Введение 3
Глава 1. Чтение как вид речевой деятельности
1.1. Психологическая характеристика чтения 5
1.2. Виды чтения 14
1.3. Принципы обучения чтению 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Текст как объект обучения чтению на ступени основного общего образования
2.1. Понятие текста. Т ребования к текстам 29
2.2. Этапы и приёмы работы с текстом 35
2.3. Домашнее чтение 43
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60
Иностранный язык прочно вошел в жизнь современных людей. Хорошее, прочное знание иностранного языка - одна из составляющих готовности личности к межнациональному общению.
В современном информационном обществе предъявляются высокие требования к восприятию и переработке информации. В ФГОС отмечается, что у школьника необходимо формировать «информационную грамотность», что входит в комплекс универсальных учебных действий. С другой стороны, современные дети предпочитают чтению другие источники информации - интернет, телевидение, компьютерные игры, что негативно влияет на уровень владения этим умением, как на родном, так и на иностранном языке. Для решения данной проблемы мы вслед за многими учеными предлагаем «объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизится к реализации «идеальных» целей образования». Другими словами, формирование умений чтения на иностранном языке может положительно отразиться на чтении на родном языке.
Актуальность работы: Выбор темы настоящей выпускной
квалификационной работы обусловлен необходимостью исследования проблем обучения иноязычному (арабскому) чтению на ступени основного общего образования. Изучение специальной литературы по проблемам обучения, наблюдение за процессом обучения, анализ опыта работы учителей свидетельствуют о том, что овладение иностранным языком преимущественно на устной основе, на практике себя не оправдывает, поскольку приобретенные навыки непрочны и быстро утрачиваются. Одной из основных причин низкой результативности обучения является недостаточное внимание к такому рецептивному виду коммуникативной деятельности, как чтение.
Объект исследования: процесс обучения арабскому языку.
Предмет исследования: процесс обучения чтению на арабском
языке.
Цель исследования: изучение особенностей обучения различным видам чтения посредством коммуникативно-деятельностного подхода на ступени основного общего образования.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты обучения различным видам чтения;
2) дать характеристику различным видам чтения;
3) рассмотреть принципы обучения чтения;
4) изучить требования предъявляемые к текстам для чтения на арабском языке;
5) разработать этапы и приёмы работы с арабскими текстами. Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней
обоснована необходимость и целесообразность обучения основам чтения на арабском языке школьникам среднего класса. Уточнены теоретические представления об эффективности обучения иностранному языку и условиях его достижения.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе исследования, дают возможность их использования в практике работы школ. Методы работы:
1) метод теоретического исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, классификация;
2) метод наглядного представления результатов исследования: таблицы;
3) метод эмпирического исследования: наблюдение. Структура работы: данная работа состоит из титульного листа,
содержания, введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.
Современное обучение иностранному языку предполагает формирование у учеников коммуникативной компетенции, которая в свою очередь делится на: речевую, языковую, компенсаторную, учебную и социокультурную. Одной из её составляющих является речевая компетенция, предполагающая овладение такими видами речевой деятельности как: чтение, говорение, аудирование, письмо.
Обучение чтению занимает важное место в овладении иностранным языком. Оно - одно из главных мест по использованию, важности и доступности, так как чтение - это рецептивная речевая деятельность, которая складывается из восприятия и осмысления письменной речи.
Чтение - не только средство обучения языку, но и самостоятельный вид речевой деятельности. Поэтому нельзя его подчинять устной речи, нужно отдельно учить пониманию текста, не превращая чтение в банальный перевод. Для того, чтобы текст составлял для ученика определенную информативную ценность, учитель не должен забывать о методике работы с текстами. Согласно исследованиям методистов было выбрано 3 обязательных этапа при работе с текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что именно в этом случае чтение текстов будет нести в себе определенную учебную нагрузку, способствующую овладению иностранным языком.
В данной работе была поставлена следующая цель: изучение особенностей обучения различным видам чтения посредством коммуникативно-деятельностного подхода на ступени основного общего образования.
И она была достигнута. Так, например, мы выяснили, что в отечественной и зарубежной методике нет серьезных разногласий в понимании того, какими видами чтения необходимо овладеть в процессе изучения иностранного языка. Отличия в большей степени носят терминологический характер.
Так же, рассмотрели принципы обучения чтению, и выяснили, что в основу обучения чтению положены следующие принципы, выделенные С.К. Фоломкиной:
1) обучение чтению - это обучение речевой деятельности, т.е. коммуникации, а не только способ озвучивания текста;
2) обучение чтению должно строится как познавательный процесс;
3) обучение чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учеников;
4) обучение чтению предполагает опору на овладение структурой
языка.
В практической части изучили требования предъявляемые к текстам для чтения на арабском языке, рассмотрели этапы и приёмы работы с текстом и привели примеры.
В результате анализа методической литературы мы пришли к выводу, что эффективность процесса обучения иноязычному чтению зависит от того насколько учитель умеет вовлекать учеников в активную творческую деятельность, создавая различные ситуации речевого общения, где у учащихся происходит накопление и расширение лексического словаря, как базы для успешного овладения чтением.