Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В РАБОТУ ПЕРСОНАЛА В СФЕРЕ УСЛУГ»

Работа №64705

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 4
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы изучения вовлеченности 8
1.1. Различные подходы к определению понятия «вовлечённость» 8
1.1.1. Вовлеченность в прикладных исследованиях 14
1.2. Вовлеченность и сходные понятия 16
1.3. Предикторы вовлеченности 19
1.3.1. Вовлеченность и индивидуальные различия 20
1.3.2. Вовлеченность и рабочие ресурсы 26
1.3.3. Стратегии изменений в работе (job crafting) 29
1.4. Флюктуации вовлеченности 30
1.5. Практические результаты вовлеченности 32
1.6. Структурные модели вовлеченности. Модель требований и ресурсов 34
Резюме по первой главе 37
Глава II. Организация и методы исследования 39
2.1. Организация исследования 39
2.1.1.Описание характеристик исследуемой выборки 40
2.2. Методики исследования 42
2.2.1.Опросник «Шкала вовлеченности в работу (UWES)» 42
2.2.2. Шкала «Изменения в работе» (job crafting) 43
2.2.3. Личностный опросник «Большая пятерка» 44
2.2.4. Методика «Психологический капитал» 44
2.2.5.Опросник «Дизайн работы» 45
Глава III. Обсуждение полученных результатов 50
3.1 Психометрические показатели 50
3.2. Исследование личностных особенностей респондентов и характеристик рабочего места 54
3.2.1. Кластерный и сравнительный анализ сочетаний факторов методики «Big Five» и характеристик рабочего места 56
3.2.2. Кластерный и сравнительный анализ отдельно взятых факторов методики «Big
Five» и характеристик рабочего места 62
Вывод по исследованию влияния личностных характеристик на выбор рабочего места.. .68
2
З.З.Исследование параметров, вязанных вовлечённостью 69
3.3.1. Кластерный анализ. Исследований связи вовлечённости со стратегиями изменений, применяемыми сотрудницами в работе 69
3.3.2. Регрессионный анализ. Исследование вовлеченности и стратегий изменений в
работе (job crafting) 73
3.3.3. Исследование личностных особенностей домашнего персонала и их связь с вовлеченностью 75
3.3.4. Исследование дизайна работы и его связи с вовлеченностью 77
3.4. Исследование параметров, оказывающих влияние на факторы вовлеченности 79
3.4.1. Исследование параметров личностного и рабочего ресурса, оказывающих влияние на стратегии изменений в работе 79
3.4.1.1. Исследование связи психологического капитала и стратегий изменений в работе 79
3.4.1.2. Исследование вязи дизайна работы и стратегий изменений в работе 82
3.4.1.3. Исследование связи сочетания психологического капитала и рабочих ресурсов на выбор стратегий изменений в работе 83
3.4.1.4. Исследование влияния личностных особенностей на стратегии изменений в работе 86
3.4.2. Исследование параметров личностного и рабочего ресурса, связанных с личностными особенностями 87
Построение обобщающей схемы 90
Выводы 92
Заключение 95
Практические рекомендации 95
Библиографический список 96
ПРИЛОЖЕНИЕ А 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 108
ПРИЛОЖЕНИЕ В 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 118


На рубеже XX и XXI века исследователи в области организационной психологии и руководители коммерческих организаций стали говорить о феномене «вовлеченность». Такие характеристики некоторых работников, как удовлетворенность своей работой, стремление к развитию и расширению своей ответственности, выполнение своей работы всегда вовремя и без напоминания, проявление инициативы и т.п., которые положительно сказываются на эффективности работы организации, не могли остаться без внимания. Более того, произошли изменения, связанные с переходом от традиционной организации к современной, где главный акцент делается на человеческом капитале, на инвестировании в сотрудников, поскольку теперь тот же объем работы должно выполнять меньшее количество людей. И при этом сотрудник должен полностью быть способен психологически «инвестировать» себя в свою работу. Стали появляться вопросы о том, что же стоит за вовлеченностью, какие факторы ее обеспечивают, и самый главный вопрос, которой волнует руководителей организаций: как ей управлять? И все большее число компаний как в Европе, Америке, так и в России стремятся найти то, что позволит определить или сформировать вовлеченность.
