Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации

Работа №64219

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1 Направления, формы и методы государственной поддержки
агропромышленного комплекса 11
1.2 Организационно-экономический механизм функционирования
агропромышленного комплекса 24
1.3 Нормативно-правовая основа государственной поддержки
агропромышленного комплекса в Российской Федерации 42
1.4 Особенности государственной поддержки агропромышленного
комплекса (отечественный и зарубежный опыт) 49
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЫ 65
2.1 Аналитические показатели состояния аграрной промышленности в
Российской Федерации 65
2.2 Проекты и процессы Государственной программы развития сельского
хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы 70
2.3 Показатели функционирования агропромышленного комплекса
Челябинской области 88
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРАРНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 100
3.1 Разработка эффективного механизма государственного регулирования сельскохозяйственного производства 100
3.2 Разработка алгоритма оценки эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения для определения возможности и
необходимости оказания государственной поддержки
землепользователям 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная поддержка является одной из форм государственного управления агропромышленным комплексом.
Ряд ученых под понятием «государственное управление» понимают систему взаимодействия субъектно-объектных отношений, где субъектом является государственная система органов власти и государственных должностных лиц, а источником власти выступает гражданское общество. К специфическим свойствам государственного управления относят его всеобъемлющий характер воздействия на все общество, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики [4, 7, 23]. В данном случае специфика состоит в субъекте управления (государство), властных полномочиях субъекта управления (законы, нормы, имеющие силу государственного принуждения), решении общих дел и согласование общих интересов общества. Само понятие «государственное управление» указывает на особую сферу социальных взаимодействий, которые находят свое выражение в институтах государственной власти.
Некоторые авторы [47, 51, 112] предлагают рассматривать государственное управление, как систему мер законодательного, исполнительного (административного) и контролирующего характера. Здесь речь идет о государственных институтах (парламент, правительство, суды, прокуратура). Каждый государственный институт осуществляет процесс управленческого воздействия присущими ему полномочиями. В данном контексте мы видим институциональный подход к определению термина «государственное управление».
По степени государственного регулирования экономической жизнью сложились различные школы: меркантилизм (Т. Мэн, А. Монкретьен),
классическая школа политической экономии (А. Смит), марксистская школа (К. Маркс), кейнсианская школа (Д. Кейнс), монетаризм (И. Фишер, М. Фридмен).
Меркантилисты источник богатства для страны видели в сфере обращения, при этом государство, по их мнению, должно воздействовать на экономические отношения путем поощрения экспорта и защиту отечественного производства от импортных сделок. [2, c.10-36]
Классик буржуазной политической экономии А. Смит считал, что государство должно обеспечивать экономическую свободу, безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры и делать то, что человек не может сделать самостоятельно или делает это неэффективно.
Кейнсианская школа исходила из того, что государство должно активно вмешиваться в экономику, так как у свободного рынка нет механизмов вывода ее из кризиса, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса.
Монетаристская школа политической экономии основана на отказе государства от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение, на воссоздании классического механизма накопления.
Орешин В.П. рассматривает термин «государственное регулирование экономики», как воздействие органов государственной власти на процессы воспроизводства экономики для достижения благосостояния всех членов общества. Ученый отмечал, что воздействие государства на экономику носит, во- первых, объективный характер независимо от степени вовлечения государства в процесс ее регулирования; во-вторых, система государственного регулирования рыночного хозяйства является важным дополнением к механизмам саморегулирования рыночной экономики и самоадаптации хозяйствующих субъектов. [91]
В рыночных условиях государство призвано защитить права производителей и потребителей посредством законодательного регулирования. Речь идет об охране прав собственности, антимонопольном регулировании, защите прав потребителей, охране интеллектуальной собственности и других категорий. В данном контексте необходимость государственного регулирования обусловлена правовым обеспечением функционирования экономики, удовлетворением общественных потребностей, защитой от стихийных бедствий и иных природных аномалий. Государственное регулирование экономики - это меры организационно-распорядительного и контролирующего характера, осуществляемые органами государственной власти в целях поддержания сбалансированности развития отраслей и сфер национального хозяйства страны. [10, с. 13]
По мнению Новосельцевой Г.Б. экономической предпосылкой становления государства выступила потребность в формировании из совокупности образовавшихся в ходе эволюции экономики мезоподпространств единого экономического пространства - основы общественного воспроизводства, обеспечивающего его целостность, как базовой системы общества. К компонентам экономического пространства автор относит разделение труда, специализацию, обмен, а также нормы, правила, традиции. [85, с. 14-15]


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.
