Введение 3
1. Теоретические аспекты системы быта и разработки мероприятий по стимулированию сбыта в организации 7
1.1 Сущность, содержание и значение сбытовой политики предприятия 7
1.2. Содержание, цели и методы стимулирования сбыта 10
1.3. Этапы разработки мероприятий по стимулированию сбыта и
оценка ее эффективности 18
2. Анализ и оценка системы сбыта в торговой организации ООО
«БиоДом-Е» 35
2.1. Характеристика деятельности торговой организации ООО «БиоДом-Е» 35
2.2. Анализ управления системой сбыта в ООО «БиоДом-Е» 41
2.3. Оценка эффективности мероприятий по стимулированию сбыта торговой организации ООО «БиоДом-Е» 46
3. Разработка мероприятий по стимулированию сбыта торговой организации ООО «БиоДом-Е» 55
3.1. Рекомендации по повышению эффективности разработки мероприятий по стимулированию сбыта 55
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы стимулирования сбыта торговой организации ООО «БиоДом-Е» 61
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 66
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения 80
Сегодня, в период экономического кризиса, все более актуальнее становиться вопрос стимулирования сбыта и эффективной организации и разработки его комплексной программы, в связи с падением платежеспособности населения и обострением конкурентной борьбы. Рост конкуренции вызывает необходимость выбора таких направлений стимулирования сбыта, которые смогут привлечь большее число потребителей, повысить спрос на продукцию и тем самым добиться повышения успеха организации.
Стимулирование сбыта продукции начинает играть все более важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия - изготовителей идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции с помощью стимулирования. Кроме того, объективным фактором возрастания роли стимулирования является то, что эффективность рекламы снижается из-за растущих издержек и рекламной тесноты в средствах массовой информации. Поэтому все большее число предприятий прибегает к стимулированию сбыта, как к средству, которое может эффективно поддержать рекламную кампанию.
Из всего вышесказанного следует, что в условиях маркетинга мало произвести качественную продукцию, нужно также уметь воздействовать на процесс продажи, используя все, что оказывает непосредственное влияние на торговлю, а именно: комплекс специально организованных мероприятий, формирующих спрос покупателей, которые из массы аналогичных товаров предпочитают купить товары именно этого предприятия; система мер по материальному стимулированию торговых посредников и продавцов; проведение разного рода встреч, кампаний, чтобы создать надежные связи с потребителем (так называемый паблик рилейшнз); внедрение образа (имиджа) фирмы; расширение услуг, спонсорства, специальной рекламы и информации, сопровождающей товар.
Все эти акции и мероприятия направлены на воспитание потребителя, формирование у него привычек, вкусов, предпочтений и потребностей, которые определяют покупательский выбор, нужный фирме. Делается это с помощью рекламы, специальной информации, персональной продажи, презентации образцов товаров, организации выставок и др.
Таким образом, арсенал средств, используемых предприятиями (компаниями, фирмами) для стимулирования продаж, весьма разнообразен. Помимо рекламы, через средства массовой информации и целевой тактики в него входят такие методы воздействия на покупателей, как личные контакты персонала фирмы с покупателями, создание благоприятной общественной репутации фирмы, разнообразие вида премий и подарков, лотереи и конкурсы, выставки и т. п.
Для товаров с высокой ценой важным средством привлечения покупателей является предоставление рассрочки платежа, для изделий длительного пользования — организация их послепродажного обслуживания. Большинство предприятий используют несколько из названных способов активизации спроса. Предприниматели не жалеют денег на продвижение товара и имеют на это свой расчет — каждая вложенная сюда денежная единица сулит обернуться десятками единиц прибыли.
Увеличение объема спроса и реализации продукции зависит от того, на сколько организация правильно выбрала направления стимулирования сбыта, способствовало привлечению внимания покупателей к продукции и всесторонне стимулировало расширение ее продажи конечным потребителям. Все это вызывает необходимость глубокого и всестороннего изучения и анализа теоретических и практических аспектов разработки программы стимулирования сбыта в ООО «БиоДом-Е».
