Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа №64730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
560
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Коммуникативный аспект как основной принцип обучения английскому языку 8
§ 1. История использования коммуникативного подхода при обучении английскому языку 10
§2.Уровневое обучение иностранному языку как способ формирования коммуникативной компетенции 13
§3. Уровень обученности при обучении иностранному языку 16
§4. Коммуникативная компетенция и ФГОС при обучении иностранному языку 19
§5. Коммуникативное обучение иностранному языку во внеурочной 27
деятельности
Выводы по 1 главе 32
Глава II. Формирование коммуникативной компетенции во вне учебной деятельности при обучении иностранному языку 34
§ 1 Коммуникативная компетенция в системе всех компетенций при обучении иностранному языку во внеурочной деятельности 34
§2Межпредметная и внеклассная работа как средство формирования коммуникативной компетенции 39
§3 Особенности и проблематика формирования коммуникативной компетенции во внеклассной деятельности 45
§4 Формирование коммуникативной компетенции внеклассными средствами 50
§5. Формы вне учебной работы по развитию коммуникативной компетенции 54
Выводы по 2 главе 63
Заключение 64
Научная и справочная литература 68


В настоящее время методика обучения иностранному языку ставит себе цель научить учащихся коммуникативной деятельности, межличностному речевому общению, приобщить их к культуре страны изучаемого языка, формировать межкультурного гражданина. Сложность изучения иностранного языка заключается в необходимости создания условий для формирования коммуникативной компетенции, то есть внутреннюю готовность и способность к любому речевому общению. В связи с этим, появляется необходимость обращения к проблеме организации внеклассной работы по иностранному языку.
В научных исследованиях известных учёных-методистов подтверждается значимость проведения внеклассных работ, ориентированных на формирование коммуникативной компетенции у учащихся с целью комплексного осуществления всех составляющих компонентов основной цели обучения иностранному языку: образовательного, развивающего и воспитательного. При всей значимости внеклассной работы в формировании у обучающихся умений иноязычного общения на уровне коммуникативной достаточности, существует некая недооценка её учителями английского языка. В частности, проведение внеклассной работы носит фрагментарный характер, т.е. не всегда организуются постоянные кружки, мобилизующие учащихся к изучению иностранного языка в сотрудничестве, в группах. Отсутствуют научнообоснованные методические разработки для последовательной, преемственной организации массовых и групповых форм внеклассной работы соответствующей задачам, содержанию и особенностям обучения иностранному языку на каждой из стадии (начальная, средняя, старшая) в условиях современной общеобразовательной школы.
Потребность в модернизации и преподавания иностранных языков в школах нового поколения обусловила необходимость изучить и обобщить методический опыт в осуществлении внеклассной работы, направленной на формирование коммуникативной компетенции, определить современные технологии её организации и проведения.
Таким образом, интересующая нас проблема формирования у учащихся коммуникативной компетенции на иностранном (английском) языке посредством организационных форм внеклассной работы представляется весьма актуальной.
Цель исследования: теоретическое обоснование самого исследуемого вопроса и практическая разработка способов и формирования у учащихся коммуникативной компетенции в ходе организации и проведения внеклассной работы по иностранному языку.
Гипотеза исследования: обучение учащихся иноязычной
коммуникативной компетенции будет эффективным, обеспечивая при этом становление социокультурного языкового образования подростков при условии если:
- формировать иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся во внеклассной работе в тесном взаимодействии с поурочной;
- обучение будет представлять собой дидактическую модель последовательного формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции во всех формах речевого общения во внеклассной работе на основе коммуникативно-ориентированного подходов к её организации и проведению.
В соответствии с вышеназванными целями и гипотезой необходимо было решить следующие задачи исследования:
- изучить историю использования коммуникативного принципа при обучении английскому языку;
- раскрыть сущность понятия «коммуникативная методика»;
- проанализировать аспекты уровневого обучения иностранному (английскому) языку;
- рассмотреть особенности формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку во вне урочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта;
- исследовать пути и условия коммуникативного обучения иностранному языку во вне урочной деятельности;
- изучить место коммуникативной компетенции в системе всех компетенции при обучении иностранному языку во вне урочной деятельности;
- определить роль межпредметной и внеклассной работ, как средств формирования коммуникативной компетенции;
- рассмотреть особенности и проблематику формирования коммуникативной компетенции во внеклассной деятельности;
- изучить возможности использования внеклассных средств и разных форм вне урочной деятельности при обучении английскому языку.