На данный момент нельзя выделить вопросы, на основе которых можно было бы определить, будет ли человек вовлечен в свою работу, будет ли «отдавать» себя рабочему процессу целиком. Однако некоторые направления, требующие особого внимания выделить можно. Например, в практике управления человеческими ресурсами Macey, Schneider рассматривают вовлеченность в работу как одно из конкурентных преимуществ и им нельзя пренебрегать на этапе отбора кандидатов. Ряд авторов предполагают, что вовлеченность обуславливается рабочей средой (системой мотивации, эргономичностью рабочего места, дизайном работы). Другие считают, что вовлеченность зависит от самого человека. Также существуют точки зрения, что вовлеченность зависит и возрастает как от личностных ресурсов, так и от окружения.
Последние исследования показывают, что вовлеченность положительно сказывается на эффективности организации, а также обеспечивает и другие полезные выгоды. К примеру, такие организации как Hewitt Associates, Gallup, Экопси Консалтинг и др. публикуют результаты на основе собственных наблюдений за вовлеченностью. Одно из интересных замечаний отмечает Gallup в компаниях-лидерах рынка - около 90% сотрудников с высоким уровнем вовлеченности. Становится очевидным тот факт, что изучение вовлеченности является актуальным.
В нашем исследовании в качестве респондентов выступили 102 сотрудницы, оказывающие услуги в домашнем сервисе (няни, сиделки и домработницы). В основе исследования лежит теоретическая модель, разработанная зарубежными исследователями A.Bakker, E.Demerouti, под названием «рабочие требования и ресурсы». В рамках данной концепции единицей анализа является рабочая ситуация, в которой сотрудник сталкивается с рабочими требованиями (стресс, нехватка времени и т.п.), при этом у него есть личные и рабочие ресурсы, при помощи которых он справляется с трудностями в работе.
Актуальность данного исследования заключается в составлении целостной картины, определяющей факторы вовлеченности такого сектора персонала, как домашний персонал. Данная сфера оказания услуг достаточно специфична, для нее не характерна организационная культура, контекст работы - семья, при этом уровень вовлеченности высокий. Поэтому возникает вопрос, что способствует их вовлеченности?
Цель нашего исследования: изучить особенности и взаимосвязь вовлеченности в работу с личностными и рабочими ресурсами персонала в сфере услуг
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Измерить уровень вовлеченности персонала в сфере услуг
2. Исследовать влияние личностных особенностей на выбор характеристик дизайна рабочего места
3. Определить сочетания личностных особенностей и их влияние на выбор характеристик рабочего места
4. Определить параметры, на основе которых сотрудники различаются по уровню вовлечённости
5. Исследовать, какие личные и рабочие ресурсы оказывают влияние на факторы вовлеченности
6. Выявить и проанализировать наличие сочетания рабочих и личных ресурсов работников сферы услуг, которые влияют на факторы вовлеченности (если таковые имеются)
7. Проанализировать сходство и различия с концептуальной моделью A. Bakker «требования и ресурсы»
Гипотезы исследования:
1. Личностные особенности влияют на выбор дизайна рабочего места
2. Между вовлеченностью в работу и стратегиями изменений, применяемыми сотрудниками в работе, существует связь.
3. Личные ресурсы (психологический капитал) и рабочие ресурсы (дизайн работы) влияют на стратегии изменений в работе (job crafting)
Объект исследования: личностные особенности и поведение персонала, работающего в сфере услуг, а также дизайн рабочего места
Предмет исследования: особенности вовлеченности и ее взаимосвязи с личностными и рабочими ресурсами

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературы в рамках темы нашего исследования позволяет сказать, что тема действительно является актуальной как в научной среде, так и на практике. Изучение данного психологического конструкта началось совсем недавно, однако с каждым годом набирает обороты.
В ходе данной работы опробована модель А.Беккера и Э.Демерути и выявлены соотношения между личностными и рабочими ресурсами и их роль относительно вовлечённости персонала применительно к персоналу, работающему в рамках домашнего сервиса. Зарубежные коллеги установили связь между вовлеченностью, стратегиями изменений и личными и рабочими ресурсами. В нашем исследовании данные связи также обнаружены, однако также обнаружено влияние личностных особенностей на вовлеченность, что не вписывается в модель авторов. Становится понятно, что на персонале, не работающем в организации, действуют другие законы, каковы они - это размышления для дальнейшего исследования.
Однако стоит отметить, наша гипотеза о том, что на выбор рабочего места оказывают влияние личностные характеристики, подтвердилась. Уровень вовлеченности в работу данного персонала достаточно высокий, а значит, знание выявленных параметров сможет помочь регулировать ее уровень. По итогам проведенного исследования сформулированы практические рекомендации.