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что впервые в торговой организации ООО «БиоДом-Е» был проведен анализ системы стимулирования сбыта, и разработаны мероприятия по повышению его эффективности.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных направлений поиска совершенствования систем сбыта в маркетинге.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты теоретического обобщения системы стимулирования сбыта в организации и практических исследований деятельности торгового предприятия ООО «БиоДом-Е» могут быть использованы при изучении данной темы, а также в практической деятельности менеджера торговой организации с целью повышения эффективности стимулирования сбыта продукции.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по стимулированию сбыта в торговой организации ООО «БиоДом-Е».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты системы сбыта и разработки мероприятий по стимулированию сбыта.
2. Проанализировать и оценить систему сбыта в торговой организации ООО «БиоДом-Е».
3. Разработать комплекс мероприятий по стимулированию сбыта в ООО «БиоДом-Е».
Объектом исследования является торговая организация ООО «БиоДомЕ».
Предмет исследования - система сбыта в торговой организации ООО «БиоДом-Е».
Методы исследования - статистический анализ, факторный анализ, метод экспертных оценок, теоретический анализ научной литературы.
При написании выпускной квалификационной работы был использован обширный материал учебной литературы по маркетинговой деятельности, отечественных и зарубежных авторов.
Особенно хотелось отметить следующих авторов, подробно рассматривающих процесс разработки мероприятий по стимулированию сбыта организаций, как с теоретической, так и с практической стороны: Алексунин В.
А., Алешина И. В., Балабанов И. Т., Бурцев В. В., Власова В. М., Горелик В. М., Голубков Е. П., Ф. Котлер, Кабушкин Н. И., Ламбен Жан-Жак, Фатхутдинов Р. А., Энджел Д. Ф.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе изложены теоретические аспекты разработки мероприятий по стимулированию сбыта. В данной главе рассмотрены содержание стимулирования сбыта, и этапы разработки мероприятий по стимулированию сбыта.
Во второй главе проведен анализ и оценка мероприятий по стимулированию сбыта в торговой организации ООО «БиоДом-Е». Здесь дана общая характеристика деятельности ООО «БиоДом-Е», проведен анализ управления разработкой мероприятий по стимулированию сбыта и дана оценка эффективности проведенных стимулирующих мероприятий.
Третья глава посвящена разработке комплекса мероприятий по стимулированию сбыта торговой организации ООО »БиоДом-Е». В данной главе рассмотрен проект мероприятий по стимулированию сбыта организации и определена экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Проведенные в данной работе исследования позволили сделать следующие выводы:
Стимулированием сбыта называется процесс, сочетающий в себе ряд способов и методов коммуникации, и который является частью общей маркетинговой стратегии организации.
Цель стимулирования сбыта - повлиять или изменить потребительское или покупательское поведение целевых групп в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
Стимулирование сбыта применяется нерегулярно и является средством дополнения и усиления рекламы и действий торгового персонала, ускорения или увеличения объемов покупки товаров или услуг.
Различают следующие типы стимулирования сбыта: стимулирование потребителей, стимулирование розничных торговцев или оптовиков, коммерческое стимулирование, стимулирование торгового персонала или торговой сети.
Стимулирование сбыта в организации направлено как на торговлю (оптовую и розничную), так и на потребителей.
На практике обычно широко используются следующие формы, и средства стимулировании сбыта: ярмарки, выставки, аукционы, купоны, премии, раздача бесплатных образцов, конкурсы, предлагаются различные скидки и вспомогательные средства, направленные на активизацию ответных действий оптовиков и розничных торговцев.
В стимулировании сбыта широко используются такие формы, как использование купонов, премий, раздачу бесплатных образцов, конкурсов, скидок и многое другое. Важное место в стимулировании сбыта отводится товарным маркам, фирменному стилю, упаковке, маркировке. Также применяются специальные средства для стимулирования торговли или рекламно-оформительские средства для мест продажи, то есть использование средств, доставляющих маркетинговое обращение непосредственно в места продажи и повышающих вероятность приобретения товаров покупателями.
