Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА «ПУТЬ-WAY» В АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Работа №64736

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

английский язык

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие метафоры в лингвистике 5
1.1. Метафора как стилистическое средство 5
1.2. Когнитивная/концептуальная метафора, ее природа и свойства 12
1.3. Метафора в различных областях человеческого знания 18
Выводы по ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА II. Концептуальная метафора «Путь-Way» в произведениях Дж.Голсуорси, Ш. Бронте, А. Конан Дойла 26
2.1. Концепт «Путь - Way» в работах лингвистов-когнитологов 26
2.2. Природа концептуальной метафоры «Путь - Way» 29
2.3. Способы актуализации концептуальной метафоры «Путь - Way» в
контексте художественной литературы 38
Выводы по ГЛАВЕ II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 56

ВВЕДЕНИЕ
Настоящее исследование посвящено изучению репрезентации концептуальной метафоры «Путь - Way» средствами английского языка. В рамках когнитивного подхода метафора рассматривается как общий когнитивный механизм, дающий возможность изучать ненаблюдаемые явления, происходящие в сознании человека.
Актуальность исследования связана, прежде всего, с тем, что метафоры относятся к тем объектам научных исследований, природа которых дает постоянный импульс для разработок в разных областях.
Объектом исследования являются лексические единицы и синтаксические структуры, репрезентирующие метафору «Путь - Way» в английском языке.
Предметом исследования является механизм метафоризации в рамках концептуальной метафоры «Путь - Way».
Цель настоящей работы заключается в изучении употребления концептуальной метафоры в англоязычной художественной литературе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- дать определение языковой метафоре;
- разграничить понятия метафора, когнитивная метафора и концептуальная метафора;
- рассмотреть различные подходы к классификации метафоры;
- дать понятие концептуальной метафоры
- проиллюстрировать реализацию концептуальной метафоры «Путь - Way» в англоязычных художественных произведениях;
Теоретической базой исследования послужили положения когнитивной теории метафоры, разрабатываемые в трудах зарубежных (R. Hoffman, M. Johnson, W. ЗЫЫез) и отечественных ученых (Э.В. Будаева, В.З. Демьянкова,
Е.С. Кубряковой, Л.Г. Лузиной, Ю.Г. Панкраца, Г. Н. Скляревской, В. Н.
Телии).
Фактическим материалом для исследования послужили языковые реализации метафоры «Путь - Way», получаемые методом сплошной выборки, из англоязычной художественной литературы, а также из электронной базы данных The British National Corpus (BNC).
Характеристика методов исследования.
Теоретические методы: анализ литературы по исследуемой проблеме; обобщение, конкретизация, классификация исследовательских явлений.
Метод сплошной выборки применяется для подбора языковых примеров.
Методы лингвистического анализа: описательный метод, анализ
словарных дефиниций, концептуальный анализ, контекстуальный анализ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• в лингвистической семиотике: работы Н.Д. Арутюновой.
• в когнитивной теории концептуализации и категоризации: работы: Э.В. Будаева, В.З. Демьянкова, Е.С. Кубряковой, Л.Г. Лузиной, Ю.Г. Панкраца, Г. Н. Скляревской, Т. Г. Скребцова, В. Н. Телии, Е. Л. Шабанова, M. Johnson и др.;
Апробация. Основные результаты исследования представлены в докладе на студенческой научной конференции, а также в статье, опубликованной по результатам конференции.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждая национальная литература имеет свой привычный устойчивый круг, содержащий традиционные образы и устойчивые мотивы. Дорога является древним образом-символом, который можно встретить и в фольклоре, так и в творчестве многих драматургов-писателей.
В литературе нет ни единого мнения о том, что может быть точкой отсчета жизненного пути. Многие предполагают, что может быть началом поступления на работу. Справедливо также начинать описание пути с характеристики семьи и в зависимости от воспитания от человека. Это все относится к поре раннего детства как начала жизненного пути.
Путь каждого человека противоречив и сложен: в нем могут сочетаться случайное и возможное, реализованное и необходимое. Эти сочетания очень индивидуальны и неповторимы для каждого человека.
