УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В России исторически сложилось, что в своем социально-экономическом развитии село традиционно и в существенной мере отстает от города. Однако политика «сближения города и деревни», принятая в советский период, дала определенные позитивные результаты. В частности, начиная с 70-х годов прошлого столетия, активно велось жилищное строительство на селе, была создана относительно удовлетворительная социальная инфраструктура. Вместе с тем, уровень развития сельских территорий не отвечал требованиям времени. Главными причинами этого являлись недостаточное стимулирование системой государственного управления развития предпринимательства, а также отсутствие полноценного института местного самоуправления.
В последние годы принят целый ряд законодательных актов, направленных на социально-экономическое развитие сельских территорий. Предполагалось, что это позволит достаточно быстро преодолеть отставание в сельском хозяйстве, создать современную социальную и инженерную инфраструктуру на селе, и, тем самым, ощутимо повысить качество жизни сельского населения. Однако, несмотря на реализацию ряда федеральных программ по сельскому развитию, многие показатели, характеризующие социально-экономическое положение сельских территорий, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры и отдыха продолжают ухудшаться.
Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должно стать приоритетным направлением развития государства. В настоящее время определены основные направления совершенствования управления сельскими территориями, в том числе обоснована необходимость децентрализации полномочий по управлению ими; взвешенного подхода к укрупнению сельских поселений; разработки федеральных минимальных социальных стандартов для сельских муниципальных образований. В связи с этим необходима пошаговая реализация национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий, цивилизованно учитывающей не только общечеловеческие, но и этнические особенности российского сельского образа жизни. Реализация подобных мероприятий позволит устранить перечисленные негативные тенденции социально-экономического развития сельских территорий, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности.
Это, а также новые вызовы, связанные с санкциями, принятыми против нашей страны, обязывают науку существенно усилить внимание к названной проблеме в целях развития научно-методической базы по теме исследования. Особенно это касается таких вопросов, как децентрализация межбюджетных отношений, рациональное распределение полномочий, ресурсов и ответственности за развитие сельских территорий между органами власти, формирование полноценного института местного самоуправления на селе, укрепление кадровой и финансовой базы сельских муниципальных образований, создание органами государственного и муниципального управления условий для развития малого предпринимательства на селе.
Степень изученности темы. В последние годы исследованию проблем развития сельских территорий уделяют внимание многие исследователи. Авторами наиболее значимых теоретических и методических разработок, освещающих различные аспекты темы исследования, являются Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова, Г.А. Баклаженко, В.М. Баутин, Л.Н. Руднева, О.Ю. Савенкова, В.Н Перцев, И.Н. Меренкова и др. В последние годы перечисленными и другими учеными опубликовано множество работ, в которых рассматриваются различные аспекты сельского развития. В большинстве из них основное внимание уделяется таким вопросам, как состояние экономики и социальной сферы села, занятость и источники доходов сельского населения, оценка программ социально-экономического развития села и т.д. Вместе с тем исследований, посвященных проблеме совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских территорий, крайне мало.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в сельские поселения и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
Объектом исследования является механизм управления развитием сельских территорий.
В качестве предмета исследования выступает организация управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием сельских территорий.
2. Проанализировать практику управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические подходы, разработанные И.А. Коленеченко «Управление социально-экономическим развитием сельских территорий» .
В процессе выполнения работы были использованы такие методы, как монографический - при изучении и оценке существующих теоретических положений и практики управления сельскими территориями по публикациям и иным источникам; абстрактно-логический - при обобщении научно¬методической базы по теме исследования; расчетно-конструктивный - при разработке предложений по совершенствованию управления развитием сельских территорий. Кроме того, были применены общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней , справочно¬аналитические материалы Департамента АПК Белгородской области, материалы Росстата и его территориальных подразделений, материалы администрации Яковлевского района Белгородской области.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках проведена оценка эффективности существующих подходов к развитию сельских территорий, а так же предложен ряд мероприятий по их совершенствованию.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В последние годы принят целый ряд законодательных актов, направленных на социально-экономическое развитие сельских территорий. Предполагалось, что это позволит достаточно быстро преодолеть отставание в сельском хозяйстве, создать современную социальную и инженерную инфраструктуру на селе, и, тем самым, ощутимо повысить качество жизни сельского населения. Однако, несмотря на реализацию ряда федеральных программ по сельскому развитию, многие показатели, характеризующие социально-экономическое положение сельских территорий, в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры и отдыха продолжают ухудшаться.
Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должно стать приоритетным направлением развития государства. В настоящее время определены основные направления совершенствования управления сельскими территориями, в том числе обоснована необходимость децентрализации полномочий по управлению ими; взвешенного подхода к укрупнению сельских поселений; разработки федеральных минимальных социальных стандартов для сельских муниципальных образований. В связи с этим необходима пошаговая реализация национальной стратегии устойчивого развития сельских территорий, цивилизованно учитывающей не только общечеловеческие, но и этнические особенности российского сельского образа жизни. Реализация подобных мероприятий позволит устранить перечисленные негативные тенденции социально-экономического развития сельских территорий, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности.
Это, а также новые вызовы, связанные с санкциями, принятыми против нашей страны, обязывают науку существенно усилить внимание к названной проблеме в целях развития научно-методической базы по теме исследования. Особенно это касается таких вопросов, как децентрализация межбюджетных отношений, рациональное распределение полномочий, ресурсов и ответственности за развитие сельских территорий между органами власти, формирование полноценного института местного самоуправления на селе, укрепление кадровой и финансовой базы сельских муниципальных образований, создание органами государственного и муниципального управления условий для развития малого предпринимательства на селе.
Степень изученности темы. В последние годы исследованию проблем развития сельских территорий уделяют внимание многие исследователи. Авторами наиболее значимых теоретических и методических разработок, освещающих различные аспекты темы исследования, являются Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова, Г.А. Баклаженко, В.М. Баутин, Л.Н. Руднева, О.Ю. Савенкова, В.Н Перцев, И.Н. Меренкова и др. В последние годы перечисленными и другими учеными опубликовано множество работ, в которых рассматриваются различные аспекты сельского развития. В большинстве из них основное внимание уделяется таким вопросам, как состояние экономики и социальной сферы села, занятость и источники доходов сельского населения, оценка программ социально-экономического развития села и т.д. Вместе с тем исследований, посвященных проблеме совершенствования управления социально-экономическим развитием сельских территорий, крайне мало.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы в сельские поселения и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
Объектом исследования является механизм управления развитием сельских территорий.
В качестве предмета исследования выступает организация управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические основы управления развитием сельских территорий.
2. Проанализировать практику управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования управления развитием сельских территорий Яковлевского района Белгородской области.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические подходы, разработанные И.А. Коленеченко «Управление социально-экономическим развитием сельских территорий» .
В процессе выполнения работы были использованы такие методы, как монографический - при изучении и оценке существующих теоретических положений и практики управления сельскими территориями по публикациям и иным источникам; абстрактно-логический - при обобщении научно¬методической базы по теме исследования; расчетно-конструктивный - при разработке предложений по совершенствованию управления развитием сельских территорий. Кроме того, были применены общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составляют нормативные правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней , справочно¬аналитические материалы Департамента АПК Белгородской области, материалы Росстата и его территориальных подразделений, материалы администрации Яковлевского района Белгородской области.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в его рамках проведена оценка эффективности существующих подходов к развитию сельских территорий, а так же предложен ряд мероприятий по их совершенствованию.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Обобщение экономической литературы позволило определить устойчивое развитие сельских территорий с одной стороны через способность территории, как социально-экономической системы сохранять свои экономические, социальные, экологические, и прочие характеристики при внешнем или внутреннем воздействии, с другой набор как инструментов, методов и способов воздействия на экономический, экологический, социальный аспект территории с целью их улучшения.
