ВВЕДЕНИЕ
I ГЛАВА. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
§ 1. Права человека в контексте американской традиции
§ 2. Права человека в XX веке и внешнеполитическая традиция США
II ГЛАВА. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
§1. Права человека в Конгрессе
§2. Права человека и мозговые центры
§3. Права человека в предвыборной компании Дж. Картера
III ГЛАВА. ПОЛИТИКА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
§1. Имплементация концепции прав человека
§2. Противоречия по вопросам политики прав человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность
В данной работе представлен анализ конкретного исторического феномена, ограниченного рамками администрации Дж. Картера, когда права человека были впервые в истории США использованы в качестве основного пункта внешнеполитической программы.
Особенностью нашего времени, с последней четверти XX века наряду с обеспечением безопасности и защитой экономических интересов, гуманитарные требования играют все больше значение при формировании внешнеполитического курса государств и оказывая влияние на двусторонние и многосторонние связи в политической, экономической и других областях. Некоторые авторы уверены, что права человека в последние десятилетия выступают в качестве регулятора международных отношений , играя «основополагающую роль».
Долгое время права человека относились исключительно к сфере внутренней юрисдикции государств и не регламентировались извне. Первые проявления регламентации прав человека на международном уровне - предоставления свободы вероисповедания в Европейских государствах. До Второй мировой войны попытки международной регламентации прав человека были ограничены территориально и касалась лишь определенной категории людей. В процессе глобализации происходит нивелирование ценностных различий. Права человека, вместе с проблемой устойчивого развития и экологической проблематикой в наши дни оказались в центре гуманитарного диалога, в котором участвуют практически все государства. В контексте этого диалога стало возможно создание глобальной и региональных систем прав человека с соответствующей институциональной структурой и механизмами защиты прав человека.
Что наиболее важно для данной работы, права человека становятся важной составляющей внешнеполитических стратегий - в качестве объекта и ресурса внешней политики. В настоящее время, просто невозможно адекватное планирование без учета гуманитарного измерения международных отношений. Показательно, что вопрос прав человека в последнее время все чаще поднимается на двухсторонних и многосторонних переговорах на различных уровнях ; все чаще в зависимость от соблюдения государствами прав человека ставится предоставление экономических (преимущественно, торговых) или политических преференций, или наоборот - ограничение возможностей и суверенитета, наложение санкций на государства, нарушающие нормы прав человека. В соответсвии с правами человека часто выдвигаются претензии по отношению к странам «глобального Юга» и ведется диалог в рамках Запада.
Несоблюдение прав человека, таким образом, в контексте современных международных отношений приравнивается к нарушению международного права (обычных норм, как минимум), что может являться основанием для дискредитации государства. Зачастую такая возможность используется государствами в своих национальных интересах, когда при помощи прав человека легитимизируются враждебные действия - вводятся санкции, государства лишаются каких-либо торгово-экономических или политических прав и преференций.
Хотя и с точки зрения международного права, отдельные государства не имеют права выносить решения о нарушении норм международного права и вводить санкции, однако некоторые из них обладают достаточным объемом ресурсов - политических, экономических, репутационных чтобы консолидировать часть усилий международного сообщества против «нарушителя». Не вдаваясь в причины, можно констатировать факт, что в настоящее время достаточным авторитетом чтобы претендовать на роль морального арбитра в сфере прав человека обладают только государства Европы и Соединенные Штаты Америки. Между ними идет соперничество за обладание ценным ресурсом идеологического влияния.
Положение гуманитарного арбитра предоставляет множество преференций и расширяет спектр возможностей при проведении внешней политики. Права человека могут служить средством давления для корректировки внешней или даже внутренней политики той или иной страны. Очевидно, что государство, обладающее данным ресурсом и имеющее глобальные интересы не может позволить себе руководствоваться исключительно гуманитарными соображениями. Проявляется это и в отношениях России с Западом, которая многократно становилась объектом обвинений в авторитаризме и несоблюдении прав человека. Многие либеральные политики и эксперты считают невозможным стратегические партнерство с Россией именно по этой причине.
Анализ роли США со второй половины XX века во многих аспектах международных отношений является определяющим. Особенно это касается прав человека. Концепция прав человека развивалась под большим влиянием западных ценностей. США занимает ключевую роль при анализе интернационализации норм прав человека, выступая, во-первых как источник норм и во-вторых, как агент интернационализации норм прав человека. По расходам на деятельность связанную с мониторингом нарушений и защитой прав человека в мире, США боле двадцати лет занимает лидирующие позиции.
