МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В АЙКИДО
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы развития коорди- 7
национных способностей
1.1. Возрастные особенности физического развития детей 5-7 лет 7
1.2. Общая характеристика координационных способностей 11
1.3. Средства и методы развития координационных способностей 17
1.4. Особенности развития координационных способностей у за- 22 нимающихся единоборствами
Глава 2. Методы и организация исследования 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 32
Глава 3. Результаты предварительного исследования 34
3.1. Результаты педагогического наблюдения 34
3.2. Анализ анкетного опроса тренеров 37
Глава 4. Анализ эффективности экспериментальной методики 42
развития специфических координационных способностей у детей
5-7 лет на тренировочных занятиях
4.1. Исходный уровень развития специфических координационных 42 способностей у детей 5-7 лет, занимающихся айкидо
4.2. Экспериментальная методика развития специфических коор- 50 динационных способностей у детей 5-7 лет в айкидо группы пер¬вого года обучения
4.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 54
Выводы 62
Практические рекомендации 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Глава 1. Теоретические и методические основы развития коорди- 7
национных способностей
1.1. Возрастные особенности физического развития детей 5-7 лет 7
1.2. Общая характеристика координационных способностей 11
1.3. Средства и методы развития координационных способностей 17
1.4. Особенности развития координационных способностей у за- 22 нимающихся единоборствами
Глава 2. Методы и организация исследования 25
2.1. Методы исследования 25
2.2. Организация исследования 32
Глава 3. Результаты предварительного исследования 34
3.1. Результаты педагогического наблюдения 34
3.2. Анализ анкетного опроса тренеров 37
Глава 4. Анализ эффективности экспериментальной методики 42
развития специфических координационных способностей у детей
5-7 лет на тренировочных занятиях
4.1. Исходный уровень развития специфических координационных 42 способностей у детей 5-7 лет, занимающихся айкидо
4.2. Экспериментальная методика развития специфических коор- 50 динационных способностей у детей 5-7 лет в айкидо группы пер¬вого года обучения
4.3. Анализ результатов педагогического эксперимента 54
Выводы 62
Практические рекомендации 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Актуальность исследования. Важное значение в айкидо играет ко-ординация, которая является одной из важнейших физических качеств. Наличие этого качества - одно из необходимых условий для успешного овла¬дения и совершенствования техники и тактики борьбы, а также повышения уровня спортивного мастерства в целом.
Спортсмены, обладающие достаточно хорошей координацией, прояв¬ляют большую смелость, решительность, находчивость, могут быстро пере¬ключаться с одного действия на другое. Обладают уверенностью, смело идут на риск в борьбе, так как имея превосходство в координации, имеют возмож¬ность опередить действия противника. Чем выше уровень координации, тем большая вероятность у спортсмена для всестороннего развития техники и тактики.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время большинство тренеров на начальном этапе подготовки спортсменов большое внимание уделяют общей физической подготовке, а обучение техническим действиям координационной направленности уходит на второй план. Возраст 5-7 лет является благоприятным фундаментом для развития координации. Учитывая то, что координация является важным компонентом физической подготовленности детей, возникла необходимость в более детальном изуче¬нии данного вопроса, а также в разработке программы тренировок и методи¬ки, направленных на развитие специфических координационных способно¬стей. Если не уделять достаточно внимание их развитию - может наступить регресс.
Поэтому нами в тренировочный процесс была внедрена методика, направленная на развитие специфических координационных способностей в айкидо.
Рабочая гипотеза. Исходя из вышеизложенного, было сделано пред-положение о том, что при развитии специфических координационных спо-собностей у детей 5-7 лет в айкидо методика будет эффективной и способ-ствовать дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства, если бу¬дет учитываться уровень их физической подготовленности.
Цель работы состояла в разработке и выявлении эффективности раз¬вития специфических координационных способностей у детей 5-7 лет в ай¬кидо.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Изучить в научно-методической литературе состояние проблемы развития специфических координационных способностей у детей 5-7 лет.
2. Разработать методику по развитию специфических координацион-ных способностей у детей 5-7 лет.
3. Экспериментально проверить и обосновать эффективность разрабо¬танной методики в тренировочном процессе.
4. Разработать практические рекомендации по использованию экспе-риментальной методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие ме¬
тоды:
• анализ научно-методической литературы;
• педагогические наблюдения;
• педагогическое тестирование;
• контрольные испытания;
• опрос (анкетирование);
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики.
Объект исследования. Тренировочный процесс в айкидо с детьми 5-7 лет.
