ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ПАЙДЕЙИ 7
1.1. Положение античности в истории воспитания 7
1.2. Гомер – первый воспитатель античности 9
1.3. Спартанское воспитание воина 10
1.4. Воспитание в Афинах до нововведений софистов и Сократа 12
1.5. Обращение к воспитанию ума: софисты и Сократ 13
1.6. Платон и классическая греческая пайдейя 17
1.7. Риторическое образование Исократа 21
ГЛАВА 2. ПАЙДЕЙЯ И ЕЕ СВЯЗИ С ЗАБОТОЙ О СЕБЕ И ПОЛИТИКОЙ 24
2.1. Забота о себе 24
2.2. Политика и пайдейя в сократо-платоновской традиции 33
ГЛАВА 3. ФИГУРА НАСТАВНИКА В АНТИЧНОЙ ПАЙДЕЙЕ 38
3.1. Учитель в традиции античного воспитания 38
3.2. Речь учителя 41
3.3. Эрос и воспитание 47
ГЛАВА 4. НОВЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ 51
4.1. Проект педагогической антропологии в России 51
4.2. Шпенглер и восстановление германского рейха 53
4.3. Проект либерального образования 55
ГЛАВА 5. КРИТИКА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Актуальность темы исследования. Обращение к философии воспитания никогда не бывает исчерпывающим. С помощью воспитания общество сохраняет и продолжает свой род. Процесс воспитания наиболее ярко отражает влияние общества на индивидов. Каждый сталкивается с воспитанием как чередой особых практик, каждый испытывает на себе их влияние.
Античность хоть и уходит в прошлое, но тем не мене не становится чем-то отдельным от нас и непостижимым. Напротив, как заметил Хайдеггер, мы часть этого прошлого. Греки впервые стали рассматривать воспитание как сознательный процесс влияния на индивида. Поэтому первые работы по воспитанию появляются именно тогда. Пайдейя подразумевает приведение индивида к истинной форме через изменения его способа существования . Это процесс формо-образования человека, осуществляющегося с помощью наставника. До того момента человек - неупорядоченная материя, нуждающаяся в упорядочении, создании определенного образа .
Пайдейя задала направляющий импульс всей в о спитательной традиции. Поэтому для философской рефлексии воспитания и образования необходимо осмысление их первоначальных форм, возникших в античности. Такая рефлексия необходима именно сейчас по причине наблюдаемого кризиса в этих сферах. Суть кризиса заключается в следующем:
1) Преобладание обучения (передачи знаний) над воспитанием (формированием личности) в образовании;
2) Снижение авторитета учителя (преподавателя), дефицит талантливых педагогов (особенно в системе среднего образования);
3) Объявление ребенка центральной фигурой процесса воспитания (образования);
4) Тенденция к узкоспециализированному обучению;
5) Трансформация образования в сферу услуг;
6) Превращение университетов в бизнес-корпорации;
7) Возрастание влияния менеджеров (администраторов) в образовании;
8) Система государственных стандартов в образовании, унификация учебных программ;
9) Уменьшение роли семьи в воспитании ребенка;
10) Отказ от отечественной традиции воспитания и образования в пользу западноевропейской; отсутствии четкой продуманной политики в сфере образования.
Проблемность образования, в особенности школьного, нашла свое выражение в современном кинематографе: работы Валерии Гай Германики («Все умрут, а я останусь», «Школа»), «Класс» (режиссер Ильмар Рааг), «Отчуждение» (режиссер Тони Кэй), недавно вышедший фильм «Ученик» режиссера Кирилла Серебренникова. В лентах хорошо прослеживаются многие из проблем, указанные выше. Школа становится местом принудительной коммуникации между учителями и учениками. Первым приходится учить, вторые обязаны учиться. Цель этих встреч оказывается неясной для обеих сторон.
Мы считаем, что обращение к античной пайдейе, к ее духовным практикам позволит преодолеть нынешний кризис в сфере воспитания и образования. Изучение опыта античности может помочь выработать новую педагогиче скую доктрину. Также необходимо переосмыслить роль наставника, педагога, который в античности был ключевой фигурой в процессе воспитания и образования. Но, безусловно, мы понимаем, что едва ли удастся развернуть пайдейю в рамках массового образования. Скорее она может быть предложена в качестве образца для построения системы во спитания интеллектуальной и политиче ской элиты государства. В конченом счете античная пайдейя озадачивалась этим же - как воспитать правителя и политическую знать.
