Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Маркетинг персонала в сфере гостиничного бизнеса

Работа №29823

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

маркетинг

Объем работы140
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
880
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения маркетинга персонала в современных социально-экономических условиях 9
1.1. Концептуальные основы маркетинга персонала 9
1.2. Роль маркетинга персонала в развитии современных организаций 22
1.3. Зарубежный и отечественный опыт применения маркетинга персонала ... 31 Глава 2. Анализ применения маркетинга персонала в сфере гостиничного
бизнеса 43
2.1. Маркетинговый анализ рынка труда в сфере гостиничного бизнеса г.Казань 43
2.2. Сравнительный анализ систем управления персоналом ООО «Раймонд» и
ООО «Гранд отель Казань» 53
2.3. Оценка маркетинга персонала в ООО «Раймонд» и ООО «Гранд отель
Казань» 66
Глава 3. Методические подходы и рекомендации по формированию функций маркетинга персонала в сфере гостиничного бизнеса 69
3.1. Рекомендации по использованию инсентив-программ для развития
вовлеченности персонала в гостинице 69
3.2. Методика разработки инсентив-поездки для персонала гостиниц 82
3.3. Предложения по выбору перечня эффективных тренингов при организации
инсентив-программы для персонала гостиниц 91
Заключение 110
Список использованных источников 114
Приложение 122


Актуальность темы исследования. Как показал опыт экономических
реформ, сложное финансовое положение многих российских предприятий в
значительной мере обусловлено неэффективным менеджментом. Рыночная
трансформация экономики качественно преобразует системы управления
организациями различных сфер и отраслей в соответствии с изменениями
условий их жизнедеятельности, требующих быстрой реакции на нестабильные
ситуации, гибкой адаптации к новым требованиям внешней среды.
Особо необходимо использование новых управленческих технологий в
наиболее прибыльных и быстро развивающихся отраслях сферы услуг:
информационном бизнесе, финансовой сфере, телекоммуникациях,
туризме, индустрии гостеприимства и др.
Республика Татарстан является одним из лидеров среди регионов
Российской Федерации в сфере туризма, показывает устойчивую
положительную динамику по основным показателям развития отрасли.
Ежегодный темп прироста туристского потока в республику в среднем
составляет 11,7%, темп прироста объема реализации услуг в сфере туризма –
11,8%. Положительная тенденция динамики роста основных показателей
отмечается по промежуточным данным 2017 года. Объем оказанных услуг в
сфере туризма (без учета смежных отраслей) за 11 месяцев 2017 года составил
12 253,2 млн. рублей, что на 13,1% больше по сравнению с аналогичным
периодом 2016 года. За период с января по ноябрь 2017 года темп прироста
объема оказанных гостиничных услуг составил 11,0%, туристских услуг –
20,6%, санаторно-оздоровительных – 10,1% по сравнению с аналогичными
показателями указанного периода 2016 года.1
Сфера услуг характеризуется непрерывно меняющимися
потребностями клиентов, что обусловливает высокую степень вероятности их
неудовлетворенности спектром и качеством предоставляемых услуг. С другой
1 Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2017 год, режим доступа
свободный, (дата обращения 13.03.18) http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1257751.pdf5
стороны, перераспределение времени каждого индивида, изменение
соотношения рабочего и свободного времени в сторону увеличения последнего
повышает спрос населения на услуги в развитых странах с формирующейся
информационной экономикой.
Сфера услуг с позиций маркетинга персонала обеспечивает
достижение конкурентных преимуществ обслуживающих фирм. Однако,
несмотря на изменения, произошедшие в экономике России за последние годы,
внутренний маркетинг как инструмент управления персоналом практически не
используется российскими менеджерами, в частности, предприятий сферы
услуг.
Степень изученности проблемы. Содержательный анализ места и роли
сферы услуг в современной экономике проведен В.Акишиным, Р.Браймером,
Т.Елисеевой, Е.Жильцовым, С.Жуковым, Н.Кабушкиным, А.Лесником,
B.Марковой, Р.Савкиной, О.Хашировым, А.Чернышевым.
