ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 10
1.1. История развития договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 10
1.2. Понятие договора перевозки грузов железнодорожным транспортом и его
правовая природа 17
Глава 2. Содержание договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 24
2.1. Предмет договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 24
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 29
2.3. Субъектный состав договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 41
2.4. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов
железнодорожным транспортом 46
Глава 3. Прекращение и ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом 54
3.1. Основания прекращения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 54
3.2. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя по договору
перевозки грузов железнодорожным транспортом 58
3.3. Ответственность перевозчика по договору перевозки грузов
железнодорожным транспортом 64
Заключение 86
Список использованной литературы 89
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 10
1.1. История развития договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 10
1.2. Понятие договора перевозки грузов железнодорожным транспортом и его
правовая природа 17
Глава 2. Содержание договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 24
2.1. Предмет договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 24
2.2. Заключение и оформление договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 29
2.3. Субъектный состав договора перевозки грузов железнодорожным
транспортом 41
2.4. Права и обязанности сторон по договору перевозки грузов
железнодорожным транспортом 46
Глава 3. Прекращение и ответственность сторон по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом 54
3.1. Основания прекращения договора перевозки грузов железнодорожным транспортом 54
3.2. Ответственность грузоотправителя, грузополучателя по договору
перевозки грузов железнодорожным транспортом 58
3.3. Ответственность перевозчика по договору перевозки грузов
железнодорожным транспортом 64
Заключение 86
Список использованной литературы 89
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что российское транспортное законодательство на современном этапе характеризуется интенсивными, постоянно нарастающими темпами развития. Изменения затрагивают практически все нормы, в частности и те правовые аспекты, которые касаются регулирования перевозок грузов.
Дальнейшее плодотворное развитие рыночных отношений в Российской Федерации, на наш взгляд, невозможно без глубокой интеграции в мировую экономику. Так невозможно представить себе развитие рынка товаров, работ и услуг, без мобильной, продуктивной транспортной деятельности, без решения насущных проблем правового регулирования взаимоотношений между участниками транспортного процесса на железнодорожном транспорте.
Ни для кого не секрет, что железнодорожный транспорт занимает главенствующее положение в системе транспорта России.
В настоящее время договор перевозки грузов регулируется нормами права, которые порой не соответствуют сходным нормам иностранных государств-партнеров РФ и инициируемыми ими международными конвенциями, что не может не влиять на прогрессивное развитие внешнеторговых отношений.
Кроме того, в Гражданском Кодексе РФ и Уставе железнодорожного транспорта РФ, несмотря на последние существенные изменения, имеют место правовые нормы, откровенно говоря, препятствующие не то, чтобы прогрессивному развитию, а нормальному функционированию целой транспортной отрасли государства.
Конечно, во все времена возникали спорные вопросы относительно природы, специфики, характера договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.
В частности, до сих пор являются дискуссионными вопросы о правовой природе заявки грузоотправителя, о форме договора железнодорожной перевозки груза, правовом положении грузополучателя в данном договоре, о размерах, основаниях имущественной ответственности железнодорожного перевозчика.
Принимая во внимание, что тема магистерского исследования связана с отсутствием единой научной позиции касательно ключевых теоретических вопросов, активным реформированием транспортного законодательства, неодинаковой, а иногда и противоречивой практикой применения одних и тех же правовых норм, целесообразностью анализа природы правового регулирования правоотношений между участниками железнодорожной перевозки грузов, и в частности, вопросов, связанных со структурой отношений между субъектами договора железнодорожной перевозки грузов, данная тема исследования в настоящий момент представляется важной и актуальной.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения и исполнения договора железнодорожной перевозки груза.
Предмет исследования составляют нормы российского гражданского и транспортного законодательства, регулирующие порядок заключения, исполнения и привлечение к ответственности за нарушение перевозки грузов железнодорожным транспортом, анализ существующих в науке гражданского права различных взглядов и теорий ученых-цивилистов на правовую природу договора железнодорожной перевозки грузов.
Целью исследования является всесторонний анализ и систематизация нормативного, теоретического и практического материала, связанного с регулированием правоотношений, вытекающих из договора железнодорожной перевозки груза.