Права человека всегда имели в политике США особенное значение, однако до начала 20 века, в соотвествии с политикой изоляционизма не проводилось активное вмешательство в дела других государств. В 20 веке деятельность США в этом направлении значительно активизировалась (что связано с именами Т.Рузвельта, В.Вильсона, Ф.Д. Рузвельта), но только в 70-е годы 20 века под влиянием целого ряда причин была проведена институционализация прав человека во внешней политике США. Был выработан комплекс законодательных актов, формальных и неформальных институтов, рамочно определивших место прав человека во внешней политике. Более того, хотя и термин «международной защиты прав человека» существовал до 70-х годов, он не имел такой популярности. США стали первым государством, которое начало поводить полномасштабную политику прав человека - администрация Дж. Картера рассматривала права человека не как «один из» факторов внешней политики, но как главенствующий принцип - данный курс проводился даже зачастую в ущерб отношениям с традиционными союзниками.
Главная черта политики администрации Дж.Картера - её противоречивость. Как уже говорилось выше, права человека могут быть использованы как прикрытие для своих национальных интересов. В данном же случае ситуация много сложнее. Достаточно сложно разграничить, где кончается национальный интерес и начинается мессианизм США. Политика прав человека Картера проводилась в условиях идеологического противостояния и утверждение принципов демократии и прав человека (распространение американских ценностей) соответствовало национальным интересам США.
Исследование эволюции подхода США в отношении прав человека и рассмотрение периода 70-х годов в частности, будет способствовать более глубокому пониманию причин, мотивов и внутренних процессов процессов внешнеполитической деятельности США.
Гипотеза
Архитекторами политики прав человека предполагалось, что данный курс должен был примирить два течения в американской политики - с одной стороны, она отвечала требованиям идеалистов в реставрации морального авторитета США, а с другой выступала как инструмент борьбы с Советским Союзом и распространяющемуся влиянию коммунистической идеологии.
Предмет исследования
Концепция прав человека во внешней политике США администрации Дж.Картера.
Объект исследования
Права человека в международных отношениях.
Хронологические рамки
В работе проанализирован не только непосредственно период президентства Дж.Картера, когда права человека были имплементированы во внешнюю политику, но и процесс зарождения и формирования концепции прав человека, который длился с конца 60-х годов.
Цель и задачи
Цель: проанализировать процесс формирования и использование концепции прав человека во внешнеполитической доктрине администрации Дж.Картера
Задачи:
1) Рассмотреть предпосылки формирования концепции прав человека
2) Проанализировать причины и процесс актуализации проблемы прав человека во внешней политике в американском обществе в 70-е годы
3) Рассмотреть путь формирования концепции прав человека до инаугурации Дж.Картера
4) Рассмотреть подходы в администрации Картера к проблеме прав человека во внешней политике
Методологическая база
За теоретическую основу исследования взяты положения неоклассического реализма, развитого в работах Гидеона Роуза. Данный подход, с одной стороны, признает основные положения неореализма об определяющем влиянии структурного фактора на формирование внешней политики, но с другой - в центре в внимания неоклассического реализма находится государство с своими специфическими особенностями. Согласно данной теории, системные вызовы воспринимаются и интерпретируются государствами по-разному, и вызывают, соответственно, разную реакцию в зависимости от внутренних факторов. Неореализм описывает конфигурации групп интересов, системы принятия решений, институтов государства, их взаимодействия с обществом и т.д.
От неореализма неоклассический реализм также отличает то, что существенно расширяется методологическая база, заимствуя методы неоинституционализма и конструктивизма для анализа внутренней ситуации и процесса формирования внешнеполитической стратегии.
Теоретики неоклассического реализма выделяют три области внешнеполитического анализа :
- «Независимая переменная (системный фактор)
- «Вмешивающаяся переменная» (государство, общество, идеология - комплекс внутренних факторов)
- «Зависимая переменна» (внешняя политика)
Неоклассический реализм фокусирует свое внимание на связи «вмешивающейся переменной» и «зависимой переменной». То есть, описывает механизм преобразования внутренней политики во внешнюю. Сама по себе «независимая переменная» при этом учитывается, но не является основным предметом. Неоклассический реализм утверждает тезис об опосредованности влияния системных факторов на различных уровнях.
