Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Работа №64591

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информатика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Самостоятельность как психолого-педагогическая категория 5
1.2 Самостоятельная работа как средство формирования самостоятельности
учащихся 13
II МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
2.1 Содержание и виды самостоятельной работы в школьном курсе
биологии 21
2.2 Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и
развитие самостоятельности учащихся 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью достижения в процессе обучения каждым из учащихся определенных навыков и высокого уровня самостоятельности, необходимой для решения различных заданий, получения новой для себя информации в процессе решения поставленных учебных задач.
Процесс формирования у учащихся самостоятельности, тесно связан с решением двух задач. Первая их которых - это развитие у обучаемых самостоятельности в познавательной деятельности, т.е. в самостоятельном получении знаний и формировании личного мировоззрения; вторая задача состоит в развитии навыков для самостоятельного применения имеющихся знаний в учебе и своей практической деятельности.
Сокращение времени на изучение биологии в школе создаёт трудности для раскрытия творческого потенциала учащихся, удовлетворения их потребности в активной познавательной деятельности.
Вместе с тем, проведенным анализом реальной образовательной практики установлено, что как правило, развитие самостоятельности обучающихся происходит стихийно, либо замедлено. Особое влияние на это оказывает монополия преподавателя на все ключевые элементы учебного процесса, такие как выбор цели, планирование, определение содержания, форм и методов учебной деятельности. По мнению многих исследователей, таких как: Н.В. Бордовская (2000), Б.П. Есипов (1961), П.И. Пидкасистый (1980), А. В. Усова (1981), допускается разрешение данного противоречия, в случае принятия в качестве важнейшей функции школьного образования - формирования самостоятельности учащихся в условиях полного сотрудничества между учителем и обучаемым.
Изученность проблемы исследования.
Еще в древние времена идеи формирования самостоятельной деятельности ребенка изучали и анализировали античные философы - Аристотель, Аристоксен, Сократ, Платон и другие ученые. В дальнейшем она была развивата в трудах зарубежных и отечественных ученых и педагогов - Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, В. Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и других. Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы представлены в большом количестве психолого-педагогических трудов и современных диссертационных исследований. Общая характеристика самостоятельной деятельности наиболее полно описана в работах Н.В. Акинфиевой, Н.В. Аничкиной, Е.Я. Голант, И.В. Галковской, Л.В. Жаровой, Е.Н. Кабановой-Меллер, М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, Н.А. Половниковой. Классификации самостоятельных работ посвящены работы таких ученых как: А. Адельбаева, Б.П. Есипов, А.С. Лында, Р.М. Микельсон, В.П. Стрезикозин. Условиями организации самостоятельной деятельности представлены в научных трудах П.И. Пидкасистого, М.Э. Писоцкой, Г.Б Пичуриной, М.Н. Скаткина, И.Э. Унт.
В 60-80-е года ХХ столетия наиболее полно рассмотрены подходы к самостоятельной деятельности школьников учеными-педагогами Б.П. Есиповым, М.Н. Скаткиным, П.И. Пидкасистым, В.П. Стрезикозиным, Л.В. Жаровой, Н.А. Половниковой, И.Э. Унтом.
Организация самостоятельной работы на уроках биологии позволяет обеспечить развитие навыков и умения самостоятельной деятельности, способствующих осознанному и глубокому изучению изучаемого учебного материала, а также способствует развитию самостоятельности в целом - как свойства деятельности и личностного качества.
Исходя их актуальности, мы сформулировали тему исследования: «Формирование самостоятельности учащихся на уроках биологии». В соответствии с выбранной темой исследования определены объект и предмет исследования, задана цель исследования, для решения которой поставлены задачи и определены методы исследования.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Предмет исследования - формирование самостоятельности учащихся на уроках биологии.
Цель исследования: рассмотреть процесс формирования
самостоятельности на учащихся уроках биологии. Для достижения цели нашего исследования необходимо решить ряд следующих задач:
1. Подобрать и изучить литературу по интересующей нас тематике. Рассмотреть понятие «самостоятельность».
2. Проанализировать структуру самостоятельной деятельности школьника в процессе обучении.
3. Выявить место и значение самостоятельной работы на уроках биологии в процессе формирования самостоятельности обучающихся.
Для достижения цели и решения поставленных задач применялись такие методы исследования как: анализ различной научно-методической литературы, описание, сравнение, наблюдение, тестирование, анкетирование.