Практические рекомендации
1. Данные, полученные нами в ходе исследования, можно использовать для сравнительного и контент-анализа в рамках изучаемой темы.
2. Результаты исследования можно применять для работников кадровых агентств по подбору домашнего персонала с целью эффективного отбора персонала на вакантные должности
3. Также, при возникновении конфликтных ситуаций между сотрудником и работодателем, можно использовать построенную нами схему (рисунок 2). Необходимо проанализировать характеристики дизайна, определить личностные особенности и применяемые стратегии совладания с трудностями в работе.



1. Климова О.А., Барабанщикова В.В. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях.// Национальный психологический журнал.2015. №1[17], с.52-60
2. Липатов С. А. Проблема взаимодействия человека и организации: концепции и направления исследований.//Вестник Московского университета.2012. Сер. 14. Психология. №1, С.85-96.
3. Липатов С.А. Вовлеченность работника в организацию или «увлеченность работой»: соотношение понятий. //Организационная психология. 2015. Т.5, №1, с.104-110
4. Мандрикова, Е.Ю., Горбунова, А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников.// Организационная психология. 2012. Т.2, № 4, с.2-22.
5. Мандрикова, Е.Ю. Увлеченность работой: обзор современных зарубежных исследований.// Психология в ВУЗе. 2012. №6, с.53-64.
6. Маничев С.А., Маничева Л.Г. Организационный контекст как предиктор вовлеченности в работу.//Вестник СПбГУ. 2015. Оер.12, №1, стр.53-65
7. Маничев С.А., Маничева Л.Г. Изменения в работе как средство профессионального развития. //Петербургский психологический журнал. 2014. №7, стр.1-23
8. Онучин А.Н., Луцкина В.В., Розин М.В. Управление вовлеченностью персонала.// HRTimes. 2012. № 20, с. 37-40.
9. Онучин А.Н. Вовлеченность персонала: от измерения к управлению
URL: http://www.ecopsy.ru/publikatsii/vovlechennost-personala-ot-izmereniya-k-
upravleni.html (дата обращения: 5.03.2016)
10. Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие, 2015, 125 с.
11. Alfes, K., Truss, C., Soane, E.C., Rees, C. and Gatenby, M. Creating an Engaged Workforce.//London, GB, The Chartered Institute of Personnel and Development.2010. p.64
12. Albrecht S.L., Bakker A.B., Gruman J.A., Macey W.H., Saks A.M. Employee engagement, human resource management practices and competitive advantage.// Journal of Organizational Effectiveness: People and Performance. 2015. Vol.2, No.1, pp.7-35
13. Baumruk R. The missing link: the role of employee engagement in business success.// Workspan.2004. Vol. 47, pp.48-52.
14. Bakker A.B., A job demands-recourses’ approach to public service motivation.// Public Administration Review by The American Society for Public Administration.2015. pp. 723-732
15. Bakker A. Daily Fluctuations in Work Engagement: An Overview and Current Directions.// European Psychologist.2014. Vol. 19, No.4, pp. 1-11
16. Bakker A.B., Albrecht S., Leiter M. Key questions regarding work engagement.// European Journal of Work and Organizational Psychology.2011. Vol.20, pp.4-28
17. Bakker A.B., Bal P.M. Weekly work engagement and performance: A study among starting teachers.// Journal of Occupational and Organizational Psychology.2010. Vol. 83, pp.189-206.
18. Bakker A., Demerouti E. Job Demands-Resources Theory.// In Wellbeing: A Complete Reference Guide, edited by Peter Y. Chen and Cary L. Cooper. 2014.Vol.3, pp.37-64
19. Bakker A., Demerouti E. Towards a model of work engagement.// Career Development International.2008. Vol.3, No.3, pp.209-223
20. Bakker A.B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: state of the art.// Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol.22, pp.309-328.
21. Bakker A., Demerouti E., Sanz-Vergel A.I. Burnout and Work Engagement: The JD-R Approach.//Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior.2014. Vol.1, pp. 389-411.
22. Bakker A.B., Leiter, M.P. Work engagement: a handbook of essential theory and research.// Psychology press. 2010. pp.1-205
23. Bakker A.B., Rodriguez-Munoz A., Sanz Vergel A.I. Modelling job crafting behaviours: Implications for work engagement.// Human relations. 2016. Vol.69(1), p.p.169-189
24. Bakker A.B., Schaufeli, W.B. Positive organizational behavior: engaged employees in flourishing organizations.// Journal of Organizational Behavior. 2008. Vol.29, pp.147-154.
