ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ
ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1 Понятие стратегического планирования 10
1.2 Понятие и сущность стратегического развития, виды стратегий 17
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ 24
2.1 Методики разработки стратегии развития предприятия 26
2.2 Характеристика методического инструментария формирования стратегии
развития компании «British American Tobacco» 43
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ
«BRITISH AMERICAN TOBACCO» 59
3.1 Анализ стратегического потенциала компании «British American Tobacco» 61
3.2 Мероприятия стратегии эффективного развития компании «British American
Tobacco» 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. На сегодняшний день в условиях нестабильности внешней среды и постоянно растущего уровня конкуренции наиболее важными задачами для успешного функционирования и развития предприятия является формирование и реализация его стратегического потенциала и конкурентных преимуществ. В ходе решения этих задач формируется набор стратегий развития компании. Выбор наиболее предпочтительных из этих стратегий должен определяться на основе целей, задач, миссии предприятия, а также на основе установленных критериев. Выбранные варианты развития являются основой для разработки эффективной и безопасной стратегии развития предприятия.
Актуальность темы работы заключается в том, что в условиях рыночной нестабильности практически все предприятия находятся в зоне риска, что порождает неуверенность в сохранении своего положения в долгосрочной перспективе. Поэтому для управления предприятиями на современном этапе необходимо обеспечение постоянного роста эффективности их функционирования на основе реализации грамотно выстроенных стратегических направлений развития, поскольку это позволит компании быть конкурентоспособной в долгосрочной перспективе. Особенно актуальным является анализ стратегического развития зарубежных предприятий на российском рынке.
Степень разработанности проблемы. Среди ученых, занимающихся исследованиями в данной области, можно выделить труды Виханского О.С., Граждан В.Д., Герчиковой И.Н., Гольдштейн Г.Я., Грибова В.Д., Гуркова И.Б., Зайцевой Г.А., Петрова А.Н., Салимовой Т., Савеловой Е., Соловьева В.С., Тренева Н.Н., Фатхутдинова Р.А. Фламгольц Э. Работы этих ученых имеют широкую трактовку понятия стратегического планирования, как целостной системы управления плановой деятельностью, обладающей четкой связью со всеми участниками хозяйственной деятельности компании.
Объект выпускной квалификационной работы - компания «Филип Моррис
Интернэшнл».
Предмет выпускной квалификационной работы - процесс стратегического развития компании «Филип Моррис Интернэшнл» на российском рынке табачной продукции.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка направлений стратегического развития иностранного бизнеса на российском рынке табачной продукции на примере компании «Филип Моррис Интернэшнл».
Задачи выпускной квалификационной работы:
- охарактеризовать понятие стратегического планирования;
- проанализировать сущность стратегического развития, виды стратегий;
- провести анализ методик разработки стратегии развития предприятия;
- дать характеристику методического инструментария формирования стратегии развития компании «British American Tobacco»;
- провести анализ стратегического потенциала компании «British American Tobacco»;
- разработать мероприятия стратегии эффективного развития компании «British American Tobacco».
Теоретической и методологической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области рыночной и мировой экономики, стратегического менеджмента, международного бизнеса.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ, регулирующие вопросы финансово-хозяйственной
деятельности предприятия.
Информационную базу исследования составили материалы научнопрактических конференций и семинаров, публикации в научных и периодических изданиях по теме исследования.
Для решения поставленных задач в работе нашли отражение инструменты системного анализа, методы сравнений и аналогий, метод обобщений, сбор и
систематизация информации.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений стратегического развития предприятия, в частности:
4) на основании анализа теоретических аспектов стратегического развития предприятия выявлен механизм влияния эффективности стратегического управления на развитие предприятия;
5) разработана методика оценки стратегического развития предприятия;
6) разработаны практические рекомендации стратегического развития предприятия.
Результаты выпускной квалификационной работы в частности, методика оценки стратегического развития предприятия и практические рекомендации, обеспечивающие развитие предприятия, имеют теоретическую и практическую значимость.