Предмет исследования. Методика развития специфических координа¬ционных способностей у детей 5-7 лет в айкидо первого года обучения, ис¬пользуя специальные средства и методы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- биомеханические основы двигательных действий (Н.А. Бернштейн, В.Б. Коренберг и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ере- гина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
- особенности проявления и развития координационных способностей (В.И. Лях, В.В. Анцыперов, Л.Д. Назаренко и др.)
Новизна работы заключалась в том, что в процессе развития специфи¬ческих координационных способностей в тренировочном процессе, учиты¬вающий уровень физической подготовленности, разработан комплекс специ¬альных упражнений, позволяющий повысить эффективность применяемой методики.
Теоретическая значимость проведенных исследований позволяет расширить, уточнить и обосновать знания об особенностях развития специ-фических координационных способностях детей 5-7 лет в тренировочном процессе по айкидо в Белгородской региональной организации обществен-но-государственного объединения ВФСО «Динамо».
Практическая значимость заключается в возможности эффективно-сти применения предложенной методики в тренировочном процессе по айки¬до в Белгородской региональной организации общественно-государственного объединения ВФСО «Динамо».
Апробация диссертации. Результаты исследования были опубликова¬ны в сборнике статей IV Всероссийской заочной научно-практической кон¬ференции с международным участием, приуроченной к 50-летию Факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государ¬ственного национального исследовательского университета (3 ноября 2017
года). Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по айкидо в Белгородской региональной организации общественно¬государственного объединения ВФСО «Динамо».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка ли¬тературы и приложений.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 70 страниц без приложения, а также 13 таблиц, 12 рисунков, 8 приложений и 51 литературный источник.
Спортсмены, обладающие достаточно хорошей координацией, прояв¬ляют большую смелость, решительность, находчивость, могут быстро пере¬ключаться с одного действия на другое. Обладают уверенностью, смело идут на риск в борьбе, так как имея превосходство в координации, имеют возмож¬ность опередить действия противника. Чем выше уровень координации, тем большая вероятность у спортсмена для всестороннего развития техники и тактики.
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время большинство тренеров на начальном этапе подготовки спортсменов большое внимание уделяют общей физической подготовке, а обучение техническим действиям координационной направленности уходит на второй план. Возраст 5-7 лет является благоприятным фундаментом для развития координации. Учитывая то, что координация является важным компонентом физической подготовленности детей, возникла необходимость в более детальном изуче¬нии данного вопроса, а также в разработке программы тренировок и методи¬ки, направленных на развитие специфических координационных способно¬стей. Если не уделять достаточно внимание их развитию - может наступить регресс.
Поэтому нами в тренировочный процесс была внедрена методика, направленная на развитие специфических координационных способностей в айкидо.
Рабочая гипотеза. Исходя из вышеизложенного, было сделано пред-положение о том, что при развитии специфических координационных спо-собностей у детей 5-7 лет в айкидо методика будет эффективной и способ-ствовать дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства, если бу¬дет учитываться уровень их физической подготовленности.
Цель работы состояла в разработке и выявлении эффективности раз¬вития специфических координационных способностей у детей 5-7 лет в ай¬кидо.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Изучить в научно-методической литературе состояние проблемы развития специфических координационных способностей у детей 5-7 лет.
2. Разработать методику по развитию специфических координацион-ных способностей у детей 5-7 лет.
3. Экспериментально проверить и обосновать эффективность разрабо¬танной методики в тренировочном процессе.
4. Разработать практические рекомендации по использованию экспе-риментальной методики.
Для решения поставленных задач были использованы следующие ме¬
тоды:
• анализ научно-методической литературы;
• педагогические наблюдения;
• педагогическое тестирование;
• контрольные испытания;
• опрос (анкетирование);
• педагогический эксперимент;
• методы математической статистики.
Объект исследования. Тренировочный процесс в айкидо с детьми 5-7 лет.
Предмет исследования. Методика развития специфических координа¬ционных способностей у детей 5-7 лет в айкидо первого года обучения, ис¬пользуя специальные средства и методы.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- общая теория и методика физической культуры (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, Т.Ю. Круцевич, А.М. Максименко, Э.Я. Степаненкова, Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.Ф. Курамшин и др.);
- биомеханические основы двигательных действий (Н.А. Бернштейн, В.Б. Коренберг и др.);
- теория и методика спортивной подготовки (Г.С. Туманян, С.В. Ере- гина, В.Б. Шестаков, А.С. Кузнецов, Н.Г. Озолин, Г. Сиодо, П.В. Трутнев, Г.А. Козлов, В.П. Губа и др.);
- особенности проявления и развития координационных способностей (В.И. Лях, В.В. Анцыперов, Л.Д. Назаренко и др.)
Новизна работы заключалась в том, что в процессе развития специфи¬ческих координационных способностей в тренировочном процессе, учиты¬вающий уровень физической подготовленности, разработан комплекс специ¬альных упражнений, позволяющий повысить эффективность применяемой методики.