Объектом данного исследования является способы формирования у учащихся коммуникативной компетенции во внеклассной работе по
английскому языку.
Предмет исследования: формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся средних классов во вне урочной деятельности.
В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме);
- эмпирические (наблюдение за учебным процессом; беседы с учителями, учащимися, опытное обучение).
- изучение и анализ Федерального государственного образовательного стандарта по иностранным языкам для средней общеобразовательной школы, а также современных учебно-методических комплектов по английскому языку для средних классов.
Структура и основное содержание дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, указывается её цель, объект, предмет исследования, задачи; указывается методическая база исследования, отмечается её практическая и теоретическая значимость, описывается структура работы.
Первая глава «Коммуникативный аспект как основной принцип обучения иностранному языку». В главе излагаются история использования коммуникативного принципа при обучении английскому языку. Уточняется роль и место коммуникативной методики в формировании коммуникативной компетенции во внеклассной работе. Анализируются аспекты уровневого обучения иностранному (английскому) языку. Рассматриваются особенности формирования коммуникативной компетенции при обучении английскому языку во вне урочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. Исследуются пути и условия коммуникативного обучения иностранному языку во вне урочной деятельности;
- Вторая глава «Формирование коммуникативной компетенции во вне учебной деятельности при обучении иностранному языку». Во второй главе определяется место коммуникативной компетенции в системе всех компетенции при обучении иностранному языку во вне урочной деятельности. Оценивается роль межпредметной и внеклассной работ, как средств формирования коммуникативной
компетенции.Рассматриваютсяособенности и проблематика формирования коммуникативной компетенции во внеклассной деятельности. Исследуются возможности использования внеклассных средств и разных форм вне урочной деятельности при обучении английскому языку. Рассматриваются методические требования к организации и проведению внеклассных работ, в целях формирования у обучающихся коммуникативной компетенции.
В заключении подводятся итоги результатов проведённой работы, делаются выводы.
Список литературы включает научные и научно-методические труды, использованные в ходе проведённого нами исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из главных задач современной школы является улучшение качества преподавания иностранных языков до уровня свободного общения на нём выпускников школ. В связи с этим, целью обучения иностранному языку является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции. Она включает в себя языковую, речевую, учебно- познавательную и социокультурную компетенции.
Для создания благоприятных условий, ориентирующих обучающихся на участие в процессе коммуникации на уровне свободного общения, необходимо использовать организационные формы обучения, которые будут способствовать усилению их учебной мотивации. Речь идёт о мотивах, связанных с познавательными интересами учащихся, их потребностью в овладении новыми знаниями в области культуры изучаемого языка в процессе изучения иностранного языка.
Как уже отмечалось, коммуникативный подход в обучении иностранным языкам во внеурочной деятельности направлен на формирование у обучающихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Коммуникативный подход в обучении иностранным помогает обучающимся свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуациях.
Задача формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку способствует введению в образовательную практику уровневой дифференциации.Уровневое обучение предоставляет шанс каждому обучающемуся построить изучение иностранного языка таким образом, что бы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные. Подготовка соответствующего материала для дифференцированных уровней зависит от состава класса и требований ФГОС.
Для достижений результатов, заявленных ФГОС, направлена внеурочная деятельность. При этом внеурочная деятельность способствует решению, тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.
Коммуникативная компетенция занимает одну из главных мест в системе всех компетенций, т.к. она является показателем умения применять ранее полученные знания на практике. Такое же важное значение для обучающихся коммуникативная компетенция имеет и при внеурочной деятельности. Коммуникативная компетентность говорит об уверенности обучающихся в своих силах , что повышает учебную успеваемость, является показателем того, что они могут адаптироваться среди своих сверстников, а в дальнейшем и в обществе.
Процесс обучения иностранному языку в осуществлении форм внеклассной работы, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможность предмета в решении этих задач.