Степень научной разработанности темы. Античная пайдейя концептуализирована в работах В. Йегера, А. -И. Марру, М. Фуко, П. Адо. Рефлексия отдельных аспектов культуры античного воспитания представлена в работах Б. В. Маркова, Д. Ю. Дорофеева, О. М. Ломако, А. Г. Погоняйло, И. А. Федорова. Ф. Ницше обращается к опыту античности в контексте критики современного образования и поиска путей его развития. Что касается философско-антропологического анализа пайдейи применительно к современному образованию, то, на наш взгляд, эта тема не является предметом специального научного исследования.
Объект исследования. Объектом исследования является античная пайдейя.
Предмет исследования. Предметом исследования является история формирования античной пайдейи и ее духовных практик.
Цель исследования. Цель данной работы провести философско- антропологический анализ античной пайдейи с точки зрения возможности ее восприятия современной культурой.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику античной пайдейи;
- проследить историю формирование пайдейи в Древней Греции;
- разобрать феномен заботы о себе как ключевой духовной практики античного воспитания;
- раскрыть роль наставника (учителя) в традиции античного воспитания;
- проанализировать некоторые современные воспитательные проекты;
- рассмотреть положение дел в современном университете.
Методы исследования. В качестве метода исследования будет использован теоретический анализ первоисточников по проблемам античного воспитания, а также современной рефлексии на этот счет.
Античная пайдейя. Классическое античное образование окончательно складывается после деятельности Платона и Исократа уже в эпоху эллинизма. Эта классическая форма останется практически неизменной. Физическое воспитание постепенно вытесняется воспитанием интеллектуальным, музыка отступает перед литературой. Образование, оставаясь нравственным, становится всё более и более книжным . Школа укрепляет свои позиции как институциональное учреждение. Завершается переход к «культуре писцов» 3. Рим, а затем и весь латинский запад, восприняв греческую пайдейю, были включены в эллинистическую культуру . Римское образование - это приспособление греческого к римской среде. Классическое образование продолжает жить и в византийскую эпоху.
Расширение пространства эллинистического мира привело к распространению греческой культуры. Всюду, где начинают жить греки, они начинают выстраивать свою систему образовательных учреждений, гимнасий и начальных школ. Грек всегда должен оставаться греком, где бы он не находился. Он стремится передать своим детям собственную культуру, как то, что отличает эллина от варвара, человека от скота. «Воспитанность - самое прекрасное из того, что имеют лучшие люди» .
Стать воспитанным для грека значит превратить ребенка, незавершенное существо, в человека. Пайдейя - это воспитание, которое адресовано взрослому, а не ребенку в том смысле, что греки не признают самодостаточности ребенка, на котором настаивает педагогика нового времени. Ребенок - не цель самого себя, он должен преодолеть себя, став взрослым, стать человеком.
Пайдейя - это колоссальный труд в течении долгих лет, которому можно посвятить всю свою жизни. Образование, пайдейя, означает скорее результат воспитательного усилия, продолженного после окончания школы и растянувшегося на всю жизнь. Пайдейя - воплощение идеала человека в процессе воспитания .
Античность предлагала воспитывать человека «полностью»: заниматься интеллектуальным и физическим развитием. Неосуществимость достижения подобной гармонии была понятна уже тогда, поэтому уклон постепенно делается в сторону развития ума, при этом, не забывая, о гимнасическом воспитании.
Пайдейя - это моральное воспитание. Оно направлено на «стиль» жизни конкретного человека, который должен соотноситься с идеальным образцом. Для грека образование ребенка - это по преимуществу моральное воспитание . Если для нас решающее место в воспитании отводится школе, то для античности - общественному окружению ребенка: семье, знакомым, друзьям.
Высшее образование (насколько мы можем говорить в подобной терминологии применительно к античности) - философское или (и) риториче ское воспитание основывается на глубокой личной связи между учителем и учеником. Это объясняет неприятие софистов, поставивших образование на торговую основу и готовых обучать «первого встречного». «Школа» - это кружок последователей авторитетного учителя, связанных тесными отношениями и иногда общим бытом.
Пайдейя обращается к «человеку», а не к «специалисту», обученному выполнять частную задачу. Антично сть презирает техниче ский уклон. Воспитание стремится приобщить человека к истине и арете. Такой человек способен решать самые разные задачи, для него не составляет труда любая деятельность. «А кто по природе талантлив и к тому еще получил образование у нас, тот в действительности становится для людей даром богов, человеком, разжегшим светоч знания, совершенствующим государственный строй... в качестве полководца он поражает многих врагов в героических походах на суше и на море...» - замечательно выразил Юлиан Отступник .
