Введение 3
Глава I. Теоретические исследования статуса мужчины в языке 9
1.1. Неязыковые принципы изучения статуса мужчины 9
1.2. Генезис исследования статуса мужчины в трудах отечественных и
зарубежных ученых 13
1.3. Понятие гендера и пола 22
Выводы по главе I 31
Глава II. Объективация лингвокультурологических гендерных особенностей 35
2.1. Образ мужчины в литературе 35
2.2. Образ мужчины на политической арене 44
2.3. Тематические группы маскулинности 52
Выводы по главе II 63
Заключение 67
Список использованной литературы
Г ендерная лингвистика относится к числу самых популярных направлений современности. Глобальный интерес к данной науке возник при изучении новых закономерностей в теории и практике гендера. Самая значимая причина - это умение гендера управлять представителями слабого и сильного пола на микро- и макросоциальном уровне. На макросоциальном уровне он иерархически строит социальную систему, измеряет базовую структуру общества совместно с возрастными и психологическими показателями (Здравомыслова, Темкина, 1997). Кроме того, гендер обладает способностью классового распределения индивидов, получается, что данное явление выступает как фактор социального неравенства в зависимости от пола человека.
Индивид не задумывается над тем, что зачастую причина проблем его профессиональной и социальной реализации кроется в гендерной принадлежности. В этом заключается одна из серьезнейших проблем современности. Можно сказать, что стереотипы в нас заложены на микросоциальном уровне, учитывая факт, что они укореняются в сознании человека еще с раннего детства. Данные стереотипы передаются из поколения в поколение и действуют на постоянной основе. Согласно Н.П. Дубинину, в природу человека заложены две программы наследственности - биологическая и социальная. Вторая программа наследования не отражена в генах, но выступает как внутренний фактор развития личности. Следовательно, существующая гендерная культура способствует восприятию созданных на основе гендерных представлений норм и правил взаимных отношений между полами как естественных (Дубинин, 1971).
Можно сказать, основываясь на указанных закономерностях, что гендерные стереотипы посредством укоренившихся норм и культуры управляют людьми. На основе приобретенных человеком гендерных представлений и гендерных стереотипов, они выстраивают систему своих взаимоотношений с окружающим миром. Через взаимодействия данные стереотипы получают подтверждение принятым в культуре правилам и нормам, касающихся специфически ценностного характера взаимодействий между представителями разных полов. В итоге стереотипы и представления не только становятся сильнее, но и выступают как ориентиры сила в его взаимодействии с другими индивидами. Суть заключается в том, что гендер имплицитно указывает на показатели, какими должны быть мужчины и женщины как представители гендерных групп, пола: в каких сферах реализовывать свой потенциал, какой деятельностью заниматься, какими чертами характера обладать.
В 70-хх гг. XX века появилось такое понятие как «кризис маскулинности». В понятие «маскулинность» входят поведенческие и психологические особенности мужчины. Представители сильного пола перешли к переосмыслению своей роли после длящейся многие десятилетия, и даже века, борьбы женщин за право быть равнозначным субъектом в политической, экономической и других сферах общественной жизни. Можно сказать, что мужчины постепенно начали осознавать, что изменившиеся социальные условия и их действительные потребности входят в противоречие с традиционной моделью маскулинности. Следовательно, «быть настоящим мужчиной» - в настоящее время, это одна из самых сложных и запутанных задач, однако ставится она перед каждым субъектом мужского пола практически с детства и от ее решения зависят и успешная самореализация, и личное счастье человека, а, в конечном итоге, и здоровье нашего общества (Хитрук, 2013).
Данная проблема стала объектом научных исследований недавно, и здесь прослеживаются разные методологические подходы, которые, безусловно, оказывают существенное влияние на формирование целостной и завершенной современной парадигмы «маскулинности».
Некоторые исследователи видят проблему в отсталости мужчин во временных рамках как гендерного класса или социальной группы. Их представления о настоящем облике мужчины не соответствуют тем стереотипам, которые укоренились в тот или иной промежуток времени. В результате, приходится пересматривать свои действия, стиль поведения и даже, в каком-то смысле, отношение к сложившемуся стереотипу.
