ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕЖИМЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
1.1 Структура расходов и вопросы местного значения городских округов 11
1.2 Результативность бюджетных расходов: понятия, факторы, условия
перехода к бюджетированию, ориентированному на результат ^
1.3 Методика оценки результативности бюджетных расходов ^
муниципального образования
2 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СУРГУТ
2.1 Структура и динамика расходов городского округа 47
2.2 Результативность бюджетных расходов на примере муниципальных
программ ^2
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РАСХОДАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Направления совершенствования политики управления бюджетными
- 63
расходами муниципального образования
3.2 Мероприятия по повышению результативности бюджетных расходов
муниципального образования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Состав и структура бюджетных расходов играет основную роль в макроэкономическом регулировании. От того, каким секторам экономики будет отдано предпочтение, зависит развитие экономики государства. С другой стороны, развитие экономики на определенный момент диктует необходимость выделения государственных средств одним отраслям народного хозяйства больше, чем другим. Кроме того, разрабатывая и утверждая бюджет, органы государственной власти декларируют тем самым свои намерения относительно перестройки экономики и провозглашают программу экономического развития государства на соответствующий год и плановый период.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы населения в целом. На величину и состав расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика, общий уровень экономики, уровень благосостояния народа, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы [17,18]. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.
Объектом данного исследования является бюджет города Сургута.
Предметом данного исследования является результативность использования бюджетных средств города Сургута.
Методами данного исследования являются: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, метод обобщения.
Целью данной работы является изучение результативности бюджетных расходов муниципального образования на примере города Сургута.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить структуру расходов и вопросы местного значения городских округов;
- определить понятия, факторы, условия перехода к бюджетированию, ориентированному на результат;
- провести оценку результативности бюджетных расходов на примере города Сургут;
- рассмотреть направления совершенствования политики управления бюджетными расходами муниципального образования;
- определить мероприятия по повышению результативности бюджетных расходов муниципального образования
Модернизация и инновационное развитие экономики России вызвали необходимость совершенствования бюджетной политики и бюджетных инструментов регулирования. Повышение эффективности расходования бюджетных средств является приоритетным направлением в рамках экономического развития и повышения конкурентоспособности региона. Способность исполнять расходную часть бюджета является одним из важных факторов, обеспечивающих оказание государством услуг населению в соответствии с программными документами, принятыми обязательствами и планами работ. Поэтому оценка исполнения расходов бюджета регионов является важным инструментом современной бюджетной политики государства как для обеспечения прозрачности бюджетного процесса, так и для оценки общей направленности бюджетной политики.
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории, увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. Следует отметить, что высокий удельный вес расходов на финансирование социальной сферы, а также жилищно-коммунального хозяйство и транспорта в совокупных расходах муниципальных образований характерен для муниципальных образований многих стран.
Бюджетные расходы можно определить как «процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год». В данном случае акцент делается на управленческие, процедурные моменты: в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль являются центральным элементом бюджетного процесса [5].
Целью исследования работы является изучение результативности бюджетных расходов муниципального образования на примере города Сургута. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить структуру расходов и вопросы местного значения городских округов;
- определить понятия, факторы, условия перехода к бюджетированию, ориентированному на результат;
- провести оценку результативности бюджетных расходов на примере города Сургут;
- рассмотреть направления совершенствования политики управления бюджетными расходами муниципального образования;
- определить мероприятия по повышению результативности бюджетных расходов муниципального образования
В первой главе рассматривались теоретические аспекты функционирования муниципального образования в режиме повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
Во второй главе - разобрана структура и динамика расходов муниципального образования городского округа город Сургут, выявлена результативность расходов на примере муниципальных программ «Развитие образования города Сургута на 2014 — 2030 годы», «Развитие культуры и туризма в городе Сургуте на 2014 — 2030 годы», «Развитие физической культуры и спорта в городе Сургуте на 2014 — 2030 годы», «Развитие транспортной системы города Сургута на 2014 — 2030 годы».
На основе проведенного анализа была выявлена результативность бюджетных расходов в городе Сургуте.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием
12.12.1993 г. (с поправками от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г., 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31.07.1998 № 145 - ФЗ // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
3. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов: Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
4. Официальный портал Администраци города Сургута // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admsurgut.ru.
5. Портал «Бюджет для граждан» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.budget.admsurgut.ru.
6. «О бюджете городского округа город Сургут на 2015 год и плановый период
2016- 2017 годов» Решение Думы города от 23.12.2014 №636-V ДГ //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admsurgut.ru.
7. «О бюджете городского округа город Сургут на 2016 год и плановый период
2017- 2018 годов» Решение Думы города от 23.12.2014 №636-V ДГ //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admsurgut.ru.
8. «О бюджете городского округа город Сургут на 2017 год и плановый период
2017-2018 годов» Решение Думы города от 23.12.2014 №636-V ДГ //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admsurgut.ru.