Внутренние купоны магазина, напоминают покупателю об определенном товаре, доставляют ему маркетинговое обращение компании или информируют о выгодах будущей покупки.
Разработка программы стимулирования сбыта состоит из двух этапов: определение цели и выбор средств стимулирования.
Эффективность мероприятий по стимулированию сбыта определяется степенью достижения целей и является комплексной характеристикой, определяемой на основе следующих показателей:
- прирост объема продаж в абсолютном и относительном выражении;
- затраты на мероприятие;
- прибыль от мероприятия;
- рентабельность мероприятия;
- срок окупаемости мероприятия.
Мероприятие по стимулированию сбыта считается эффективным только в случае достижения намеченной цели или если они превышают определенные компанией плановые результаты.
В данной работе было проведено исследование процесса разработки мероприятий по стимулированию сбыта торговой организации ООО «БиоДомЕ».
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы. Торговая организация ООО «БиоДом-Е» осуществляет розничную и оптовую продажу товаров бытового назначения, которые пользуются высоким спросом у покупателей.
Анализ основных экономических показателей ООО «БиоДом-Е» позволил сделать вывод, что торговая деятельность данной организации за весь исследуемый период является достаточно эффективной, выявлена динамика роста прибыли. Достаточно высокие результаты, достигнутые торговой организацией ООО «БиоДом-Е», не смотря на мировой финансовый кризис, говорят о слаженной работе всех структурных подразделений и хорошо поставленной маркетинговой деятельности организации.
Особое место в осуществлении маркетинговой деятельности торговой организации ООО «БиоДом-Е» является разработка плана мероприятий по стимулированию сбыта, которую осуществляет отдел торговли и сбыта, возглавляемый коммерческим директором.
Основными мероприятиями по стимулированию сбыта торговой организации ООО «БиоДом-Е» являются акции, так как они оказывают наибольшее воздействие на потребительский спрос и значительно увеличивают товарооборот, то есть являются достаточно эффективными для данной организации.
Проведенное исследование позволило определить основные направления по повышению эффективности процесса разработки мероприятий по стимулированию сбыта торговой организации ООО «БиоДом-Е» на 2017 год, которыми стали:
- открытие отдела маркетинга;
- проведение акций: «Летняя скидка» и «Купите наш товар и выиграйте
приз».
Предлагаемые акции обеспечат активную работу с потребителями, так как включают в себя наиболее привлекаемые средства продвижения, как поощрение потребителей за покупку в виде сезонной скидки и подарка.
Разработанный проект мероприятий по открытию отдела маркетинга и проведению стимулирующих акций в торговой организации ООО «БиоДом-Е» является достаточно эффективным. Затраты на открытие отдела маркетинга окупятся за счет дополнительной прибыли, которая будет получена после проведения акций, также уже в период их проведения окупятся затраты и на сами акции, то есть проект является экономически эффективным для торговой организации ООО «БиоДом-Е».
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994
г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №
32.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5.
4. Трудовой кодекс РФ от 30.06.2014 N 90 - ФЗ// Российская газета, N 146, 07.07.2014.
5. Федеральный закон от 21. 12. 2004 г. № 171 -ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»// Российская газета от 21 января 2004 г.
6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377.
7. Закон «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 (в ред. ФЗ РФ от 31.07.98. № 154-ФЗ // Ведомости РФ 1998. № 31, ст. 3832.
8. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг /Пер. с англ. : Учеб. пособие. - М.: Издательский дом Вильямс, 2017. - 640 с.
9. Алешина И. В. Поведение потребителей: Учебное пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2017. - 384 с.
10. Андреев С. Н. Маркетинг некоммерческих субъектов.- М.: Финпресс, 2016.320с.
11. Андреева О. Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учеб. пособие.- М.: Дело,
2015. - 224с.
12. Березин И. С. Маркетинговый анализ. ПринцОООы и практика. Российский опыт: Как занять и удержать лидерские позиции в своем секторе рынка.- М.: Эксмо,2014.- 400с.