Для достижения указанной цели в рамках проведения дипломного исследования предполагается решить следующие задачи:
- изучить правовую природу договора железнодорожной перевозки груза;
- определить предмет и другие обязательные элементы договора перевозки груза железнодорожным транспортом;
- систематизировать и дать краткую характеристику научным разработкам о понятии, специфических чертах данного договора;
- исследовать и дать оценку порядку заключения договора железнодорожной перевозки груза;
- раскрыть юридическое значение формы его заключения;
- рассмотреть особенности и проблемы ответственности сторон договора, а прежде всего перевозчика, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора железнодорожной перевозки груза;
- провести анализ российского законодательства, выявить существующие проблемы правового регулирования;
- предложить пути и способы преодоления обнаруженных пробелов и противоречий.
В качестве гипотезы исследования можно указать, что обобщение изучаемых материалов приводит к уяснению проблем правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом по законодательству Российской Федерации, и как следствие, к выявлению существенных особенностей правоотношений, связанных с его
функционированием, а также к выработке предложений по их совершенствованию.
Нормативная основа исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы основываются на изучении норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», других федеральных законов, подзаконных актов, положений гражданского и железнодорожного законодательства дореволюционной России, Советского периода, судебная и правоприменительная практика.
Теоретическая основа исследования. В процессе подготовки данной работы активно использовались труды отечественных правоведов. Так теоретической основой настоящего исследования стали работы таких цивилистов как М.М. Агарков, М.К. Александров-Дольник, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.Г. Гусаков, Г.С. Гуревич, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, Г.Ф. Шершеневич и др.
Эмпирическая основа исследования. Важное значение для исследования специфики правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом имеет практика арбитражных судов. Она позволяет не только определить основные проблемы, которые возникают в практической деятельности при регулировании правоотношений, которые вытекают из договора железнодорожной перевозки груза, но и наметить основные пути их решения.
Здесь следует особо выделить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также постановления федеральных арбитражных судов Российской Федерации, вынесенные по конкретным делам.
Научная новизна магистерской диссертации обусловлена новыми подходами к осмыслению правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом по законодательству Российской Федерации. В работе осуществлено системное изучение результатов теоретических исследования в области правового регулирования договора перевозки грузов, исследованы транспортные договорные правоотношения в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом; определены и проанализированы правовые проблемы, возникающие при современном правовом регулировании договора перевозки грузов железнодорожным транспортом по законодательству
Российской Федерации; предложены возможные пути преодоления существующих проблем.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Общим основанием возникновения отношений при железнодорожной перевозке груза является заявка грузоотправителя (договор на перевозку конкретной партии груза с отлагательным условием), а при заключении грузовладельцем и перевозчиком договора об организации перевозок таким основанием является сложный юридический состав: договор об организации перевозок (предварительный договор) и заявка грузоотправителя (основной договор на перевозку конкретной партии груза с отлагательным условием).
2. В целях упрощения товарооборота и процедуры распоряжения грузом и дальнейшей унификации транспортного законодательства предлагается закрепить в п. 2 ст. 785 ГК и ст. 25 УЖТ возможность оформлять по желанию грузоотправителя перевозку грузов по системе двух документов: транспортная железнодорожная накладная и грузовая накладная (именная, на предъявителя и ордерная) - либо по системе одного документа (транспортная железнодорожная накладная). Грузовая накладная при этом будет выступать в качестве товарораспорядительного документа, обладающая различными функциями.
3. Процедура заключения договора перевозки не предполагает подписания сторонами одного документа, поэтому указанный договор заключается путем подписания сторонами системы документов: заявки грузоотправителя и транспортной железнодорожной накладной, в которых отражаются существенные условия указанного договора.
4. В целях унификации ответственности железнодорожного перевозчика и исключения ответственности без вины либо уклонения перевозчика от ответственности при наличии вины за неподачу транспортных средств (невыполнение принятой заявки грузоотправителя) целесообразно ст. 94 УЖТ привести в соответствие с п. 2 ст. 401, п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК, построив ответственность по принципу презюмируемой вины, и предусмотреть полное возмещение убытков в части, не покрытой штрафом, при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Штраф приобретет при указанном изменении в законодательстве характер зачетной неустойки.