Античное воспитание, начинавшееся как воинское и аристократическое, сохранит в себе черты, присущие этим типам воспитания на протяжении всей своей истории, но постепенно будет отказываться от них.
Античность постепенно совершает переход от полного господства устной культуры к письменной, как называет ее Марру, «культуре писцов». В современном образовании именно письменная коммуникация, которая связана с усвоением письменных источников играет большую роль, чем устная .
Пайдейя - воспитание человека высшей пробы. Понимание воспитание как формирование общественного человека высшей пробы, упор на развитие индивида как уникальной автономной личности, осознание необходимости образования на протяжении всей жизни, постоянная философская рефлексия воспитательных методов позволили античности занять особое место в истории воспитания и образование.
Античное воспитание отличалось тем, что было нацелена не только на передачу истины кому-то, для того чтобы он приобрел некоторые знания, навыки, умения, которых у него не было ранее и которым он должен научиться к концу обучения, но, прежде всего, на такую передачу истины, смысл которой изменить сам способ существования ученика.
Забота о себе рассматривалась как одна из ключевых духовных практик воспитания. Забота о себе - это борьба, нескончаемое сражение с собой для обретения себя же. Главной задачей не является оставить все занятия и полностью посвятить себя заботе о себе, но необходимо за ежедневными делами помнить о главной цели - искать себя, стремиться к себе и соотноситься с собой. Это предполагает перефокусировку внимания, которое не следует растрачивать на ложное праздное любопытство, увлекаясь жизнью окружающих или суетой повседневности. Для заботы о себе не играет роли возраст. Ее необходимо практиковать на протяжении всей жизни. Потому мы можем говорить о непрерывности пайдейи. Наличие системы образования, духовных наставников и школ обеспечивало социальную базу этой духовной практики.
Со времен Сократа и Платона практика заботы о себе претерпела значительные изменения. Она стала включаться в контекст искусства жизни, а не была только преддверием взрослой жизни, мостом между воспитанием юноши и жизнью взрослого. Заниматься собой следует в течении всей жизни для того, чтобы подготовить себя к старо сти. Практика себя становится занятием больше критическим, чем образовательным, поэтому больше сращивается в концептуальном плане с медициной, чем с педагогикой. Не смотря на безусловность и абсолютность требований заботы о себе, она остается уделом избранного меньшинства, которое выбирает деланье себя ради себя самого. Только немногие ввиду особой духовной организации, но не социального положения, способны практиковать заботу о себе.
Софисты стали первыми профессиональными учителями, то есть теми, кто брал деньги за свою работу. В связи с этим в античности к ним относились неоднозначно. То, что они предложили, было уникально для того времени. Они сразу же обозначили свою целевую аудиторию - те, кто хотел стать политической элитой. Для достижения этой цели софисты обучали политической арете - эффективной речи (риторики) и эристике.
Неслучайна полемика Сократа с софистами. Философ не признавал их метода - монолог учителя, забивающего головы учеников разными знаниями 62
без разбора того, нужно им это или нет. Сократ в воспитании обращался к диалогу с учеником, для него важна близкая личная связь с учеником, его душа. Для сократо-платоновской традиции характерно признание истины и знания сакральным, то есть тем, чем не следует «делиться» с каждым, даже за деньги.
Для пайдейи важна фигура наставника. Именно на нем лежит ответственность за душу ученика, которую учитель пытается вывести из неведения и невежества к истине и нравственности. Учитель - посредник между трансцендентным идеалом мудрости и конкретной человеческой реальностью . Помимо этого, задача наставника - обуздать страсти ученика. Несомненно, идея античного наставничества включала в себя глубоко личную связь между учителем и учеником. Этим можно объяснить неприятие первых софистов, которые поставили образование на торговую основу. Учителя античности - не трансляторы учебников в рамках образовательных стандартов. Это всегда первоисточники, которые говорят от своего имени. Необходимость и важность наставника - структурная необходимость античного воспитательного дискурса. Этот процесс невозможен без человека, который бы им руководил.
Новоевропейский субъективизм ориентируется на автономное Я, замкнутое в себе. В Античности отношение к себе осуществляется через Другого. Учитель помогает ученику обрести самого себя и «учредить себя в качестве субъекта <...> это специалист по переустройству индивида, по формированию из него субъекта. Он опосредует становление индивида в качестве субъекта» . Обучение всегда осуществляется с помощью учителя, признаваемого учеником в качестве такового. Учитель имеет власть над ним, которая может проявляться в беспрекословном выполнении требований учителя 3, что мы видим, например, у пифагорейцев.