Системный подход к управлению персоналом предприятий сферы услуг с
позиции внутреннего маркетинга начинают разрабатывать некоторые
зарубежные ученые - Р.Браймер, Р.Вундерер, С.Гронус, Ф.Котлер, Д.Марр.
АЛэйсон,C.Стешик, а также отечественные экономисты - В.Булгаков,
А.Жуплев, Э.Новаторов, В.Розанова, И.Сольская, В.Шеин.
А.Волоховой, М.Вортманом, Г.Десслером, Е.Дреевой, Л.Калачевой,
А.Кибановым, И.Левиной, З.Тахтамышевой, В.Фальцманом, Д.Хасби,
Б.Штаффельбахом такие элементы внутреннего маркетинга, как мотивация
и стимулирование, общественное признание, социально-психологический
климат в коллективе, открытость информации, ориентированность на клиента и
др., использованы для создания системы эффективного управления персоналом
сферы услуг.
Особое внимание в работах Н.Булешовой, Б.Генкина, И.Кокорева,
Ф.Крейчмана, Б.Литвака, А.Лобанова, С.Попова, В.Пугачева, Э.Старобинского,
С.Шекшни уделяется выбору и формированию систем мотивации
и стимулирования работы персонала. А.Васькин, С.Воробьев, В.Дятлов,6
М.Кулаков, Н.Маусов, Е.Моргунов, Ю.Одегов указывают на значимость оценки
личностных и профессиональных качеств персонала для обеспечения
эффективности его трудовой деятельности.
Однако комплекс маркетинга персонала как нового инструмента
управления персоналом для предприятий сферы услуг, в частности индустрии
гостеприимства, еще не разработан, что задерживает процесс его массового
использования для повышения эффективности функционирования сферы услуг.
Подобная постановка проблемы в теории и практике управления персоналом
предприятия сферы услуг, а также выявленная потребность практической
деятельности предприятий сферы услуг свидетельствуют об актуальности
избранной темы и определяют цель и предмет диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении,
концептуальных подходов к формированию системы внутреннего маркетинга
персонала как рациональной основы эффективных стратегий фирмы в сфере
услуг и разработке на этой основе методических основ совершенствования
управления маркетинга персонала в сфере гостиничного бизнеса.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения
следующих исследовательских задач:
- изучить концептуальные основы маркетинга персонала;
- выявить роль маркетинга персонала в развитии современных организации;
- изучить опыт применения маркетинга в управлении персоналом в сфере
гостиничного бизнеса за рубежом и на территории РФ;
- провести маркетинговый анализ рынка труда в сфере гостиничного
бизнеса г.Казань;
- провести сравнительный анализ систем управления персоналом и оценить
маркетинг персонала гостиниц г.Казани;
- разработать медодические подходы и рекомендации по использованию
интенсив-программ для развития вовлеченности персонала в гостинице.7
Объектом диссертационного исследования выступает система управления
персоналом гостиницы ООО «Раймонд». Предметом исследования являются
особенности применения маркетинга персонала в частной и сетевой гостиницах.
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы
составляют концептуальные исследования системы управления персоналом
предприятий сферы услуг, представленные в отечественной и зарубежной
литературе, реализующие маркетинговый подход к формированию стратегии
фирмы. В ходе разработки проблемы моделирования системы маркетинга
персонала были использованы положения теории управления, теории мотивации
как способа управления поведением персонала в трудовом процессе, а также
различные подходы к принятию управленческих решений, нормативноправовые акты и методические разработки в системе внутреннего маркетинга.
Инструментарно-методический аппарат работы. В основу исследования
поставленной проблемы и решения этапных задач положены принципы и
методологические подходы, связанные с использованием общенаучных методов
анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа и частных методов
экономических наук: субъектно-объектный подход, историко-генетический,
экономический и статистический анализ, методы социологических
опросов, ранжирования, группировок, сравнений, классификаций и другие. Эти
приемы и методы применялись в различной комбинации на разных этапах
разработки проблемы в зависимости от цели исследования и поставленных
задач.