Деятельность предприятия направлена на достижение определенных экономических результатов, решение задач хозяйственного, финансового и социального развития.
Важной задачей стратегического менеджмента организации является определение целевых параметров деятельности предприятия и критериев дальнейшей их оценки, что предполагает, прежде всего, оценку состояния этапа развития предприятия, стадии его жизненного цикла.
Деятельность предприятий подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.
Динамическая конкурентная среда, новые условия ведения бизнеса предъявляют повышенные требования к организации управления на предприятии.
В современных условиях стратегия управления является важным фактором конкуренции. К сожалению, для большинства компаний стратегический менеджмент пока рассматривается как что-то такое заоблачное, нереальное и не имеющее отношения к практике. Для некоторых компаний даже сами термины являются не понятными.
При этом в своей текущей деятельности менеджеры с этим постоянно сталкиваются, и это их уже не пугает, но, что касается стратегии, то пока это не всегда проходит. Поэтому менеджерам нужно научиться принимать стратегические решения и делать это эффективно.
Действительно, часто на практике бывает очень сложно решиться на этот следующий шаг. То есть от осознания необходимости стратегического управления до разработки стратегического плана нужно проделать определенную работу.
Под стратегическим потенциалом компании понимается достаточность ресурсов для разработки и реализации стратегии предприятия. Конкурентное преимущество - это уникальная ценность, дающая компании превосходство над конкурентами в экономической, организационной, технологической сферах
деятельности, возможность более эффективного использования ресурсов.
Следует отметить, что внутри табачного рынка идет жесткая конкуренция, которая инициирует изменения на рынке, следствием которых являются появление новых видов продукции, новых компаний, перераспределение доли сегментов разной ценовой категории табачной продукции.
При исследовании сегментов рынка табачной отрасли установлены доли крупнейших компаний на рынке табачных изделий и их объемы производства продукции, определены ценовые сегменты рынка табачных изделий.
Для оценки и разработки стратегии развития «British American Tobacco» был использован подход, в основе которого лежит оценка ресурсов компании.
На основе ресурсного подхода к оценке стратегического потенциала и конкурентных преимуществ была проведена диагностика финансовоэкономической деятельности компании «Бритиш Американ Тобакко». По ее результатам были выявлены основные проблемы компании: высокий средний возраст сотрудников (более 50 лет), зависимость от кредиторов (коэффициент финансовой зависимости в среднем равен 80 %) и медленное обновление основных фондов.
На основе вышеперечисленных проблем идентифицированы стратегические направления развития иностранного бизнеса на российском рынке табачной продукции.
По этим направлениям проведен анализ предпочтений, в результате которого два направления развития являются предпочтительными для развития иностранного бизнеса на российском рынке табачной продукции.
По всем идентифицированным проблемам предложены меры по развитию, а также проведена оценка их эффективности.
По направлению развитие кадрового потенциала было предложено две программы. На реализацию этих программ планируется ежегодно выделять в среднем 11 млн. руб.
В рамках программы по финансово-инвестиционному развитию был
предложен механизм финансирования внешнеторговых сделок (форфейтинг).
С помощью форфейтинга планируется достичь следующих результатов:
- сокращение дебиторской задолженности на 10 %;
- ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности на 7%;
- снижение объема банковских займов на 15 %, в основном за счет краткосрочной кредиторской задолженности.
В результате предложенных мероприятий планируется улучшение финансовых показателей «British American Tobacco» (увеличение рентабельности продаж на 15 %, рост ликвидности иностранного бизнеса на российском рынке табачной продукции - 12 %, повышение рентабельности продаж на 15 %).
Для финансирования программы по инновационному развитию планируется планомерное увеличение расходов, в конце прогнозного периода по данному направлению предполагается выделение 7 % от выручки.
В рамках программы по технико-технологическому развитию за весь прогнозный период планируется израсходовать порядка 156 млн. руб.
В результате анализа предложенных мероприятий произойдет расширение стратегического потенциала «British American Tobacco» за счет инновационного направления развития.
