Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие координационных способностей в тренировочном процессе у младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой

Работа №93521

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы по проблеме исследования 7
1.1. Характеристика греко-римской борьбы как вида спорта 7
1.2. Возрастные особенности младших школьников 7-11 лет 16
1.3. Методика развития координационных способностей у младших
школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой 22
Глава 2. Организация и методы исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Методы исследования 49
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 56
Заключение 69
Список используемой литературы 73

Греко-римская борьба является одним из древнейших и наиболее распространённых видов спортивной борьбы. Она занимает почетное место в олимпийской семье, являясь универсальным средством всестороннего физического развития. Греко-римская борьба позволяет наиболее ярко проявлять такие физические и психические качества, как сила, координация, выносливость, быстрота, решительность, смелость и другие.
Проблеме изучения спортивной борьбы и методике построения тренировочного процесса посвятили свои работы известные такие специалисты, как: И.С. Анцупов, А.Р. Беляева, Н.В. Бойченко, И.И. Иванов, В.И. Лях, А.М. Максименко, В.Н. Платонов, Ж.К. Холодов, Е.А. Югова и другие. В своих трудах они обращают внимание на то, что основные физические качества не приходят сами собой, а приобретаются и развиваются под влиянием планомерных, систематических тренировок.
Современный этап развития греко-римской борьбы отличается значительным увеличением объема двигательной активности во время схватки, необходимостью высокой изобретательности и скорости реакции борцов, способности спортсменов к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности во время проведения схваток. Специалисты утверждают, что все эти спортивные характеристики напрямую связанны с понятием развития координационных способностей [6, 22, 30].
Практические исследования в области управления собственными движениями в борьбе свидетельствуют, что способности спортсмена управлять собственными движениями практически безграничны и являются основным резервом для повышения спортивных результатов в греко-римской борьбе. Так, по мнению Н.А. Бернштейна, высокая координация движений и ловкость составляет основу управления движениями спортсмена в борьбе [7, с. 94]. Однако, несмотря на большое количество публикаций в спортивной литературе, направленных на изучение проблемы управления движениями спортсмена, наблюдается дефицит научно-методических разработок в области построения методики тренировки координационных способностей у младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой.
Практика соревнований наглядно демонстрирует, что наиболее успешно в тренировочной и соревновательной деятельности проявляют себя спортсмены с высоким уровнем развития сенсорно-перцептивных способностей, которые являются следствием совершенствования таких узко специализированных качеств борца, как «чувство дистанции», «чувства ковра», «чувства соперника», «чувства равновесия», «чувства ритма», «чувства темпа» и др. [20, 34].
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена возникшими противоречиями между возрастающей значимостью греко-римской борьбы, как одного из приоритетных направлений физического развития, и недостаточной модернизацией детского спорта в целом и греко-римской борьбы, в частности. Мировая практика подготовки борцов греко-римского стиля содержит богатый опыт построения тренировочного процесса спортсменов разного уровня, однако, он не всегда актуален при координационной подготовке младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне определяется противоречием между необходимостью повышения уровня координационной подготовки младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой, и отсутствием современных теоретически обоснованных средств и методов тренировки, направленных на развитие этого качества.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне продиктована отсутствием в научной и методической литературе единого мнения в определении понятий и структуры развития координационных способностей младших школьников, занимающихся греко-римской борьбой, а также необходимостью формирования четкой методики развития их координационных способностей в процессе греко-римской борьбы.
Проблема исследования определяется противоречиями, сложившимися в теории и практике построения тренировочного процесса у младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой:
• во-первых, это отсутствие единого методического подхода в определении понятий и структуры развития координационных способностей младших школьников, занимающихся греко-римской борьбой;
• во-вторых, это потребность развития координационных способностей младших школьников, занимающихся греко-римской борьбой, диктуемая практикой соревнований и не удовлетворяемая в силу недостаточной разработанности данной проблемы.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой, направленный на развитие координационных способностей.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко­римской борьбой.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей у младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой.
Задачи исследования:
• охарактеризовать греко-римскую борьбу как вида спорта;
• рассмотреть возрастные особенности младших школьников 7-11 лет;
• изучить методику развития координационных способностей у младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой;
• организовать исследование, подобрать методы;
• описать результаты исследования, установить рациональные условия и оптимальные средства для формирования и дальнейшего развития координационных способностей у младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой.
База исследования: МАУ СШОР по греко-римской борьбе города Екатеринбурга.
Научная новизна исследования: выявлена и экспериментально доказана эффективность использования игрового метода тренировки в процессе координационной подготовки младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой, заключающаяся в возможности моделирования игровых ситуаций в тренировочном процессе и возможности индивидуализации нагрузки в процессе тренировок.