Как свидетельствуют результаты наших наблюдений, именно вне учебная деятельность, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обладает значительными возможностями для усиления его страноведческо-познавательной направленности и повышения интереса обучающихся к осуществлению свободного применения знаний английского языка на практике.
Более того, наша работа позволяет утверждать, что иноязычная познавательная направленность вне учебной деятельности предоставляет учащимся дополнительную возможность (наряду с учебной деятельностью) использовать иностранный язык не только как средство общения, но и как средство приобщения к культуре страны изучаемого языка в соотнесённости с культурой своей страны.
Рассмотрев особенности формирования коммуникативной
компетенции внеклассными средствами, было выявлено, что в процессе внеклассной работы с учениками вырабатываются различные коммуникативные УУД, к которым относят: умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками и много другое.
В процессе внеурочной деятельности в разных формах работы используются наиболее эффективные способы и приемы для решения задач и достижения поставленных целей. Формы внеклассной работы по иностранному языку многообразны, среди которых, были выделены индивидуальные, групповые и массовые. В процессе внеурочной деятельности в разных формах работы используются способы и приемы решения задач и достижения поставленных целей. Значимость данных форм внеклассной работы можно усилить за счёт ещё более последовательной и целенаправленной реализации познавательного, лингвострановедческого и страноведческого компонентов, которые способны сделать обучение иноязычной коммуникативной компетенции учащихся более информативным и содержательным.
В этой связи, эффективность и результативность обучения иноязычному общению учащихся средствами внеклассной работы по иностранному языку во многом зависят от соблюдения следующих условий:
- страноведческо-познавательной направленности содержания всех форм вне учебной деятельности;
- создания положительной психологической атмосферы, благоприятного фона в процессе проведения внеклассных мероприятий;
- учёта коммуникативного, личностно-ориентированного и социокультурного подходов в формировании коммуникативной компетенции у обучающихся во внеклассной работе по иностранному языку;
- занимательность и новизна содержания обучения иноязычному общению, организационных форм и методов работы;
- широкого применения всех видов форм работы обучающихся во вне учебной деятельности по иностранному языку.
В заключение хотелось бы также подчеркнуть, что темы вне учебных мероприятий целесообразно связывать с программными темами. Это удобно
по ряду причин. Во-первых, подготовку к таким мероприятиям можно проводить частично на уроках, давая в виде домашних и классных заданий некоторый дополнительный материал по теме, циклам пройденных тем, песни, стихи, тематические сценки или диалоги. Оформление также может быть выполнено к завершающему уроку по теме в виде конкурсных заданий по рядам или классам (тематические стенды, газеты, ребусы и т.д.). Впоследствии, всё это можно использовать во внеклассном мероприятии. Во- вторых, пройденная тема, как уже отмечалось, создаёт основу для составления программы мероприятий, что даёт возможность обучающимся воспринимать иноязычный материал без особых трудностей.
Всё больше проникают на уроки активные формы работы в виде конференций, проектной методики, песен, стихов, театрализации, экскурсии. Обучающиеся на более компетентном уровне используют знания, умения и навыки в осуществлении иноязычного речевого взаимодействия.
Как показывает наша работа, именно внеклассная деятельность является главной составной частью учебного и воспитательного процесса, обладающая значительными возможностями для повышения интереса обучающихся к изучению английского языка, что способствует формированию коммуникативной компетенции.



1. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / - СПб: «Златоуст», 2009. - 472 с.
2. А.А. Алхазишвили. Основы овладения устной иноязычной речью. М., 2008.
3. Н.В. Барышников. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // ИЯШ. № 2, 2012.
4. Н.В. Бим. Теория и методика обучения иностранному языку. М., 1988.
5. И.Л. Бим. Интеграция и дифференциация в школьном обучении иностранному языку и подготовка учителей иностранного языка. М., 2011.
6. И.Л. Бим. Основные направления организации обучения иностранному языку на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ. № 5, 2012.
7. Л.В. Бобкова. Декада английского языка и другие виды внеклассной работы // ИЯШ. № 3, 2015.
8. О.Ю. Болтнева. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры // ИЯШ. № 4, 2011.
