Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОГО КОММЕНТАРИЯ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Работа №64513

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы46
Год сдачи2016
Стоимость3750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Особенности комментария как интернет-жанра 8
1.1. Письменный комментарий в интернет-среде как жанр 8
1.2. Жанровые особенности интернет-комментария 11
1.3. Стилистические особенности интернет-комментария 17
Глава II. Опыт классификации интернет-комментариев 24
2.1. Материал исследования 24
2.2. Анализ полученных данных 26
2.3. Классификация комментариев в интернет-среде 32
2.4. Анализ полученных количественных данных 35
Заключение 39
Библиографический список использованной литературы 42


Изучение интернет-жанров вызывает большой интерес, так как связано с актуальным вопросом филологии: исследованием изменений в языке в связи с возникновением интернет-коммуникации.
При изучении письменного интернет-комментария с лингвистической точки зрения особый интерес представляет характеристика жанрово-стилистических особенностей комментария в интернет-среде, возникающих в связи с особой формой интернет-жанров.
Вопросы организации интернет-коммуникации, особенностей речевых жанров интернет-среды занимают одно из центральных мест в современной лингвистике. Особо следует выделить работы, в которых рассмотрение языковых особенностей интернет-жанров осуществляется с опорой на структуру текста в его конкретной реализации (Е.Ч. Дахалаева, П.В. Кошель, Е.В. Холодковская, Л.Ю. Щипицина и другие). В этой связи актуальным является изучение характерных черт, присущих жанрам интернет-среды.
В данной работе представлен анализ жанрово-стилистических особенностей письменного комментария в интернет-среде, сочетающего в себе выражение субъективности и следование определённым негласным канонам интернет-комментирования. Таким образом, в настоящем исследовании предпринята попытка выявления языковых особенностей письменного комментария в интернет-среде. Изучение данных особенностей позволит нам определить их роль в жанре интернет-комментирования.
Актуальность исследования. Всемирная сеть Интернет прочно утвердилась в качестве неотъемлемой части современного общества. Общение по столь быстрому каналу коммуникации накладывает отпечаток на язык, которым пользуются участники коммуникации. Интернет-общение породило большое количество новых форм, совмещающих в себе черты устности и письменности. Многие из этих форм, в том числе и письменный комментарий, были выделены в самостоятельные интернет-жанры и исследованы. Стремление доказать жанровую принадлежность тех или иных форм текста предполагает необходимость их всестороннего описания. Попытку такого описания мы и предприняли в данном исследовании. Есть основания полагать, что в условиях возникновения и развития информационного общества значимость интернет-публикаций как основного источника распространения коммерческой информации будет только возрастать.
На данный момент письменный комментарий в интернет-среде может состоять из вербальных и невербальных компонентов. В нашем исследовании анализируется только вербальная, текстовая составляющая письменного комментария в интернет-среде. Специального же исследования текстовой составляющей интернет-комментария на сегодняшний день, насколько нам известно, не существует. Таким образом, в описании развития современного русского языка образовалась некоторая лакуна, заполнить которую мы предприняли попытку в данном исследовании. Всем сказанным и определяется актуальность предложенной квалификационной работы: прежде всего, востребованностью, популярностью и динамичным развитием самого феномена комментирования в сети Интернет, а кроме того - значимостью и недостаточной изученностью текстовой составляющей данного типа коммуникации.
Объектом исследования является письменный комментарий в интернет-среде как особый коммуникативный феномен. Как основной предмет исследования мы рассматриваем текст интернет-комментария в его жанровом и стилистическом своеобразии.
Целью данной квалификационной работы является анализ жанровых и стилистических особенностей текстов письменного комментария в Интернете.
В связи с обозначенной выше целью были сформулированы следующие задачи исследования:
- обозначить уже исследованные особенности письменного комментария в интернет-среде;
- рассмотреть текст комментария как особый вид интернет-текста, выявить его основные характеристики
- проанализировать языковые особенности интернет-комментария;
- предложить классификацию письменного комментария в интернет-среде.
В целом можно отметить, что, несмотря на признаваемую большинством авторов значимость влияния интернет-коммуникации на развитие современного языка, текстовые особенности многих интернет- жанров до сих пор зачастую оказываются на периферии внимания исследователей. Таким образом, специфика текстов интернет-комментария как особого жанрового образования заслуживает описания и серьёзного теоретического осмысления. Это обусловливает научную новизну представленной работы. Кроме того, новизна работа обусловлена новейшим корпусом текстов, использованных в качестве эмпирической базы.