Теоретическая значимость исследования: в ходе работы установлено, что для повышения координационной подготовки младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой, необходимо дополнительное включение в тренировочный процесс упражнений на развитие координации, носящих игровой характер.
Практическая значимость исследования: разработан комплекс упражнений с использованием игрового метода, направленный на увеличение уровня развития координационной подготовки младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой.
Гипотеза исследования. Предполагается, что увеличение доли упражнений, направленных на развитие координационных способностей младших школьников 7-11 лет, занимающихся греко-римской борьбой, в общем объеме тренировочной подготовки окажет положительное влияние на дальнейший рост их общей и специальной физической подготовки, а также спортивного мастерства.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование; опрос и беседы с тренерами; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 78 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 56 источников. Текст ВКР снабжён таблицами, иллюстрирован рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Родиной греко-римской борьбы считается Древняя Греция, а своё дальнейшее развитие она получила в Римской империи. Отсюда и вытекает её название, греко-римская борьба. Греко-римская борьба входила в состав пятиборья и была внесена в античные Олимпийские игры.
Поединок в греко-римской борьбе проводится на борцовском ковре, который представляет собой квадратный мат с виниловым покрытием со стороной 12 метров. Минимальная толщина ковра должна составлять 4 сантиметра. Так называемая «область состязаний», в которой непосредственно ведётся борьба - это желтый круг диаметром 9 метров, в центре которого обозначен красным цветом маленький центральный круг диаметром 1 метр. Сюда борцы возвращаются после остановки схватки, а также при постановке одного из соперников в положение партера. Основные действия боя проходят в 8-метровой зоне борьбы. Изнутри по периметру 9­метрового круга проходит красная полоса шириной 1 метр - «зона пассивности».
Физиологи отмечают, что возраст 7-11 лет характеризуется относительным замедлением роста тела и более интенсивным прибавлением веса. В этом возрасте кости скелета еще недостаточно прочны, а связки суставов достаточно эластичны и растяжимы, мышечный аппарат развит относительно слабо. Костная система детей данного возраста находится в стадии формирования, происходит окостенение позвоночника, формирование грудной клетки и костей таза. Растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы роста различных органов и частей тела значительно отличаются. Формируется окружность грудной клетки, меняется ее форма, принимая правильную форму конуса, обращенного основанием вверх. Данные изменения положительно сказываются на увеличении жизненной емкости легких младших школьников. Мышление отличается наглядно­образным характером и напрямую связано с деятельностью воображения, внимание очень неустойчиво. Темпы развития отдельных мышечных групп неравномерны, отмечается развитие силы мышц рук.
Специалисты в своих теоретических исследованиях выделяют разные определения понятия «координационные способности». Так, к примеру, одно из определений, которое дает Э.А. Григорян, «координационные способности - это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями». В.И. Лях предлагает рассматривать координационные свойства как специальные, специфические и общие по своим видам и показателям.
При помощи специально организованной двигательной активности, наиболее благоприятными сенсетивными периодами для развития координационных свойств принято считать возраст с 6 до 7 и с 10 до 12 лет. Основные методы, которые применяют с целью формирования и совершенствования двигательных навыков, используются и в развитии координационных свойств. Ж.К Холодов к ним относит: стандартно­повторного упражнения; вариативного упражнения; игровой; соревновательный.
Для решения специфических задач подготовки юного борца существует два пути развития координационных способностей: расширение двигательного опыта и кондиционных способностей спортсменов на основе формирования навыков управления движениями собственного тела; совершенствование кондиционных свойств или физических качеств, позволяющих мощно и длительно выполнять мышечную работу. Можно определить круг специальных упражнений, которые будут применяться в педагогическом эксперименте, направленном на развитие координационных способностей младших школьников 7-11 лет занимающихся греко-римской борьбой: общеразвивающие и специальные координационные упражнения; специальные беговые упражнения; специальные прыжковые упражнения.
Исследование проводилось в МАУ СШОР по греко-римской борьбе города Екатеринбурга. В данном педагогическом эксперименте принимали участие 18 юных борцов группы начальной подготовки. Все спортсмены имеют одинаковый уровень подготовки. Все участники исследования предварительно прошли медицинский осмотр и противопоказаний к учебно - тренировочным занятиям не имели. Занятия проводились 3 раза в неделю по 90 минут в день. Педагогическое исследование проводилось в III этапа.
Для решения поставленных в работе задач применялись следующие педагогические и математические методы исследования: анализ научно­методической литературы; анкетирование; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математической статистики. Исследование осуществлялось по различным видам координационных способностей: способность к ориентированию в пространстве с помощью теста «три кувырка»; вставание из борцовской стойки на борцовский мост пять раз на время; отбрасывание ног из упора присев, пять раз на время; способность к сохранению стойкости позы (равновесия) в упражнении «ласточка»; способность к оценке и регуляции пространственно-временных и динамических параметров движений с помощью теста «челночный бег».