1. Ансофф И. - Финансовое управление. / пер. с англ. О. Литвиновой. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 200 с.
2. Афанасьев С.В., Ярошенко, В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. - М.: Экономика, 2016. - 375 с.
3. Балдин И.В., Петрович, М.В., Загорец, В.С. Управление организацией, М.: РИЦ Академия управления, 2015. - 432 с.
4. Богатко А.Н. Система управления развитием предприятия (СУРП). - М.: Финансы и статистика, 2015. - 230 с.
5. Бусов В.И. Управленческие решения, учебник, М.: Юрайт, 2015. - 254 с.
6. Буланова Н. Миссия фирмы - это очень серьезный катализатор бизнеса // Секретарское дело. - 2016. - № 10. - С. 18-26.
7. Вайсман Е.Д. Карты позиционирования в стратегии развития фирмы // Маркетинг. - 2015. - № 1 (110). - С. 39-47.
8. Варламова З.Н. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента организационного развития в экономике знаний // Журнал экономической теории. - 2015. - № 3. - С. 38-53.
9. Волков О.И. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. М.: Финансы и статистика, 2015. - 260 с.
10. Вучкович А.А. Оценка результатов деятельности. - М.: МЦФЭР, 2015. - 111 с.
11. Викторова Т.С. Развитие предпринимательства в условиях неопределенности и риска. - М., 2015. - 187 с.
12. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2013. -
242 с.
13. Ганиев Т.Б. Методы усиления профессиональной деятельности и достижения современного менеджмента. Душанбе, 2014. - 102 с.
14. Граждан В.Д. Теория управления. - М.: Гардарики, 2015. - 416 с.
15. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. -
397 с.
16. Гвишиани, Д.М. Организация и управление. - М., 2015. - 113 с.
17. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. - 288 с.
18. Грибов В.Д. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2015. -
311 с.
19. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. / Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2014. - 400 с.
20. Гордон Я. Целевая конкуренция / пер. с англ. - М.: Вершина, 2014. -
368 с.
21. Гребнев Е.Т. Анализ конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 6. - С. 34-37.
22. Грибиньяк Л. Дж. Как заставить работать вашу стратегию. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2015. - 400 с.
23. Джон Ф. Основы менеджмента. Что же хотят ваши потребители. Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 165 с.
24. Друкер П. Ф. Эффективный руководитель: пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2014. - 224 с.
25. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. - М.: Вильямс, 2015. - 266 с.
26. Дюков И. Стратегия развития бизнеса. - СПб.: Питер, 2014. - 400 с.
27. Дятлов В.А. Управление персоналом. - М.: Издательство ПРИОР, 2014. - 190 с.
28. Еремеева Н.В., Калачев С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг.
- М.: КолосС, 2016. - 192 с.
29. Ермаков В.П. Менеджмент для студентов вузов: Учебник 4-е издание
- Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 184 с.
30. Зайцева Г.А. Стратегический менеджмент в современных условиях. // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2015. - № 5.
31. Зотов А. Сейчас миссия - это инструмент, который позволяет добиваться больших результатов // Секретарское дело. - 2016. - № 10. - С. 27-34.
32. Зубкова О.В., Ходорковский М.Я., Цуканов В.Х. Концепция системного управления экономикой предприятия. // Микроэкономика. - 2015. - № 3.
33. Иванов Е.А. Миссия выполнима, если она ясна: сущность и основные составляющие стратегического планирования // Российское предпринимательство. - 2016. - № 7, вып. 1. - С. 40-45.
34. Ковин Дж. Г. Стратегический менеджмент в малых фирмах в условиях враждебной и благоприятной внешней среды // Российский журнал менеджмента. - 2016. - Т. 10. - № 3. - С. 73-90.
35. Каплан Р., Нортон, Д. Стратегические карты. - М.: Олимп-Бизнес,
2015. - 236 с.
36. Киселев М.В. Анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: А и Н, 2014. - 288 с.
