Оглавление
Введение 3
Глава I. Очерк по еврейской национальной культуре в СССР до 1967г 8
1.1. Еврейская культура и наука в начале существования СССР 8
1.2. Процесс советизации науки и ликвидация еврейских исторических
институтов в 1930-ых гг 13
Глава II. Возрождение еврейской национальной жизни в Москве и Ленинграде 18
2.1. Культурная деятельность 18
2.2. Семинар Ленинграда 23
2.3. Еврейская историко-этнографическая комиссия и семинар в Москве 28
Глава III. Роль самиздата в развитии еврейской культуры в СССР 41
3.1. «Евреи в СССР» 41
3.2. «Ленинградский Еврейский Альманах» 53
Заключение 63
Список литературы 65
ВВЕДЕНИЕ
Исследование посвящено проблеме развития еврейской культуры в СССР в 1970-80-е гг., на примере исторических и историко-этнографических семинаров в Москве и Ленинграде.
Во второй половине XX в., возрождение исторического самосознания еврейского народа стало в СССР первостепенной задачей для многих национально мыслящих участников национального движения. Прошедшее через десятилетия советизации, геноцид в годы войны и годы сталинских репрессий, казалось бы, давно лишенное своей истории, российское еврейство, по замыслу активистов и национальных общественных деятелей, должно было вновь встать на путь познания и воссоздания собственной истории.
Исторические исследования истории евреев в СССР, на государственном уровне, были практически прекращены еще в конце 1930-х гг. Позднее история евреев в России и в СССР была полностью удалена из всех научных и образовательных учреждений, выпала из академического процесса.
С конца 1960-ых гг., в условиях так называемой борьбы с сионизмом, подлинную науку, особенно активно подменяли многочисленные исторические фальсификации, как публицистического, так и псевдо научного свойства. Это не могло не вызвать обратного эффекта, к тому же победа Израиля в Шестидневной войне 1967 г. ознаменовала собой новый этап в развитии еврейской историографии и подъема национальных чувств у советского еврейства. Занятие историей и историей культуры российского еврейства стало привлекать и интересовать все больше людей, не только ученых, но и евреев - представителей совершенно различных профессий. Огромную роль в возрождении и развитии еврейской культуры сыграло движение отказников - евреев, получивших запрет на выезд из страны. Но следует подчеркнуть, что движением отказников еврейское культурное возрождение не ограничивалось, к тому же не все участники этого процесса ставили конечной целью покинуть СССР. Помимо тех, кто ожидал выезда, были люди, готовые развивать еврейскую национальную культуру и науку в существовавших СССР условиях.
В 1970-1980-ые гг. одной из наиболее распространенных форм возрождения национальной еврейской культуры были семинары по истории и этнографии, которые нелегально и полулегально организовывались как профессиональными учеными, так и любителями.
Цель данной выпускной квалификационной работы - рассмотрение проблемы развития еврейской культуры в СССР в 1970-1980-е гг., на примере исторических и историко-этнографических семинаров в таких крупных городах СССР, как Москва и Ленинград.
Для достижения поставленной в данном исследовании цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести исследование обзорного характера, дающее общее представление о состоянии еврейской национальной культуры в СССР до 1967 года. Показать ее уровень развития к 1917 г., какое значение имел процесс советизации, описать положение еврейской культуры и исторических исследований в 1920-1930-е гг., оценить последствия ликвидации еврейских культурных и научных учреждений.
2. Рассмотреть процесс возрождения еврейской национальной жизни в Москве и Ленинграде в 1960-1980-е гг., упомянув поэтапно про различную культурную деятельность, воссоздаваемую группами еврейских активистов параллельно с историческими семинарами. Затем перейти непосредственно к анализу деятельности исторического семинара в Ленинграде и Еврейской историко-этнографической комиссии и семинара в Москве, выявить их цели и показать влияние на развитие еврейской культуры в 1970-1980-ые гг. в СССР в целом.
3. Выявить роль самиздата в еврейской культуре на примере двух подпольных журналов «Ленинградского Еврейского Альманаха» и «Евреи в СССР».
Объектом исследования являются исторические и историко-этнографические семинары в Москве и Ленинграде. Предметом исследования выступает проблема развития еврейской культуры в СССР в 1970-1980-ые гг. Данная тематика представляет ценность как для изучения истории еврейского национального движения в СССР и возрождения еврейской культуры в целом, так и, в частности, для исследований по еврейской историографии.
Несмотря на существование литературы о еврейском национальном движении в СССР во второй половине XX в., на русском и английском языках, в историографии российского еврейства нет ни одного исследования, посвященного специально историческим и историко-этнографическим семинарам в Москве и Ленинграде, их роли в развитии еврейской культуры в 1970-1980-ых гг. в СССР, что обуславливает новизну исследования.