Другие авторы, наоборот, призывают мужскую половину человечества возвратить привычную и, главное, естественную форму поведения, забыв про сложившиеся стереотипы.
Данные споры по своей сути не новы, так как представители сильного пола являлись господствующей силой общества, по крайней мере, в его публичной сфере, нормативные нормы маскулинности и образ «истинного мужчины», как и все другие фундаментальные ценности «настоящая дружба», «вечная любовь», «искренняя радость» и т.п., всегда идеализировались и проецировались в прошлое.
Количество выпускаемых книг, посвященных мужским проблемам, до середины 80-х годов XX века можно было пересчитать по пальцам. Выпускались только публикации медикобиологического характера. Позже стали появляться издания, охватывающие новые темы и отрасли знания. В свет вышло огромное количество серийных публикаций, а некоторые хрестоматии стали бестселлерами. К примеру, книги Майкла Киммеля и Майкла Месснера «мужские жизни» с 1989 по 1998 гг. переиздавалась массовым тиражом четыре раза. Наиболее полная библиография литературы о мужчинах и маскулинности, составленная и регулярно переиздающаяся Майклом Футом (Австралия) состоит из 50 разделов и насчитывает больше 3000 названий.
Небывалую популярность приобрели журналы для мужчин. В них описывалась масса новой интересной информации о разных сторонах и аспектах мужского бытия. Тем не менее, соотношение понятий «мужская жизнь» и «маскулинность» остается спорным. К «мужским исследованиям» обычно относят предметную область знания, которая охватывает все то, что касается мужчин, включая биологию мужского тела и т.п. Это мужской аналог феминологии можно было бы назвать социальной андрологией. Маскулинность же чаще понимается как особая общественная идентичность, существующая исключительно в определенных группах общества и изменяющаяся вместе с ним.
Стереотип маскулинности проявляется разными способами в сфере занятости, в творческой, научной, политической, экономической деятельности. Эти способы и влияют на восприятие «мужского». Наше исследование посвящено изучению лингвокультурологических аспектов, а именно, как возникли данные стереотипы, какие предпосылки и последствия они имели, какие из них остались и по сей день. На основе материалов современных СМИ, художественной литературы и выступлений известных политических деятелей мы выявили основные лексические и синтаксические показатели проявления социального неравенства через гендер.
Объект исследования - маскулинность как комплекс психических, поведенческих и лингвистических особенностей в странах с аналитическим строем языка.
Предмет исследования - лексические и синтаксические приемы и способы изображения статуса мужчины в английском, испанском и других языках аналитического строя.
Цель работы - дать подробную характеристику лексическим и синтаксическим способам передачи языкового отношения к статусу мужчины.
Задачи:
1) Изучить гендерную лингвистику как науку
2) Исследовать лингвокультурологические аспекты маскулинности
3) Провести лингвистическое исследование на выявление типов маскулинности
4) Исследовать отношение социума к представителям мужского пола в литературе, политике и СМИ
5) Проследить, как статус мужчины отражает менталитет общества.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время наблюдается явный перекос в сторону фемининных исследований, наметившийся в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых. Создается необходимость внести равновесие изучением маскулинной области. Концептуальная и теоретическая неопределенность общего понятия «мужественность», обычно распадающегося на множество разрозненных, нестыкующихся типов «типично мужского», требует дополнительного исследования.
Новизна работы: попытка обобщения, классификации и
характеристики мужских гендерных номинаций, ярко представленных в литературе и СМИ, и объединенных общим семантическим признаком (обозначающих виды маскулинности), выявление отношения общества к данным видам.
В работе использовались следующие методы исследования: метод контекстуального анализа, описательно-аналитический метод, системнофункциональный анализ языковых единиц.
Материалом для данной работы послужили научные работы Кирилиной А.В., Нурсеитовой Х.Х., статьи из современных англо- и испаноязычных журналов, художественная литература Англии, Испании и Нидерландов.
Теоретическую и методологическую базу данного исследования составили труды следующих отечественных и зарубежных лингвистов: Здравомыслова Е.А., Ильиных С.А., Лакер Т., Кирилина А.В., Щербакова
О.А., Цыбикова С.Ц., Трофимова Е. И., Карасик В.И., Лакофф Р.
