ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЧВЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЧВЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования представлений о почве родного края у детей
дошкольного возраста в контексте экологического образования детей 6
1.2. Особенности формирования представлений о почве родного края у
детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Педагогические условия формирования представлений о почве
родного края у детей старшего дошкольного
возраста 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЧВЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о почве у детей
старшего дошкольноговозраста 25
2.2. Разработка методических рекомендаций по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного
возраста 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЧВЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования представлений о почве родного края у детей
дошкольного возраста в контексте экологического образования детей 6
1.2. Особенности формирования представлений о почве родного края у
детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Педагогические условия формирования представлений о почве
родного края у детей старшего дошкольного
возраста 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЧВЕ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Изучение уровня сформированности представлений о почве у детей
старшего дошкольноговозраста 25
2.2. Разработка методических рекомендаций по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного
возраста 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННО ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
В настоящее время стоит вопрос о сохранении жизни на земле вследствие сокращения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды, повышения радиации, возникновения районов экологического бедствия и катастроф. Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Связано это с усилением антропогенного давления на природу, что приводит к серьезным ухудшениям функционирования экосистем. Поэтому в настоящее время в дошкольных образовательных организациях стало уделяться большее внимание экологическому образованию детей.
Экологическое образование дошкольников - это направление дошкольной педагогики, в рамках которого ведутся исследования в области определения его содержания, подходов, принципов, технологий. Н.Н. Вересов , С.Д. Дерябо , В.И. Логинова , С.Н. Николаева , Н.А. Рыжова , П.Г. Саморукова , В.А. Ясвин и др. внесли большой вклад в разработку данной проблемы. Т.В. Земцова , Л.С. Кларина , Е.И. Корзакова , И.С. Фрейдкин и др. изучают роль и место знаний о живой и неживой природе, физических явлениях в формировании у дошкольников реалистических представлений об окружающем мире.
Сложная экологическая обстановка в мире и низкий уровень экологической культуры современного человека предопределяют необходимость совершенствовать его экологическое образование и просвещение подрастающего поколения. Экологическое образование способствует развитию гармоничных взаимоотношений человека и природы. Одним из важнейших путей решения этой проблемы является воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к почве родного края. Почва играет неоценимую роль в состоянии природной среды и жизни человека. Почва природный фильтр воды и воздуха и основная кладовая генетического фонда Планеты. В тоже время, состояние почвенно-земельных ресурсов катастрофически ухудшается. Вследствие зарастания, подтопления, иссушения, пожаров на заболоченных территориях, заболачивания, загрязнения, в стране отмечается общая тенденция к утрате почвенного покрова. Поэтому внимательное отношение к почве должно стать нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что бережно относиться к почве - значить творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы ее сохранить.
Анализ научных публикаций и исследований показал, что проблема формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста недостаточно исследована.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Формирование представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной, если:
- обеспечивать становление у детей осознанно-правильное отношение к почве, как важному и необходимому природному ресурсу;
- способствовать организации самостоятельной исследовательской деятельности детей;
- создать экологическую лабораторию по исследованию свойств почвы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть вопросы формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста в контексте экологического образования детей.
• Изучить особенности формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста.
• Обосновать педагогические условия формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста.
• Разработать методические рекомендации по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ научной педагогической и психологической литературы; изучение педагогического опыта, беседа; констатирующий этап педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» с. Алексеевка Яковлевского района Белгородской области».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Экологическое образование дошкольников - это направление дошкольной педагогики, в рамках которого ведутся исследования в области определения его содержания, подходов, принципов, технологий. Н.Н. Вересов , С.Д. Дерябо , В.И. Логинова , С.Н. Николаева , Н.А. Рыжова , П.Г. Саморукова , В.А. Ясвин и др. внесли большой вклад в разработку данной проблемы. Т.В. Земцова , Л.С. Кларина , Е.И. Корзакова , И.С. Фрейдкин и др. изучают роль и место знаний о живой и неживой природе, физических явлениях в формировании у дошкольников реалистических представлений об окружающем мире.