В данной работе использованы системный подход - исследованы различные факторы формирования и имплементации политики прав человека в своей взаимозависимости с помощью следующих методов:
• различные методы в рамках этно-культурологического подхода - генетический и аксиологический. Использованы для анализа ценностного измерения концепции прав человека и культурных особенностей американского восприятия категории прав человека, а также конечных результатов культуры, представленных в форме различных документов;
• метод исторического анализа. В качестве примера можно привести развитие внешней политики США в отношении прав человека в других странах, рассмотренное в исторической ретроспективе. Приводятся конкретные случаи, когда США «предупреждали» другие страны о необходимости уважения к правам человека на протяжении 19 и 20 веков;
• метод дискурс - анализа: были проанализированы официальные документы, законодательные акты, речи и мемуары;
• неоинституциональный метод - исследованы процессы институциализации прав человека сначала в Конгрессе, а затем в Белом доме. Рассмотрена эволюция как формальных институтов (законодательство, комиссии Конгресса, бюро Государственного департамента и др.), так и неформальных - система взаимоотношений между исполнительной и законодательной властями, отношения в рамках администрации, Государственного департамента и другие частные случаи .
Было бы некорректно утверждать об универсальной применимости неоклассического реализма, но по крайней мере, такая расстановка акцентов актуальна для объекта исследования - США, в данном историческом контексте. Согласно гипотезе исследования, политика прав человека опиралась не только на национальные интересы, но и на моральные представления американцев. То есть, была обусловлена внутренними факторами, внутренней политикой.
Исторический контекст политики прав человека характеризуется биполярной системой международных отношений. Рассуждая в рамках неореализма, два основных участника - два центра под давлением структурных факторов вынуждены были проводить политику конфронтации. Таким образом, политика США во время Холодной войны, по мнению неореалистов неизбежно сводилась бы к логике противостояния. Что, отчасти, правда, но, согласно неоклассическому реализму, в краткосрочной и среднесрочной перспективе внешнеполитический курс может отклоняться от рационального поведения (рационального в реалистическом понимании, отвечающим вызовам агрессивной международной среды).
Эмпирическая база
В исследовании использованы официальные документы, касающиеся прав человека - Декларация Независимости США, Устав ООН, Всемирная Декларация прав человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и др.
А также законодательные акты, резолюции, записи слушаний и отчеты комитетов и подкомитетов Конгресса: «Резолюция о военных полномочиях», Акт об иностранной помощи 1973г., секция 502B, Закон о торговле 1974г., поправка Джексона-Веника, поправка Стивенсона, Акт о международном развитии и продовольственной помощи 1974г., поправка Харкина, Акт международной безопасности и контроля над экспортом вооружений 1976 г. Записи серии слушаний в Подкомитете международных организаций и движений Конгрессе, посвященные проблеме прав человека (1973 - 1974 гг.) посвященные проблеме прав человека., отчет по этим слушаниям «Human Rights in the World Community: A Call for U.S. Leadership».
Для анализа деятельности внутри администрации были использованы меморандумы и отчеты Государственного департамента, совета по национальной безопасности, комитета Кристофера и других учреждений Белого дома. Также надо упомянуть отчеты «мозговых центров» - в частности, СМО (Совет по международным отношениям) и Трехсторонней комиссии.
Широко были использованы речи президентов и сотрудников администрации - речь Ф.Д.Рузвельта «о четырех свободах», речи Дж.Картера, С.Вэнса (государственного секретаря в администрации Картера).
В вопросах имплементации политики прав человека и противоречий внутри администрации широко использовалась мемуаристика - воспоминания Дж.Картера, С.Вэнса, Зб.Бжезинского.
Использованная литература
Исследуемая область находится на пересечении двух крупных феноменов международных отношений. Во-первых, это права человека, которые изучаются в рамках различных гуманитарных дисциплин - политологии, юриспруденции, философии, международных отношениях и, во-вторых, США как актор международных отношений со своими специфическими особенностями. Все вопросы, затронутые в данном исследовании касаются одной из этих предметных областей, представленные под разными углами и в разных сочетаниях.
