Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Rhythmos и aesthesis: топология чувственности

Работа №64578

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы45
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Тело и телесные практики 5
1.1. Концептуализация тела 5
1.2. Телесные практики в исторической перспективе 10
Глава 2. Редуцированная чувственность и практики ее преодоления 20
2.1. Иммануил Кант 20
2.2. Жан-Франсуа Лиотар 23
2.3. Жорж Батай 25
Глава 3. Aesthesis и rhythmos 29
3.1. Aesthesis 29
2.2. Rhythmos 34
Заключение 40
Список литературы 42

Введение
Проблема чувственности - это вопрос, который еще не был задан в истории философии. Поэтому нет никаких общих мест, которые смогли бы сконструировать ход рассуждений в тексте. Основной тезис, из которого мы будем исходить и который мы будем разворачивать в работе - это тезис о редуцированной чувственности. Редуцированная чувственность есть такая чувственность, полнота которой сведена к одному ее элементу, и этот элемент заменяет собой другие способы и альтернативы чувственных переживаний. Проблема редуцированной чувственности проскользнула еще у Карла Маркса, который заявил, что всю полноту чувственных переживаний мы заменили единственно одним - чувством обладания. Позднее Жиль Делез и Феликс Гваттари покажут, что эдипизация, как тоталитаристский дискурс, вывела сексуальность на первый план и свела весь поток чувственных переживаний в поле сексуальности. Чувство обладания, сексуальность - это лишь примеры редукции чувственности, но они демонстрируют общую тенденцию.
Одним из ключевых моментов, обуславливающих проблему сжатой чувственности, является конфигурация человека как пребывающего в состоянии нехватки. Конститутивным моментом нехватки является ее невозможность наполнения. Чревоугодники едят, даже когда живот переполнен, ведь не голод является толчком для обжорства, а нехватка, внутренняя, онтологическая нехватка, для которой обжорство - лишь один из сценариев, по которому можно следовать. И отношение к еде сводится к ее поглощению, без остатка впитать ее в себя, властвовать над ней с помощью уничтожения. Наполняться при таком режиме можно, но достичь полноты нельзя. В наших реалиях нехватка упрочняется, рынок подстегивает нас к большему потреблению, а когда мы потребляем, создается иллюзия наполняемости. И только когда становится тошно, мерзко или просто некомфортно пребывать в этом теле, с этими потребностями, с вечной жаждой и голодом - тогда встает вопрос о том, как работает наша чувственность.
Рассуждения ведут к вопросам заботы о себе, воспитание чувственности, о различного рода практиках, способных перестроить конституцию тела. Первое, что приходит на ум, это предельные практики экстатического характера, практики, известные еще древним грекам и имеющие свою актуальность вплоть до нашего времени. Здесь имеется в виду фигура Жоржа Батая, который продемонстрировал нам, что экстаз и экстатическое выбивает нас из нашего нынешнего состояния и подпускает к подлинному.
Однако экстатические практики не единственно возможный путь для преодоления редуцированной чувственности. Греческая форма заботы о себе, стоические практики самоконтроля, идиоритмия - все это есть способы преодоления сжатого тела, сжатой чувственности. Это скрупулёзные практики, основанные на познании с одной стороны и работе по самовоспитанию с другой. Каждой из практик будут посвящены отдельные фрагменты текста. Нужно уточнить, что на этом список практик не заканчивается, однако эти три варианта являются наиболее яркими и приметными в истории культуры.
Исходя из вышесказанного работа делится на введение, три главы и заключение. Поскольку чувственность определенным образом локализована, первая глава посвящена телу, его концептуализации и исторической развертке. Тезис о редуцированной чувственности путь и не был заявлен громко в истории философии, но не раз обыгрывался в разных контекстах. В связи с этим во второй главе настоящей работы мы переходим к раскрытию тезиса о сжатой чувственности и там же демонстрируем ряд практик, способствующих преодолению этой сжатости. В третьей главе концептуализируются два понятия - aesthesis и rhythmos, как необходимые конститутивные элементы, собирающие чувственность и задающие тон умному расщеплению субъекта.