25. Christian M.S., Adela S.G., Jerel E. S. Work Engagement: A Quantitative Review and Test of Its Relations with Task and Contextual Performance.// Personnel Psychology. 2011. Vol. 64(1), pp. 89-136.
26. Crawford E. R., LePine J. A., Rich B. L. Linking job demands and resources to employee engagement and burnout: A theoretical extension and meta- analytic test. // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95, N 5. P 834-848.
27. Demerouti E., Bakker A.B. Job crafting.// An introduction to Contemporary Work Psychology. Ed. Peeters M.C.W., de Jonge J., Taris T.W. First Edition. John Wiley & Sons, Ltd. 2014. pp.3-28
28. Dollard M.F., Bakker A.B. Psychosocial safety climate as a precursor to conductive work environments, psychological health problems, and employee engagement.// Journal of Occupational and Organizational Psychology.2010.Vol.83, pp.579-599
29. Domestic workers across the world: global and regional statistics and the extent of legal protection // International Labour Office - Geneva: ILO.2013. 146 p.
30. Edmondson A. Psychological safety and learning behavior in work teams, //Administrative Science Quarterly.1999.Vol. 44, pp.350-38
31. Frank F.D., Finnegan R.P., Taylor C.R. The race for talent: retaining and engaging workers in the 21st century,// Human Resource Planning. 2004. Vol. 27, No 3, pp.12-25
32. Harter J.K., Schmidt F.L., Hayes T.L. Business-unit level relationship between employee satisfaction, employee engagement, and business outcomes: a meta-analysis,// Journal of Applied Psychology. 2002.Vol .87, pp.268-79.
33. Hakanen J.J., Schaufeli W., Ahola K. The Job Demands-Resources model: A three- year cross-lagged study of burnout, depression, commitment, and work engagement.// Work & Stress. 2008. Vol. 22, No 3, pp.224-241.
34. Holbeche L., Springett N. In Search of Meaning in the Workplace. //Horsham, Roffey Park.2003. p.32
35. Kahn W.A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work,//Academy of Management Journal. 1990. Vol. 33, pp.692-724
36. Kanungo R.N. Measurement of job and work involvement,// Jourmal of Applied Psychology. 1982. Vol. 67, pp.341-349
37. Kular S., Gatenby M., Rees C., Soane E., Trus K. Employee Engagement: A Literature Review,// Kingston University Working Paper Series. 2008. No.19, pp. 1-28
38. Lawler E., Worley C.G. Winning support for organizational change: Designing employee reward systems that keep on working,// Ivey Business Journal. 2006. pp.1-5
39. Luthans F., Avolio B.J., Youseff C. Psychological capital: Developing the Human competitive Edge.// Oxford University Press. 2007. pp. 1-256
40. Macey W.H., Schneider B. The meaning of employee engagement.//Industrial and Organizational Psychology.2008. No.1, pp.3-30.
41. May D.R., Gilson R.L., Harter, L.M. The psychological conditions of meaningfulness, safety and availability and the engagement of the human spirit at work. //Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2004. Vol.77, pp.11-37.
42. MacLeod D., Clarke N. Engaging for Success: Enhancing Performance through Employee Engagement.// Office of Public Sector Information.2009. p.124
43. Paraskevas P., Demerouti E., Peeters M, W. Schaufeli, and J. Hetland. Crafting a Job on a Daily Basis: Contextual Correlates and the Link to Work Engagement.// Journal of Organizational Behavior. 2012. Vol. 33, No.8, pp. 1120-1141
44. Richman, A. Everyone wants an engaged workforce how can you create it? //Workspan. 2006. Vol. 49, pp.36-39
45. Robinson D., Perryman S., Hayday S. The Drivers of Employee Engagement.// Brighton, Institute for Employment Studies.2004. pp.1-87
46. Robinson I. and Chartered Institute of Personnel and Development. Human Resource Management in Organisations: The Theory and Practice of High Performance. London: Chartered Institute of Personnel and Development. 2006.CIPD
47. Robinson D., Hooker H., Hayday S. Engagement: The Continuing Story.// Brighton: Institute for employment studies. 2007. No.447
48. Rothbard. N.P Enriching or depleting? The dynamics of engagement in work and family roles.//Administrative Science Quarterly.2001. pp. 1-30
49. Saks A.M. Antecedents and consequences of employee engagement.// Journal of Managerial Psychology. 2006. Vol. 21, No. 6, pp.600-619.