5. В целях дальнейшей унификации ответственности перевозчика и соблюдения принципа равенства субъектов обязательства по перевозке груза необходимо п. 2 ст. 796 ГК и ч. 1 ст. 96 УЖТ привести в соответствие с положениями п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК, закрепив полную имущественную ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) груза при умысле или грубой необторожности перевозчика и возможность учета смешанной вины.
6. В интересах унификации российского транспортного законодательства и распространения принципа равенства субъектов обязательства по перевозке груза целесообразно ст. 97 УЖТ привести в соответствие с положениями п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК и закрепить возмещение железнодорожным перевозчиком убытков в части, не покрытой пеней, в случае просрочки в доставке груза при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Пеня в указанном случае приобретет свойства зачетной неустойки.
Теоретическая значимость работы. Исследование правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом по законодательству Российской Федерации, теоретический и эмпирический анализ проблем правого регулирования данного договора является перспективным научным вектором, дополняющим и расширяющим российское предпринимательское право и российское транспортное право.
Значимость данного вектора определяется необходимостью достижения максимального эффективности, а также правовой гармонии юридических норм, определяющих правовое регулирование договора перевозки грузов.
Концептуальное исследование, проведенное автором, и сформулированные по его итогам теоретические выводы, могут служить материалом для возможного дополнения теории предпринимательского и транспортного права, способствовать совершенствованию современного правового регулирования договора перевозки грузов.
Методологическая основа исследования. Основу методологии исследования составил всеобщий диалектический метод познания общественных явлений, а также вытекающие их него частнонаучные методы: анализа и синтеза, дедукции и индукции и др. Помимо этого при подготовке исследования использовались специальные юридические методы.
Практическая значимость исследования состоит в тех выводах и рекомендациях, которые содержатся в работе и могут быть использованы в процессе совершенствования правового регулирования договора перевозки грузов, концептуальных предложениях, относящихся к формированию норм, устраняющих пробелы и коллизии в законодательстве.
Апробация результатов исследования. Некоторые положения и выводы магистерского исследования были изложены в двух опубликованных автором научных статьях.
Помимо этого, результаты работы использованы при прохождении научно-исследовательской и педагогической практики в Юридическом институте НИУ «БелГУ» в 2016 году.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение и список использованной литературы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что российское транспортное законодательство на современном этапе характеризуется интенсивными, постоянно нарастающими темпами развития. Изменения затрагивают практически все нормы, в частности и те правовые аспекты, которые касаются регулирования перевозок грузов.
Дальнейшее плодотворное развитие рыночных отношений в Российской Федерации, на наш взгляд, невозможно без глубокой интеграции в мировую экономику. Так невозможно представить себе развитие рынка товаров, работ и услуг, без мобильной, продуктивной транспортной деятельности, без решения насущных проблем правового регулирования взаимоотношений между участниками транспортного процесса на железнодорожном транспорте.
Ни для кого не секрет, что железнодорожный транспорт занимает главенствующее положение в системе транспорта России.
В настоящее время договор перевозки грузов регулируется нормами права, которые порой не соответствуют сходным нормам иностранных государств-партнеров РФ и инициируемыми ими международными конвенциями, что не может не влиять на прогрессивное развитие внешнеторговых отношений.
Кроме того, в Гражданском Кодексе РФ и Уставе железнодорожного транспорта РФ, несмотря на последние существенные изменения, имеют место правовые нормы, откровенно говоря, препятствующие не то, чтобы прогрессивному развитию, а нормальному функционированию целой транспортной отрасли государства.
Конечно, во все времена возникали спорные вопросы относительно природы, специфики, характера договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.
В частности, до сих пор являются дискуссионными вопросы о правовой природе заявки грузоотправителя, о форме договора железнодорожной перевозки груза, правовом положении грузополучателя в данном договоре, о размерах, основаниях имущественной ответственности железнодорожного перевозчика.
Принимая во внимание, что тема магистерского исследования связана с отсутствием единой научной позиции касательно ключевых теоретических вопросов, активным реформированием транспортного законодательства, неодинаковой, а иногда и противоречивой практикой применения одних и тех же правовых норм, целесообразностью анализа природы правового регулирования правоотношений между участниками железнодорожной перевозки грузов, и в частности, вопросов, связанных со структурой отношений между субъектами договора железнодорожной перевозки грузов, данная тема исследования в настоящий момент представляется важной и актуальной.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения и исполнения договора железнодорожной перевозки груза.