Проблема редуцированной чувственности крайне актуальна сегодня, когда уже общим местом стало несогласие с установками на потребление, с дискурсами власти и биополитикой, но не было еще громко сказано ни о сжатом теле, ни о редуцированной чувственности, которые есть важный момент человеческого. Продемонстрировать эту важность и попытаться создать категориальный аппарат для дальнейших размышлений - вот цель и задача настоящей работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение
Ситуация, в которой мы пребываем сейчас - это ситуация постмодерна в посткапиталистическом мире. Умер Бог, но его смерть «похожа на то явление, когда свет тысячелетия назад погасшей звезды еще виден, но при всем своем свечении оказывается чистой “видимостью”!» ; умер пролетариат, о котором говорил Маркс и на которого он возлагал надежды.
Стратегии Маркса и Ницше открыли возможность появлению постмодерна, позволили расщепить субъекта, «освободить наши речи и действия, наши сердца и наслаждения от фашизма» , но человек остался в положении Беликова - в калошах и с зонтиком, скрюченный и скукоженный. Редуцированная чувственность - это проблема, которая еще не была поставлена. Поэтому всякие рассуждения о чувственности в контексте истории философии приводят к скрупулёзному собиранию крупиц, из которых можно было бы составить основу для категориального аппарата.
В работе была последовательна продемонстрирована данная проблематика. Все начинается с тела. Тело здесь представлено не только как носитель чувственности, не только как тело-порог, но и как самостоятельный предмет разговора. Исторически так сложилось, что о теле говорят в контексте души, ума, рассудка. Сложно сказать, кто именно был зачинателем «новой» традиции тела. Можно говорить о философии тела в контексте вышеназванных Ницше и Маркса, Фрейда и позднего Гуссерля. Но в постмодернистском смысле пожалуй первым стал говорить А. Арто: «Дав человеку тело без органов, ты освободишь его от всех автоматизмов и вернешь ему истинную свободу». Арто задал пафос всей последующей традиции, определил интонацию, в которой речь о теле будет производиться: тело, которое мы имеем сейчас, автоматизировано, механицизировано. Оно не актуализирует свой потенциал. Если угодно, тело не телесно.
Во многом благодаря Ж.Делезу теперь можно говорить о теле как о чем-то не вторичном. Мы чувствуем автоматизмы тела, «когда нам до смерти надоедает видеть своими глазами, дышать своими легкими, глотать своим ртом, говорить своим языком, думать своими мозгами, иметь анус, глотку, голову и ноги» . Это чувство, если его не игнорировать, если к нему прислушиваться, становится точкой несогласия с буржуазно сконструированным телом. И мы вынуждены трансформировать чувственность. Опыты трансформации мы заимствуем из религии.
И, несмотря на то, что Бог умер, христианство оставило нам много полезных и серьезных теоритических и практических стратегий. Все начинается с практик молчания, которые помогают отстраниться от шума, в первую очередь от того шума, который мы сами каждый день воспроизводим. И в какой-то момент молчание начинает звучать: это звук собственного ритма. Чуткие люди смогут услышать его, некоторые смогут подключаться к этому ритму с относительной регулярностью, и только «брахманы» будут жить ритмично. Значит задача - стать брахманом постмодернистского типа, Орфеем XIX века: тем, кто может свой ритм услышать и создать.
Итак, мы показали в работе сжатое тело, влияние дискурсов власти на конституирование буржуазного тела и сложность преодоления этой буржуазной обертки. Далее были продемонстрированы ряд практик, которые иллюстрируют пути преодоления и перевоспитания редуцированной конфигурации чувственности. И здесь стоическая традиция заботы о себе как практики длинною в жизнь оказывается как никогда актуальной, ведь невозможно показать на завершенный образ воспитанного человека, и забота о чувственности есть важный момент самосозидания.


Список литературы
1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М.: «Coda», 1997.