Задача учителя - говорить истину. Он актуализирует ее с помощью определенных правил таким образом, чтобы истина могла воздействовать на ученика.
Parrhesia - это такая форма речи наставника, где главное: свободное выражение, неподчинение правилам, практически полный отказ от риториче ских приемов, обязательное приспособление к с о стоянию слушателей и обстоятельствам, и самое главное - обязанность учителя поступать согласно сказанному в своей жизни. Говорящий всегда должен подавать пример произнесенному. Лучший контакт с учеником не переписка, а личная беседа. Еще лучше - единый жизненный опыт.
Майевтика - особая техника речи учителя. Сократ называл ее «повивальным искусством». Это манера ведения разговора заключается в опровержении, с помощью которого раскапывается искомое. Сократическая майевтика целиком переворачивает взаимоотношения между учителем и учеником, устанавливая диалогично сть ведущей во спитательной коммуникацией.
Современное образование и пайдейя. Образование, ранее включавшее в себя и воспитание, со времен Просвещение стало отождествляться с познанием . Возможно такое разведение образования и воспитания является одной из причин нынешнего кризиса в этих сферах .
Сегодня образование превращается в сферу услуг. На наш взгляд, это недопустимо, так как образование - это то, что делает человека человеком. Также, образование как важнейший элемент культуры не должно становиться на утилитарные рельсы. Не следует рассматривать образование исключительно как «символический капитал, конвертируемый на рынке труда в высокую заработную плату» . Об этом же пишет Ницше в
«Будущности наших образовательных учреждений». Образование, по его словам, превратилось в служанку житейской мудрости, которая ставит своей конечной целью должность и заработок. Такое образование не может называться образование в исконном смысле, как то, что из неупорядоченной материи (каким является человек до образования) создает определенный образ. Происходит девальвации образования, особенно классического, которое является самоценным для личности. Классическое образование позволяет учиться мужеству жить на примерах великих людей. В конечном итоге, как раз классическое образование способствует успешной профессиональной деятельности в любой сфере. Ремеслу всегда можно научиться, главное быть разумным человеком, это понимали еще греки.
Меняется понимание роли наставника, учителя. Сегодня он вторичен по отношению к ученику, который теперь выступает как сугубо автономная личность. Учитель вынужден подстраиваться под ученика. Учитель уже не скульптор, работающий с формой и образом. Современный учитель всего лишь медиум информационной сети, по которой циркулирует знание. «Это знание уже не озаряет душу субъекта, оно не имеет личного характера» .
Все больше в образовании возрастает роль ученика. Ребенок в античной традиции только возможность человека. Пайдейя предполагает сознательный отказ от детства: человек рассматривается как ребенок, которому необходимо преодолеть свое постыдное состояние .
Образование перестает быть даром учителя ученику . Оно стандартизируется и предполагает многократное воспроизведение безотносительно к тем, кто в нем участвует.
Что касается рассмотренных нами современных образовательных проектов, то, на наш взгляд, они являются недо статочно разработанными.
При несомненной оригинальности в них наблюдается перекос или в сторону жесткой централизованной системы образования, управляемой государством или в сторону излишнего внимания к еще несформированному субъекту, каким является ребенок.
В высшем образовании гумбольдтовский университет уступает место университету-бизнес-корпорации, который больше не следует целям государства и отказывается от своей культурообразующей миссии. В таких университетах акцент ставится не на развитие личности, а на производство человеческих ресурсов и человеческого капитала. Сегодня успешный университет - это «организация, которая конкурирует на мировом рынке образовательных услуг, борется за ресурсы, расширяет свое влияние - финансовое, социальное, когнитивное» .
Пайдейя - это, прежде всего, идеал мужского воспитания. Атмосферой «мужского клуба» пропитана вся античная пайдейя, сохранившая в себе идею архаического рыцарства . Античный девиз мужчины «Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться» повторяется на протяжении многих веков и только «уравниловка» новейшей педагогики изымает его из обращения . Этого мужского духа не хватает современному образованию, особенно если говорить о воспитании юношей.