Предмет исследования составляют нормы российского гражданского и транспортного законодательства, регулирующие порядок заключения, исполнения и привлечение к ответственности за нарушение перевозки грузов железнодорожным транспортом, анализ существующих в науке гражданского права различных взглядов и теорий ученых-цивилистов на правовую природу договора железнодорожной перевозки грузов.
Целью исследования является всесторонний анализ и систематизация нормативного, теоретического и практического материала, связанного с регулированием правоотношений, вытекающих из договора железнодорожной перевозки груза.
Для достижения указанной цели в рамках проведения дипломного исследования предполагается решить следующие задачи:
- изучить правовую природу договора железнодорожной перевозки груза;
- определить предмет и другие обязательные элементы договора перевозки груза железнодорожным транспортом;
- систематизировать и дать краткую характеристику научным разработкам о понятии, специфических чертах данного договора;
- исследовать и дать оценку порядку заключения договора железнодорожной перевозки груза;
- раскрыть юридическое значение формы его заключения;
- рассмотреть особенности и проблемы ответственности сторон договора, а прежде всего перевозчика, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора железнодорожной перевозки груза;
- провести анализ российского законодательства, выявить существующие проблемы правового регулирования;
- предложить пути и способы преодоления обнаруженных пробелов и противоречий.
В качестве гипотезы исследования можно указать, что обобщение изучаемых материалов приводит к уяснению проблем правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом по законодательству Российской Федерации, и как следствие, к выявлению существенных особенностей правоотношений, связанных с его
функционированием, а также к выработке предложений по их совершенствованию.
Нормативная основа исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы основываются на изучении норм Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», других федеральных законов, подзаконных актов, положений гражданского и железнодорожного законодательства дореволюционной России, Советского периода, судебная и правоприменительная практика.
Теоретическая основа исследования. В процессе подготовки данной работы активно использовались труды отечественных правоведов. Так теоретической основой настоящего исследования стали работы таких цивилистов как М.М. Агарков, М.К. Александров-Дольник, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, А.Г. Гусаков, Г.С. Гуревич, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, Г.П. Савичев, О.Н. Садиков, Г.Ф. Шершеневич и др.
Эмпирическая основа исследования. Важное значение для исследования специфики правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом имеет практика арбитражных судов. Она позволяет не только определить основные проблемы, которые возникают в практической деятельности при регулировании правоотношений, которые вытекают из договора железнодорожной перевозки груза, но и наметить основные пути их решения.
Здесь следует особо выделить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», а также постановления федеральных арбитражных судов Российской Федерации, вынесенные по конкретным делам.
Научная новизна магистерской диссертации обусловлена новыми подходами к осмыслению правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом по законодательству Российской Федерации. В работе осуществлено системное изучение результатов теоретических исследования в области правового регулирования договора перевозки грузов, исследованы транспортные договорные правоотношения в сфере перевозки грузов железнодорожным транспортом; определены и проанализированы правовые проблемы, возникающие при современном правовом регулировании договора перевозки грузов железнодорожным транспортом по законодательству
Российской Федерации; предложены возможные пути преодоления существующих проблем.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. Общим основанием возникновения отношений при железнодорожной перевозке груза является заявка грузоотправителя (договор на перевозку конкретной партии груза с отлагательным условием), а при заключении грузовладельцем и перевозчиком договора об организации перевозок таким основанием является сложный юридический состав: договор об организации перевозок (предварительный договор) и заявка грузоотправителя (основной договор на перевозку конкретной партии груза с отлагательным условием).
2. В целях упрощения товарооборота и процедуры распоряжения грузом и дальнейшей унификации транспортного законодательства предлагается закрепить в п. 2 ст. 785 ГК и ст. 25 УЖТ возможность оформлять по желанию грузоотправителя перевозку грузов по системе двух документов: транспортная железнодорожная накладная и грузовая накладная (именная, на предъявителя и ордерная) - либо по системе одного документа (транспортная железнодорожная накладная). Грузовая накладная при этом будет выступать в качестве товарораспорядительного документа, обладающая различными функциями.