Но при всей этой уникальности всегда существует то, что объединяет всех представителей данного класса в единое целое: общие общественные события, которые никогда и никого не оставят в стороне, общность интересов и потребностей.
У каждого есть возможность выбрать свой правильный путь, но не каждый может использовать эту возможность, более того в пути могут поджидать разнообразные препятствия. Иногда случается, что пути людей пересекаются, иногда дороги идут рядом. Люди могут идти рядом долго, если их цели одинаковы. Не стоит отчаиваться, если через некоторое время пути- дороги расходятся. В этом нет совершенно ничего страшного, потому что в жизни меняются приоритеты и цели.
Самое чудесное, что может произойти - это когда дороги соединяются воедино. Два человека объединяются, каждый из них начинает жить не только
ради себя, но и ради другого. Появляются общие цели и мечты. И тогда дорога становится одной на двоих, один путь, одна жизнь.
Данная работа была посвящена изучению специфики употребления концептуальной метафоры «Путь - Way».
Целью работы являлось изучение свойств концептуальной метафоры в англоязычной художественной литературе.
В первой главе было охарактеризовано понятие когнитивной и концептуальной метафор, указали их природу и свойства. Было дано определение концептуальной метафоры, механизмы ее образования, различные классификации и подходы к изучению языковых метафор.
Во второй главе была рассмотрена структура концептуальной метафоры «Путь - Way», а также были приведены примеры ее реализации в англоязычной художественной литературе.
В результате мы пришли к выводу, что сама метафора не может быть ограничена только лишь сферой языка, так как процессы человеческого мышления по своей специфике метафоричны. Как языковое выражение метафора может быть представлена, потому что она существует в понятийной системе человека. Когнитивные метафоры облегчают процессы нашего мышления, так как когнитивная метафора предоставляет определенные рамки для освоения и приобретения новых абстрактных концептов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнова Н.Д. От образа к знаку. - В кн.: Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. М., 1988. С. 147 - 162.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 366.
3. Балаян Э.В. Роль метафоры в формировании языковой картины мира (на материале современного молодежного жаргона). Дис. канд. филол. наук Саратов, 2006. - 222 с.
4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотипа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
5. Блэк М. Метафора: пер. с англ. // Теория метафоры / Общ.ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - C.153-172.
6. Болдырев Н.Н., Беседина Н.А. Когнитивные механизмы морфологической репрезентации в языке //Известия РАН. Серия литературы и языка. 2007. Том 66. №1, янв. - фев. - С. 3-10.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по
англ.филологии. — Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного
университета, 2014. - 111с.
8. Болдырев Н.Н. Языковые категории как формат знания //Вопросы когнитивной лингвистики, 2006. - №2. - С. 5-22.
9. Будаев Э.В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокульторология. - 2007. - №1. - С. 6 - 16.
10. Введение в языкознание: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Филология" / Ю. С. Маслов ; Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун¬та. - 4-е изд., стер. - Москва : ACADEMIA ; Санкт-Петербург : Филол. фак. С.- Петерб. гос. ун-та, 2005. - 300 с.
11. Гарсиа Лорка Ф. Избр. произв. в 2-х тт., - М., 1986. - Т. 1. - 412 с.
12. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. - СПб: Филологический факультет // Государственный университет, 2002. - С. 177-178.
13. Головина М.А. Концептуализация пути в современном русском и английском языках. Автореф. канд. дисс. Москва, 2010. - 25 с.
14. Дрыга С.Г. Концепт «Путь» в русской языковой картине мира. Автореф. канд. дисс., Краснодар, 2010. - 23 с.
15. Жоль К.К. Мысль. Слово. Метафора. - Киев: Наукова думка, 1984. - 302 с.
16. Камелова С.И. О механизме формирования переносных значений // Облик слова: Сб. памяти Д. Н. Шмелева. - М., 1997. - С. 58-64.
17. Кокорева Н.И. О концептуальной природе метафоры и интертекста // «Юрьевские чтения»: Материалы междисциплинарной конференции молодых филологов. Вып.1. - СПб: Изд-во СПбГУ, 1999. - С.49-52
18. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Рос. академия наук. Ин-т языкознания. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
19. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем: пер. с англ. - Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 256 с.
20. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // НЗЛ. Вып. XXIII. - М.: Прогресс, 1988. - С. 12-51.
21. Маккормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория Метафоры / под ред. Н.Д.Арутюновой и М.А.Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 358 - 386.
22. Масленникова А.А. Особенности грамматической метафоры // Метафоры языка и метафоры в языке / А.И. Варшавская, А.А. Масленникова, Е.С. Петрова и др. / Под ред. А.В. Зеленщикова, А.А. Масленниковой. - СПб: СПбГУ, 2006. - 96 с.
23. Никитин М.Б. Метафорический потенциал слова и его реализация // Проблема теории европейских языков / Отв. ред. В.М. Аринштейн, Н.А. Абиева, Л.Б. Копчук. - СПб: Изд-во «Тригон», 2001. - С. 37-38.
24. Ницше Ф. Об истине и лжи во вненравственном смысле. - М. - Т. 1. - 1912. - 396 с.
25. Ортони Э. Роль сходства и уподобления в метафоре: пер. с англ. // Теория метафоры / Общ.ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С.219-235.
26. Петров В.В. Язык и логическая теория: в поисках новой парадигмы. // "Вопросы языкознания", 1988. - № 2. - 41 с.
27. Психология жизненного пути личности: методологические,
теоретические, методические и прикладные проблемы : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; науч. ред.: Н. А. Логинова, К. В. Карпинский. - Гродно : ГрГУ, 2012. - 423 с.
28. Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение, ощущение: пер. с англ. // Теория метафоры / Общ.ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 416 - 434.
29. Серль Дж.Р. Метафора: пер. с англ. // Теория метафоры / Общ.ред. Н.Д. Арутюновой и М.А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - С. 307 -341.
30. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. - 2-е изд., стер. СПб.: Филол. фак-т. СПбГУ, 2004 . - 166 с.
31. Скребцова Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики / Т.Г. Скребцова. - СПб.: Анатолия, 2000. - 201 с.
32. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика: Курс лекций. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 256 с.
33. Смирнова М.А. Понятие «метафора» и подходы к ее изучению // Филология и литературоведение. 2014. № 9. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2014/09/960(дата обращения 12.05.2016)
34. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Б.А. Серебренников, Е.С. Кубрякова, В.И. Постовалова и др. - М.: Наука, 1988. - С. 173-189.
35. Уилрайт Ф. Метафора и реальность // Теория метафоры: сб.: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — С. 106-108.
36. Харченко В.К. Функции метафоры: учебное пособие. - М.:
ЛИБРОКОМ, 2012. - 4-е изд. - 91 с.
37. Шабанова Е.Л. Концептуальная метафора: Направления в исследовании (обзор) // «Реферативный журнал. Языкознание», 1999. - № 1. - С. 158-176.
38. Heine B. Profession: sources, forces and grammaticalization. - Cambridge, 1997. - 292 p.
39. Hoffman R. Some implications of metaphor for philosophy and psychology of science. An Introduction to the ubiquity of metaphor. - Amsterdam, 1985. - 327 p.
40. Hopper P.J. and Traugott E.C. Grammaticalization. - Cambridge: Textbooks in Linguistics, Cambridge University Press, 2003. - 276 p.
41. Hoffman R.R. What could reaction-time studies be telling us about metaphor comprehension? // Metaphor and Symbolic Activity, 1987. - 152 p.
42. Shibtes W. Metaphor: An annotated bibliography and history. - Wisconsin: Whitewater the language press, 1971. - P. 23-204.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ
1. Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С.296-297.
2. БЭС — Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.
3. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М.: Филол. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
4. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 415 с.
5. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 562 с.
6. British National Corpus. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://natcorp.ox.ac.uk(дата обращения 12.05.2016)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Bronte Ch. Villette London: Everyman Publishers plc, 2002. - 657 p.
2. Doyle A.C. The Lost World: Книга для чтения на английском языке без сокращений. - СПб.: Химера, 2001. - 284 с.
3. Galsworthy J. The Forsyte Saga. Book I: The Man of Property. - М.: Менеджер, 2005. - 384 с.
4. Galsworthy J. The Forsyte Saga. Book III: To Let. - М.: Менеджер, 2004. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