Семейные ценности в сфере родства, родительства, брачно-семейных отношений, супружества связаны с работами таких ученых, как
A. И. Антонов, Л.Ю. Бондаренко, В.В. Бойко, Ю.А. Гаспарян, И.С. Голод, Т.А. Гурко, О.Г. Исупова, И.С. Кон, М.Г. Панкратова, Н.Л. Пушкарева, Е.А. Рыбалка, Г.Г. Филиппова.
Изучение сущности PR связано с именами С. Бернайса, С. Блэка, Д. Вилкокса, Р. Вото, Д. Гирарделли, Ф. Джефкинса, С. Катлипа, М.Л. Кента, А. Ли, А. Оэкла, Ф. Сайтела, В.Р. Скотта, М. Тайлора, Д.Р. Хольтзаузена. Среди отечественных авторов изучением PR занимались И.В. Алешина, К.В. Антипов, Д. Вилкокс, М.В. Гундарин, А.Б. Зверинцев, О.И. Карпухин, Е.Ф. Коханов, Э.Ф. Макаревич, С.М. Тучков, Н. Чумиков, М.А. Шишкина.
Разнообразные подходы, раскрывающие сущность и структуру PR- технологий рассматриваются в работах Е.А. Блажнова, В.М. Горохова,
B. С. Комаровского, В.А. Моисеева, Л.Б. Невзлина.
Роль СМИ в формировании семейных ценностей освещаются в работах Г.И. Климантовой, В.Т. Лисовского, Е.Г. Слуцкого.
Трансформация ценностных ориентаций подростков в условиях современного общества описывается в трудах Б.В. Куприянова, Е.А. Салиной, О.В. Миновской, А.В. Мудрика.
Объект исследования - формирование семейных ценностей у подростков.
Предмет исследования - PR-технологии как инструмент формирования семейных ценностей у подростков на региональном уровне.
Цель исследования заключается в выявлении сущности и содержания PR-технологий как инструмента формирования семейных ценностей у подростков и разработке регионального специализированного журнала «Семейные ценности».
В соответствии с целью мы представили следующие задачи:
1. Выявить теоретические основы применения PR-технологий в формировании семейных ценностей у подростков.
2. Проанализировать проблемы применения PR-технологий в формировании семейных ценностей у подростков (на примере ОГБУ «Центр молодежных инициатив»).
3. Разработать региональный специализированный журнал «Семейные ценности».
Теоретико-методологическая база исследования. Исторический подход к исследованию института семьи (И.Я. Баховен), концепция символического интеракционизма (У. Джеймс, Дж. Дьюи, Ч.К. Кули), теория моногамной семьи (Л. Морган, Ф. Энгельс), теория возникновения, развития и распада семьи (О. Конт, Л. Пале), теория функционализма (Э. Дюркгейм), теория происхождения семьи как нового типа семейных отношений (Б. Малиновский), теория изначального бытования парной семьи
(В. Соловьев).
Генетический подход, раскрывающий сущность и структуру PR (А.Ф. Векслер, Т.Ю. Лебедева, С. Блэк, Г.И. Иванченко, Г.Г. Почепцов), теоретический подход (В.Т. Ганжин, Л.Б. Невзлин, Е.А. Блажнов, А.Н. Чумиков, А.М. Шишкина, И.П. Яковлев), технологический подход (И.В. Алешина, Г.Г. Почепцов, И.Л. Викентьев).
Методы исследования: анализ научной литературы, нормативно-правовых документов, анализ региональных СМИ, статистических данных, массовый опрос, экспертный опрос, математические методы обработки результатов исследования.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: специальная литература, федеральные законы, региональные нормативно-правовые документы, данные Федеральной службы государственной статистики, документация ОГБУ «Центр Молодежных Инициатив» (далее - ЦМИ), материалы социальной рекламы, региональных СМИ, Интернет-ресурсов.
Эмпирическую базу составляет проведенное авторское прикладное социологическое исследование «Проблемы формирования семейных ценностей у подростков в Белгородской области» в ходе преддипломной практики в апреле 2016 г. Нами был проведен массовый опрос подростков на тему «Представление подростков о семье и семейных ценностях в Белгородской области» (n=153), экспертный опрос специалистов ОГБУ «Центр молодежных инициатив» (n=35), а также экспертный опрос журналистов региональных молодежных СМИ (n=13).
Теоретико-практическая значимость семьи, а также формируют общие интересы и цели. исследования состоит в том, что было предложено авторское определение семейных ценностей, под которыми понимаются те ценности, которые способствуют стабильности семейных отношений, служат основным механизмом сплочения и благополучия, была раскрыта сущность понятия «семейные ценности», изучены основные подходы к понятию PR, рассмотрена сущность PR-технологий, как инструмента формирования семейных ценностей у подростков, обобщен опыт применения PR- технологий в формировании семейных ценностей у подростков, проведена диагностика проблем формирования семейных ценностей у подростков в Белгородской области.
Нами был разработан региональный специализированный журнал для подростков «Семейные ценности». Журнал может быть использован в различных образовательных учреждениях, для проведения работы по формированию семейных ценностей у подростков в регионе.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки бакалавров социальной работы при изучении дисциплин: «PR-технологии в социальной работе», «Технологии социальной работы», «Семьеведение» и др.