3. Процедура заключения договора перевозки не предполагает подписания сторонами одного документа, поэтому указанный договор заключается путем подписания сторонами системы документов: заявки грузоотправителя и транспортной железнодорожной накладной, в которых отражаются существенные условия указанного договора.
4. В целях унификации ответственности железнодорожного перевозчика и исключения ответственности без вины либо уклонения перевозчика от ответственности при наличии вины за неподачу транспортных средств (невыполнение принятой заявки грузоотправителя) целесообразно ст. 94 УЖТ привести в соответствие с п. 2 ст. 401, п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК, построив ответственность по принципу презюмируемой вины, и предусмотреть полное возмещение убытков в части, не покрытой штрафом, при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Штраф приобретет при указанном изменении в законодательстве характер зачетной неустойки.
5. В целях дальнейшей унификации ответственности перевозчика и соблюдения принципа равенства субъектов обязательства по перевозке груза необходимо п. 2 ст. 796 ГК и ч. 1 ст. 96 УЖТ привести в соответствие с положениями п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК, закрепив полную имущественную ответственность перевозчика за утрату, повреждение (порчу) груза при умысле или грубой необторожности перевозчика и возможность учета смешанной вины.
6. В интересах унификации российского транспортного законодательства и распространения принципа равенства субъектов обязательства по перевозке груза целесообразно ст. 97 УЖТ привести в соответствие с положениями п. 1 ст. 15 и ст. 393 ГК и закрепить возмещение железнодорожным перевозчиком убытков в части, не покрытой пеней, в случае просрочки в доставке груза при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Пеня в указанном случае приобретет свойства зачетной неустойки.
Теоретическая значимость работы. Исследование правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом по законодательству Российской Федерации, теоретический и эмпирический анализ проблем правого регулирования данного договора является перспективным научным вектором, дополняющим и расширяющим российское предпринимательское право и российское транспортное право.
Значимость данного вектора определяется необходимостью достижения максимального эффективности, а также правовой гармонии юридических норм, определяющих правовое регулирование договора перевозки грузов.
Концептуальное исследование, проведенное автором, и сформулированные по его итогам теоретические выводы, могут служить материалом для возможного дополнения теории предпринимательского и транспортного права, способствовать совершенствованию современного правового регулирования договора перевозки грузов.
Методологическая основа исследования. Основу методологии исследования составил всеобщий диалектический метод познания общественных явлений, а также вытекающие их него частнонаучные методы: анализа и синтеза, дедукции и индукции и др. Помимо этого при подготовке исследования использовались специальные юридические методы.
Практическая значимость исследования состоит в тех выводах и рекомендациях, которые содержатся в работе и могут быть использованы в процессе совершенствования правового регулирования договора перевозки грузов, концептуальных предложениях, относящихся к формированию норм, устраняющих пробелы и коллизии в законодательстве.
Апробация результатов исследования. Некоторые положения и выводы магистерского исследования были изложены в двух опубликованных автором научных статьях.
Помимо этого, результаты работы использованы при прохождении научно-исследовательской и педагогической практики в Юридическом институте НИУ «БелГУ» в 2016 году.
Структура исследования обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, объединяющие девять параграфов, заключение и список использованной литературы.
Заключение
Завершая рассмотрение вопросов, касающихся правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, необходимо сформулировать ряд выводов и предложений по совершенствованию современного транспортного законодательства Российской Федерации:
1) В науке как гражданского, так и, непосредственно, транспортного права существует огромное количество научных теорий по поводу характера и правовой природы договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Однако наиболее предпочтительными, по нашему мнению, являются идеи, характеризующие данные договорные правоотношения по перевозке грузов как реальные, возмездные, взаимные, срочные и публичные.
2) От других разновидностей договоров, опосредующих отношения по перевозке, договор перевозки грузов железнодорожным транспортом отличается тем, что деятельность перевозчика направлена на перемещение именно груза (определенных материальных ценностей), его доставку в пункт назначения и выдачу управомоченному лицу (т.е. предметом данного договора выступают транспортные услуги).