9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной
политике в 2014-2016 годах [Электронный документу/URL:
http: //www.kremlin.ru/acts/15786
10. Баранова И.В. Оценка эффективности использования бюджетных средств. / Баранова И.В. //Новосибирск: САФБД, 2012. 218 с
11. Марков С.Н. Повышение эффективности бюджетных расходов: монография / С.Н. Марков; науч. ред. О.Ю. Патласов. — Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2013. — 188 с.
12. Бушмин Е.В. Бюджет: процедуры и эффективность. — М.: Альтернатива,
2014. Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном секторе / Пер. с англ. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
13. Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / под общ. редакцией А. А. Климова. - М.: Дело, 2015. - 520 с.
14. Экономика общественного сектора / Г.А. Ахинов, Е.В. Егоров, Л.И.
Якобсон, Е.Н. Жильцов; МГУ им. М.В. Ломоносова. Экон. фак. — М.: Теис, 1998. Микроэкономика: учебник / И.И. Иванов, П.П. Петров, С.С. Сидоров,
Ф.Ф. Федоров; под ред. И.И. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 745 с.
15. Федосеев О. Бюджетирование ориентированное на результат (БОР). Нестандартный подход к управлению и планированию финансовых результатов / О. Федосеев. //Финансовый директор. - 2011 - №9 (108);
16. Тишутина О.И., Михайлов А.В. Бюджетные расходы: вопросы эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 194-198.
17. Хабаев С.Г. Ориентированное на результат бюджетирование на основе сбалансированной системы показателей // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 2. С. 117-120.
18. Сергеева Н.В. Совершенствование системы показателей планирования бюджетных расходов // Вестник Пермского университета. 2012. № 1 (12). С. 109110
19. Баранова И.В. Применение аналитических процедур в оценке эффективности использования бюджетных средств // «Сибирская финансовая школа» научно-практический журнал. 2012г. №5/70, с 134-141.
20. Батина, И.Н. БОР как инструмент повышения эффективности бюджетных услуг / И.Н. Батина, А.Ю. Тульская // Финансы. - 2015. - № 8. - С. 19-22.
21. Заболотнева, Л. К вопросу об эффективности и результативности бюджетных расходов / Л. Заболотнева, Е. Захарченко // Бюджет и финансы. -
2014. - № 2. - С. 2-6
22. Марков С.Н. Анализ мирового и российского опыта повышения эффективности бюджетных расходов // Молодой ученый. — 2015. — № 3. — С. 262—265.
23. Ананских, М. Методологические проблемы оценки эффективности бюджетных расходов / М. Ананских // Бюджет и финансы. - 2010. - № 3. - С. 18
24. Афанасьев М. П., Алехин Б. И. Программный бюджет: цели, классификация и принципы по строения // Финансовый журнал Академии Бюджета и Казначейства. 2010. № 3. C. 5-18.
25. Шимширт Н. Д. /Роль инструментов бюджетного планирования в
повышении эффективности бюджетных расходов //Журнал Вестник Томского государственного университета Выпуск№ 343 / 2011
26. Приходченко О. С. Повышение эффективности бюджетных расходов в целях социально-экономического развития территории Журнал Социальноэкономические явления и процессы Выпуск № 12 / том 9 / 2014
27. Тишутина О. И. Михайлов А. В./ Бюджетные расходы: вопросы
эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки// Журнал Проблемы современной экономики Выпуск № 4 / 2012
28. Терешин А.В. /Проблемы и основные направления повышения
эффективности бюджетных расходов в нижегородской области // Журнал Вестник НГИЭИ Выпуск № 7 / 2012
29. Шимширт Н. Д. / Проблемы разработки программных бюджетов как современное направление повышения эффективности бюджетной политики // Журнал Вестник Томского государственного университета. Экономика
30. Белов А. В. /Пространственные аспекты повышения эффективности
расходов в регионах российской федерации //Журнал Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского Выпуск № 3-3 / 2013
31. Райзберг Б. А. /Современное состояние и проблемы программно-целевого планирования и бюджетирования в России // Известия Московского государственного технического университета МАМИ Выпуск № 2 / том 3 / 2012
32. Старикова Т. В. /Проблемы и направления совершенствования оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и результативности расходов местных бюджетов (на примере Владимирской области)// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право Выпуск№ 2 / том 12 / 2012
33. Маковецкий Михаил Юрьевич/ Современные проблемы повышения эффективности бюджетных расходов //Журнал Universum: экономика и юриспруденция Выпуск № 10 (10) / 2014
34. Бушмин Е.В. Бюджет: процедуры и эффективность. — М.: Альтернатива, 2003.
35. Хатри Г.П. Мониторинг результативности в общественном секторе / Пер. с англ. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2005.
36. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М"). -