Материалом для данного исследования послужили письменные комментарии в русскоязычном секторе сети Интернет. Из множества существующих в России веб-сайтов для исследования жанрово-стилистических особенностей был выбран наиболее популярный среди интернет-активных пользователей ресурс - социальная сеть ВКонтакте. Данная платформа характеризуется постоянно растущим количеством популярных интернет-СМИ, которые активно читаются и обсуждаются пользователями. Таким образом, комментарии к новостям в данных СМИ могут считаться вполне релевантными применительно к проблематике работы.
Методы исследования. В данной работе использован описательный и сравнительно-исторический подход, так как в центре внимания автора находится развитие языка под влиянием сети Интернет. В числе общетеоретических и общелогических методов, использованных при проведении исследования, необходимо выделить методы типологизации и классификации. Также в работе используются новые методики, обусловленные антропоцентрическими парадигмами.
Основные положения данной работы, выносимые на защиту, могут быть сформулированы следующим образом:
• для жанра письменного комментария в интернет-среде
характерны такие особенности, как эмоциональность,
субъективность, оценочность, упрощение синтаксических структур, эллипсис, инверсия частей предложения, экспрессивная пунктуация, пренебрежение нормами орфографии как стратегия;
• создание классификации письменных интернет-комментариев не только необходимо для заполнения лакуны в научном знании об интернет-языке, но и возможно;
• многоуровневая классификация, предложенная в данном исследовании, может быть приложена к практическому материалу и использована в ходе различных исследований;
• стандартный интернет-комментарий состоит менее, чем из 50 слов, однако включает в себя завязку, представленную в виде обращения к одному из предыдущих комментаторов или отсылки к его словам, содержательную часть и развязку, содержащие экспрессивный синтаксис и оценочную лексику, что объясняется тематической отнесённостью комментария одновременно к теме корневой записи и к своей или собеседника онлайн-личности.
Теоретическая значимость предлагаемой работы состоит в комплексном исследовании текста интернет-комментария и, как следствие, в расширении и систематизации научного знания о его специфике.
Практическая значимость заключается в возможном использовании результатов работы при описании и изучении новейших тенденций в развитии современного русского языка под растущим влиянием сети Интернет.
Структура исследования отражает этапы решения основных поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, поделённых на параграфы, заключения и библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе письменный комментарий в интернет-среде был рассмотрен как речевой жанр, притом как жанр виртуальный. Были приведены данные исследований о специфике интернет-жанров в целом и сделаны выводы о специфике интернет-комментирования в частности.
В ходе реферирования научной литературы были выявлены уже исследованные основные черты виртуальных жанров. В практической части работы эти характеристики были рассмотрены на материале письменных комментариев как особого интернет-жанра. В результате были выявлены жанрово-стилистические особенности письменного комментария в интернет- среде.
Исследование показало, что для языка письменного комментария в интернет-среде характерна эмоциональность, субъективность и оценочность. Наблюдается упрощение синтаксических структур, эллипсис и перестановка частей предложения. Одно из отличительных свойств интернет- коммуникации - экспрессивная пунктуация, возникшая как явление вследствие компенсации паралингвистических средств выражения. Кроме того, отмечено намеренное пренебрежение нормами орфографии. Это, в свою очередь, даёт почву для предположения об использовании стиля как стратегии, в связи с чем были исследованы стилистические черты интернет- комментариев. В ходе исследования была также выявлена тенденция к моделированию адресантом образа адресата, в связи с чем автор текста избирает ту или иную стратегию. Выделенные характеристики были проанализированы. В результате проделанного анализа было обнаружено, что основные черты комментариев в интернет-среде обусловлены их сближением со стихией устной речи.
В целях создания классификации были проанализированы основные черты интернет-жанров. Среди них объём текста, способ адресации, тематический признак, коммуникативная цель, стиль речи, темпоральность и композиция.
На основе полученных данных была предпринята попытка создать многоуровневую классификацию исследуемого жанра. В качестве определяющих признаков были выбраны пять, представляющихся наиболее релевантными: по объёму, адресации, теме, стилистике и композиции. По каждому из них интернет-комментарии делятся на 2-3 группы.
Предложенная классификация была успешно применена к материалу, на базе которого проводилось исследование, что позволило проанализировать его с точки зрения типологии. В результате этого анализа было выявлено преобладание следующих групп комментариев:
• малые (по объёму),
• адресованные к другому комментатору (по адресации),
• относящиеся одновременно к теме корневой записи и к онлайн- личности, своей или оппонента (по теме),
• эмоционально окрашенные (по стилистике),
• трёхчастные (по композиции).