3) В связи с тем, что в современном российском законодательстве отсутствуют реальные не только правовые, но и экономические рычаги воздействия на грузополучателя при отказе от принятия груза, а также для устранения существующей неопределенности в правоотношениях участников обязательства по перевозке груза представляется необходимым внести изменения в гл. 40 ГК РФ, дополнив ее статьей «непринятый груз» с обязательным условием об установлении определенного конкретного срока (например, 10-15 суток), в течение которого грузополучатель обязан принять поступивший груз. В противном случае необходимо предусмотреть определенный размер законной неустойки для оптимизации данных правоотношений.
4) На практике довольно часто возникают вопросы, касающиеся целесообразности удостоверения фактов путем совместного составления коммерческого акта и акта общей формы. Считаем необходимым на законодательном уровне устранить данное несоответствие, и привести правоприменительную практику в соответствии с нормами современного транспортного законодательства.
5) В отечественной цивилистике основным принципом ответственности железнодорожного перевозчика на всех этапах его становления и развития был принцип ограниченной имущественной ответственности перевозчика. В настоящее время такое подход утратил свою актуальность, и на наш взгляд в действующем УЖТ РФ необходимо предусмотреть полную имущественную ответственность перевозчика.
6) Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств является повышенной и наступает в виде штрафа, являющегося законной, исключительной неустойкой, призванной частично компенсировать убытки грузоотправителя и стимулировать перевозчика к надлежащему исполнению обязательства. Тем не менее, предлагаем внести в УЖТ РФ изменения, построив такую ответственность по принципу презюмируемой вины. На наш взгляд такие изменения позволят стимулировать железнодорожных перевозчиков добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, что в свою очередь не сказаться на оптимизации железнодорожного грузового сообщения.
7) Представляется необходимым закрепить полное возмещение перевозчиком убытков за неподачу транспортных средств, в части, не покрытой штрафом, при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Штраф в данном случае будет иметь характер зачетной неустойки.
8) Думается также, что настало время отказаться от законодательного признания фикции утраты груза и закрепить презумпцию утраты груза. Внесение изменений в законодательство позволит грузополучателю самостоятельно решать вопрос о предъявлении требований к перевозчику о возмещении ущерба или позволить перевозчику осуществлять розыск груза без ограничения во времени, а это, в свою очередь, будет способствовать расширению договорной свободы в указанных правоотношениях.
9) Кроме того, необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 95 УЖТ РФ, где слова «и хранения» должны быть полностью исключены из нормы , так как разработчики УЖТ РФ в данной норме соединили ответственность по двум договорам: хранению и перевозке, а в этих договорах различные объемы ответственности. К тому же, думается, что такое действующее положение противоречит принципу имущественной ответственности перевозчика за вверенный груз от принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю.
Необходимо отметить, что в целом транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, его основные положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки грузов, перевозкой грузов, ответственностью за невыполнение заявки грузоотправителя, утрату, повреждение (порчу) грузов, предъявление претензий и т.д. порой не соответствуют реалиям современных рыночных отношений транспортной отрасли Российской Федерации.
Кроме того, считаем, что такой подход, когда в правоприменительной деятельности и законодательном регулировании обнаруживаются существенные расхождения, является неприемлемым, и не только не способствует стабилизации предпринимательских отношений в сфере железнодорожных перевозок грузов, но и создает почву для возникновения правовых споров.
Именно эти обстоятельства и позволили при исследовании темы обращаться к трудам, мнениям и суждениям известных правоведов по различным спорным аспектам транспортного законодательства, сделать вышеописанные выводы в отношении проблем, которые существуют в транспортной сфере в настоящее время.
Завершая рассмотрение вопросов, касающихся правового регулирования договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, необходимо сформулировать ряд выводов и предложений по совершенствованию современного транспортного законодательства Российской Федерации:
1) В науке как гражданского, так и, непосредственно, транспортного права существует огромное количество научных теорий по поводу характера и правовой природы договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Однако наиболее предпочтительными, по нашему мнению, являются идеи, характеризующие данные договорные правоотношения по перевозке грузов как реальные, возмездные, взаимные, срочные и публичные.
2) От других разновидностей договоров, опосредующих отношения по перевозке, договор перевозки грузов железнодорожным транспортом отличается тем, что деятельность перевозчика направлена на перемещение именно груза (определенных материальных ценностей), его доставку в пункт назначения и выдачу управомоченному лицу (т.е. предметом данного договора выступают транспортные услуги).