Раскрыта действующая модель управления устойчивым развитием сельских территорий путем его деления на 4 аспекта, социальный, экономический, экологический и институциональный. Выявлена необходимость применения системного подхода к управлению устойчивым развитием сельских территорий, в рамках которого прослежена взаимосвязь задач стоящих перед территориями. В современных условиях на первый план выходит самостоятельность территорий их способность обеспечивать за счет соответствующего бюджета ее социальное, экологическое развитие. Обоснована необходимость совершенствования механизма межбюджетного регулирования, как необходимое условие развития села.
На основе систематизации современных методов оценки эффективности управления, устойчивым развитием и учета особенностей села предложена методика комплексного анализа механизма управления устойчивым развитием сельских территорий. В отличие от существующих разработок обеспечивает гибкость к изменяющимся внешним и внутренним факторам функционирования системы с помощью непостоянного набора ее индикаторов, основывается на оценке подсистем ее оставляющих: экономической, социальной, экологической и институциональной. Предлагаемая методика позволяет избежать недостатков существующих подходов, субъективизма в оценке, что в конечном итоге приводит к повышению качества анализа, и, как следствие, к росту качеств, принимаемых управленческих решений в области устойчивого развития сельских территорий.
Исходя из административного устройства нашей страны, подразумевающего два уровня органов местного самоуправления любой территории (муниципальные районы и городские округа, а также городские и сельских поселения). Задачи управления любой территорией, образовавшейся в нашей стране диспропорций в уровне социально-экономического развития городских и сельских поселений, проведено деление всю территорию Белгородской области на муниципалитеты с однородной территорией, и неоднородной территорией. Выявлены факторы влияющие на устойчивое развитие сельских однородных муниципальных районов Белгородской области:
- географическое расположение территории, которое определяет его транспортную инфраструктуру, доступность рынков региона;
- природно-ресурсный потенциал, обуславливает структуру промышленного производства села;
- демографический - влияет на размер трудовых ресурсов, уровень безработицы;
- макроэкономические показатели (инфляция, ставка
рефинансирование, финансовый кризис в экономике и т.д.) - определяют объем потенциальных инвестиций в сельскую территорию;
- особенности бюджетного законодательства - нормативно-правовыми актами регулируется объем ресурсов местных бюджетов, сумма расходных обязательств местных органов власти, самостоятельность муниципальных образований в проведении финансовой политики;
- накопленный экономический потенциал территории;
- инвестиционная привлекательность села;
- проводимая местными властями финансовая политика;
- квалификация трудовых ресурсов и т.д.
Предложена комплексная оценка перспектив социально-экономического развития сельских однородных муниципальных районов, которая была апробирована на примере муниципальных образований Белгородской области. Данная методика позволила выявить асимметрию в распределении трудовых, финансовых и производственных ресурсов, экологических и социальных факторов по муниципалитетам Белгородской области. В целях оценки диагностики эффективности управления устойчивым развитием сельских территорий нами предложена методика на первом этапе которой происходит отбор относительных показателей на основе принципов значимости, интерпретации, научной обоснованности, сопоставимости, целевой направленности, измеримости характеризующих отдельно каждый аспект устойчивого развития территории. На втором этапе с помощью построения трендовых индикаторов выявляются закономерности в управлении развитием сельских территорий.
Выявлены тенденции в социально-экономическом развитии сельских муниципальных районов Белгородской области, которые свидетельствуют об углублении диспропорций в социально-экономическом состоянии села. В этих условиях основной целью «успешных» районов является минимизация негативных факторов, влияющих на устойчивое развитие с помощью формирования новых подходов к его управлению. Перед «развивающимися» муниципальными образованиями стоит задача выработки механизма более эффективного использования положительных характеристик территории, для упорядочения отдельных элементов устойчивого развития в полноценную систему.
Сельские муниципальные районы с большой численностью населения, с развитым промышленным сектором, финансируют свои расходы преимущественно за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, подверженных конъюнктурным колебаниям. Депрессивные муниципалитеты, не имея достаточных собственных доходов, находятся в зависимости от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Исходя из этого экономический потенциал, и, как следствие, возможность совершенствовать социальные, экологические институциональные процессы выше в «успешных» муниципальных образованиях.
