ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КОМПАНИИ КАК
НЕМАТЕРИАЛЬНОГО АКТИВА 8
1.1 Сущность нематериальных активов как экономической 8
категории 13
1.2 Деловая репутация как элемент нематериальных активов 19
1.3 Особенности подходов к оценке деловой репутации в
России
2 ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РЕКЛАМНЫХ
АГЕНТСТВ Г. ЧЕЛЯБИНСКА 24
2.1 Анализ особенностей рынка рекламных услуг 24
2.2 Результаты оценки деловой репутации рекламных агентств
г. Челябинска 31
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ
ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ РЕКЛАМНОГО АГЕНТСТВА КАК ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ 44
3.1 Модель деловой репутации рекламного 44
агентства
3.2 Балльная оценка деловой репутации рекламного агентства как метод 48
расчета стоимости нематериальных активов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ 59
СПИСОК
Актуальность темы обусловлена рядом причин. Во-первых, с каждым годом растет влияние деловой репутации как нематериального актива на развитие российских компаний, которые стремятся уделять особое внимание репутационному менеджменту. Во-вторых, методы оценки деловой репутации, разработанные за рубежом, не всегда подходят для современных российских условий. Поэтому требуют значительных корректировок. В-третьих, несмотря на безусловную актуальность репутационного менеджмента для компаний, предоставляющих коммуникационные услуги, в настоящее время рекламные агентства уделяют данному виду деятельности незначительное внимание. Отсутствие целенаправленной работы в этом направлении приводит к снижению авторитета в профессиональной среде, выбору потенциальными заказчиками агентств-конкурентов и, как следствие, уменьшению прибыли. Поэтому изучение специфики процесса оценки репутации рекламного агентства является крайне актуальным.
Степень разработанности проблемы. В рамках своего исследования мы опираемся на труды, посвящённые деловой репутации. Отдельную группу составляют работы Ж.П. Бодуана, И.С. Важениной, С.А. Пестриковой, Т.Р. Шарипова, в которых исследователи представляют структурные элементы деловой репутации. Описание основных подходов к оценке деловой репутации представлены в исследованиях А.Е. Иванова, О.И. Калинского, Е.М. Матвийшиной. Рекламному бизнесу посвящены труды Н.В. Сироткиной, Н.А. Полевой.
Объект выпускной квалификационной работы - деловая репутация как нематериальный актив.
Предмет выпускной квалификационной работы - подходы к оценке деловой репутации рекламных агентств.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить особенности и разработать оптимальный метод оценки деловой репутации рекламных агентств.
Задачи выпускной квалификационной работы.
1. Раскрыть сущность нематериальных активов как экономической категории.
2. Рассмотреть деловую репутацию как нематериальный актив.
3. Изучить подходы к оценке деловой репутации рекламных агентств.
4. Осуществить анализ специфики рынка рекламных услуг.
5. Оценить деловую репутацию рекламных агентств г. Челябинска.
6. Охарактеризовать модель деловой репутации рекламного агентства.
7. Разработать метод балльной оценки стоимости деловой репутации рекламного агентства.
Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные концепции и разработки, представленные в научных исследованиях российских и зарубежных ученых по вопросам оценки нематериальных активов и репутационному менеджменту.
Нормативно-правовую базу составили законодательные и нормативные акты РФ, регулирующие вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Информационной базой выпускной квалификационной работы являются данные периодической печати и данные, полученные в рамках такого метода исследования, как экспертный опрос.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в развитии теоретических положений, связанных с процессом оценки деловой репутации. В частности, нами:
а) внесены дополнения в процесс оценки деловой репутации рекламного агентства;
б) охарактеризована модель деловой репутации рекламного агентства;
в) разработана балльная оценка как метод расчета стоимости деловой репутации рекламного агентства.
Апробация результатов: отдельные положения выпускной
квалификационной работы вошли в сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции «Реклама и PR в России: современное состояние и перспективы развития» (организатор - Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов).
Результаты выпускной квалификационной работы и особенно дополненный нами процесс оценки деловой репутации рекламного агентства имеют теоретическую и практическую значимость.
Проведенный анализ позволяет нам сделать следующие выводы:
Экономическая категория «нематериальные активы» зародилась в теории права интеллектуальной собственности, которая возникла во второй половине XVIII века. Значение нематериальных активов в современном мире с каждым годом возрастает. Поэтому их исследование имеет важное значение не только для экономической науки, но и для практики.