50. Schaufeli, W.B. & Salanova, M. Work engagement: An emerging psychological concept and its implications for organizations.// In S.W. Gilliland, D.D. Steiner. & D.P. Skarlicki (Eds.), Research in Social Issues in Management: Managing Social and Ethical Issues in Organizations. 2007. Vol.5, pp. 135-177
51. Salanova M., Schaufeli W.B. A cross-national study of work engagement as a mediator between job resources and proactive behavior.// International Journal of Human Resource Management. 2008. Vol.19, pp. 116-131.
52. Schaufeli W.B. and Bakker A.B. The Utrecht Work Engagement Scale (UWES). Test manual, Utrecht, The Netherlands: Department of Social and Organizational Psychology. 2003. p.58
53. Schaufeli W.B. What is engagement? // In C. Truss, K. Alfes, R. Delbridge, A. Shantz, & E. Soane (Eds.), Employee Engagement in Theory and Practice. - London: Routledge.2013. Chapter 1, p.37
54. Schaufeli W.B, Bakker A.B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: A multi-sample study.// Journal of organizational Behavior. 2004.Vol. 25, Issue 3, pp. 293-315
55. Schaufeli W.B., Taris T.W., van Rhenen Willem. Workaholism, Burnout and Work engagement: three of a kind or three different kinds of employee Wellbeing? // Applied psychology: an international review. 2008. Vol.57, No.2, pp. 173-203
56. Schaufeli W., Salanova M. Work engagement: On how to better catch a slippery concept.//European Journal of Work and Organizational Psychology. 2011. Vol.20, pp.39-46
57. Shaufeli W., Salanova M. Enhancing work engagement through the management of human resources.//European Journal of Work and Organizational Psychology. Vol.4, pp.380-402
58. Schaufeli W., Bakker A. Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept. In A. Bakker, M. Leiter (eds.) Work engagement: A handbook of essential theory and research. 2010. N.Y.: Psychology Press, pp.181-193
59. Shaw K. An engagement strategy process for communicators.//Strategic Communication Management. 2005. Vol. 9, No.3, pp.26-29
60. Singh J. Importance of Employee Engagement: A literature Review.//International Journal of Computer Science and Communication Engineering.2013. ICETE, p.p.1-4
61. Sonnentag S. Recovery, work engagement, and proactive behavior: a new look at the interface between nonwork and work.// Journal of Applied Psychology. 2003. Vol .88, pp.518-28
62. Sonnentag S., Christian D., Demerouti E. Not All Days Are Created Equal: The Concept of State Work Engagement. In Work Engagement: A Handbook of Essential Theory and Research. New York: Psychology Press, pp.25-38
63. Tadic M., Bakker A.B., Oerlemans G.M. Challenge versus hindrance job demands and well-being: A diary study on the moderating role of job resources.// Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2015.Vol.88, p.p.702-725
64. Tims M., Bakker A.B. Job design and employee engagement.// European Journal of Work and Organizational Psychology. 2010. Vol.18, pp.131-148
65. Tims M., Bakker A.B., Derks D. Job crafting and job performance: A longitudinal study.// European Journal of Work and Organizational Psychology. 2015. Vol.24, No.6, pp.914-928
66. Tims M., Bakker A.B., Derks D. The Impact of Job Crafting on Job Demands, Job Resources, and Well-Being.// Journal of Occupational Health Psychology. 2013. Vol. 18, No. 2, pp. 230-240
67. Tims M., Bakker A.B., Derks D. Daily job crafting and the self-efficacy - performance relationship. //Journal of Managerial Psychology. 2010. Vol. 29, No. 5, pp. 490-507
68. Truss C., Soane E., Edwards C., Wisdom K., Croll A., Burnett J. Working Life: Employee Attitudes and Engagement. // London, 2006. CIPD
69. Truss C., Delbridge R., Alfes K. Shantz, A. and Soane, E. Employee engagement in theory and practice. N.Y.: Routledge. 2014. pp.1-11
70. Xanthopoulou, Despoina, Bakker A., Demerouti E., Schaufeli W. Reciprocal Relationships between Job Resources, Personal Resources, and Work Engagement.//Journal of Vocational Behavior.2009. Vol.74, No.3, pp. 235-244



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