Мы считаем, что обращение к опыту античной пайдейи позволит преодолеть нынешний кризис в сфере воспитания и образования. Но, безусловно, мы понимаем, что едва ли удастся развернуть пайдейю в рамках современного массового образования. Ницше, настаивая на возвращении классического античного образования , также прекрасно понимал, что качество античного образования во многом было обусловлено его элитарностью. Чем больше образование переносится на широкие круги, тем хуже оно становится . Более того сама пайдейя являлась достоянием немногих избранных, во многом потому что это колоссальный труд, который не каждому под силу.
Однако, если когда-нибудь государство озадачится вопросом во спитания интеллектуальной и политиче ской элиты, котор ая бы в дальнейшем могла занять управляющие позиции и усилить государство, то политикам следует обратиться к пайдейе как образцу. Сейчас мы воспитываем «адаптивного человека», который должен уметь моментально подстраиваться под меняющиеся условия. Для греков главное - автократия, власть над собой, подчинение себя и своих поступков власти разума. Управлять другими должен только тот, кто способен управлять собой.
1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. - М.; СПб.: Степной ветер; Коло, 2005.
2. Аристотель Никомахова этика / Аристотель ; Пер. с древнегреч. Н. В. Брагинская, М. Л. Гаспаров, С. А. Жебелев, Т. А. Миллер; общ. ред. А. И. Доватура // Собр. соч. В 4 т. Т. 4. - М., 1983.
3. Аристотель Политика / Аристотель ; Пер. с древнегреч. Н. В. Брагинская, М. Л. Гаспаров, С. А. Жебелев, Т. А. Миллер; общ. ред. А. И. Доватура // Собр. соч. В 4 т. Т. 4. - М., 1983.
4. Беккер Дж. Что такое образование по модели свободных искусств и наук и чем оно не является / Дж. Беккер ; Пер. с англ. А. Шульгат, Ф. Федчин // Свободны искусства и науки на современном этапе: опыт США и Европы в контексте российского образования: Сборник статей.
- СПб., 2014.
5. Бертрам Э. Ницше. Опыт мифологии / Э. Бертрам ; Пер. с нем. А. П. Шурбелев. - СПб., 2013.
6. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
7. Гаспаров М. Л. Избранные труды, том I. О поэтах. - М., 1997.
8. Гомер Илиада / Гомер ; Пер. с древнегреч. Н. Гнедич. - М., 1985.
9. Горохов В. Г Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма»? // Вопросы философии. 2010. № 12.
10. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский ; Пер. с древнегреч. М. Л. Гаспаров. - М., 1986.
11. Дорофеев Д. Ю. Личность и коммуникации. Антропология устного и письменного слова в античной культуре. - СПб., 2015.
12. Зеньковский В. В. Педагогика. М., 1996.
13. Ивахненко Е. Н. Основные тренды современного образования и судьбы российского ВУЗа // Высшее образование в России. 2012. № 7.
14. Ивахненко Е. Н. Российский университет перед лицом принудительных эпистем неоглобализма // Высшее образование в России. 2008. № 2.
15. Ивахненко Е. Н. Философский факультет в условиях наступления академического капитализма // Высшее образование в России. 2013. № 2.
16. Иршмер Й., Йоне Р. Словарь античности / Й. Иршмер, Р Йоне ; Пер. с нем. В. Горбушин, Л. Грацианская, И. Ковалева и др.. - М., 1989.
17. Исократ Об обмене имуществом / Исократ ; Пер. с древнегреч. В. Г. Борухович // Речи. Письма; Малые аттические ораторы. Речи. М., 2013.
18. Исократ Панегирик / Исократ ; Пер. с древнегреч. К. М. Колобова // Речи. Письма; Малые аттические ораторы. Речи. М., 2013.
19. Исократ Похвала Елене / Исократ ; Пер. с древнегреч. М. Н. Ботвинник, А. И. Зайцев // Речи. Письма; Малые аттические ораторы. Речи. М., 2013.
20. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Том 1 / В. Йегер ; Пер. с нем. А. И. Любжин. - М., 2001.
21. Йегер В. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). Том 2 / В. Йегер ; Пер. с нем. М. Н. Ботвинник. - М., 1997.
22. Ксенофонт Киропедия / Ксенофонт ; Пер. с древнегреч. В. Г. Борухович, Э. Д. Фролов. - М., 1976.
23. Ксенофонт Пир / Ксенофонт ; Пер. с древнегреч. С. И. Соболевский // Воспоминания о Сократе. - М., 1993.
24. Ломако О. М. Генеалогия воспитания. - СПб., 2003.
25. Марков Б. В. Вожди и учителя // Политическая антропология. - СПб., 2017.
