Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социализации младших школьников 7
1.1. Психолого-педагогические исследования особенностей социализации личности 7
1.2. Игровая деятельность как средство социализации в младшем школьном возрасте 17
1.3. Особенности социализации младших школьников в игровой деятельности 25
Глава 2. Экспериментальное исследование социализации младших школьников 39
2.1. Организация исследования, определение социализированности младших школьников 39
2.2. Создание социализирующей среды игровой деятельности учащихся начальных классов 46
2.3. Динамика эффективности организации работы по социализации младших школьников 54
Заключение 60
Список литературы 64
Приложения 70
Актуальность исследования. Проблема формирования и развития подрастающего поколения всегда была и будет важнейшей проблемой современного общества. В связи с тем, что происходит обновление всех сфер общества, на первое место выдвигается необходимость социализации личности человека, а именно усвоение им с раннего возраста ценностей общества, в котором ему предстоит жить. М. Земская считает, что социализация - это процесс усвоения человеком социальных знаний, форм, ценностей и ролей, благодаря чему он способен осуществлять свою деятельность в данной конкретно-исторической обстановке [32].
Социализация младших школьников происходит через включение их в реальные отношения друг с другом, с семьей, окружающими людьми, школой, с миром - посредством природы и средств массовой информации.
В каждый период человек приобретает что-то новое, уникальное. Младший школьный возраст - не исключение. Да, по сравнению с подростковым, этот период не сопровождается таким ярко выраженным кризисом и изучается менее интенсивно. Однако именно здесь происходит очень важный переход - учебная деятельность впервые становится ведущей, а большинство психических процессов - произвольными. Общение со сверстниками также меняется. Ребенку предстоит принять множество новых правил, норм, и здесь участвует такой процесс, как социализация - активное вхождение в социальную среду.
К нему относится не только то, что усвоено именно в младшем школьном возрасте благодаря школе, но и то, что было заложено до - родителями, воспитателями в детском саду. Не только было заложено, но и принято ребенком, как свое собственное. Можно увидеть, что социализация - достаточно сложный двусторонний процесс. Он, также как и развитие, идет непрерывно в течение всей нашей жизни.
Исследование социализации является одной из самых актуальных проблем, к которой обращаются представители многих наук. Это происходит в связи с резким изменением социальной ситуации в нашем обществе и, соответственно, отсутствием стабильности. Людям всегда нужны ориентиры, которые они могу принимать или не принимать, но обязательно считаться с ними. Сейчас такие общепринятые эталоны отсутствуют или подменяются ложными. Особую трудность вызывает формирование такого аспекта социализации, который связан с выработкой активной позиции, со стремлением самоактуализироваться именно в этой действительности.
Ведущей деятельностью младшего школьника является учение, однако игра - наиболее естественное средство усвоения знаний. Именно с помощью игры ребёнок глубже познаёт мир, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, находить средства её реализации (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, О.С. Газман, В.В. Давыдов, А.В. Мудрик, Г.И. Шукина и др.). Вместе с тем, в теории игры недостаточно исследований ее использования как средства формирования социализации учащихся. Выявленные недостатки в теории и практике в аспекте формирования социализации младших школьников, а также недостаточная разработанность проблемы активизации их в игровой деятельности позволили выявить ряд противоречий между: существующей потребностью поиска эффективных условий формирования личности учащегося в аспекте развития ее социализации, выступающей активным субъектом педагогического взаимодействия, и преобладанием авторитарного подхода в практическом решении данной проблемы; объективной необходимостью формирования социализации младших школьников, придания ей игровой характера и недостаточным организационно-методическим и психолого-педагогическим обеспечением данного процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Данная проблема глубоко изучалась во многих областях наук. Изучение литературы показало, что проблема социализации младших школьников рассматривается в исследованиях следующих ученых: Г. М. Андреевой, Е. И. Артамоновой, В. Ф. Бородулиной, М. А. Галагузовой, Н. П. Ивановой, А. В. Мудрика, Е. М. Таболовой, В. М. Целуйко, Т. И. Шульги. Однако исследований, посвященных формированию социализации младших школьников в игровой деятельности проведено недостаточно.
Проблема исследования, каковы особенности формирования социализации младших школьников в начальной школе?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить программу по организации успешной социализации младших школьников средствами игровой деятельности.
Объект исследования - процесс социализации младших школьников.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство социализации младших школьников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования социализации младшего школьника будет осуществляться более успешно, если:
- включить школьников в реальные отношения социальной значимости;
- регулировать взаимоотношения младших школьников и взрослых в игровой деятельности;
- оптимизировать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- определить особенности социализации детей младшего школьного возраста;
- выявить особенности игровой деятельности, способствующие становлению социализированности младших школьников;
- подготовить методические рекомендации по организации досуга младших школьников, с целью повышения уровня социализированности младших школьников средствами игровой деятельности, разработать программу «Делу - время, потехе - час».
Цель и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, методической) и учебно-методической литературы;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего
и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический анализ.
База исследования МБОУ «Лицей №149» г. Казани.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Социализация понимается как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Первая сторона процесса - усвоение социального опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности.