9. С.В. Браун. Информационные аспекты, способствующие повышению мотивации изучения немецкому языку в школе // ИЯШ. № 2, 2012.
10.О.Н. Васичкина. Иностранный язык как средство развития коммуникативной компетенции.//Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты" Вып. № 1, 2006.
11. А. Виншалек, A.A. Леонтьев, Л.В. Степанова. Научные основы
принципа активной коммуникативности: Доклады на V
Международном конгрессе МАПРЯЛ/Сост. A.A. Леонтьев и др.- М.,1982.-С.72-80.
12. Г.И. Г аврилова. Олимпиада - праздник // ИЯШ. № 4, 2010.
13. И.Д. Гальскова. Условия изучения иностранного языка и их влияние на цели обучения // ИЯШ. №4, 2004.
14. И.Д. Гальскова. Межкультурное обучение; проблема целей и содержания обучения иностранному языку // ИЯШ. № 5, 2004.
15. Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М., 2004. - 336 с.
16. А.А. Гришкина. Внеклассная работа по иностранным языкам как органическая часть системы обучения // Вестник школы. № 3,2009.
17. А.Л. Димент. Тематические вечера на английском языке. М., 2008.
18. И.А. Зимняя. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 2015.
19. Т.Н. Калечиц. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,
2010.
20. Н.А. Качалов. О повышении мотивации обучения иноязычному речевому общению на начальном этапе языкового педагогического вуза. М., 2010.
21. Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М .Еналиева Практическая методика обучения иностранному языку//
22. Г.В. Колшанский. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. М., 1985.
23. Н.А. Коробкова. Ученические конференции на иностранном языке // ИЯШ. № 1, 2006.
24. В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М.: 1992. 157 с.
25. А.А. Леонтьев. Теория речевой деятельности. М., 2012.
26. Р.П. Мильруд. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку // ИЯШ. № 4. 2014.
27. О. Д. Митрофанова. Традиционное и новое в методике преподавания русского языка как иностранного В: А. Н. Щукин (ред.-сост.) Язык и культура в филологическом вузе. Актуальные проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов. Москва: ГИРЯ им. А. С. Пушкина; Филоматис, 2006.
28. Г.И. Мокроусова. Организация внеклассной работы по немецкому языку. М., 2009.
29.3. Н. Никонова. Олимпиада по английскому языку на младшей ступени обучения // ИЯШ. № 4, 2011.
30.3. Н. Никонова. Песня на уроках английского языка // ИЯШ. № 1, 2012.
31. Е.И. Пассов. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 2010.
32. Е.С. Полат. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ. № 3, 2010.
33. Е.С. Полат. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // ИЯШ. № 5, 2011.
34. Г.В. Рогова. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.,2011.
35. С.Н. Савина. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. М.,2011.
36. В.В. Сафонова. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому образованию в методических целях // ИЯШ. № 3,
2005.
37. А.Ю. Соколова. Сочетание урочных и внеклассных форм работы по английскому языку в 9 классах // ИЯШ. №4, 2005.
38. Г.В. Уляшкина. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедиа шоу // ИЯШ. № 4. 2011.
39. Н.И. Халеева. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1989.
40. А.Д. Хотинская. О проведении утренников и вечеров на английском языке // ИЯШ. № 2, 2004.
41. А.В. Хуторской. Ключевые компетенции как результат личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
42. С.Ф. Шатилов. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 2009.
43. В.И. Шепелева. Принципы организации внеклассной работы. М., 2011.
44. В.А. Шерстеникина. Внеклассная работа как средство повышения мотивации изучения учащимися иностранного языка в средней школе. М., 2013.
45. И.А. Шпак. Усиление страноведческо-познавательной направленности урока английского языка средствами внеклассной работы // ИЯШ. № 6.
1992.
46. А.Н. Щукин. Обучение иностранным языкам. М., 2006, с..
47. Л.З. Якушина. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку // ИЯШ. № 4, 2005.
48. K. Johnson, D. Porter. Perspectivesin Communicative Language Teaching. London, 2003.
49. C. Livingstone. Role Play in Language Learning. M., 2008.
50. Piepho 1986 - H.E. Piepho. Some Basic Principles of Communicative Foreign Language Learning. Strasbourg, 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