Первая группа использованной литературы касается общих вопросов прав человека и прав человека в международных отношениях - истории, эволюции, философских оснований. Широко были использованы работы юристов-международников, в исследованиях которых права человека часто рассматриваются не только как отрасль права, но и как идеологическая концепция в её историческом развитии, раскрываются её сущностные характеристики. Часто права человека рассматриваются в комплексе с другими отраслями многими исследователями международного права - В.М.Шумилов, С.С. Алексеев, К.А.Бекяшев, Ю.М.Колосов, Э.С.Кривчиков. Но особо стоит выделить авторов, посвятивших свои работы исключительно правам человека - А.Х.Абашидзе, В.А.Карташкин («Права человека в международном и внутригосударственном праве», «Права человека и вооруженные конфликты», «Права человека и международное гуманитарное право», «Международные механизмы защиты прав человека», «Права человека: международная защита в условиях глобализации», «Международная безопасность и права человека»), Г.Е.Лукьянцев (Международный контроль в области прав человека: тенденции и перспективы»), А.П.Мовчан («права человека и международные отношения», «Международная защита прав человека»), Лукашева Е.А. («Человек, право, цивилизации: нормативно - ценностное измерение»). Философские аспекты прав человека рассматриваются учеными-философами разного профиля - Н.В.Бряник («Права человека и международные отношения»), Л.И.Глухарева. Среди классических работ стоит назвать И.Берлина («История свободы», «Философия свободы»). Исследования философского характера были слабо задействованы в данной работе.
Работы отечественных авторов, посвященные феномену прав человека в США. В работах советских ученых больше внимания уделялось нарушениям прав человека в США, а не изучению национальных особенностей понимания данной концепции и значению прав человека в американской истории. Показательны названия некоторых работ: «Море бесправия - Америка», «Душители демократии в роли «борцов» за права человека» и многие другие. В 80-е и 90-е годы появляются работы, которые рассматривали проблему более объективно. Среди авторов особенно следует выделить В.А.Власихина, М.Холланда, Э.Аметистова, Д.А.Маневскую, В.В.Согрина, Б.А.Богомолова.
Проблемой политики прав человека в 70-е годы занимались такие отечественные авторы как О.Н.Широков, О.Г.Карпович («Эволюция внешнеполитической деятельности США в области обеспечения прав и свобод человека»), Р.С.Овинников, Г.Арбатов, Э.Баталов, Э.Иванян и А.Уткин.
В работе широко были использованы работы иностранных авторов, посвященных политике Картера и формированию концепции прав человека из следующих изданий: «American Journal of International Law», «Human Rights Quarterly», «Presidential Studies Quarterly», «International Studies Quarterly», «Human Rights and American Foreign Policy», «World Policy Journal», «American Journal of Political Science», «Journal of Democracy», «National Interest». Среди западных исследователей особый интерес представляют: Jack Donnelly, Roberta Cohen, Tony Evans, Natalie Kaufman, Clair Apodaca, Jeane Kirkpatrick.
Научная значимость работы
Права человека стали занимать существенное положение в общественном сознании со второй половины XX века. Как уже упоминалось выше, некоторые исследователи называют это «второй революцией в праве». Масштабы этого события, с точки зрения юриспруденции, сравнимы со сдвигом, который произошел с началом эпохи Просвещения. Но революция «в праве» не осталась изолированной, не стоит воспринимать это как локальное явление в узкой области. Вместе с тем изменился принцип восприятия власти, свободы, закона и многих других принципиальных вопросов, на которых строится общество. Алексеев С.С. считает, что масштабы изменений не оценены и не осознаны должным образом ни наукой, ни даже общественным мнением.
В изучении фактора прав человека в международных отношениях также существует существенный пробел. Для более полного и объективного понимания данной темы необходимо рассматривать данную тему в исторической ретроспективе. Особенно важным представляется период 70-х годов в США т.к. именно в это время в США права человека начинают играть существенную роль при определении внешнеполитической программы. С начала 70-х годов формируется законодательная база и принципы, на основе которых внешняя политика в данной области реализуется до наших дней.
Большинство публикаций по данной тематике, которые даже номинально могут быть отнесены к научным работам, де-факте сильно полонизированы и их стиль, методологию и выводы едва ли можно назвать научными. В данной работе предпринята попытка взвешенного научного анализа проблемы прав человека во внешней политике США, с привлечением теоретических разработок в рамках международных отношений и научной методологии, используемой в различных гуманитарных дисциплинах.
Исследование также актуально и с точки зрения теории международных отношений, оно может обогатить эмпирическим материалом дискуссию по теории внешней политики и методологии её исследования.
Практическая актуальность
Проблема прав человека во внешней политике государств имеет большую практическую значимость. Известный отечественный юрист-международник А.Х.Абашидзе на ежегодном заседании Российской Ассоциации международного права высказался, что концепция «гуманитарной интервенции» и все случаи применения силы в одностороннем порядке «под видом «гражданского долга» или «гуманитарного права» должны быть тщательно исследованы. Рассматривая гуманитарные интервенции в качестве апогея правозащитной деятельности государства, включения прав человека во внешнюю политику. В первую очередь это, конечно же, касается внешней политики США, которые претендуют на роль морального арбитра в современном мире. В качестве аргумента в пользу необходимости изучение данной проблематики, А.Х.Абашидзе в своем докладе упомянул многочисленные жертвы среди гражданского населения и огромный ущерб гражданским объектам.