Настоящая выпускная квалификационная работа прошла апробацию на студенческой конференции, посвященной Неделе науки НИУ «БелГУ» 18 апреля 2018 года, и была опубликована в сборнике научных студенческих работ.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, формируются цели, задачи и методы исследования, а так же предоставляются теоретические и методологические базы.
В Главе 1 описывается природа маскулинности, раскрывается понятие «гендер», его классификация и языковые средства создания стереотипа маскулинности.
В Главе 2 приводится характеристика практического материала исследования, рассматривается гендерный аспект в англоязычных, испаноязычных и нидерландоязычных журналах, книгах и телепередачах, описываются языковые средства выражения маскулинности в языках, производится сравнительный анализ данных средств.
В Заключении выпускной квалифицированной работы обобщены результаты проведенного теоретического и практического исследования, сформулированы основные выводы.
С древнейших времен мужчина воспринимался как завоеватель и охотник. Данный статус значительно превосходил женский и господствовал на протяжении многих столетий. Лишь к XX веку женщины получили достаточно прав, чтобы стать равными мужчинам. К моменту господства в мире феминизма появилось такое направление в лингвистике как «гендерная лингвистика», а после ученые начали использовать термины «маскулинность» и «фемининность». К XXI веку было проведено довольно много исследований, посвященных как роли мужчины, так и роли женщины в языке. Выделялись различные подходы, стереотипы и теории социализации индивида. В семантике гендерных номинаций маскулинности было выявлено доминирование личностных характеристик, а именно, оценка характера и поведения.
Нами был проведен ряд исследований, как при помощи лексических и синтаксических средств может выражаться социальная роль мужчины в политической сфере, какие средства выразительности отражают эту роль в художественной литературе, а также как прослеживается связь маскулинности с социумом через сеть Интернет, иностранные журналы и иные СМИ.
По словам Отто Есперсена, женщины больше предпочитают эллипсы (намеренный пропуск слов) и паратаксис, а мужчины чаще употребляют периоды и гипотаксис. Ученый, основываясь на данном предположении, делает выводы, что мужчины умственно превосходят женщин, однако эта теория была опровергнута лингвистами через полвека.
В. Лабов установил, что мужчины менее склонны к использованию престижных разновидностей произношения. Эта склонность отдаляет мужчин от речевого стиля среднего класса и сближает с стилем общения в рабочих кругах.
Во время анализа одушевленных и неодушевленных существительных в английском языке выяснилось, что, несмотря на отсутствие гендерных маркеров, неодушевлённым и абстрактным существительным
приписываются референтные признаки, трактуемые как «маскулинные» и «фемининные». Например, названия красивых и грациозных животных соотносятся с женским родом, а названия сильных и агрессивных - с мужским. Приписывание женского рода может осуществляться на основании отрицательных качеств (слабость и хитрость), а приписывание мужского рода может быть позитивным (сила и масштаб) и негативным, при репрезентации предмета как чего-то огромного и неприятного.
При исследовании литературы мы наткнулись на одну особенность авторов раскрывать героев-мужчин ближе к середине произведения. В начале, создается впечатление о персонаже как о грубом, неотесанном мужлане, а вскоре раскрывается его истинный образ чуткого, любящего и благородного человека. Облик главного героя, представленного мужчиной, раскрыт посредством таких прилагательных как «dangerous», «strong», «dashing», «proud», «disagreeable».
В настоящее же время в современной литературе царят три образа истинного мужчины: техносексуал, ретросексуал и уберсексуал. Помимо этого, многие англо- и испаноговорящие издатели в своих журналах преподносят читателю следующие тематические группы: Don Juan; Mr President; Macho; Metrosexual; Retrosexual; Technosexual; Kidalt; el heroe; Emoman.
На политической арене мужчина как занимал, так и продолжает сосредотачивать власть в своих руках, не смотря на существование некоторых женщин-политиков. Данный факт отражается и в речи государственных деятелей. Мужская речь воспринимается народом с большим энтузиазмом, нежели речь женщины, в которой по воле стереотипа доминируют темы «дом», «семья», «здоровье». Мужчинам свойственны темы процентных ставок, акцизов, НАТО, технологий и т.д. Мужчины строят политические диалоги в рамках «нападение-оборона», женщины, напротив, придерживаются концепции «диалог-сотрудничество». Мужчины ловко используют различные выразительные средства и приемы, такие как метафоры, эпитеты, гиперболу, окказионализмы и т.д. В данной работе представлены примеры из речи Дональда Трампа, Джорджа Буша и материалы испаноязычных СМИ в области политики.