Информационно-эмпирическую базу исследования составляют
официальные статистические данные, обзорно-аналитические справки,
опубликованные в периодической печати, материалы результатов опросов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном
подходе к разработке методических и практических рекомендаций по
формированию и использованию модели маркетинга персонала на предприятиях
сферы гостиничного бизнеса, заключается в следующем:8
- исследована и обобщена практика применения маркетинга персонала в
сфере гостиничного бизнеса;
- предложена методика формирования инсентив-поездок для лучших
сотрудников гостиницы, участвующих в инсентив-программе, а также даны
практические рекомендации по организации инсентив-поездок, учитывающие
особенности работы в гостиничном бизнесе и задачи, стоящие перед гостиницей
на современном этапе хозяйствования.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в обосновании
объективной взаимосвязи действенной системы маркетинга персонала и
эффективности функционирования предприятия сферы услуг, характеризуемой
непосредственным контактом персонала и клиентов в момент оказания услуги.
В силу этого, знания и навыки персонала выступают основным ресурсом
предприятий сферы услуг, что определяет доминирование в системе управления
личностных и психологических элементов, в совокупности составляющих
систему критериев внутреннего маркетинга. Использование маркетинга
персонала в качестве современного инструмента управления персоналом
требует разработки адаптированной к условиям конкретного предприятия
индустрии гостеприимства совокупности всех его элементов - социальнопсихологической среды, системы стандартов обслуживания, формирования
миссии и видения фирмы, системы внутренних коммуникаций, комплексной
системы мотивации персонала, что обеспечивает среди персонала создание
единой команды, действия которой направлены на максимизацию прибыли и
достижение личностных целей сотрудников.
Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сфера гостеприимства и туризм являются для России одним из
важнейших направлений развития экономики. Обусловлено это наличием
огромного туристического потенциала, а также мировыми и российскими
тенденциями в росте спроса на услуги, предлагающие отдых и рекреацию.
Перспективы развития отрасли туризма и гостеприимства способствовали
активному росту предложения на данном рынке у нас в стране. Быстрые сроки
окупаемости и относительно небольшой стартовый капитал стали
привлекательным предпринимательским мотивом для вложения капитала.
Однако отсутствие опыта работы в данной сфере, определенное негативное
наследие советских времен, медленные психологические изменения в умах
собственников в сторону удовлетворения потребителей сформировали
серьезные проблемы. В первую очередь они связаны с качеством обслуживания
клиента, отсутствием научно обоснованных стратегий развития бизнеса,
устаревшими способами управления персоналом, статичностью предложения,
узким ассортиментом предлагаемых услуг и т.д.
Сфера гостеприимства является высоко контактными направлениями
деятельности, предполагающими обязательное общение персонала и
покупателя услуг, причем от качества этого общения зависит во многом
качество самой услуги. Персонал сервисных предприятий, работающих в сфере
гостеприимства, является частью услуги, более того, сам клиент участвует в
процессе обслуживания, следовательно, имеет возможность воздействовать на
данный процесс как в положительную, так и в отрицательную стороны.
Некоторые услуги сферы гостеприимства направлены на сознание человека,
поэтому способствуют формированию его взглядов, влияют на его поведение.
Гостиницам, работающим в данном направлении, необходимо придерживаться
определенных этических норм, действовать осторожно и осмотрительно.
Услуги, предоставляемые туристической отраслью и отраслью
гостеприимства, содержит в себе большую долю эмоциональной
составляющей. Поэтому качество данных услуг во многом зависит от тех111
эмоций, впечатлений, настроения, которые останутся у потребителя после ее
получения. Даже изначально высокий уровень сервиса может быть испорчен
равнодушным видом или откровенной грубостью работника, неадекватным
поведением других клиентов, отсутствием необходимых потребителю
дополнительных услуг.