Одним из нематериальных активов является деловая репутация, разработкой метода оценки которой занимаются как зарубежные, так и отечественные исследователи. В настоящее время сложились два подхода - количественный и качественный. Однако ни один из них не нашел стопроцентной поддержки со стороны сообщества экономистов.
Репутация является важнейшим нематериальным активом, которым обладают рекламные агентства. Во-первых, это связано со спецификой рынка. Рекламным агентствам для успешного функционирования не всегда нужна серьезная материально-техническая база. Во-вторых, заказчики в процессе выбора рекламопроизводителя в первую очередь ориентируются на впечатления и оценки, существующие у различных аудиторий по отношению к участнику рекламного рынка. Данные оценки формируются в ходе знакомства аудитории с проектами агентства. Поэтому они должны быть оптимально представлены как в офлайн-, так и в онлайн-среде.
В рамках нашей работы мы изучали деловую репутацию рекламных агентств г. Челябинска, используя количественные и качественные методы. Проанализировав результаты экспертного опроса, мы выявили, что важнейшей составляющей нематериального актива является качество предоставляемых услуг. Затем следуют такие компоненты, как репутация клиентов агентства, известность компании на рынке, информационная открытость, кадровый состав агентства, этика в отношениях с внешними партнерами, этика отношений с внутренней аудиторией, репутация руководителя рекламного агентства, финансовое состояние и социальная ответственность. Количественный метод позволил нам определить, что стоимость репутации выше у тех компаний, у которых больше всего выручка. В их число вошли агентства «Элефант» и «RADAR Advertising».
Нами разработан метод экспертного опроса, который можно использовать для составления рейтинга рекламных агентств г. Челябинска. В его основе лежит оценка деловой репутации участниками рынка рекламных услуг. Эксперты, задействованные в этом исследовании, должны не только иметь большой опыт работы в сфере рекламы, но хотя бы один раз сотрудничать с каждой компанией, которая упоминается в опросе. Иначе они не смогут оценить важнейший элемент деловой репутации - качество предоставляемых услуг.
Опираясь на результаты экспертного опроса, мы разработали метод балльной оценки деловой репутации, суть которого заключается в том, что для определения стоимости нематериального актива оценщик должен вычислить средний оборот компании за три года и коэффициент. Для определения последнего мы создали систему из ста баллов, которую разделили на шесть частей, расставив приоритеты таким образом, как это сделали эксперты в области рекламы. Другими словами, для получения максимального количества баллов рекламному агентству необходимо иметь сильные позиции по каждому элементу - качество предоставляемых услуг, репутация клиентов, известность, информационная открытость, кадровый состав и этика отношений с внешними партнерами. Для этого им необходимо на постоянно основе проводить мероприятия, направленные на формирование и поддержание деловой репутации рекламного агентства. К их числу относится представление успешных проектов в онлайн- и офлайн-среде. В первом случае речь идет о создании (постоянном обновлении) на официальном сайте раздела «Портфолио» («Работы»), в котором размещены эффективные рекламные и PR-кампании. Во втором - предполагается, что рекламное агентство представляет свои работы в рамках бизнес-мероприятий и ежегодно участвует в профессиональных конкурсах в области рекламы, PR и брендинга.
Подводя итог, отметим, что в ходе написания работы мы пришли к выводу: не может существовать универсальной модели деловой репутации и, соответственно, метода ее оценки, так как каждый рынок обладает особенностями, которые влияют на содержание и приоритетность элементов данного нематериального актива.
1. Алексеева, Д.А. Интеллектуальная собственность и общественное развитие: проблемы эффективности и справедливости / Д.А. Алексеева // Вопросы философии. - http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1118
2. Алексеева, Л.Ф. Бухгалтерский учет / Л.Ф. Алексеева. -
https: //abc.vvsu.ru/books/up_bux_uchet/page0008.asp
3. Аксенов, А.П. Нематериальные активы: структура, оценка, управление: учеб.-метод. пособие / А.П. Аксенов. - https://edanbook.com/book/69104
4. Астрелина, В.В., Бондарчук П.К. Оценка деловой репутации /
B. В. Астрелина, П.К. Бондарчук // Деньги и кредит. - 2012. - №12. - С. 16-23
5. Белозерова, Т.Г. Нематериальные активы: проблемы идентификации, оценки и классификации / Т.Г. Белозерова, Д.В. Луговский, Р.А. Тхагапсо // Вестник АГУ. - 214. - 3(150). - 189-197
6. Белышева, И. Нематериальные активы компании: классификация и учет /
И. Белышева, Н. Козлов. - https://www.audd-
it.ru/articles/account/assets/a9/134850.html
7. Бирюков, А. Право интеллектуальной собственности. Просто о сложном /
A. Бирюков. - М.: Проспект, 2017. - 144 с.
8. Бренды с лучшей репутацией. Рейтинг 2017. - http://www.forbes.ru/biznes- photogallery/340469-brendy-s-luchshey-reputaciey-reyting-2017
9. Букша, К.С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR- практика / К.С. Букша. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 144 с.