Работа также может быть полезна при формировании внешней политики России, способствуя более глубокому и полному пониманию принципов и мотивов внешней политики США. В данном контексте необходимо упомянуть, что в 70-е годы были заложены институциональные рамки и принципы формирования политики в отношении прав человека. До сих пор действуют многие законодательные акты, институты и подходы, разработанные в период с начала 70-х годов и администрации Дж.Картера.
Структура работы
Работа состоит из трех глав. В первой главе дан общий обзор концепции прав человека, её особенности в контексте американской внутри- и внешнеполитической традиций и проанализированы предпосылки, обусловившие возникновение политики прав человека. Вторая глава посвящена процессу формирования концепции прав человека, который проходил с начала 70-х годов, рассмотрены инициативы Конгресса и точки зрения на данную проблему среди политических и академических элит - «мозговых центров». Хронологические рамки последней главы - период администрации Дж.Картера, когда концепция прав человека была реализована на практике.
Идея имплементации прав человека во внешнюю политику возникла в Конгрессе в начале 70-х годов. Нельзя сказать, что она была большим исключением из американской политической традиции. Свойственные для политической реальности США противоречивые тенденции - экспансионизма и изоляционизма, идеализма и реализма в сложном, зачастую противоречивом их сочетании также отразились на концепции прав человека. Обстановка международной напряженности в условиях биполярного противостояния с СССР еще более усложнила положение дел.
Одна из главных предпосылок, благодаря которой стала возможна политика прав человека - так называемый, «вьетнамский синдром». После поражения США во Вьетнаме среди широких слоев население и политических элит начало расти убеждение о необходимости пересмотра роли США в мире и их внешнеполитической стратегии, о чем явственно свидетельствуют массовые недовольства во второй половине 60-х годов.
После реалистической политики Никсона-Киссинджера, лишенной моральной составляющей и Уотергейта недовольство усилилось. В Конгрессе росло убеждение, что Белый Дом следует огранивать в вопросах внешней политики. В 1973 году конгрессменом от Демократической партии были инициированы слушания по вопросам прав человека во внешней политике, после чего начался процесс институционализации - принят ряд законодательных актов, учреждены должности и организованы соответствующие ведомства. Все реформы Конгресса в данной области до избрания Дж.Картера президентом проводились в условиях конфронтации с исполнительной властью.
Помимо идеалистических устремлений, концепция прав человека включала другое важно измерение - для консервативно настроенного истэблишмента она служила средством идеологического и политического противостояния Советскому Союзу. Трехсторонняя комиссия разрабатывала стратегию нового подхода к международным отношениям. «Трилатеристы», главным представителем которых был Зб.Бжезинский, обращали внимание на новые условия - повышения роли стран третьего мира, усиление Японии и З.Европы, а также необходимость восстановления позиций США в борьбе с СССР. То, что сегодня называют «мягкой силой» было одной из главных рекомендаций, которая предлагалась трилатеристами в качестве нового ориентира внешней политики. Права человека, в данном контексте, выступали как главный инструмент. Помимо того, что с их помощью можно было консолидировать блок Западных стран, прав человека можно было использовать в борьбе с распространением коммунизма в третьих странах и, в перспективе, способствовать эррозии режимов стран социалистического блока, включая СССР.
Концепция прав человека, как предполагал Картер, была способна консолидировать разрозненный электорат. Действительно, на первый взгляд концепция прав человека отвечала требованиям идеалистов, требовавших проведения «моральной политики» и реалистов, выступавших за усиление позиций США на международной арене. На практике, при попытке реализации политики прав человека вскрылись её противоречивые цели - необходимо было решать вопрос применения принципа прав человека к союзникам. Согласно первоначальной концепции, декларированной С.Вэнсом в речи в Нотр-Дамском Университете в 1977 года, принцип прав человека был главенствующим принципом, т.е. на все, государства, где были зафиксированы нарушения, налагались санкции, которые заключались в ограничении иностранной помощи. Под влиянием ряда внешнеполитических кризисов подход был изменен на более гибкий и прагматичный, который позволял следовать национальным интересам, при необходимости закрывая глаза на нарушения прав человека.