13. Бурцев В. В. Сбытовая и маркетинговая деятельность: ТОООовые
должностные инструкции, внутрифирменные документы / В.В. Бурцев. - М.: Экзамен, 2015. - 224с.
14. Годин А. М. Маркетинг: Учебник. - 8 - е. изд., пер. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2017 г. - 756 с.
15. Горелик В. М. Секреты продвижения продукта// Финансы. - № 2, 2014. - С. 22 - 25.
16. Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика, 6-е изд., перераб. и доп.-М.: Финпресс, 2015.- 547с.
17. Дибб С. и др. Практическое руководство по маркетинговому планированию: Учеб.пособие/Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж.-СПб.:Питер,2017.- 256с.
18. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие.- М.: Инфра, 2016.- 496с.
19. Завьялов П. С. Формула успеха: маркетинг. - М.: Международные отношения. 2015. - 254 с.
20. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов/ Г.А. Титоренко, Г. Л.Макарова, Д. М. Даийтбегов и др.; Под ред.Г.А. Титоренко.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-335с.
21. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. - 2016. - № 11. - с. 108-111.
22. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: ученое пособие. Изд. 7-е, стереотООО. - М.: Новое знание, 2016. - 336 с.
23. КОООриану Т. Как удержать клиента// Хаирс профи. - № 88, 2015. - С. 34 -
24. Киселев В.М. Маркетинг в торговле. Методические указания по использованию активно-обучающей технологии case-study в практических занятиях для студ. спец. 061500 «Маркетинг» всех форм обучения.- Кемерово: КемИ (филиал) РГТЭУ, 2016.- 80 с.
25. Киселев В.М., Мазанько Е.И. Управление ассортиментом товаров. Учебное
пособие.- Москва-Кемерово: Объединенное издательство «Российские
университеты», 2014.- 206 с.
26. Киселев В.М. Новые функции дефиниции «распределение» в современной парадигме маркетинга //Пищевая промышленность, 2016.- №7.- С. 48-49.
27. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд. - 2015. - №10. - С. 15
28. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2004. - 656.
29. Котлер Ф., К.Л. Келлер Маркетинг менеджмент /Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 2014. - 816 с.
30. Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер.с франц. - СПб.: Наука, 2014. - 589 с.
31. Ламбен Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг/ Пер. с англ., под ред. В.Б. Колчанова. - СПб.: Питер, 2014. - 800 с.
32. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В. Ю. Гречков. - Юрист, 2015. - 568с.
33. Маркетинг: Учебник для вузов/Н. Д. Эриашвили, 6-е изд., пер. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДИАНА, 2016. - 631с.
34. Маркетинг: Учебник / Под ред., Уткина Э.А. - М.: ТАНДЭМ, 2016. - 320 с.
35. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под ред. Мсалова Т.Д, Божук С.Г., Ковалик Л.Н., изд. 3-е, пер. и доп. - Спб: Питер, 2014. - 400 с.
36. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. - М.: Дело, 2005. - 468 с.
37. Мурахтанова Н. М. Маркетинг: сборник практических задач и ситуаций. - М.: Академия, 2014. - 96 с.
38. Стратегическое планирование/ Под ред. Уткина Э. А., изд. 6-е, пер. и доп. - М.: Издательство ЭКМОС, 2016,- 448с.
39. Титова Н. Е. Кожаев Ю.П. Маркетинг: Учеб. пособие. - М.:Владос, 2015.352с.
40. Тулынин В. Е. Маркетинг: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА, 2014. - 568с.
41. Уилер, С. Властелины каналов /С. Уилер, Э. Хирш /пер. с англ. - М.: Издательский Дом Гребенникова, 2014. - 256 с.
42. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика,2015. - 528с.
43. Должностная инструкция директора торговой организации ООО «БиоДомЕ».
44. Должностная инструкция главного бухгалтера торговой организации ООО «БиоДом-Е»
45. Должностная инструкция коммерческого директора торговой организации ООО «БиоДом-Е».
46. Должностная инструкция заместителя директора торговой организации ООО «БиоДом-Е».
47. Штатное расписание торговой организации ООО «БиоДом-Е» на 1 января
2017 г.