Основными источниками для нас служат мемуары и интервью активистов и деятелей еврейского национального движения. В первую очередь, следует отметить неопубликованные воспоминания И. Крупника , выдающегося этнографа и историка, дающие наиболее полное представление о деятельности Еврейской Историко-этнографической Комиссии и московского семинара; интервью М. Членова, В. Мочаловой и С. Якерсона, увидевшие свет на страницах книги Г. Зелениной «Иудаика два», исследование М. Членова о культурническом движении, недавно опубликованные воспоминания А. и И. Таратута «Негрустные воспоминания о нашей семье, жизни в Ленинграде и борьбе за выезд в Израиль», воспоминания К. Старковой, воспоминания Н. Юхневой «Минувшее проходит предо мной», материалы, вошедшие в книгу, посвященную памяти Р. Капланова «Труды. Интервью. Воспоминания», заметки Ю. Колкера об истории создания ЛЕА и др.
Для понимания сути процессов происходивших среди еврейского населения немалую роль играют и сами материалы еврейского самиздата, опубликованного на страницах журналов «Ленинградский Еврейский Альманах» и «Евреи в СССР». Следует отметить, что в ЛЕА печатались тексты докладов, статей и другие материалы, подготовленные в рамках Ленинградского исторического семинара.
Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса были изучены исследования М. Бейзера «Евреи в Петербурге» и «Евреи Ленинграда: 1917-1939 гг. Национальная жизнь и советизация». Книга Г. Эстрайха «Еврейская литературная жизнь Москвы 1917-1991 гг.», правда, следует отметить, что в этой книге имеются значительные элементы мемуарного характера, поэтому ее одновременно можно отнести и к жанру источников. Монография М. Морозовой «Анатомия отказа»; - это первый целостный труд, созданный в России об истории движения отказников. При работе над дипломным проектом мною были использованы труды по историографии российского еврейства второй половины XIX - начала XX вв. Р. Ганелина, В. Кельнера и А. Гринбаума. «Очерки по истории сионистского движения в СССР Ю. Кошаровского, А. Локшина «Русская иудаика», биографический очерк М. Бейзера о Н. Юхневой, фундаментальное исследование «Тайная политика Хрущева» Г. Костырченко, разнообразные по жанру работы М. Пугачевой, Г. Беккермана, М. Глантс, А. Окуня, М. Генкиной и др.
Говоря об источниках по данной теме, следует упомянуть то, что основной корпус литературы, документов и материалов по истории еврейского национального движения, собраны А. Френкелем в специальном фонде в составе библиотеки Еврейского общинного центра в С-Петербурге.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование раскрывает проблему развития еврейской культуры в СССР в 1970-1980-е гг., на примере исторических и историко-этнографических семинаров в Москве и Ленинграде. Следует отметить, что представленная тема является неотъемлемой ценностью как для изучения истории еврейского национального движения в СССР и возрождения еврейской культуры в целом, так и, в частности, для исследований по еврейской историографии.
В ходе исследования был проведен обзор, который дал общее представление о состоянии еврейской национальной культуры и ее развитии к моменту возникновения СССР, было рассмотрено положение еврейской культуры и исторических исследований в 1920-1930-е гг., выявлено значение процесса советизации и оценены последствия ликвидации еврейских культурных и научных учреждений.
Также были подробно рассмотрены различные формы возрождения еврейской национальной жизни в Москве и Ленинграде в 1960-1980-е гг., которая воссоздавалась национально мыслящими участниками еврейского движения в СССР. Было установлено, что наиболее распространенной формой воссоздания национальной культуры еврейского народа были семинары по истории и этнографии, которые нелегально и полулегально организовывались как профессиональными учеными, так и любителями- самоучками.
В исследовании показана роль самиздата в еврейской культуре, на примере таких крупных подпольных журналов, как «Ленинградский Еврейский Альманах» 1982-1989 гг., основу которого составили доклады и материалы участников исторического семинара М. Бейзера, и «Евреи в СССР» 1972-1979 гг., также содержащего обширный корпус литературы, документов и информации по истории еврейского национального движения.
Результаты проведенного анализа деятельности исторического семинара Ленинграда, историко-этнографической комиссии и семинара в Москве позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования:
• Семинары существовали в течение всего периода такого исторического явления, как «отказ»;
• они стремились аккумулировать и распространять среди советских евреев знания в области истории и этнографии;
• передавали и расширяли знания о советской иудаике за границей;
• развивали иудаику как науку и верили в ее дальнейшее будущее.
Как развивалась бы постсоветская еврейская наука, если бы не было опыта ЕИЭК и Ленинградского семинара? Прошедшие события показали, что в 1990-2000 гг. академическая иудаика развивалась, но в весьма скромных масштабах. Она сосредоточилась буквально в нескольких университетах и имела весьма ограниченные издательские возможности. Но первыми, кто начал развитие этой отрасли науки, и кто продолжает ее традиции, были и остаются ученые, начавший свой путь в те годы. Если бы не деятельность этих семинаров, процесс восстановления исторической традиции занял бы гораздо больше времени.