Апробация результатов исследования. Исследование выполнено по заказу ОГБУ «Центр молодежных инициатив». Основные положения и выводы исследования были обсуждены на конференциях: III заочной Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы социальной работы с различными группами населения» (9 декабря 2015 г., г. Киров); VII Международной научно¬практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (26-27 ноября 2015 г., г. Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Семейные ценности - это те ценности, которые способствуют стабильности семейных отношений, служат основным механизмом сплочения и благополучия семьи, а также формируют общие интересы и цели. К ним относятся: ценность брака, ценность родительства, комфортный морально-психологический климат в семье, общение, чувство духовной близости, материальное благополучие, творческая деятельность, рекреативная семейная деятельность, забота о членах семьи, безопасность, чувство защищенности, духовно-религиозные ценности. К важным ценностям семьи относятся любовь, дети, здоровье всех и совместно проведенное свободное время.
Из множества различных классификации семейных ценностей, наиболее подходящими нам представляются распределение семейных ценностей по элементам связи внутри семьи, а также по субъектам духовно-нравственной национальной культуры. Структура семейных ценностей по степени их важности, актуальности и необходимости в данный период жизни семьи не является постоянной. Одна и та же ценность может занимать разное место по значимости на разных стадиях жизненного цикла семьи.
Под PR-технологиями мы понимаем реализуемые средствами PR социально-коммуникативные технологии, представляющие собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач субъекта управления в определенное время и в определенном месте.
Существует большое количество различных PR-технологий, которые можно использовать в формировании семейных ценностей у подростков. К ним относятся: специальные мероприятия (выставки, конкурсы, ярмарки, социальная реклама, конкурсы социальной рекламы, презентации, пресс- конференции, концерты, фестивали, круглые столы, дни открытых дверей); работа со СМИ (журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет). Интернет является наиболее действенным способ взаимодействия с общественностью, т.к. данный канал коммуникации имеет большой потенциал для проведения PR-кампаний, в связи со своей распространенностью и большим количеством целевой аудитории.
В Белгородской области проводятся различные мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей у подростков; реализуются различные социальные проекты («Молодая семья Белгородчины»); проводятся круглые столы и конференции, направленные на решение проблема трансформации семейных ценностей; ежегодно проводятся конкурсные программы, приуроченные к празднованию «Дня семьи», «Дня матери»; В ОГБУ «ЦМИ» проводятся фестивали, концерты, выставки, презентации для семей.
На фоне большого количества реализуемых мероприятий, потенциал региональных СМИ используется слабо. В нашем регионе материалы о семье в российских СМИ довольно однообразны; подход к освещению семейной тематики формальный - материалы о льготах, новых законодательных мерах в семейной политики. большой процент материалов содержит в себе преимущественно информационную и развлекательную информацию; многие печатные СМИ либо совсем не освещают тему семьи и формирования семейных ценностей, либо же печатают материалы, рассчитанные на более старшую целевую группу, чем подростки.
Для решения проблем, следует увеличивать количество мероприятий, посвященных теме семьи в Белгородской области; повышать долю социальной рекламы семейной тематики; изменять в информационном контенте СМИ и увеличивать публикуемые материалы, направленные на формирование семейных ценностей у подростков.
Исходя из результатов социологического исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день в Белгородской области действительно происходит трансформация семейных ценностей. Это видно из ответов подростков о количестве детей (желаемое количество детей один-два); большой процент подростков совершенно нормально относится к незарегистрированному браку (сожительству); желаемый возраст вступления в брак достаточно высокий - от 25 до 30 лет; венчаться в Церкви многие подростки скорее не хотели бы; в ОГБУ «ЦМИ» проводятся специальные мероприятия на тему семьи и семейных ценностей, в основном это концерты, выставки, конкурсы, фестивали. Реже всего проводятся такие мероприятия, как круглый стол, пресс-конференции, брифинги, акции о размещении социальной рекламы; «ЦМИ» осуществляет свое сотрудничество с региональными СМИ (молодежный журнал «ОНоНАС», Белгородская областная молодежная газета «Смена»), с корпоративными изданиями вузов (университетское телевидение «Тут», газета «Вести БелГУ»); в сотрудничестве ОГБУ «ЦМИ» со СМИ существует ряд проблем; в СМИ материалы о семье и семейных ценностях печатаются не часто; основной проблемой размещения материалов семейной тематики является проблема не востребованности таких материалов со стороны целевой группы; в СМИ очень много вредной и аморальной информации о семье и браке; журналисты рекомендуют решать проблему трансформации семейных ценностей у подростков путем повышения количества социальной рекламы, касаемо вопросов семьи и брака, размещения в СМИ статей о семье и семейных ценностей, увеличения печатных материалов, касаемо вопросов построения отношений и формирования семейных ценностей у подростков, непосредственной работы с молодежью, формированием у молодого поколения ценностных ориентаций.
На основании выявленных проблем было предложено формирование семейных ценностей посредством издания регионального
специализированного журнала «Семейные ценности».
Тематическая направленность журнала - семья, семейные ценности, досуг, реклама мероприятий, информационные статьи
Цель журнала - повысить интерес подростков к вопросам семьи и формированию семейных ценностей.
Тематическая направленность журнала - семья, семейные ценности, досуг, информативные статьи, семейные традиции.
Данный журнал будет способствовать увеличению количества информации о семье и семейных ценностях в Белгородской области и поможет сформировать у подростков традиционное представление о семье и семейных ценностях.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что все поставлены задачи, были полностью выполнены, цель работы была достигнута в полном объеме.