Так, представилось возможным предложить усреднённую модель стандартного письменного комментария в интернет-среде, которая была проиллюстрирована примером из материала исследования.
Итак, в данном исследовании был проведён анализ жанровых и стилистических особенностей текстов письменного комментария в Интернете на основе предложенной классификации, в результате чего были выявлены наиболее типичные характеристики изучаемого жанра.
В качестве перспективы для дальнейшей работы можно обозначить приложение предложенной классификации к более широкой подборке материала, в том числе отличного по теме и взятого с других платформ, и её дальнейшее совершенствование. Особый интерес представляет изучение развития жанра комментирования в интернет-пространстве в сравнении с традиционным письменным комментарием, так как происходящие при этом процессы отражают изменения языка под влиянием сети Интернет.



I. Источники
1. ВКонтакте: [Электронный ресурс], 19.01.2007. URL: http://vk.com (дата обращения 25.04.2016).
2. ВКонтакте // Проект Эноб.: [Электронный ресурс], 18.10.2010. URL: http://vk.com/snob_project (дата обращения 25.04.2016).
3. ВКонтакте // Проект Эноб.: [Электронный ресурс], 27.02.2016. URL: http://vk.com/wall-17760452_864994 (дата обращения 25.04.2016).
II. Научная литература
4. Алтухова Т.В. Социальная компьютерная сеть «Вконтакте»:
жанровая характеристика. // Вестник Кемеровского
государственного университета. — 2012. — № 3. — Т. 4.
5. Баоянь У. Коммуникативные стратегии и тактики и языковые средства их реализации в русскоязычной неформальной межличностной дискуссии (на материале интернет-дневников). — М.
— 2008.
6. Баркович А.А. Интернет-дискурс: компьютерно-опосредованная
коммуникация: Учебное пособие по интернет-лингвистике. — М.
— 2015.
7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М. — 1989.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М. — 1986.
9. Биккулов А.С. Интернет как средство массовой коммуникации. — СПб. — 2003.
10. Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство
межкультурного общения: жанровые и языковые особенности // Язык. Словесность. Культура. — 2014. — Вып. 6.
11. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. — Ростов/н/Д. — 2004.
12. Вавилова Е.Н. Жанровая классификация дискурса телеконференций Фидонет. — Томск. — 2001.
13. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие. — М. — 2003.
14. Виноградов В.В. О языке художественной прозы // Виноградов В.В. Избранные труды. — М. — 1980.
15. Вознесенская И.М., Колесова Д.В., Попова Т.И. и др. Интернет- пространство: речевой портрет пользователя. — СПб. — 2012.
16. Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии // Семёнов И.А. Интернет и российское общество. — М. — 2002.
17. Галичкина Е.Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций). — Астрахань. — 2001.
18. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М. — 2007.
19. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в
Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. — 2009. — Вып. 6.
20. Горошко Е.И. Информационно-коммуникативное общество в
гендерном измерении. — Харьков. — 2009.
21. Горошко Е.И., Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение:
устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. — 2010.
— № 12.
22. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий // Жанры речи. — 2015. — Вып. 2 (12).
23. Грозданов Ф. Т. Язык молодежных интернет-газет. — М. — 2007.
24. Дахалаева Е.Ч. Интернет-комментарии портала «Новости mail.ru» как объект лингвистического исследования // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.
25. Друговейко-Должанская С.В. Знаки «препинания»: [Электронный
ресурс]. URL: http://gramma.ru/RUS/?id=1.7 (дата обращения
25.04.2016).
26. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. — М. — 2004. — С. 117-120.
27. Замилова А.В. Лингвосоционическое моделирование русской языковой личности. — Кемерово. — 2013.
28. Иванов Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. — СПб. — 2002.
29. Казанская И.А. К научному пониманию феномена Интернета // Вестник Московского университета. — 2008. — № 3.
30. Казанцева Е.А. Категории вежливости в речевом поведении
носителей английского языка в жанре комментария на электронную новостную публикацию. — Уфа. — 2012.
31. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс.
— Волгоград. — 2002.
32. Киссейн Э. Основы контентной стратегии. — М. — 2012.
33. Колокольцева Т.Н., Лутовинова О.В. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. — М. — 2012.
34. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. — М. — 2007.
35. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект. — Краснодар. — 2004.
36. Коробейникова К.А. Реклама в Интернете: инновационные форматы и оценка эффективности. — М. — 2011.
37. Кошель П.В. Французский интернет-комментарий как речевой жанр // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 10 (670).