Сложная экологическая обстановка в мире и низкий уровень экологической культуры современного человека предопределяют необходимость совершенствовать его экологическое образование и просвещение подрастающего поколения. Экологическое образование способствует развитию гармоничных взаимоотношений человека и природы. Одним из важнейших путей решения этой проблемы является воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к почве родного края. Почва играет неоценимую роль в состоянии природной среды и жизни человека. Почва природный фильтр воды и воздуха и основная кладовая генетического фонда Планеты. В тоже время, состояние почвенно-земельных ресурсов катастрофически ухудшается. Вследствие зарастания, подтопления, иссушения, пожаров на заболоченных территориях, заболачивания, загрязнения, в стране отмечается общая тенденция к утрате почвенного покрова. Поэтому внимательное отношение к почве должно стать нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что бережно относиться к почве - значить творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы ее сохранить.
Анализ научных публикаций и исследований показал, что проблема формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста недостаточно исследована.
В связи с эти мы выбрали тему исследования «Формирование представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста. Целью исследования является решение этой проблемы.
Объект исследования: процесс формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной, если:
- обеспечивать становление у детей осознанно-правильное отношение к почве, как важному и необходимому природному ресурсу;
- способствовать организации самостоятельной исследовательской деятельности детей;
- создать экологическую лабораторию по исследованию свойств почвы.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть вопросы формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста в контексте экологического образования детей.
• Изучить особенности формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста.
• Обосновать педагогические условия формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста.
• Разработать методические рекомендации по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: анализ научной педагогической и психологической литературы; изучение педагогического опыта, беседа; констатирующий этап педагогического эксперимента; количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента.
База экспериментального исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» с. Алексеевка Яковлевского района Белгородской области».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Экологическое воспитание и образование детей - актуальная тема настоящего времени. Благодаря экологическому воспитанию у дошкольников развивается интерес к познанию объектов живой и неживой природы.
Изучив современную литературу, мы смогли проанализировать подходы к пониманию «представлений», уточнить понятие «экологических представлений» и «экологических представлений дошкольников» в частности.
Представление-обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки. Это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств (Л.А.Венгер). Представления о почве по сути являются экологическими.
Экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
Анализ теоретической литературы позволил нам выявить педагогические условия формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста, это
— обеспечивать становление у детей осознанно-правильное отношение к почве, как важному и необходимому природному ресурсу;
— способствовать организации самостоятельной
исследовательской деятельности детей;
— создать экологическую лабораторию по исследованию свойств почвы.
Анализ научных публикаций и исследований показал, что проблема формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста недостаточно исследована. Поэтому мы провели экспериментальную работу по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста. Наш эксперимент проходил в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» с. Алексеевка Яковлевского района Белгородской области». В эксперименте принимали 15 дошкольников старшего возраста.
Сперва мы проанализировали опыт работы воспитателей МБДОУ ЦРР - Детский сад №70 «Светлячок», микрорайон г. Белгорода, в котором представлены работы по теме: «Земля-кормилица Белгородчина»,
«Земелюшка-чернозем» и немало других работ по теме «Почва», что свидетельствует о том, что воспитатели дошкольного учреждения приложили немало усилий для экологического развития детей. После, мы изучили уровень сформированностей представлений о почве у детей старшего дошкольного возраста.
Мы провели диагностическую работу по изучению уровня сформированности представлений о почве у дошкольников. Проведенный анализ результата исследования показал низкий уровень развития формирования представлений о почве у воспитанников, что составляет 47% детей. 40% детей показали средний уровень сформированностей представлений о почве и только у 13% детей преобладает высокий уровень представлений. Анализ проведенной нами работы еще раз подтверждает, что формирование представлений о почве у старших дошкольников занимает важное место в экологическом воспитании воспитанников.
Изученный нами опыт работы воспитателей МБДОУ ЦРР - Детский сад №70 «Светлячок», микрорайон г. Белгорода, использовался нами для разработки методических рекомендаций для педагогов дошкольного учреждения.
Для повышения представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста мы разработали следующие методические рекомендации:
a) первая рекомендация - это создать систему образовательной деятельности с дошкольниками в ДОУ. Эта система включает в себя: непосредственно-образовательную деятельность (НОД), деятельность дошкольников в режимных моментах, самостоятельная деятельность старших дошкольников, работу с родителями.
b) вторая рекомендация - для организации самостоятельной исследовательской деятельности детей использовать: коллекционирование (гербарии, экземпляры с видами почв, др.), дидактические игры, игры на группировку и классификацию по формированию представлений о почве у детей старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевые, ролевые игры.