В Российской Федерации определены приоритеты государственной аграрной политики, которые условно поделены на два уровня. К первому уровню относятся: производство молока и мяса; повышение доходов
сельскохозяйственных товаропроизводителей; устойчивое развитие сельских территорий, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания для уязвимых слоев населения; мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий; обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.
Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления: развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство; экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия; наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка; минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны.
Основным инструментом государственной поддержки агропромышленного комплекса является выделение дотаций, субсидий и компенсаций.
Форма государственной поддержки агропромышленного комплекса с 2013 года в РФ является Государственная программа развития сельского хозяйства, которая, согласно Постановлению №1544 Минсельхоза России от 13.12.2017 г., с января 2018 года переведена на проектное управление.
ряд ведомственных целевых программ. К процессной части Госпрограммы отнесены мероприятия, которые сгруппированы по подпрограммам.
В развитых странах мира государственное регулирование сельскохозяйственного производства направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия производственного потенциала сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Аграрный сектор привлекателен для инвесторов, и вместе с тем, в силу своей специфики (низкая рентабельность, зависимость от природных явлений и изменений климата, затратоемкость, низкий уровень кооперации и, как следствие, ценовой демпинг) и благодаря важной роли в национальной продуктовой безопасности, требует постоянной серьезной государственной поддержки.
Практически по всем видам производимых в РФ продуктов в 2017 году наблюдается рост, за исключением некоторых продуктов заморозки и некоторых категорий молочных продуктов.
Динамика урожайности отрицательная по всем видам сельскохозяйственных культур. Особый спад наблюдается в 2016 году по «лидерам» зерновых культур прошлых лет: гречиха, пшеница, рожь, кукуруза, овес. Резко снижается урожайность масличных культур в 2016 году. Стоит обратить внимание на качество сельскохозяйственных земель, их плодородность и мелиорацию.
14 июля 2012 года Правительством Российской Федерации была принята стратегически важная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. 13 декабря 2017 года в Государственную программу были внесены серьезные изменения, которые подразумевают строго целевые проектные вложения средств.
Общий объем финансового обеспечении Программы, распределенный по годам, выглядит весьма равномерным. На федеральный бюджет за весь период Программы ложится максимальная нагрузка, также примерно в равных объемах ежегодно в течении всего горизонта планирования.
сельскохозяйственных угодий, ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель и защита земель от водной эрозии, затопления и подтопления.
На предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий запланировано направить 19 684 103 тыс. руб. и ожидается, что будет сохранено 484 075,6 гектаров угодий. Эти проекты можно назвать приоритетными, так как на них направлено 65,9% запланированных средств.
Если проанализировать соотношение затрат и ожидаемых результатов по инвестиционным направлениям, то наименее затратоемкие вложения в превентивные проекты (40,7 руб. на гектар земельных угодий), наиболее затратоемкие - проекты по распространению мелиорации (172,3 руб. на гектар), что вполне объяснимо, данные проекты чаще всего требуют технической модернизации оборудования. Защитные проекты тоже средние по уровню затратоемкости - 54,2 руб. на гектар земельных угодий.
На устойчивое развитие сельских территорий всего запланировано направить 89 052,3 млн. руб. Наибольшую часть (более 40%) в этих средствах занимают затраты на Развитие сети автомобильных дорог. Более 20% будет направлено на улучшение жилищных условий граждан, проживающих на селе. То есть социально и экономически значимые варианты расходования средств включены в программу в достаточном объеме.
Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий в Челябинской области на 2014-2020 годы» разработана с целью повышения уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности, на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских населенных пунктов.