Качество услуги складывается из многих составляющих и постоянно
изменяется. Несмотря на динамизм этого показателя, сервисные предприятия
должны стремиться, чтобы уровень услуг оставался стабильно высоким. Могут
(и должны) меняться отдельные составляющие качества услуги, однако на
предприятиях необходимы стандарты обслуживания, позволяющие держать
высокую планку качества.
Для формирования и поддержания высокого уровня качества,
необходимы следующие мероприятия: разработка стратегий обслуживания
клиента, в зависимости от:
- уровня его лояльности; проведение маркетинговых исследований по
выявлению;
- потребностей как внешних, так и внутренних клиентов (персонала)
предприятия;
- внести в систему управления персоналом функцию маркетинга
персонала;
- повысить лояльность сотрудников до уровня «персонал- это клиент
отеля»;
- изучение мнения клиентов и персонала по вопросу совершенствования
сервисного процесса;
- изучение удовлетворенности потребителей уровнем полученных услуг;
- выявление причин неудовлетворенности клиента и факторов, вызвавших
эту неудовлетворенность; усиление контроля и анализа за «критическими»
моментами обслуживания и принятие мер по их устранению.
Для разработки маркетинга персонала в гостиничной сфере был проведен
сравнительный анализ управления персоналом в двух гостиницах. В результате112
данного анализа были выявлены проблемы, требующие доработки и
совершенствования. Основная проблема- неразвитость маркетинга персонала.
Для решения данной проблемы была разработаны: модель внедрения функции
маркетинга персонала в управление сотрудниками гостиницы и система
повышения клиентоориентированности персонала отеля.
На восприятие потребителем качества услуг оказывают влияние многие
факторы, но, как показали исследования автора, в большей степени качество
зависит от персонала гостиницы. В силу особенностей услуг, таких как
неосязаемость, неотделимость, непостоянство, недолговечность сотрудники
компаний, работающих в сфере туризма и гостеприимства, способны
минимизировать неопределенность потребителя и снизить его риски при
приобретении услуги. Именно на них ложится основной груз ответственности
за процесс обслуживания, от них во многом зависит удовлетворенность
целевого клиента, они первые выявляют «критические» моменты и способны
их нейтрализовать, в их зоне внимания оказываются неудовлетворенные
потребности покупателя и во многом от них зависит возможность
удовлетворения этих потребностей.
От качества контакта между сотрудниками отеля и покупателем услуги в
первую очередь зависит восприятие им уровня обслуживания. Создание
доброжелательной атмосферы при обслуживании зависит в первую очередь от
контактного персонала, его настроения, психологической подготовки,
отсутствия у него личных проблем. Поэтому, стремясь максимально
удовлетворить потребности целевых клиентов, менеджмент отеля должен, в
первую очередь, создать такую обстановку на рабочем месте персонала,
которая будет способствовать удовлетворению его личных потребностей и
активизирует его трудовой, творческий и человеческий капитал. Для этого
необходимо внедрить систему взаимоотношений «персонал- клиент отеля».
Применение концепции маркетинга персонала на предприятиях
гостеприимства удовлетворенности как внешних, так и внутренних клиентов. В
зависимости от целей, которые преследует гостиница, выделяют несколько113
разновидностей инсентив-программ: программы с целью поощрения
сотрудников; программы с целью мотивации к лучшим показателям работы, к
обучению; программы с целью командообразования и усиления вовлеченности
персонала (team building). В диссертации показано и обосновано, что для
современного периода хозяйствования наибольшую ценность для гостиничного
бизнеса представляют мотивационные инсентив-программы и программы
командообразования. Инсентив-программы в гостиницах не могут быть
серийными, «поставленными на поток». Целесообразно, чтобы они носили
структурированный и эксклюзивный характер, разрабатывались
индивидуально, под конкретную гостиницу и задачи, которые гостиница хочет
решить в процесс их реализации.