Феминистское движение предоставило возможность представителям сильного пола преодолеть обреченность на следование идеалу, который личность не в силах реализовать. Хотя огромное количество мужчин продолжают следовать стереотипу, можно сказать, мифу о «настоящем мужчине». Данный образ мужественности не должен раскрыть суть поведения или создать новую установку. Он не должен показать, как женщины и мужчины отличаются или похожи друг на друга. Он должен указать на то, как важно оставаться не только личностью, но и индивидуальностью.
1. Андреева, О.С. Средневековье: Культ прекрасной дамы / О.С. Андреева. - М.: Наука и жизнь, 2005. - 206 с.
2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
3. Боровкова, И.В. Плюрализм образов маскулинности в культуре XXI века / Теория и практика общественного развития // И.В. Боровкова. - Санкт- Петербург: Наука и жизнь, 2012. -283 с.
4. Бронте, Ш. Джейн Эйр / Ш. Бронте. - М.: Лабиринт, 2016. - 386 с.
5. Бронте, Э. Грозовой перевал / Э. Бронте - М.: Мартин, 2015. - 345 с.
6. Будько, Д.В. Гендер и политика: языковые особенности женщин- политиков / Филология и искусствоведение. Башкирский Государственный Университет // Д.В. Будько. - Уфа: БГУ, 2017. - 45 с.
7. Вершинина, Д.Б. Маскулинность как политическая ценность в контексте гендерного дискурса / Политические исследования. // Д.Б. Вершинина. - М.: Полис, 2011. - 33 с.
8. Дубинин, Н.П. Философские социологические аспекты генетики человека / Н.П. Дубинин. - М.: Вопросы философии, 1971. - 78 с.
9. Егорова, О.А. Лингвокультурологический анализ эпитетов, характеризующих положительных и отрицательных героев английских сказок и англо-шотландских баллад / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. // О.А. Егорова. - М.: Наука и жизнь, 2015. - 28 с.
10. Здравомыслова, Е.А., Темкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России / Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. // Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина. - М.: Валдай-96, 1997. - 89 с.
11. Зуйкова, Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика / Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. - М.: Правда, 2001. - 56 с.
12. Ильиных, С.А. Гендерная проблематика и управление как предмет исследования / С.А. Ильиных. - М.: Социологический альманах, 2012. - 230 с.
13. Ильиных, С.А. Множественная маскулинность / С.А. Ильиных. - М.: Социологический альманах, 2012. - 204 с.
14. Карасик, В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик. - Воронеж: ВГУ, 2001. - 367 с.
15. Качан, Ю.М. Быт и история в античности / Ю.М. Качан. - М.: Наука, 1988. - 413 с.
16. Кёстнер, Э. Тиль Уленшпигель / Э. Кёстнер. - М.: Мелик-Пашаев,
2002. - 56 с.
17. Кирилина, А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кириллина. - М.: Наука - 1999. - 155. -12 с.
18. Кирилина, А.В. Лингвистические гендерные исследования / А.В. Кирилина. - М.: Отечественные записки. - 2005. - 132 с.
19. Коннел, Р. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика / Р. Коннел. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 34 с.
20. Корецкая, О.В. Лингвостилистические особенности политической риторики Дональда Трампа. Преподаватель XXI век / О.В. Корецкая. - М.: Роспечать, 2017. - 98 с.
21. Лакер, Т. «Making Sex: Тело и гендер от Древней Греции до Фрейда» / Т. Лакер. - М.: Слово, 2003. - 340 с.
22. Митчел, М. Унесенные ветром / М. Митчел. - М.: Правда,1991. -
418 с.
23. Нурсеитова, Х.Х. Введение в гендерную лингвистику / Х.Х. Нурсеитова. - Павлодар: ПГУ, 2008. - 86 с.
24. Остен, Д. Гордость и предубеждение / Д. Остен. - М.: Азбука, 2015. - 386 с.