Структура выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 41 источников информации, шести приложений. Объем работы составляет 72 страницы машинописного текста, проиллюстрирована тремя таблицами и четырьмя рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основой системы по работе с развитием у обучаемых умений и навыков самостоятельного умственного труда является постепенное нарастающее увеличение самостоятельности, достигающееся через услужение заданий для самостоятельной работы и изменении роли учителя при руководстве над выполнением этих заданий. Постепенное наращивание степени трудности происходит в основном в трех направлениях
1. Увеличение объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся.
2. Усложнение содержания задания, и вместе с этим увеличение необходимых для его решения мыслительных операций и приемов самостоятельной работы.
3. Изменение способов инструктирования и постепенного уменьшения объема внешнего вмешательства со стороны учителя.
Преподаватель обязан хорошо знать все элементы, которые могут ускорить или затормозить работу обучаемых, конечную цель, которую они должны достигнуть в результате работы, т.к. это позволяет при проверке легко и быстро находить неточности и ошибки и обращать на них е только свое внимание, а и внимание самих учеников.
В процессе подготовки к выполнению самостоятельной работы учитель должен тщательно продумать, в какой форме предложить задание, как провести инструктаж, как дифференцировать процесс обучения - предъявлять более высокие требования к достаточно подготовленным ученикам обеспечивая их интеллектуальное развитие и одновременно создавать условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учеников.
Мы выяснили, что труднее всего для преподавателя научиться включать в самостоятельную деятельность весь коллектив класса, постепенно возлагать на обучаемых многие из своих функций и руководить самостоятельной деятельностью, не подавляя инициативы учащихся. Как видно из педагогического опыта, если эту систему вводить, начиная с первых школьных уроков, в т.ч. и предмета «Биология», то школьники быстро ее осваивают, и она становиться для них привычной.
В ходе проведенного эксперимента, осуществлявшегося с учетом разработанных критериев и показателей, определяющих уровень самостоятельности учащихся, разделения их на экспериментальную и контрольную группы было выявлено три вида решений экспериментальных задач на самостоятельность школьниками.
1. Ученик выполняет задание только таким образом, как было объяснено ранее и лишь только в том случае, когда условие нового задания совпадает с предыдущим.
2. Ученик выполняет задание, несмотря на возможные различия в условии с предыдущим, самостоятельно продумывая план решения с различными дополнениями и объяснениями.
3. Ученик самостоятельно выполняет задание, рассматривая возможность применения различных способов для решения данной задачи. В процессе выполнения задания учеником возможно внесение различных дополнений и изменений, модифицировать знакомый материал и комбинировать ранее усвоенными элементами.
В ходе формирующего этапа нашего исследования была проведена серия уроков по дисциплине «Биология» с проведением самостоятельных работ в экспериментальной группе согласно полученных результатов по уровню самостоятельности в контрольной группе школьников, где занятия проводились стандартным образом. На данном этапе задания для школьников подбирались задания, помогающие старшекласснику самостоятельно продвигаться по ступенькам знаний. Это задания, вызывающие у школьников наибольший интерес, небольшие по объёму, разнообразные по форме содержания.
При проведении третьего, заключительного этапа - контрольного эксперимента, были подведены итоги проделанной работы по развитию у обучаемых качества самостоятельности в процессе выполнения заданий самостоятельной работы. В ходе эксперимента зафиксировано повышение самостоятельности у школьников из экспериментальной группы, что и является подтверждением эффективности нашей методики.
При рассмотрении всех аспектов данной проблематики, нам удалось выяснить, что для более эффективной организации самостоятельной работы школьников, на всех уровнях обучения, необходимы: четкое планирование познавательного процесса у школьников со стороны преподавателя, выбор правильного способа решения поставленной задачи, подборка качественного учебного материала. Повышение качества обучения имеет тесную взаимосвязь с развитием познавательного энтузиазма школьников, их интереса к преподаваемому предмету. Учащиеся должны четко понимать смысловую нагрузку предлагаемого материала и вправе требовать того, чтобы учебная деятельность была интересной, вызывала чувство удовлетворения учебой. Развитию познавательной активности в немалой мере способствуют наглядные пособия такие как тексты и иллюстрации не только из учебника по предмету, а и хрестоматии, справочников, научных и научно-популярных журналов и газет, интересные демонстрационные опыты, а так же фрагменты из кинофильмов и диапозитивы.



1 .Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования [Текст]: учебник /О. А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990. - 141с.
2. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст]: пособие для учителя /Ш. А. Амонашвили. - Минск, 1990. - 559с.