10. Быкова, Ю.Н. Деловая репутация как критерий финансовой устойчивости компании / Ю.Н. Быкова. - http://www.dissercat.com/content/delovaya-reputatsiya- kak-kriterii-fmansovoi-ustoichivosti-kompanii-0
11. Важенина, И.С. Риски деловой репутации: идентификация и оценка / И.С. Важенина, С.А. Пестрикова, Т.Р. Шарипов // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. - №17(224). - С. 2-11
12. Верин, С.А. Нематериальные активы как экономическая категория /
C. А. Верин. - http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/Documents/412-verin.pdf
13. Волков, Л.В. Деловая репутация промышленных компаний и
методологические подходы к ее оценке / Л.В. Волков // Государственное управление. Электронный вестник. - 2011. - №29. -
https://elibrary.ru/item.asp?id=17919051
14. Грекова, Г.И. Деловая репутация компании: экономическое содержание и оценка / Г.И. Грекова, Т.С. Савина // Вестник Новгородского государственного университета. - 2011. - №69. - С. 48-52
15. Даулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка
эффективности / Г. Даулинг. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2003. - 368 с.
16. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник /
B. И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 768 с.
17. Егорова, Е.Б. Оценка стоимости деловой репутации публичных компаний / Е.Б. Егорова. - http://dlib.rsl.ru/01004925229
18. Егорова, Н.Н. Нематериальные активы в российской и международной практике / Н.Н. Егорова // Бухгалтер и закон. - 2015. - 2(174). - С. 25-42
19. Есипов, Оценка бизнеса /В.Е. Есипов, Г.А. Маховикова, В.В. Терехова. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
20. Иванов, А.Е. Анализ современных методов оценки деловой репутации /
A. Е. Иванов, Е.М. Матвийшина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». - 2009. - №21. - С. 16-21
21. Иванов, Г.Г. Деловая репутация и эффективность торговли / Г.Г. Иванов, Е.А. Майорова // Экономика и управление государством. - 2014. - №1-2. - С. 5457
22. Калинский, О.И. Анализ основных методик экономической оценки стоимости гудвилла / О.И. Калинский // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2011. - №74. - С. 196-205
23. Килинкаров, В. В. О природе деловой репутации и праве на деловую репутацию / В.В. Килинкаров // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого права). - 2007. - №1. - С. 416-438
24. Козырев, В.М. Трудовая теория стоимости и теория предельной полезности - важнейшие направления в современной экономической науке /
B. М. Козырев // Вестник РМАТ. - 2014. - №3. - С. - 46-55
25. Коласс, Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: учеб. пособие / пер. с франц., под ред. проф. Я.В. Соколова / Б. Коласс. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - 576 с.
26. Костин, А. Актуальные вопросы оценки и управления нематериальными активами / А. Костин // Имущественные отношения в РФ. - 2010. - №5(104). -
C. 46-52
27. Кривоносов, А.Д. Основы теории связей с общественностью /
A. Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
28. Лебедева, М.Ю. Признание, оценка и капитализация затрат на нематериальные активы в соответствии с МСФО / М.Ю. Лебедева // Имущественные отношения в РФ. - 2012. - №5(128). - С. 63-70
29. Луговской, Д.В. Экономико-правовые аспекты идентификации нематериальных активов / Д.В. Луговской, Т.Г. Белозерова // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2009. - №8. - С. 35-40
30. Мотылев, В.В. Западные экономисты о развитии теории стоимости /
B. В. Мотылев. - https://cyberleninka.ru/article/n/zapadnye-ekommisty-o-razvitii- teorii-stoimosti
31. Мудров, А.Н. Основы рекламы: учебник / А.Н. Мудров. - М.: Экономистъ, 2005. - 319 с.