26. Марков Б. В., Демидова С. П. Качественный и количественный подходы в философии школьного образования // Философия для школьников и дошкольников: материалы научно - практической конференции «Философия для детей». - СПб., 2014.
27. Марков Б. В. Знаки бытия. - СПб., 2001.
28. Марков Б. В. Люди и знаки. СПб., 2011.
29. Марру А. -И. История воспитания в античности (Греция) / А. -И. Марру ; Пер. с фр. М. А. Сокольская. - М., 1998.
30. Ницше Ф. О будущности наших образовательных учреждений / Ф. Ницше ; Пер. с нем. В. Бакусева, В. Невежина, И. Эбаноидзе и др.; общ. ред. И. А. Эбаноидзе // ПСС. В 13 тт. Т.1. Ч.2. - М., 2014.
31. Перцев А. В. О. Шпенглер: попытка создания прикладной всемирной истории // Воссоздание германского рейха. - СПб., 2005.
32. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.
33. Платон Алкивиад I / Платон ; Пер. с древнегреч. В. С. Соловьев, М. С. Соловьев, С. Я. Шейнман-Топштейн; общ. ред. А. Ф. Лосев и др. // Собр. соч. В 4 т. Т. 1. - М., 1990.
34. Платон Апология Сократа / Платон ; Пер. с древнегреч. В. С. Соловьев, М. С. Соловьев, С. Я. Шейнман-Топштейн; общ. ред. А. Ф. Лосев и др. // Собр. соч. В 4 т. Т. 1. - М., 1990.
35. Платон Государство / Платон ; Пер. с древнегреч. А. Н. Егунов // Собр. соч. В 4 т. Т. 3. - М., 1994.
36. Платон Законы / Платон ; Пер. с древнегреч. А. Н. Егунов // Собр. соч. В 4 т. Т. 4. - М., 1994.
37. Платон Теэтет / Платон ; Пер. с древнегреч. С.А.Ананьин, С.К.Апта, Т.В.Васильева и др.; общ. ред. А. Ф. Лосев и др. // Собр. соч. В 4 т. Т. 2. - М., 1993.
38. Плутарх Ликург / Плутарх ; Пер. с древнегреч. С. П. Маркиш // Сравнительные жизнеописания. М., 1994.
39. Погоняйло А. Г. Мишель Фуко. История субъективности // Герменевтика субъекта. - СПб., 2007.
40. Сенека Нравственные письма к Луцилию / Сенека ; Пер. с лат. С. А. Ошеров. - М., 1977.
41. Степанова А. С. Стоицизм. Философские новации и образование (от парадигмы к проекту) // Известия РГПУ. Общественные и гуманитарные науки. - СПб., 2004. № 4 (7).
42. Толстой Л. Н. Воспитание и образование // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989.
43. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 8. М.; Л., 1950.
44. Федоров И. А. Парадигмы философии социального преобразования. - СПб., 2006.
45. Фуко М. Герменевтика субъекта / М. Фуко ; Пер. с фр. А. Г. Погоняйло. - СПб., 2007.
46. Фуко М. История сексуальности - III: Забота о себе / М. Фуко ; Пер. с фр. Т Н. Титова, О. И. Хома; общ. ред. А. Б. Мокроусова. - Киев, 1998.
47. Фуко М. Технологии себя / М. Фуко ; Пер. с англ. А. Корбут // Логос. - 2008. - № 65.
48. Хрисостом Д. Речь 18. Об упражнении в искусстве речи / Д. Хрисостом
; Пер. с древнегреч. М. Е. Грабарь-Пассек // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. - М., 1964.
49. Шпенглер О. Воссоздание германского рейха / О. Шпенглер ; Пер. с нем. А. В. Перцев, Ю. Ю. Коринец. - СПб., 2015.
50. Эпиктет Беседы / Эпиктет ; Пер. с древнегреч. Г. А. Таронян. - М., 1997.
51. Эпиктет Энхиридион. Краткое руководство к нравственной жизни. Симпликий. Комментарий на «энхиридион» Эпиктета / Эпиктет ; Пер. с древнегреч. А. Тыжов. - СПб., 2012.
52. Юлин Отступник Против христиан / Юлиан Отступник ; Пер. с лат. А. Б. Ранович // Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. - М., 1990.
2 Марру А. -И. История воспитания в античности (Греция) / А. -И. Марру ; Пер. с фр. М. А. Сокольская. - М., 1998. С. 54.