ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЧВЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования представлений о почве родного края у детей
дошкольного возраста в контексте экологического образования детей 6
1.2. Особенности формирования представлений о почве родного края у
детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Педагогические условия формирования представлений о почве
родного края у детей старшего дошкольного
возраста 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЧВЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о почве у детей
старшего дошкольноговозраста 25
2.2. Разработка методических рекомендаций по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного
возраста 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
В настоящее время стоит вопрос о сохранении жизни на земле вследствие сокращения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, повышения радиации, возникновения районов экологического бедствия и катастроф. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухудшениям функционирования экосистем. Поэтому в настоящее время в дошкольных образовательных организациях стало уделяться большее внимание экологическому образованию детей.
Экологическое образование дошкольников - это направление дошкольной педагогики, в рамках которого ведутся исследования в области определения его содержания, подходов, принципов, технологий. Н.Н. Вересов , С.Д. Дерябо , В.И. Логинова , С.Н. Николаева , Н.А. Рыжова , П.Г. Саморукова , В.А. Ясвин и др. внесли большой вклад в разработку данной проблемы. Т.В. Земцова , Л.С. Кларина , Е.И. Корзакова , И.С. Фрейдкин и др. изучают роль и место знаний о живой и неживой природе, физических явлениях в формировании у дошкольников реалистических представлений об окружающем мире.
Сложная экологическая обстановка в мире и низкий уровень экологической культуры современного человека предопределяют необходимость совершенствовать его экологическое образование и просвещение подрастающего поколения. Экологическое образование способствует развитию гармоничных взаимоотношений человека и природы. Одним из важнейших путей решения этой проблемы является воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к почве родного края. Почва играет неоценимую роль в состоянии природной среды и жизни человека. Почва природный фильтр воды и воздуха и основная кладовая генетического фонда Планеты. В тоже время, состояние почвенно-земельных ресурсов катастрофически ухудшается. Вследствие зарастания, подтопления, иссушения, пожаров на заболоченных территориях, заболачивания, загрязнения, в стране отмечается общая тенденция к утрате почвенного покрова. Поэтому внимательное отношение к почве должно стать нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что бережно относиться к почве - значить творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы ее сохранить.
Анализ научных публикаций и исследований показал, что проблема формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста недостаточно исследована.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Формирование представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной, если:
- обеспечивать становление у детей осознанно-правильное отношение к почве, как важному и необходимому природному ресурсу;
- способствовать организации самостоятельной исследовательской деятельности детей;
- создать экологическую лабораторию по исследованию свойств почвы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть вопросы формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста в контексте экологического образования детей.
• Изучить особенности формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста.
• Обосновать педагогические условия формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста.
• Разработать методические рекомендации по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ научной педагогической и психологической литературы; изучение педагогического опыта, беседа; констатирующий этап педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» с. Алексеевка Яковлевского района Белгородской области».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Экологическое воспитание и образование детей - актуальная тема настоящего времени. Благодаря экологическому воспитанию у дошкольников развивается интерес к познанию объектов живой и неживой природы.
Изучив современную литературу, мы смогли проанализировать подходы к пониманию «представлений», уточнить понятие «экологических представлений» и «экологических представлений дошкольников» в частности.
Представление-обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки. Это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств (Л.А.Венгер). Представления о почве по сути являются экологическими.
Экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
Анализ теоретической литературы позволил нам выявить педагогические условия формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста, это
— обеспечивать становление у детей осознанно-правильное отношение к почве, как важному и необходимому природному ресурсу;
— способствовать организации самостоятельной
исследовательской деятельности детей;
— создать экологическую лабораторию по исследованию свойств почвы.
Анализ научных публикаций и исследований показал, что проблема формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста недостаточно исследована. Поэтому мы провели экспериментальную работу по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста. Наш эксперимент проходил в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» с. Алексеевка Яковлевского района Белгородской области». В эксперименте принимали 15 дошкольников старшего возраста.
Сперва мы проанализировали опыт работы воспитателей МБДОУ ЦРР - Детский сад №70 «Светлячок», микрорайон г. Белгорода, в котором представлены работы по теме: «Земля-кормилица Белгородчина»,
«Земелюшка-чернозем» и немало других работ по теме «Почва», что свидетельствует о том, что воспитатели дошкольного учреждения приложили немало усилий для экологического развития детей. После, мы изучили уровень сформированностей представлений о почве у детей старшего дошкольного возраста.
Мы провели диагностическую работу по изучению уровня сформированности представлений о почве у дошкольников. Проведенный анализ результата исследования показал низкий уровень развития формирования представлений о почве у воспитанников, что составляет 47% детей. 40% детей показали средний уровень сформированностей представлений о почве и только у 13% детей преобладает высокий уровень представлений. Анализ проведенной нами работы еще раз подтверждает, что формирование представлений о почве у старших дошкольников занимает важное место в экологическом воспитании воспитанников.
Изученный нами опыт работы воспитателей МБДОУ ЦРР - Детский сад №70 «Светлячок», микрорайон г. Белгорода, использовался нами для разработки методических рекомендаций для педагогов дошкольного учреждения.