Осуществляется социализация посредством институтов, отдельных людей и групп, которые называются агентами социализации. Количество их весьма велико, однако основными принято считать семью, образовательные институты и все расширяющую свое влияние в современном обществе информационную среду.
Процесс социализации находится в фокусе многих направлений как социологии, так и психологии. В рамках французской социологической школы социализация понималась как приспособление личности к господствующим в обществе идеологическим и нравственным нормам. Основным механизмом социализации признавалось подражание. Социализация в рамках постнеклассического направления в психологии рассматривается как процесс, в ходе которого происходит не только создание субъективного образа мира, но и частично и самой реальности. В рамках психоанализа социализацию можно определить как внешний по отношению к личности процесс вхождения ребенка в задаваемые обществом рамки. Большое значение в этом процессе придается детству и характеру отношений ребенка с матерью. Процесс социализации в бихевиоризме определяется как приобретенный в течение жизни опыт, накопленный набор моделей поведения. Ключевым фактором признается внешнее окружение, взаимодействие с другими людьми. Рассмотрение процесса социализации в отечественной психологии начиналось с изучения коллективов, которые «воспитывали более высокий тип личности». Дальнейшие исследования социализации предполагали все большее и большее значение личностных факторов в этом процессе.
Младший школьный возраст - период в жизни ребенка с 6-7 до 11-12, который характеризуется появлением нового вида деятельности - учебной. Все психические процессы в этом возрасте опосредованы развитием интеллекта. Личностное общение в этот период зависит от успешности в школьном обучении, отношения учителя и отметок. Учитель воплощает для ребенка требования и ожидания общества. С другой стороны, общение делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, а также стимулирует их учебу.
Представители разных психологических концепций имеют свои представления о процессе социализации в младшем школьном возрасте. В рамках психоанализа этот период описывается как благоприятный для построения отношений со сверстниками и принятия приписанных культурой обязанностей в школе или обществе. Для сторонников когнитивной теории фокусом исследований является формирование представлений о морали и появление Я-концепции. В рамках теории социального научения были открыты закономерности научения определенным формам поведения в различных социальных ситуациях.
Процесс социализации в младшем школьном возрасте включает в себя несколько компонентов. Во-первых, социальное познание - осознание того, по каким принципам и правилам существует мир людей и как они взаимодействуют между собой. Во-вторых, появление Я-концепции и устойчивой адекватной самооценки. В-третьих, нравственное развитие, в процессе которого нормы вначале принимаются детьми как вечные и незыблемые, а далее определяются как продукт согласования людей, которые можно изменять.
Агентами социализации в младшем школьном возрасте выступают: школа, информационная среда, родители и другие взрослые, а также сверстники. Школа производит целенаправленную подготовку ребенка в качестве гражданина того общества, в которое он вступает. Меняются отношения младшего школьника с родителями: несмотря на сохранение контроля с их стороны, он становится более тонким, а также у ребенка развивается самоконтроль. Этот возраст является благоприятным для построения крепких дружеских отношений, благодаря появлению способности смотреть на вещи глазами других людей.
Активно разрабатываемым сейчас вопросом является влияние информационной среды на социализацию. Однако единого мнения по поводу воздействия и телевидения, и компьютера, и интернета на процесс социализации младшего школьника пока не существует. На данный момент исследователи сходятся только в одном: это воздействие в значительной степени зависит от семейной среды, той социально - психологической атмосферы, в которой растет ребенок.
В ходе экспериментально исследования было установлено, что на констатирующем этапе у младших школьников преобладала низкая степень социализированности. Это значит, что у большинства младших школьников имеются проблемы в социализации в обществе. По таким критериям, как «Неприятие себя», «Неприятие других» у младших школьников наблюдаются высокие оценки, что подтверждает наличие определенных проблем со сверстниками и ближайшим окружением.
В качестве средства формирования социализации младших школьников в игровой деятельности нами предложена и реализована программа социализации младших школьников «Делу - время, потехе - час».
Программа разработана и составлена для детей младшего школьного возраста. В основу программы положены идеи и мысли Н.Е. Щурковой и О.Газмана.
Предлагаемая нами программа позволяла осуществить данную задачу, т.к. представляла собой систему работы по организации празднично - игрового досуга младших школьников.
Установлено, что на контрольном этапе исследования стала преобладать высокая степень социализированности младших школьника, это значит, что у большинства младших школьника не диагностированы проблемы в социализации в обществе.
Итак, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что процесс формирования социализации младшего школьника будет осуществляться более эффективно, если:
- включить школьников в реальные отношения социальной значимости;
- регулировать взаимоотношения младших школьников и взрослых на основе игровой деятельности;
- гармонировать права ребенка на основе взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.
1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация (введение в интерпретивную социологию). СПб., 2000
2. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.-479с
3. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение
школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /
3. М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002
5. Андриенко Е. В. Социальная психология. М.: Академия, 2004
6. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М., 2007
7. Бабаян А.В. Региональное телевидение и формирование ценностных ориентаций старшеклассников. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. - 27 с.
8. Барсукова И.Г. Педагог-психолог в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [Текст]: Методическое пособие для школьных психологов / И.Г. Барсукова, М.В. Токарева. - Пермь, 1998. - 80 с.
9. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000
10. Белинская Е.П., Стефаненко Т,Г. Этническая социализация подростка. М; Изд-во МПСИ. Воронеж: НПО «Модэк», 2000
11. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001
12. Белкина В.Н. Диалог ребенка со сверстником: общие проблемы детского сада и начальной школы // Начальная школа. 2003. №7. с. 9-17.
13. Бикметов, Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида [Текст] / Е.Ю. Бикметов // Социологические исследования - 2007. - №9. - С. 86-92.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - СПб., Питер, 2008 г
15. Вайнер Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся // Валеология. 2003. №2
16. Венгер А.Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. 2001. №1. с. 23-25.
17. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. в 6 т. - М.,2004
18. Гаврилюк Н.П. Формирование волевых качеств младшего школьника как условие его развития и успешности в обучении: Автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.07, 19.00.13 / Ленингр. Гос. Ун-т им. А.С.Пушкина. СПб, 2006. 18 с.
19. Газман О.С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя //Вестник образования. М., 1991. С.24-41.
20. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 2001. - 104 с.
21. Гогузева Т. С. Особенности процесса социализации в современном российском обществе // Вестник ВЭГУ. 2010. № 4. С. 91 - 96.
22. Головнева Е.В., Головнева Н.А. Взаимодействие семьи и школы в
воспитании детей: учебно-методическое пособие для студентов.
Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. 217 с.
23. Головнева Н.А., Домашенко А.С. Работа с родителями как важнейшее направление деятельности образовательной организации в современном социуме // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 117.
24. Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация:
психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. №6 (20). С. 2. URL:
http://psystudy.ru
25. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. - М., 1991.
26. Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 2003
27. Гусельцева М.С. Взаимосвязь культурно-аналитического и историко-генетического подходов к изучению социализации и становления идентичности в психологии [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6, №27. С. 2. URL: http://psystudy.ru
28. Долгова В. И., Долгов П. Т. Акмеология управления (на примере инновационной деятельности кадров государственной службы). - Челябинск: ЧГПУ, 2000. - 380 с.
29. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. М., 2002
30. Еремина Ю.С. К вопросу о нравственном воспитании младших школьников // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2016. - № 8-1. - С. 36-38.
31. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Г. Зайнышев. - М.: Владос, 2012. - 240 с.
32. Земская М. Семья и личность. М.: Прогресс, 2004. 112 с.
33. Иванова, Н.П. Социализация детей в современных условиях [Текст]: (об изменении стратегий и моделей воспитания детей в современной российской семье) / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. - 2012. - №3. - С. 109-117.
34. Казакина М.Г. Школьная жизнь в России и Америке. Воспитание человечности. - СПб, Книжный Дом, 2006 г. 241 с.
35. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы,
отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. - 2013. - № 1.
36. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003
37. Конвенция о правах ребенка [Текст] (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.) // СПС Консультант Плюс.
38. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ)) // СПС Консультант Плюс.
39. Концепции социализации и индивидуализации в современной психологии / Под ред. Т.Д. Марцинковской - М., 2011
40. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2011
41. Кукушин В.С. Теория и практика воспитательной работы. - М.- Ростов-на-Дону, Изд.центр МарТ, 2004 г.
42. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1998
43. Курбатов, А.В. Социализация подростков в современном обществе / А. В. Курбатов // Педагогика. - 2009. - №3 - С. 62-65.
44. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1998. с. 21-42.
45. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. //Педагогика.-2000.- №7.-С.3
46. Манукян Э. А. Семья и социализация детей // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 1. С. 114 - 117.
47. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте. М., 2013
48. Марцинковская Т.Д. Психология развития. М., 2007
49. Марцинковская Т.Д. Психолого-педагогические условия
личностного роста и социализации детей. М., 2002.
50. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2002
51. Миллер О.М., Ядрышникова Т.Л. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу. - Красноярск, 2001. с. 132-147.
52. Мудрик А. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика, 2005. - № 4. С. 55
53. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М.: Сентябрь, 2007
54. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2000
55. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2000
56. Набиуллина В. Р. Основные направления анализа процессов социализации ребенка в семье // Дополнительное образование и воспитание. 2009. № 6.
57. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004
58. Осипов Г.В., Кабыща А.В. Социология. М., 2005. 235 с.
59. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка - М., 2010
60. Прихидько А.И. Эмоциональная социализация: содержание и
механизмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. №4 (6). URL: http://psystudy.ru
61. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990
62. Психологический словарь Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990
63. Реан А.А.Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2006
64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 720 с.
65. Смелзер Н. Социология. М., 1994
66. Смирнова Е.О. Психология ребенка; Учебник для педагогических училищ и вузов. М., 1997
67. Социальная психология: хрестоматия / Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М., 2003
68. Спиваковский А.С. Игра - это серьезно. - М.: Просвещение, 2001. - 148 с.
69. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2009
70. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М., 1999
71. Шипилов К. А. Целостная природа человека и проблема социализации ребенка // Мир психологии. 2004. № 4. С. 18 - 2.
72. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2009. - 243 с.