В настоящее время в гостиницах нужны новые программы, которые
дадут ощутимый результат, как для гостиницы, так и для сотрудников. В
качестве решения данной задачи в диссертации предлагается алгоритм
разработки интенсив-программы для сотрудников гостиниц, стремящихся
повысить эффективность своей деятельности.


Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: ЭКСМОПресс,
2017. – 32 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (с комментариями от
01.01.2017). - М: Проспект, 2017 г. - 256 с.
3. Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996г «Об утверждении порядка
классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и
иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи».
4. ГОСТ Р 51185-2008 от 01.07.2009 «Туристские услуги. Средства
размещения. Общие требования». – М.: Стандарт Информ. 2009
5. ГОСТ Р 53423-2009 от 01.07.2010 «Туристские услуги. Гостиницы и
другие средства размещения туристов. Термины и определения». М.: Стандарт
Информ. 2009
6. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации :
Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 (с изменениями
от 02.10.1999 № 1104 и от 15.09.2000 № 693, от 01.02.2005 № 490, от 06.10.2011
N 824, от 13.03.2013 N 206).
Монографии, диссертации
7. Абрамишвили Г.Г. Проблемы международного маркетинга. M.:
Экономика 2014. – С. 234-236.
8. Бумс Б.Х. Битнер М.Д. Маркетинговые стратегии и организационные
структуры сервиса. М: Экономика, 2013- С. 331-335.
9. Воробьев С.Н. Управленческие решения. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2010- С.
346-351.115
10. Глобов К.С. Брендинг в индустрии туризма и гостеприимства: теория и
практическое применение – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики,
управления и права, 2014- С. 12-14.
11. Дейнека А.В., Беспалько В.А. Управление человеческими ресурсами. М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2013- С. 421-423.
12. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента.М.: Новое знание, 2011. С. 334-335.
13. Кармин А.С. Конфликтология СПб.: Издательство «Лань»,2016. – С.448-
451.
14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2013-
C. 256-263.
15. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2017. — С. 176-178.
16. Коттер Дж., Гоулман Д., Бакингем М. Управление персоналом. Москва:
Альпина Паблишер. 2017. – С. 242-243.
17. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ. В. Егоровой.
– М.: изд-во: ЮНИТИА-ДАНА, C.2012- 223.
18. Крымов А. Управление персоналом на 100%: как стать эффективным HRдиректором .СПб.: Питер, 2016. – С. 117-118.
19. Крюкова Т.В. Основы теории принятия решений в конфликте. СПб: Фонд
развития конфликтологии. 2016. – С. 148-150.
20. Лисько М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Высшая
школа. 2012-221с.
21. Маслов Е.В. Управление персоналом. – Новосибирск: Рассвет, 2014- С.
112-115.
22. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства - М.: Экономика,
2013 – С. 146-147.
23. Рицци В.В. Развитие и продвижения индустрии делового туризма на
туристском рынке: на примере Санкт-Петербурга Формирование
маркетинговых технологий в конкурентной среде : Дис.канд. экон. наук. – СПб,
2009. – 278 с.116
24. Саак А. Э., Якименко М. В. Менеджмент в индустрии гостеприимства
(гостиницы и рестораны) СПб.: Питер, 2012. — С.-320-321.
25. Середа В.А., Мотивация труда: обзор теоретических концепций. –
Екатеринбург.: ТИС. 2014- С. 221-223.
26. Сошников А.П. Оценка персонала: психологические и
психофизиологические методы / А.П. Сошников, А.Б. Пеленицын. – М.:
ЭКСМО, 2009. С. 173-177.
27. Тараненко, В.И. Управление персоналом, корпоративный мониторинг,
психодиагностика— М.: Экономика, 2012 –С. 341-345.
28. Шапиро А.С. Инновационные подходы к процессу управления
персоналом организации: монография / А.С. Шапиро. - М.: РХТУ им Д.И.
Менделеева, 2011. – С. 152-154.