Проведенная оценка эффективности управления устойчивым развитием однородных сельских муниципальных районов Белгородской области выявила высокую зависимость муниципальных районов от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов обусловленная закрепленными низкоэффективными местными налогами; постепенное улучшение экологической ситуации в сельских территориях; ухудшающуюся демографическую ситуацию, связанную с оттоком молодежи из сельских территорий, снижением рождаемости в конечном итоге сказывающуюся на кадровом потенциале сельских муниципальных районов и возможности их устойчивого развития.
В целях оценки диагностики эффективности управления устойчивым развитием сельских территорий нами предложена методика, в которой происходит отбор относительных показателей на основе принципов значимости, интерпретации, научной обоснованности, сопоставимости, целевой направленности, измеримости характеризующих отдельно каждый аспект устойчивого развития территории.
Исследование показало взаимосвязь системы вертикального межбюджетного регулирования и экономического аспекта устойчивого развития территории. Исходя из этого, мы предложили экономическую модель вертикального межбюджетного регулирования, с помощью которой определили оптимальные нормативы отчислений от налогов, поступающих в областной бюджет. Это позволит увеличить бюджетную устойчивость муниципалитетов без снижения устойчивости областного бюджета, а, следовательно, повысить самостоятельность местных органов власти.
Таким образом, управлению сельских территорий Яковлевского района Белгородской области, рекомендуется осуществить ряд мероприятий, направленных на поддержку и развитие сельских территорий, а именно:
- разработать план модернизации инженерной инфраструктуры сельских территорий муниципального образования;
- обеспечить развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
- разработать план развития сети плоскостных спортивных
сооружений в сельской местности;
- реализовать мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Раскрыта действующая модель управления устойчивым развитием сельских территорий путем его деления на 4 аспекта, социальный, экономический, экологический и институциональный. Выявлена необходимость применения системного подхода к управлению устойчивым развитием сельских территорий, в рамках которого прослежена взаимосвязь задач стоящих перед территориями. В современных условиях на первый план выходит самостоятельность территорий их способность обеспечивать за счет соответствующего бюджета ее социальное, экологическое развитие. Обоснована необходимость совершенствования механизма межбюджетного регулирования, как необходимое условие развития села.
На основе систематизации современных методов оценки эффективности управления, устойчивым развитием и учета особенностей села предложена методика комплексного анализа механизма управления устойчивым развитием сельских территорий. В отличие от существующих разработок обеспечивает гибкость к изменяющимся внешним и внутренним факторам функционирования системы с помощью непостоянного набора ее индикаторов, основывается на оценке подсистем ее оставляющих: экономической, социальной, экологической и институциональной. Предлагаемая методика позволяет избежать недостатков существующих подходов, субъективизма в оценке, что в конечном итоге приводит к повышению качества анализа, и, как следствие, к росту качеств, принимаемых управленческих решений в области устойчивого развития сельских территорий.
Исходя из административного устройства нашей страны, подразумевающего два уровня органов местного самоуправления любой территории (муниципальные районы и городские округа, а также городские и сельских поселения). Задачи управления любой территорией, образовавшейся в нашей стране диспропорций в уровне социально-экономического развития городских и сельских поселений, проведено деление всю территорию Белгородской области на муниципалитеты с однородной территорией, и неоднородной территорией. Выявлены факторы влияющие на устойчивое развитие сельских однородных муниципальных районов Белгородской области:
- географическое расположение территории, которое определяет его транспортную инфраструктуру, доступность рынков региона;
- природно-ресурсный потенциал, обуславливает структуру промышленного производства села;
- демографический - влияет на размер трудовых ресурсов, уровень безработицы;
- макроэкономические показатели (инфляция, ставка
рефинансирование, финансовый кризис в экономике и т.д.) - определяют объем потенциальных инвестиций в сельскую территорию;
- особенности бюджетного законодательства - нормативно-правовыми актами регулируется объем ресурсов местных бюджетов, сумма расходных обязательств местных органов власти, самостоятельность муниципальных образований в проведении финансовой политики;
- накопленный экономический потенциал территории;
- инвестиционная привлекательность села;
- проводимая местными властями финансовая политика;
- квалификация трудовых ресурсов и т.д.