3) В связи с тем, что в современном российском законодательстве отсутствуют реальные не только правовые, но и экономические рычаги воздействия на грузополучателя при отказе от принятия груза, а также для устранения существующей неопределенности в правоотношениях участников обязательства по перевозке груза представляется необходимым внести изменения в гл. 40 ГК РФ, дополнив ее статьей «непринятый груз» с обязательным условием об установлении определенного конкретного срока (например, 10-15 суток), в течение которого грузополучатель обязан принять поступивший груз. В противном случае необходимо предусмотреть определенный размер законной неустойки для оптимизации данных правоотношений.
4) На практике довольно часто возникают вопросы, касающиеся целесообразности удостоверения фактов путем совместного составления коммерческого акта и акта общей формы. Считаем необходимым на законодательном уровне устранить данное несоответствие, и привести правоприменительную практику в соответствии с нормами современного транспортного законодательства.
5) В отечественной цивилистике основным принципом ответственности железнодорожного перевозчика на всех этапах его становления и развития был принцип ограниченной имущественной ответственности перевозчика. В настоящее время такое подход утратил свою актуальность, и на наш взгляд в действующем УЖТ РФ необходимо предусмотреть полную имущественную ответственность перевозчика.
6) Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств является повышенной и наступает в виде штрафа, являющегося законной, исключительной неустойкой, призванной частично компенсировать убытки грузоотправителя и стимулировать перевозчика к надлежащему исполнению обязательства. Тем не менее, предлагаем внести в УЖТ РФ изменения, построив такую ответственность по принципу презюмируемой вины. На наш взгляд такие изменения позволят стимулировать железнодорожных перевозчиков добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, что в свою очередь не сказаться на оптимизации железнодорожного грузового сообщения.
7) Представляется необходимым закрепить полное возмещение перевозчиком убытков за неподачу транспортных средств, в части, не покрытой штрафом, при умысле или грубой неосторожности перевозчика. Штраф в данном случае будет иметь характер зачетной неустойки.
8) Думается также, что настало время отказаться от законодательного признания фикции утраты груза и закрепить презумпцию утраты груза. Внесение изменений в законодательство позволит грузополучателю самостоятельно решать вопрос о предъявлении требований к перевозчику о возмещении ущерба или позволить перевозчику осуществлять розыск груза без ограничения во времени, а это, в свою очередь, будет способствовать расширению договорной свободы в указанных правоотношениях.
9) Кроме того, необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 95 УЖТ РФ, где слова «и хранения» должны быть полностью исключены из нормы , так как разработчики УЖТ РФ в данной норме соединили ответственность по двум договорам: хранению и перевозке, а в этих договорах различные объемы ответственности. К тому же, думается, что такое действующее положение противоречит принципу имущественной ответственности перевозчика за вверенный груз от принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю.
Необходимо отметить, что в целом транспортное законодательство является наиболее стабильным законодательством, его основные положения, регулирующие отношения, связанные с заключением договора перевозки грузов, перевозкой грузов, ответственностью за невыполнение заявки грузоотправителя, утрату, повреждение (порчу) грузов, предъявление претензий и т.д. порой не соответствуют реалиям современных рыночных отношений транспортной отрасли Российской Федерации.
Кроме того, считаем, что такой подход, когда в правоприменительной деятельности и законодательном регулировании обнаруживаются существенные расхождения, является неприемлемым, и не только не способствует стабилизации предпринимательских отношений в сфере железнодорожных перевозок грузов, но и создает почву для возникновения правовых споров.
Именно эти обстоятельства и позволили при исследовании темы обращаться к трудам, мнениям и суждениям известных правоведов по различным спорным аспектам транспортного законодательства, сделать вышеописанные выводы в отношении проблем, которые существуют в транспортной сфере в настоящее время.
Подобные работы
- ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование договора перевозки грузов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Договор перевозки грузов: понятие, содержание, особенности
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Договор перевозки
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Договор перевозки грузов автомобильным транспортом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Договор перевозки груза на отдельном виде транспорта (железнодорожном, морском, автомобильном, авиационном,
речном)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Договор перевозки пассажиров и багажа
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