3. Баринова, И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. - М.: Просвещение, 1990, С. 95.
4. Белкин, Е. Л.. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов /Е. Л. Белкин. - Ярославль, 1974. - 176с.
5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. - 300с.
6. Вербицкий, А., Попов Ю., Подлеснов, В., Андросюк, Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт /А. Вербицкий //Высшее образование в России . - 1995. - №2. - с.137-145.
7. Вяткин, Л. Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся /Л. Г. Вяткин //Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвузовский научный сборник. Выпуск 1. - Саратов: СГПУ, 1979. - 120с.
8. Душина, И.В.. Методика и технология обучения географии в школе: Учебное пособие /И.В. Душина. - М.: «Астрель », 2004. - 203 с.
9. Душина И.В., Понурова Г.А., Методика преподавания географии. - М.: «Аркти», 1996, С. 191.
10. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б. П. Есипов //Материалы педагогических исследований, М., 1961. - Вып.115. - 231с.
11. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках /Б. П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 1961. - 105с.
12. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя: Пособие для студентов пединститутов и учителей /Л. В. Жарова. - М.: Просвещение, 1993. - 203с.
13. Звягин, А. Н. Виды самостоятельной работы учащихся, способствующие систематизации знаний //Самостоятельная работа учащихся в учебном процессе современной школы: Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГПИ, 1965. -112с.
14. История педагогики: Учебник для студентов пединститутов / Н. А. Константинов, Е. Н Медынский, М. Ф. Шабаева, - М.: Просвещение, 1982. - 447с.
15. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе /М. В. Кларин. - М.: Знание, 1989. - 127с.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. - 176с.
17. Козаков, В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение /В. А. Козаков. - Киев: Высшая школа, 1990. - 94с.
18. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения /Я. А. Коменский . Т.1. - М, 1939. - 656с.
19. Кон, И. С. Психология самостоятельности /И. С. Кон //Педагогика здоровья. - 1992. - №3. - с. 26-27.
20. Кошарный, А. С. Формирование
21. Левитон, Н.Д. Детская и педагогическая психология: Пособие для институтов / Н.Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1960. - 478 с.
22. Лемберг, Р. Г. О самостоятельной работе учащихся / Р. Г. Лемберг // «Советская педагогика». - 1962. - №2. - с. 54.
23. Методика обучения географии в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. И.С. Матрусова - М.: Просвещение, 1985, С. 256
24. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - М.: Высшая школа, 1990. - 328 с.
25. Онищук, В.А. Типы, структура и методика урока в школе / В.А. Онищук. - Киев, «Рядяньска школа», 1977. - 184 с.
26. Орловский, В.Г. Методы совершенствования самостоятельной работы учащихся: Автореферат кандидата педагогических наук / В.Г. Орловский. - М.: 1996. - 18 с.
27. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие для студ. вузов / Отв. ред. С.И. Самыгин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 544 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
29. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966. - 880 с.
30. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : Теорет. - эксперим.исслед. / П.И. Пискасистый. - М.:Педагогика, 1980. 240 с.
31. Пономарёва, З. Ф. Воспитание самостоятельности подростка в общественной деятельности / З. Ф. Пономарёва. // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Выпуск 6. Научные труды. Том 212. - Куйбышев, 1978. 86 с.
32. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В. В. Давыдов В 2-х т. -Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 485 с.
33. Пятунин В. Б., Проверка и оценка результатов обучения географии.
- М.: «Астрель», 2003, с. 190
34. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн В. 2-х т. - Т.1. - М.:Педагогика, 1989. - 485 с.
35. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С., Практические работы по
Географии. 6-10 классы. - М.:2001
36. Сиротин В.И., Сборник заданий и упражнений. 6-10 классы. - М.: Дрофа, 2003, 253 с.
38. Сосновская, Л. Б. Педагогические аспекты организации самостоятельной работы студентов на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода (на примере технического вуза): Дис. канд. пед. наук / Л.Б. Сосновская. - Л., 1989. - 195 с.
39. Спиренкова Н. Г. Проблема воспитания активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста в русской педагогике конца XIX - начала XX вв.: Автореф. Кандидата педагогических наук / Н.Г. Спиренкова. - М. 1997. - 18 с.
40. Срода, Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении / Р.Б. Срода. - М. 1997. 18 с.
41. Степанов, С.С. Психологический словарь для родителей / С.С. Степанов. - М.: Академия, 1996. - 160 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