Список литературы:
1. Бейзер М. Евреи в Петербурге. Иерусалим, 1989.
2. Бейзер М.. Евреи Ленинграда: 1917-1939. Национальная жизнь и Советизация. М., 1990.
3. Бейзер М. Наталья Васильевна Юхнева в еврейской жизни Ленинграда 1980-ых гг. Очерк о замечательном человеке и о нашем общем деле. // Вестник Еврейского университета №15. М., 2014.
4. Бейзер М. Заметки о еврейской истории. // ЛЕА. Выпуск №14. Ленинград, 1987.
5. Ганелин Р., Кельнер В. Проблемы историографии евреев в России. 2-я
половина XIX века - 1-я четверть XX века. // Евреи в России.
Историографические очерки. 2-я половина XIX века - XX век. Москва, 1994.
6. Гринбаум А. Еврейская наука и научные учреждения в Советском Союзе. 1918-1953. // Евреи в России. Историографические очерки. 2-я половина XIX века - XX век. М., 1994.
7. Дубнов С. М. Об изучении истории русских евреев и об учреждении русско-еврейского исторического общества. СПб., 1891
8. Зеленина Г. Иудаика два. Ренессанс в лицах. Биографическое интервью с В. Молчановой «Нельзя прекращать сбивать масло». М., 2015.
9. Зеленина Г. Иудаика два. Ренессанс в лицах. Биографическое интервью с М. Членовым «Меня всегда привлекала экзотика». М., 2015.
10. Зеленина Г. Иудаика два. Ренессанс в лицах. Биографическое интервью с С. Якерсоном «Мне удивительным образом абсолютно все удалось». М., 2015.
11. Кельнер В. Е. Миссионер истории: Жизнь и труды С. М. Дубнова. СПб., 2008.
12. Кельнер В. «От противного»: Антисемитские издания 1970-1980-х гг. как источник по истории российского еврейства. Неопубликованная рукопись. 2016.
13. Капланов Р. Труды. Интервью. Воспоминания. М., 2011.
14. Колкер Ю. Об истории создания ЛЕА. // Евреи и еврейский народ: еврейский самиздат. Т. 26. С. XVI.
15. Костырченко Г.В. Тайная политика Хрущева. М., 2012.
16. Кошаровский Ю. Мы снова евреи. Том I. Иерусалим, 2007.
17. Крупник И. Как мы занимались историей и этнографией. «Советская иудаика (1917-1991): История, проблематика, персоналии». (В печати). Текст, любезно предоставленный автором.
18. Крупник И. Проблемы этнографического изучения евреев в СССР: восемь лет спустя (1981-1989). Исторические судьбы евреев в России и СССР: начало диалога (сборник статей). М., 1992.
19. Локшин А. Русская иудаика // Год за годом. М., 1991. Т. 7.
20. Морозова М.А. Анатомия отказа. М., 2011.
21. Перельман А. Ф. Воспоминания. СПб., 2009.
22. Пугачева М. Вторая наука или «игра в бисер» // Новое литературное обозрение. 2011. Т. 111.
23. Старкова К. Б. Воспоминания о пережитом. Жизнь и работа семитолога-гебраиста в СССР. СПб., 2006.
24. Таратута. А., Таратута И. Негрустные воспоминания о нашей семье, жизни в Ленинграде и борьбе за выезд в Израиль. Хайфа, 2016.
25. Членов М. Культурническое движение и журнал «Наш иврит» // Вестник еврейского университета в Москве № 3.
26. Эстрайх Г. Еврейская литературная жизнь Москвы 1917-1991. СПб., 2015.
27. Юхнева Н. Минувшее проходит предо мной. // Нева №4. 2006.
28. Beckerman G. When they come for us, we’ll be gone. Boston, New York. 2010.
29. Beizer M. The Jews of struggle: the Jewish national movement in the USSR, 1967-1989. Tel-Aviv, 2007.
30. Genkina M. The «Aleph» group. Jewish Art, volume 21/22: Eastern Europe.
1. Jerusalem, 1995/1996.
31. Giants M. Jewish Artists in Russian Art: Painting and Soviet Post-Soviet Eras Jewish Life after the USSR By Z. Y. Gitelman, M. Glants. Bloomington: Indiana University Press, 1984.
32. Okun A. Some thoughts on the Aleph group. Jewish Art, volume 21/22: Eastern Europe 1. Jerusalem, 1995/1996.
33. Евреи и еврейский народ: еврейский самиздат. Т. 4; 6; 7; 11; 12; 13; 16; 21; 22; 26; 27. Иерусалим, 1972-1979 гг. // Евреи в СССР №1-20, М., 1972-1979 гг.
34. Ленинградский Еврейский Альманах. // №1-19. Л., 1982-1989 гг.
35. Малые и дисперсные этнические группы в Европейской части СССР. // АН СССР Московского филиала географического общества. 1985.
36. Приложение к ЛЕА. Современный еврейский фольклор. // Выпуск №1¬2. Л., 1987.