32. Объем крупнейших региональных рекламных рынков России в первом полугодии 2017 года. - http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7882
33. Овчинникова, О.А. Историческая концепция развития прав в отношении объектов интеллектуальной собственности/ О.А. Овчинникова //
Фундаментальные исследования. - 2013. - №11(часть2). - С. 282-285
34. Овчинникова, О.А. Практика анализа эффективности использования нематериальных активов предприятия / О.А. Овчинникова // AUDITORIUM. -
2015. - №2(6). - С. 34-38
35. Официальный сайт «Бюро эффективной рекламы». - http://rekburo.ru/
36. Официальный сайт компании «Элефант». - http://elf74.ru/
37. Официальный сайт рекламного агентства «Априори». - http://www.apriori- reklama.ru/
38. Официальный сайт рекламного агентства «Grand PR». - https://www.gmnd- promotion.ru/
39. Официальный сайт рекламно-имиджевого агентства «Иероглиф». - http://ieroglyf.ru/
40. Официальный сайт рекламно-праздничного агентства «О2 Медиа». - http://o2-media.ru/
41. Официальный сайт РИА «Аист». - http://www.riaaist.ru/
42. Официальный сайт IDEAFIX GROUP. - http://ideafixgroup.com/
43. Официальный сайт RADAR Advertising. - http://radar-online.ru/
44. Оценка собственности. Оценка нематериальных активов и
интеллектуальной собственности: учеб. / А.Н. Асаул и др. -
https://e4anbook.com/book/41060.
45. Оценка стоимости бизнеса: учебник / коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Федотовой. - М.: КНОРУС, 2016. - 320 с.
46. Найфонов, А.Т. Деловая репутация как фактор повышения
конкурентоспособности предприятий малого бизнеса сферы услуг /
А.Т. Найфонов. - http://dlib.rsl.ru/01004839767
47. Нематериальные активы: возникновение категории бухгалтерского учета. - http://www.skrepo.ru/nematerialnye-aktivy-vozniknovenie-kategorii-buxgalterskogo- ucheta/
48. Паламарчук, А.С. Методы анализа и расчета эффективности нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности /
А.С. Паламарчук, Н.А. Царева // Имущественные отношения в РФ. - 2004. - №9(36). - С. 53-59
49. Посохина, А.В. Аудит нематериальных активов / А.В. Посохина // Вестник Пермского университета. - 2008. - №8(24). - https://cyberleninka.ru/artide/n/audit- nematerialnyh-aktivov-3
50. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 153н Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). - https://rg.ru/2008/02/02/buhuchet.html
51. Рейтинг крупнейших рекламодателей России по итогам 2015 года. - http://alladvertising.ru/info/biggest_advertisers_in_russia_2015.html
52. Рейтинг медиаагентств и холдингов 2017. -
http: //www.so stav.ru/ratings/mediarating2017
53. Рейтинг рекламных агентств Челябинска за 9 месяцев 2015 года. - http://chel.dk.ru/wiki/reyting-reklamnykh-agentstv#h2-0
54. Ромат, Е.В. Реклама / Е.В. Ромат. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
55. Ржаницына, В.С. Бухгалтерский учет нематериальных активов: дис.... канд. эконом. наук / В.С. Ржаницына. - Санкт-Петербург, 2006. - 23 с.
56. Самошилова, Г.М. Отражение становления теории стоимости в истории экономической мысли / Г.М. Самошилова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2003. №3. - С. 88-94
57. Седанов, А.А. Нематериальные и неосязаемые активы / А.А. Седанов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - №8(299). -
С. 140-146
58. Семенихин, В.В. Основные средства и нематериальные активы. - https: //e. lanbook. com/book/61935
59. Сироткина, Н.В. Концептуальные положения маркетингового управления рекламным бизнесом / Н.В. Сироткина, Н.А. Полева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №7(64). - С. 56-59
60. Солоненко, А. А. Понятия, виды, методы оценки и учет деловой репутации / А.А. Солоненко, Г.А. Петровская // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2014. - № 2. -
С. 110-119
61. Стерликов, Ф.Ф. Экономическая теория ценности блага как интегратор трудовой теории стоимости и теории предельной полезности / Ф.Ф. Стерликов. - http://law-j ournal.ru/files/pdf/201208/201208_27.pdf
62. Стройкин, А.С. Методические основы коммерциализации нематериальных активов России / А.С. Стройкин // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2012. - №7(94). - С. 146-150
63. Фролов, Д.В. Технологии управления нематериальными активами / Д.В. Фролов, В.М. Исаева // Вестник ОГУ. - 2011. - №13(1320). - 479-483
64. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.
65. Шхапацева, И.О. Признание и оценка деловой репутации (гудвила)
кредитной организации / И.О. Шхапацева. -
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003472427#?page=1
66. Энциклопедия паблик рилейшнз. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ- Контакт», 2009. - 300 с.