Для изучения состояния проблемы координационной подготовки юных борцов в МАУ СШОР по греко-римской борьбе города Екатеринбурга была разработанная анкета, которая позволила провести социологический опрос детских тренеров по греко-римской борьбе в количестве 12 человек. 94% тренеров считают, что существует проблема развития двигательной деятельности у младших школьников. 65% тренеров ответили, что координационные способности являются ведущими в спортивной подготовке юных борцов. 82% тренеров считают, что имеется необходимость в разработке специального раздела в физической подготовке младших школьников «Развитие специально-координационных способностей». 94% тренеров отметили, что более рациональными условиями для воспитания координационных способностей является этап начальной спортивной подготовки. 70,49% тренеров выделили координацию как одно из наиболее важных качеств, влияющих на успешное выступление спортсменов.
С целью развития координационных качеств у младших школьников, занимающихся греко-римской борьбой, был проведен педагогический эксперимент. В тестировании приняли участие 18 борцов, которые были разделены на две группы, контрольную и экспериментальную. В учебно­тренировочный процесс младших школьников, входящих в экспериментальную группу, нами были введены дополнительные упражнения и игры, направленные на развитие координационных качеств. Данные упражнения применялись в подготовительной части тренировочного занятия, два раза в неделю, понедельник и пятницу. Контрольная группа тренировалась без изменений по стандартному тренировочному плану, рекомендованному для специализированных ДЮСШ.
До и после эксперимента были сняты контрольно-нормативные показания - время, за которое спортсмены выполняли тестовые задания, затем сравнили результаты экспериментальной и контрольной групп. До эксперимента обе тренировочные группы имели примерно одинаковый начальный уровень развития координационных качеств. После проведения эксперимента в контрольной группе отмечался незначительный прирост результатов выполнения заданий. В экспериментальной группе наблюдается достоверный прирост во всех тестовых упражнениях, согласно статистической обработке данных. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что внедрение в учебно-тренировочный процесс предложенных нами специальных упражнений и заданий, направленных на развитие координационных способностей, является достаточно эффективным, а его применение в учебно-тренировочном процессе способствует росту уровня развития координационных способностей, столь необходимых для младшего школьника.


1. Приказ Минспорта России от 27.03.2013 № 145 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивная борьба» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.06.2013 № 28760). - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Анцупов, И. С. Физическая подготовка школьников 7-10 лет с учетом особенностей динамики и взаимовлияния физических качеств: дис. ... канд. пед. наук / И.С. Анцупов. - Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2019. - 261 с.
3. Арансон, М. В. Актуальные направления анализа соревновательной деятельности единоборцев / М. В. Арансон, Б. Н. Шустин // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - № 9 (75). - C. 99-101.
4. Арансон, М. В. Анализ современных тенденций научных исследований в спорте высших достижений / М. В. Арансон, Л. Н. Овчаренко, Э. С. Озолин, Б. Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 5. - С. 55-59.
5. Баландин, В. А. Динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 11-15 лет / В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко, Г. П. Шиянов, Р. Х. Деушев, М. В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 1. - С. 35-39.
6. Беляева, А. Р. Методика совершенствования координационных способностей / А. Р. Беляева // Электронный научный журнал. - 2016. - № 9 (12). - С. 445-447.
7. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
8. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - Москва: Медицина, 1966. - 49 с.
9. Бойченко, Н. В. Подвижные игры в подготовке юных борцов / Н.
B. Бойченко, П. О. Машкевич // в сб.: Проблемы и перспективы спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. IX Международная научная конференция; 2013 Февр. 8-9. Белгород-Харьков-Красноярск- Москва: ХГАДИ, 2013, С. 59-61.
10. Ботяев, В. Л. Научно-методическое обеспечение отбора в спорте на основе оценки координационных способностей: дис. ... д-ра. пед. наук / В. Л. Ботяев. - Москва, 2015. - 404 с.
11. Бубякина, Е. В. Развитие координационных способностей детей на уроках физической культуры // Научный альманах. - 2015. - № 11-2 (13). -
C. 57- 59.
12. Варламов, Д. Б. Координационные способности и факторы, влияющие на их развитие / Д. Б. Варламов, Е. В. Егорычева, И. В. Чернышева, М. В. Шлемова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-2. - С. 293-294.
13. Горская, И. Ю. Координационная подготовка спортсменов: монография / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов, А. М. Кондаков // Министерство спорта Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. - Омск: Издательство СибГУФК, 2015. - 220 с.: граф., схем., табл.
14. Грызлова, Л. В. Использование игрового подхода в процессе развития координационных способностей юных спортсменов / Л. В. Грызлова, Р. О. Ботаницин // Science Time. - 2016. - № 11 (35). - С. 131-135.
15. Дисько, Е. Н. Основы теории и методики спортивной тренировки / Е. Н. Дисько, Е. М. Якуш. - Минск: РИПО, 2018. - 252 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