Теоретическая значимость проведенных исследований позволяет расширить, уточнить и обосновать знания об особенностях развития специ-фических координационных способностях детей 5-7 лет в тренировочном процессе по айкидо в Белгородской региональной организации обществен-но-государственного объединения ВФСО «Динамо».
Практическая значимость заключается в возможности эффективно-сти применения предложенной методики в тренировочном процессе по айки¬до в Белгородской региональной организации общественно-государственного объединения ВФСО «Динамо».
Апробация диссертации. Результаты исследования были опубликова¬ны в сборнике статей IV Всероссийской заочной научно-практической кон¬ференции с международным участием, приуроченной к 50-летию Факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государ¬ственного национального исследовательского университета (3 ноября 2017
года). Результаты исследования внедрены в содержание тренировочного процесса по айкидо в Белгородской региональной организации общественно¬государственного объединения ВФСО «Динамо».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка ли¬тературы и приложений.
Данная магистерская диссертация включает текст общим объемом 70 страниц без приложения, а также 13 таблиц, 12 рисунков, 8 приложений и 51 литературный источник.
Теоретический анализ и проведение педагогического эксперимента позволили нам сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы, результатов анкетирова¬ния и педагогического наблюдения позволяет сказать, что проблема развития специфических координационных способностей у детей 5-7 лет актуальна, требует дальнейшего изучения, а также выявления эффективных средств и методов их развития.
2. В процессе предварительного исследования была разработана экспе¬риментальная методика развития специфических координационных способ¬ностей детей 5-7 лет в айкидо с учетом индивидуального уровня их развития, основанная на использовании стандартно-повторного и метода вариативного упражнения, игрового и соревновательного методов.
3. В ходе педагогического эксперимента доказано положительное вли¬яние разработанной методики на показатели как специфических, так и неспе¬цифических координационных способностей спортсменов эксперименталь¬ной группы. Спортсмены экспериментальной группы по всем проведенным тестам, определяющим специфические координационные способности, име¬ли достоверный прирост результатов (p<0,05). В контрольной группе в дан¬ных тестах выявлена положительная динамика, но достоверный прирост ре¬зультатов не наблюдается (p>0,05). В тестах «Челночный бег 3x10 м», «Три кувырка вперед», определяющих уровень развития неспецифических коор¬динационных способностей детей 5-7 лет, достоверных различий в обеих группах не обнаружено, однако наблюдалась положительная динамика при¬роста результатов.
4. Применение разработанной нами методики в экспериментальной группе позволило повысить уровень развития специфических координацион¬ных способностей у детей 5-7 лет, занимающихся айкидо, что подтверждает ее эффективность и возможность использования.
1. Анализ научно-методической литературы, результатов анкетирова¬ния и педагогического наблюдения позволяет сказать, что проблема развития специфических координационных способностей у детей 5-7 лет актуальна, требует дальнейшего изучения, а также выявления эффективных средств и методов их развития.
2. В процессе предварительного исследования была разработана экспе¬риментальная методика развития специфических координационных способ¬ностей детей 5-7 лет в айкидо с учетом индивидуального уровня их развития, основанная на использовании стандартно-повторного и метода вариативного упражнения, игрового и соревновательного методов.
3. В ходе педагогического эксперимента доказано положительное вли¬яние разработанной методики на показатели как специфических, так и неспе¬цифических координационных способностей спортсменов эксперименталь¬ной группы. Спортсмены экспериментальной группы по всем проведенным тестам, определяющим специфические координационные способности, име¬ли достоверный прирост результатов (p<0,05). В контрольной группе в дан¬ных тестах выявлена положительная динамика, но достоверный прирост ре¬зультатов не наблюдается (p>0,05). В тестах «Челночный бег 3x10 м», «Три кувырка вперед», определяющих уровень развития неспецифических коор¬динационных способностей детей 5-7 лет, достоверных различий в обеих группах не обнаружено, однако наблюдалась положительная динамика при¬роста результатов.
4. Применение разработанной нами методики в экспериментальной группе позволило повысить уровень развития специфических координацион¬ных способностей у детей 5-7 лет, занимающихся айкидо, что подтверждает ее эффективность и возможность использования.
Подобные работы
- Развитие координационных способностей обучающихся 11-12 лет на уроках физической культуры в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - НЕСТАНДАРТНЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КОНЬКОБЕЖЦЕВ 8-12 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Организация учебно-тренировочного процесса по каратэ с мальчиками 7-9 лет, имеющих задержку психического развития
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В АЙКИДО ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ СПОРТСМЕНОВ
Диссертации (РГБ), физиология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