2. Агамбен Дж. Нагота. - М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2014.
3. Агамбен Дж. Тела славы. // Агамбен Дж. Нагота. - М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2014.
4. Арендт Х. Vita activa, или деятельной жизни - СПб.: Алетейя, 2000 г.
5. Барт Р. Как жить вместе: романтические симуляции некоторых пространств повседневности. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016.
6. Батай Жорж Внутренний опыт / Пер. с франц., послесловие и комментарии С. Л. Фокина. — СПб.: Аксиома, Миф- рил, 1997.
7. Батай Ж. Из «Слез эроса» // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. - СПб.: Мифрил, 1994.
8. Батай Ж. Проклятая часть: Сакральная социология: Пер. с фр. / Сост. С.И. Зенкин. - М.: Ладомир, 2006.
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика.— M.: Едиториал УРСС, 2002.
10. Бергсон А. Материя и память. СПб., 1914.
11. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. — Екб: У-Фактория, 2007.
12. Делёз Ж. Логик смысла / Пер. с фр. Я.И. Свирского. — М.: Академически Проект, 2011.
13. Делез, Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари; пер. с франц. и послесл. Я. И. Свирского; науч. ред. В.Ю. Кузнецов. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель, 2010. - 895 с.
14. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность. Критическая философия Канта. Бергсонизм. Спиноза. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
15. Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. - СПб.: Алетейя, 2000. (Античная библиотека).
16. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1997.
17. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2012.
18. Кант И. К 19 Критика способности суждения. Пер. с нем. — М.: Искусство, 1994.
19. Лефевр А. Производство пространства / Пер. с фр. — М.: Streike Press, 2015
20. Лиотар Ж.-Ф. Возвышенное и авангард. Метафизические исследования. Выпуск 4. Культура.. -СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997.
21. Лиотар Ж.-Ф. Anima minima. - СПб.; Москва: Machina, 2004.
22. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ad Marginem’93. М., 1994.
23. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Государственное издательство политической литературы.
24. Мосс. М. Опыт о даре. - М.: Университет книжный дом. 2011.
25. Ницше Ф. Так говорил заратустра. - М.: Издательство АСТ, 2016
26. Павич. М. Пейзаж написанный чаем. // Перевод с сербского Н. Вагаповой и Р. Грецкой.- СПб.: Азбука, Амфора, 1998
27. Павич. М. Писать во имя отца, во имя сына или во имя духа братства? - Изд.Иностранная литература №6, 1998
28. Палама Г. Триады в защиту священно-безмолствующих. - М.: Канон, 1995.
29. Платон Сочинения в четырех томах. Т. 1-4 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абыш- ко», 2006.
30. Подорога В. Феноменология тела. - M.:Ad Marginem, 1995.
31. Рансьер Ж. Разделяя чувственное. - СПб.: Издательство Европейского университета, 2007.
32. Фрагменты ранних греческих философов / Изд. А. В. Лебедев. М., 1989. Ч. 1
33. Фокин С.Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай. - СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002.
34. Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году / Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. — СПб.: Наука, 2007.
35. Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. - Киев: Дух и литера; М.: Рефл-бук, 1998.
36. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. - М.: Ad marginem, 1999.
37. Фуко М. Технологии себя. // Логос. 2008. №65.
38. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Пер. с нем. — М.: Изд- во «Весь Мир», 2003.
39. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. - СПб.: Наука, 2007
40. Чехов А. П. Ч 56 Человек в футляре; Повести и расска- зы./Худож. С. Алимов. — М.: Худож. лит., 1980.
41. Эвола Ю. Метафизика пола. - М.: Беловодье, 1996.
42. Artaud A. CEuvres completes, t.XIII. P., 1974.
43. Bernd Bosel. Affective Synchronization, Rhythmanalysis and the Polyphonic Qualities of the Present Moment //Timing of Affect: Epistemologies ofAffection, 2014
44. Collins R. Interaction Ritual Chains. Princeton: Princeton University Press, 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