Эффективность использования бюджетных средств в Челябинской области за 2016 год ожидается равной 0,97, что указывает на низкую эффективность.
Достижение индикативных показателей по растениеводству ожидается равной 0,9 - что показывает на низкий уровень достижения показателей. По остальным указанным направлениям деятельности ожидается превышение целевого значения.
Челябинская область является исполнителем государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области на 2017 - 2020 годы
Основная цель государственной программы - обеспечение продовольственной безопасности Челябинской области и повышение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития агропромышленного комплекса, создания благоприятной среды для развития предпринимательства и повышения уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности.
Основные формы и методы государственного регулирования АПК направлены на прямую (проектную) поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В выпускной квалификационной работе предлагается новое направление государственного регулирования АПК, суть его состоит в приоритетности государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, не снижая уровня существующей поддержки индивидуальных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации малых сельскохозяйственных организаций создаст условия для роста объемов производимой продукции, а за счет этого на каждую дополнительно произведенную единицу продукции будет меньше постоянных затрат. При мелкотоварном производстве сельскохозяйственные организации, не имея собственных каналов сбыта произведенной продукции, вынуждены продавать ее по заниженным ценам, которые не окупают издержки.
Экономическая целесообразность государственной поддержки по стимулированию создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов определяется расширением рынка сбыта производимой продукции. Крестьянские (фермерские) хозяйства, войдя в такую структуру, получают возможность государственной поддержки в сбыте всей произведенной продукции, получают финансовую помощь и поддержку, а значит, появляются условия расширенного воспроизводства и получения большей прибыли. Крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, малые сельскохозяйственные организации, а также личные подсобные хозяйства, осуществляют паевые взносы и получают возможность участия в распределении прибыли от реализованной продукции, происходит усиление партнерских и деловых связей.
В целях развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации предлагается формировать двухуровневую систему взаимодействия сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На уровне муниципальных районов края личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся агарным бизнесом, и малые сельскохозяйственные организации с численностью работников не более 60 человек объединяются в потребительские кооперативы первого уровня по направлениям, соответствующим интересам их участников (садоводческие, снабженческо-сбытовые, животноводческие и т.д.).
Для совместного обслуживания своей деятельности, возможности пользования кредитными ресурсами, созданные в муниципальных районах кооперативы первого уровня, объединятся в сельскохозяйственные потребительские кооперативы второго уровня. Данные кооперативы формируют залоговую базу и выступают поручителями перед банками для возможности заключения кредитных договоров.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы второго уровня взаимодействуют в интересах нижестоящего уровня кооперативной системы: с крупными торговыми сетями по вопросам поставки сельскохозяйственной продукции; с районными фермерскими ассоциациями по вопросам снабженческосбытовой деятельности, поставкам сельскохозяйственной продукции и сырья, формирования финансово-экономической инфраструктуры малого агробизнеса; с организацией Центросоюз России, с районными потребительскими обществами по вопросам совместной организации ярмарок, предоставления мест на оптовых и розничных рынках и переработки сельскохозяйственной продукции; с крупными агропромышленными организациями и торговыми сетями по вопросам поставки сырья, готовой продукции, заготовительной деятельности.
В выпускной квалификационной работе предложены алгоритм и критерии по допустимому уровню снижения урожайности на единице используемого земельного участка, проведение обязательных мер по повышению плодородия почв и увеличению гумусового слоя для всех выявленных проблемных территорий.
На основе сопоставления полученных данных определяется рост или снижение показателя в пределах хозяйства. В том случае, если по всем трем показателям результаты оценки соответствуют нормативным значениям, то оцениваемая сельскохозяйственная организация признается эффективным землепользователем и ей предоставляются дополнительные льготы.
На основе собранных данных областные органы управления АПК смогут проводить группировки сельскохозяйственных организаций по зональной классификации и выявлять факторы снижения почвенного плодородия с целью их дальнейшего мониторинга.
Благодаря разработанным мерам в Российской Федерации получит свое развитие полезная и необходимая категории ««ответственное земледелие».



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