Статьи и материалы периодической печати
29. Ахматов М.К. В гостинице можно вырасти за пять лет // Газета «Деловой
Петербург» 2013.№7.C. 41-42
30. Вильчинская-Бутенко М.Э. Современные тенденции организации
корпоративного досуга за рубежом // Вестник Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств. – 2012. - № 1. – С. 109-
114.
31. Ворачек X. О состоянии «теории маркетинга услуг»// Проблемы теории и
практики управления. 2012. №1. С. 22-30.
32. Гарифуллина Р.С. .Сафин Ф.М. Современное состояние рынка
гостиничных услуг в Республике Татарстан// Вестник КАЗГУКИ 2015.№4. C.
10-14.
33. Глобов К. С. Особенности визуальной идентификации гостиничных
брендов // Актуальные проблемы экономики и прав 2016. №22. C. 31-33.117
34. Долгополова И.В. Аттестация персонала предприятий малого бизнеса как
способ совершенствования кадрового потенциала / И.В. Долгополов // Вестник
Удмуртского университета. Серия «Экономика и право» 2014. №4. С.27-32.
35. Драчева Е.Л., Либман А.М. Внутренний маркетинг в управлении
внутрикорпоративными рынками// Маркетинг в России и за рубежом.2003.
№2.С. 3-17.
36. Дуракова И. Б. Организация маркетинга персонала //Кадровик. Кадровый
менеджмент 2008.№11.C. 23-26.
37. Зайцева Н.А., Агамирова Е.В., Дмитриева Н.В., Щевьева А.А. Траты на
обучение – что взамен // Отель. – 2010.-№ 4. - с. 38-42.
38. Зубков Д.М. Маркетинг персонала: сущность, подходы и принципы
//Вестник Омского университета 2015.№4.C. 10-12.
39. Казанцева С.Ю. Основные направления исследования персонала как
объекта маркетинга //Статистика и экономика 2015.№2.C. 17-18.
40. Киселева В.А. Внутренний маркетинг компании и эффективность работы
персонала //Российское предпринимательство 2013.№3.C. 23-30.
41. Киреев И.В. Содержание отдельных составляющих маркетингового
комплекса компаний, работающих в сфере услуг// Маркетинг в России и за
рубежом. 2012. №3. С.3 - 12.
42. Клименко Т.И. Потребительские предпочтения как фактор формирования
рынка делового туризма // Научные труды Вольного экономического общества
России. – 2010. -Т. 130. - С. 465-471.
43. Кокорев И. О субъектах и объектах рынка труда // Человек и труд.
2015.№5.С.44-48.
44. Крылов А.О. Методика осуществления маркетинговых исследований
рынка труда для привлечения и удержания персонала // Науковедение 2015.№4.
C. 10-15.
45. Кузьмин М.А. Анализ и оценка результатов труда персонала на
производстве / М.А. Кузьмин // Организатор производства. 2011. №4. С.65-67.118
46. Львов С. Т. Незаменимые люди есть! // Управление компанией. 2014. №5.
С. 45-47.
47. Магура М.Р. Эффективное управление людьми невозможно без
современных персонал-технологий// Человек и труд. 2015. №11.С. 76-77.
48. Мальцева А. В. Основные аспекты внутриорганизационного маркетинга
//Известия Тульского государственного университета. Экономические и
юридические науки.2011.№8.C. 24-25.
49. Меньшикова М.А., Афанасьева Л.А., Заикин Е. Н. Разработка
тактического инструментария персонал-маркетинга, обеспечивающего
целенаправленную и постепенную реализацию стратегических задач
сельскохозяйственных организаций //Вестник Курской государственной
сельскохозяйственной академии 2011.№4.С. 14-15.
50. Миронова Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг//
Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. №3.С. 10 - 18.
51. Митрофанова А.Е. Обоснование подходов к оценке результативности
труда персонала организации / А.Е. Митрофанова // Вестник ГУУ 2016.
№12.С.185-191.
52. Мушкетова Н. С., Лекаренко Е. Н. Система внутреннего маркетинга:
цели, задачи, элементы //Известия Волгоградского государственного
технического университета. 2014.№7.С.20-22.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