В работе с детьми использовать наглядный материал; кроссворды, задания с перфокартами, схемы, мнемо-таблицы, алгоритмы исследования почвы подбирать художественную литературу по формированию представлений о почве родного края.
c) Третья рекомендация - создать мини-лабораторию «Юные исследователи» для проведения исследовательской деятельности дошкольников, где дети проводят разнообразные опыты с объектами живой и неживой природы.
Мы считаем, что составленные нами методические рекомендации будут помогать педагогам дошкольного учреждения способствовать повышению уровня формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Изучив современную литературу, мы смогли проанализировать подходы к пониманию «представлений», уточнить понятие «экологических представлений» и «экологических представлений дошкольников» в частности.
Представление-обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки. Это наглядные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений, не действующих в данный момент на органы чувств (Л.А.Венгер). Представления о почве по сути являются экологическими.
Экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
Анализ теоретической литературы позволил нам выявить педагогические условия формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста, это
— обеспечивать становление у детей осознанно-правильное отношение к почве, как важному и необходимому природному ресурсу;
— способствовать организации самостоятельной
исследовательской деятельности детей;
— создать экологическую лабораторию по исследованию свойств почвы.
Анализ научных публикаций и исследований показал, что проблема формирования представлений о почве родного края у детей дошкольного возраста недостаточно исследована. Поэтому мы провели экспериментальную работу по формированию представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста. Наш эксперимент проходил в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка» с. Алексеевка Яковлевского района Белгородской области». В эксперименте принимали 15 дошкольников старшего возраста.
Сперва мы проанализировали опыт работы воспитателей МБДОУ ЦРР - Детский сад №70 «Светлячок», микрорайон г. Белгорода, в котором представлены работы по теме: «Земля-кормилица Белгородчина»,
«Земелюшка-чернозем» и немало других работ по теме «Почва», что свидетельствует о том, что воспитатели дошкольного учреждения приложили немало усилий для экологического развития детей. После, мы изучили уровень сформированностей представлений о почве у детей старшего дошкольного возраста.
Мы провели диагностическую работу по изучению уровня сформированности представлений о почве у дошкольников. Проведенный анализ результата исследования показал низкий уровень развития формирования представлений о почве у воспитанников, что составляет 47% детей. 40% детей показали средний уровень сформированностей представлений о почве и только у 13% детей преобладает высокий уровень представлений. Анализ проведенной нами работы еще раз подтверждает, что формирование представлений о почве у старших дошкольников занимает важное место в экологическом воспитании воспитанников.
Изученный нами опыт работы воспитателей МБДОУ ЦРР - Детский сад №70 «Светлячок», микрорайон г. Белгорода, использовался нами для разработки методических рекомендаций для педагогов дошкольного учреждения.
Для повышения представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста мы разработали следующие методические рекомендации:
a) первая рекомендация - это создать систему образовательной деятельности с дошкольниками в ДОУ. Эта система включает в себя: непосредственно-образовательную деятельность (НОД), деятельность дошкольников в режимных моментах, самостоятельная деятельность старших дошкольников, работу с родителями.
b) вторая рекомендация - для организации самостоятельной исследовательской деятельности детей использовать: коллекционирование (гербарии, экземпляры с видами почв, др.), дидактические игры, игры на группировку и классификацию по формированию представлений о почве у детей старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевые, ролевые игры.
В работе с детьми использовать наглядный материал; кроссворды, задания с перфокартами, схемы, мнемо-таблицы, алгоритмы исследования почвы подбирать художественную литературу по формированию представлений о почве родного края.
c) Третья рекомендация - создать мини-лабораторию «Юные исследователи» для проведения исследовательской деятельности дошкольников, где дети проводят разнообразные опыты с объектами живой и неживой природы.
Мы считаем, что составленные нами методические рекомендации будут помогать педагогам дошкольного учреждения способствовать повышению уровня формирования представлений о почве родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Воспитание нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста
в изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ЛЭПБУКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного города в условиях города (на примере г. Лесосибирск)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психолингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития словаря детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