38. Крижановская Е.М. Жанровые особенности текстов предвыборных сайтов // Соловьёва Н.В., Русинова И.И. Филология в XXI веке: методы, проблемы, идеи. — Пермь. — 2014.
39. Кролл Э. Все про Интернет. — Киев. — 1995.
40. Кувшинникова Д.Г. Жанровые характеристики текстов интернет- рекламы // Вестник Университета. Государственный университет управления. — 2013. — № 6.
41. Кувшинникова Д.Г. Стилистические особенности текстов контекстной рекламы в российском Интернете. // Меди@льманах.
— 2012. — № 5.
42. Кузнецова Н.В. Структура и стилистика языковых средств в текстах интернет-форумов. — Тюмень. — 2008.
43. Левонтина И.Б. О чём речь. — М. — 2015.
44. Лотман Ю.М. Об искусстве. Структура художественного текста. — СПб. — 1998.
45. Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. — Волгоград. — 2009.
46. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — М. — 1997.
47. Плотникова А.А. Лирическая миниатюра в интернет-коммуникации. — Томск. — 2012.
48. Попов Д.Д. Материалы к словарю терминов Интернет. — Slavisk inst. Aarhus univ. — 1997.
49. Родионов А.А. Интернет: Сущность и социальные функции, социологический подход. — Саратов. — 2000.
50. Рождественский Ю.В. Общая филология. — М. — 1996.
51. Розина И.Н. Технологии исследования и продвижения компьютерно¬опосредованной коммуникации // Educational Technology & Society.
— 2007. — Т. 10. — № 2.
52. Романова М.С. Особенности использования языковых средств в интернет-коммуникации. — Йошкар-Ола. — 2010.
53. Рунов А.В. Особенности коммуникативной среды в моделях информационного общества. — М. — 2005.
54. Самойленко Л.В. Чат как сфера бытования русского интернет-языка. — Астрахань. — 2011.
55. Селютин А.А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 35.
56. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса. — Волгоград. — 2014.
57. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: межличностное общение. — М. — 2006.
58. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. — СПб. — 2002.
59. Современный русский язык в Интернете: сб. ст. — М. — 2014.
60. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. — СПб.
— 2002.
61. Тихонова С.В. Логика современной коммуникационной революции // Гуманитарные и социально-экономические науки. Сер. Социология. — 2007. — № 1.
62. Тошович Б. Интернет-стилистика. — М. — 2015.
63. Трофимова Г.Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты. — М.— 2004.
64. Усачева О.Ю. Дискурсный анализ текстов диалогической интернет- коммуникации. — Елец. — 2013.
65. Усачева О.Ю. К определению понятия «жанр Интернета» и построению модели жанра в среде Интернет // Мир русского слова.
— 2010. — Вып. 1.
66. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. — М. — 2009.
67. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб. — 2002.
68. Холодковская Е.В. Особенности синтаксиса англоязычного
интернет-комментария социальной сети Facebook // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2:
Языкознание. — 2014. — № 1.
69. Шилина М.Г. Интернет-коммуникация как фактор трансформации информационной сферы. — СПб. — 2012.
70. Шилина М.Г. Интернет-коммуникация: исследовательские
концепции XXI века. К вопросу формирования категориально - понятийного аппарата // Медиаскоп. — 2012. — Вып. 2.
71. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров. — М. — 1997.
72. Щипицина Л.Ю. Влияет ли канал коммуникации на язык? К проблеме лингвистического статуса компьютерно-опосредованной коммуникации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2010. — № 2. — Т. 46.
73. Якунина М.Л. К вопросу о речевых жанрах интернет-коммуникации // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. — 2014. — № 7.
74. Barnes S. Computer-Mediated Communication: Human-to-Human
Communication Across the Internet. — Boston. — 2002.
75. Baron N.S. Computer-Mediated Communication as a force in language change // Visible Language. — 1984. — Vol. 18. — № 2.
76. Herring S. Computer-mediated discourse analysis: An approach to researching online behavior // S. A. Barab, R. Kling, and J. H. Gray (Eds.), Designing for Virtual Communities in the Service of Learning. — New York. — 2004.
III. Словари
11. Панов М.И. Эффективная коммуникация. Словарь-справочник.
— М. — 2005.
18. Словарь Интернета: [Электронный ресурс], 2001. URL:
http://www.vour-hosting.ru/terms/t/tc/ (дата обращения 21.05.2016).
19. Хайдарова В.Ф. Краткий словарь интернет-языка. — М. — 2012.
— С. 319.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