37. Крутик А.Б. Антикризисный менеджмент. СПб.: Питер, 2015. - 432 с.
38. Лепихина Т.Л. Роль менеджмента в формировании предпринимательской культуры фирмы // Российское предпринимательство. -
2016. - № 12, вып. 1. - С. 39-44.
39. Лифшиц И.М. Теория и практика конкурентоспособности товара и услуг. - М.: Юрайт-М, 2015. - 400 с.
40. Левицки С. Как разработать стратегию. - Днепропетровск: Баланс Клуб, 2013. - 288 с.
41. Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности. Корпоративный менеджмент, 2014. - 331 с.
42. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учебное пособие. - 2-е изд. М.: Дашков и К, 2014. - 294 с.
43. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность. СПб.: Питер, 2015. -
303 с.
44. Молодчик А., Молодчик М. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание: учебник. Под ред. Молодчик А.- М.: ГУ ВШЭ, 2013. - С. 87
45. Миддлтон Дж. Библиотека избранных трудов о стратегии бизнеса: Пятьдесят наиболее влиятельных идей всех времен. - М.: Олимп-Бизнес, 2016. - 420 с.
46. Меркулова Ю. Стратегическое планирование на макро и микроэкономическом уровне для решения задач повышения эффективности хозяйствования // Общество и экономика. - 2016. - № 6. - С. 29-76.
47. Новиков А.В. Миссия фирмы как связующее звено управления // Российское предпринимательство. - 2016. - № 3 (201). - С. 46-51.
48. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 390 с.
49. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2014. - 229 с.
50. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2013. - 580 с.
51. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2015. - 123 с.
52. Разу М.Л. Менеджмент: учеб. пособие. - М: Кнорус, 2016. - 200 с.
53. Резник Г., Яшина, О. Концепции и сущность стратегического управления: эволюция и сущность. // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - № 5.
54. Романова Н.К. Современный табачный рынок России / Н.К. Романова // Сб. научных трудов КРИА. - Краснодар: Издат. Дом- Юг. - 2015. - Вып. 24. - С. 221-224.
55. Саймон Г.А. Менеджмент в организациях. - М., 2015. - 252 с.
56. Савчук В.П. Управление финансами предприятия. - М.: БИНОМ, 2014. - 200 с.
57. Салимова Т., Савелова, Е. Стратегическое планирование в системе менеджмента качества. // Пробл. теории и практики управл. - 2015. - № 3.
58. Сборник статистических и оценочных показателей по табачному бизнесу Российской Федерации ассоциации производителей табачной продукции. - 10-е изд. доп. - М.: «Табакпром», 2015. - 400 с.
59. Соловьев В.С. Стратегический менеджмент: учебник. - Новосибирск; Ростов н/Д, 2014. - 544 с.
60. Тренев Н.Н. Стратегическое управление. - М.: ПРИОР, 2014. - 422 с.
61. Титова В.А., Колочева В.В. Оценка и повышение результативности бизнес-процессов предприятия // Интеграл. - 2015. - № 3. - С. 82-83.
62. Титова В.А., Томилина Я.В. Методический подход к оценке инновационной среды организации // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-2. - С. 399-403.
63. Томпсон-мл. А.А. Стратегический менеджмент: концепции и
ситуации. - М.: Вильямс, 2014. - 284 с.
64. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учебник для вузов. М.: Экономика, 2013. - 504 с.
65. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия управления. М. Инфра-М, 2014. - 396 с.
66. Фламгольц Э., Рэндл И. Управление стратегическими изменениями: от теории к практике. - М.: Эксимо, 2015. - 320 с.
67. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. -М.: Директмедиа Паблишинг, 2014. - 401 с.
68. Официальный сайт компании «British American Tobacco»
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.batrussia.ru/group/sites/BAT 7YLHWS.nsf/vwPagesWebLive/DO 9ZCB4L? opendocument.
69. Официальный сайт международной аналитической компании «Nielsen» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.nielsen.com
70. Романова Н.К. Состояние экономики табачного рынка России