Предложена комплексная оценка перспектив социально-экономического развития сельских однородных муниципальных районов, которая была апробирована на примере муниципальных образований Белгородской области. Данная методика позволила выявить асимметрию в распределении трудовых, финансовых и производственных ресурсов, экологических и социальных факторов по муниципалитетам Белгородской области. В целях оценки диагностики эффективности управления устойчивым развитием сельских территорий нами предложена методика на первом этапе которой происходит отбор относительных показателей на основе принципов значимости, интерпретации, научной обоснованности, сопоставимости, целевой направленности, измеримости характеризующих отдельно каждый аспект устойчивого развития территории. На втором этапе с помощью построения трендовых индикаторов выявляются закономерности в управлении развитием сельских территорий.
Выявлены тенденции в социально-экономическом развитии сельских муниципальных районов Белгородской области, которые свидетельствуют об углублении диспропорций в социально-экономическом состоянии села. В этих условиях основной целью «успешных» районов является минимизация негативных факторов, влияющих на устойчивое развитие с помощью формирования новых подходов к его управлению. Перед «развивающимися» муниципальными образованиями стоит задача выработки механизма более эффективного использования положительных характеристик территории, для упорядочения отдельных элементов устойчивого развития в полноценную систему.
Сельские муниципальные районы с большой численностью населения, с развитым промышленным сектором, финансируют свои расходы преимущественно за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, подверженных конъюнктурным колебаниям. Депрессивные муниципалитеты, не имея достаточных собственных доходов, находятся в зависимости от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Исходя из этого экономический потенциал, и, как следствие, возможность совершенствовать социальные, экологические институциональные процессы выше в «успешных» муниципальных образованиях.
Проведенная оценка эффективности управления устойчивым развитием однородных сельских муниципальных районов Белгородской области выявила высокую зависимость муниципальных районов от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов обусловленная закрепленными низкоэффективными местными налогами; постепенное улучшение экологической ситуации в сельских территориях; ухудшающуюся демографическую ситуацию, связанную с оттоком молодежи из сельских территорий, снижением рождаемости в конечном итоге сказывающуюся на кадровом потенциале сельских муниципальных районов и возможности их устойчивого развития.
В целях оценки диагностики эффективности управления устойчивым развитием сельских территорий нами предложена методика, в которой происходит отбор относительных показателей на основе принципов значимости, интерпретации, научной обоснованности, сопоставимости, целевой направленности, измеримости характеризующих отдельно каждый аспект устойчивого развития территории.
Исследование показало взаимосвязь системы вертикального межбюджетного регулирования и экономического аспекта устойчивого развития территории. Исходя из этого, мы предложили экономическую модель вертикального межбюджетного регулирования, с помощью которой определили оптимальные нормативы отчислений от налогов, поступающих в областной бюджет. Это позволит увеличить бюджетную устойчивость муниципалитетов без снижения устойчивости областного бюджета, а, следовательно, повысить самостоятельность местных органов власти.
Таким образом, управлению сельских территорий Яковлевского района Белгородской области, рекомендуется осуществить ряд мероприятий, направленных на поддержку и развитие сельских территорий, а именно:
- разработать план модернизации инженерной инфраструктуры сельских территорий муниципального образования;
- обеспечить развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности;
- разработать план развития сети плоскостных спортивных
сооружений в сельской местности;
- реализовать мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЯКОВЛЕВСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность А.Е. Беседина по сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны на территории Яковлевского района Белгородской области (1956-1996 гг.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ ГОСТИЩЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ЯКОВЛЕВСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД СТРОИТЕЛЬ» ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1987-2016 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ РАКИТЯНСКОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РАКИТЯНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1987-2016
ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ РАКИТЯНСКОГО
АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017