Для повышения представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста мы разработали следующие методические рекомендации:
a) первая рекомендация - это создать систему образовательной деятельности с дошкольниками в ДОУ. Эта система включает в себя: непосредственно-образовательную деятельность (НОД), деятельность дошкольников в режимных моментах, самостоятельная деятельность старших дошкольников, работу с родителями.
b) вторая рекомендация - для организации самостоятельной исследовательской деятельности детей использовать: коллекционирование (гербарии, экземпляры с видами почв, др.), дидактические игры, игры на группировку и классификацию по формированию представлений о почве у детей старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевые, ролевые игры.
В работе с детьми использовать наглядный материал; кроссворды, задания с перфокартами, схемы, мнемо-таблицы, алгоритмы исследования почвы подбирать художественную литературу по формированию представлений о почве родного края.
c) Третья рекомендация - создать мини-лабораторию «Юные исследователи» для проведения исследовательской деятельности дошкольников, где дети проводят разнообразные опыты с объектами живой и неживой природы.
Мы считаем, что составленные нами методические рекомендации будут помогать педагогам дошкольного учреждения способствовать повышению уровня формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
1. Акимова Т.А. Экология: Учебник. - М.: Академия, 2007. - 453 с.
2. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4. С.9.
3. Вересов Н.Н. Мы - земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 12; 1995. - № 1.
4. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. -1993. - № 7.
5. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 1. - С. 10¬19.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.- СПб.: Детство-Пресс, 2005
7. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография. - М., НИИ школьных технологий, 2011. - 81 с.
8. Зебзеева В.А. Сущностные признаки и компоненты экологической субкультуры детства // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10 (часть 1). - С. 206-210.
9. Зебзеева В.А. Эколого-субкультурные практики детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 7. - С. 3-7.
10. Зебзеева В.А., Моисеева Л.В. Социодинамика экологической субкультуры детства: монография. - М.: Изд-во Сфера, 2011. - 304 с.
11. Зебзеева, В.А. Эколого-субкультурные практики детства: монография - М.: Изд-во Сфера, 2012. - 324 с.
12. Иванова А.И. Программа экологического воспитания Живая экология.- М.: ТЦ Сфера, 2009. - 80 с.
13. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 56 с.
14. Казаручик Г.Н. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений // Современный детский сад. - 2011. - №4. - С. 55-61.
15. Крылова К.И. Взаимодействие ДОУ и семьи в решении задач экологического образования // Организация предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений в целях реализации задач инклюзивного образования: Материалы городской научно-практической конференции студентов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений (24 апреля 2013 г.). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. -С. 121-124. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. - СПб., 2002. Разд. «Ребенок открывает мир природы».
16. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001. Разд. «Познание окружающего мира».
17. Коменский Я.А. Материнская школа. Мир чувственных вещей в картинках // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1974.
18. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников // Теоретические основы программы воспитания в детском саду: Сб. науч. тр. - СПб., 1992.
19. Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к ее решению // Становление теории и практики дошкольного воспитания: Сб. науч. тр. - Л., 1991
20. Латюшин В.В., Пермякова Н.Е. К вопросу о формировании категориально понятийного аппарата экологического образования дошкольников // Начальная школа: плюс-минус. - 2009. - № 8. - С.51.
21. Максимова М.Ю. Технологические аспекты формирования субъективного отношения детей дошкольного возраста к природе // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №2. - С. 79-83
22. Маркова В.В., Шинкарева Л.В. и др. Экологическое образование детей дошкольного возраста (на материале изучения темы «Земля - кормилица Белгородчины»). - Белгород: «Политерра», 2007. - 200 с.
23. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду/ О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2010. - 232 с.
24. Моисеева Л.В., Ворошилова В.М., Лазарева О.Н. Экологическое образование в период детства: Монография / Отв. ред. Л.В.Моисеева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2004. - 179 с.
25. «Мы». Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др.- 2-е изд. Испр. И доп.- СПб: «Детство-пресс», 2004.
26. Маневцова Л.М. Диагностика социальной компетенции дошкольника. Мир природы / Готовимся к аттестации: Метод. пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2000.
27. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов детей // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 11.
28. Маневцова Л.М. Организация поисковой деятельности детей как средство формирования познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 4.
29. Методические советы к программе «Детство». - СПб., 2001.
30. Мы: Программа экологического образования детей. - СПб., 2000.
31. Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6-7 лет. - М., 2010. -166 с.
32. Николаева С.Н., Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 2005.
33. Николаева С.Н., Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
34. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М., 2002.
35. Платова А.Г. Организация работы по формированию экологической культуры в детском саду // Организация предметно- развивающей среды дошкольных образовательных учреждений в целях реализации задач инклюзивного образования: Материалы городской научно-практической конференции студентов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений (24 апреля 2013 г.). - Н. Новгород: НГПУ им.
К. Минина, 2013. -С. 127-128.
36. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
37. Рыжкова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Академия - 2002.
38. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. Автореф. дисс. ... доктора пед. Наук. МПГУ - 2000.
39. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный ресурс. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 148547/?utm campaign=doc ument dynamic&utm source=google.adwords&utm medium=cpc&utm content= 1 &gclid=CP-97p7QiLwCFUZY3 godKkMA7Q&frame=3
40. Экологические проблемы почв // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-11 -14-47-10/88-2011-01-10-19- 52-12/255-pochva-ekology-problem.html
41. Яковлев А.С. Проблемы охраны почв и органическая продукция // Электронный ресурс. Режим доступа:
http: //www.priroda.ru/reviews/detail .php?ID=10809