25. Остин, Дж.Л. Слово как действие. - В кн.: Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII / Дж.Л. Остин. - М.: Правда, 1986. - 87 с.
26. РАН. Ин-т востоковедения, Центр индийских исследований, Индийское культурное общество. Индийская жена: исследования, эссе / РАН. Ин-т востоковедения, Центр индийских исследований, Индийское культурное общество. - М.: Восточная литература, 1996. - 294 с.
27. Сервантес, М.С. Дон Кихот / М.С. Сервантес. - М.: Речь, 2018. - 396 с.
28. Сидоренко, К.В. Язык политики: средства создания юмора в политическом дискурсе / К.В. Сидоренко. - М.: Lingua mobilis, 2010. - 79 с.
29. Таннен, Д. Ты меня не понимаешь. Почему женщины и мужчины не понимают друг друга / Д. Таннен. - М.: Вече, Персей, ACT, 1996. - 245 с.
30. Тартаковская, И.Н. «Несостоявшаяся маскулинность» как тип поведения на рынке труда / Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сб. науч. ст. // И.Н. Тартаковская. - Самара: Самарский университет, 2003. - 83 с.
31. Трофимова, Е.И. Терминологические вопросы в гендерных
исследованиях / Е.И. Трофимова. - М.: Общественные науки и
современность, 2002. - 147 с.
32. Фицджеральд, Ф. С. Великий Гэтсби / Ф.С. Фицджеральд. - М.: АСТ, 2016. - 403 с.
33. Хитрук, Е.Б. «Мужчина становится»: проблема маскулинности в контексте гендерных исследований / Е.Б. Хитрук. - Томск: Вестник Томского государственного университета, 2013. - 57 с.
34. Цыбикова, С.Ц. Гендерные исследования в лингвистике / С.Ц. Цыбикова. - Улан-Удэ: Бурятский Государственный университет, 2008. - 67 с.
35. Щербакова, О.А. Оппозиция «Маскулинность - фемининность» и ее реализации в речи / О.А. Щербакова. - М.: Вестник МГЛУ. Выпуск 5 (665),
2013. - 114 с.
36. Clare, M. Famous people / M. Clare. - 2001. - № 5. - P. 342.
37. Cohen, M. Fashioning Masculinity: National Identity and Language in the eighteenth century / M. Cohen. - London: Routledge, 1996. - P. 345.
38. Cosmopolitan. - 2006. - №. 2. - P. 262.
39. Cosmopolitan. - 2007. - №. 2. - P. 302.
40. El Correo. - 2012. - № 6. - P. 301.
41. El Mundo. - 2009. - № 9. - P. 120.
42. El Mundo. - 2016. - № 5. - P. 120.
43. GQ Magazine [Текст] - 2000. - № 3. - P. 284.
44. Jane Magazine. - 2005. - № 6. - P. 118.
45. Jane Magazine. - 2005. - № 7. - P. 248.
46. Klann-Delius, G. Sprache und Geschlecht. Eine Einfuhrung / G. Klann- Delius. - Stuttgard: Verlag J.B. Metzler, 2005. - P. 56.
47. Kiesling, F. S. Power and the language of Men / F. S. Kiesling. - New York: Scribd & The New York Times, 1997. - P. 282 p.
48. Lakoff, R. Language and Woman's Place / R. Lakoff. - Cambridge: Cambridge University, 1973. - P. 146.
49. Naked Ape. - 1982. - №. 4. - P. 264.
50. New York Post Magazine [Текст] - 2007. - №. 2. - P. 85.
51. Puttemham, G. The Arte of English Poesie 1589 / G. Puttemham. - Kent State: University Press, 1970. - P. 186.
52. Rodriguez, J. La Vanguardia [Текст] / J. Rodriguez. - 2015. - P. 56.
53. Salzman, М., Matathia, I. The Future of men / M. Salzman, I. Matathia. - London: Palgrave Macmillan, 2005. - P. 159.
54. The Economist [Текст] - 2004. - № 9. - P. 62.
55. The Economist [Текст] - 2005. - № 2. - P. 44.
56. The Economist [Текст] - 2005. - № 4. - P. 41.
57. The Economist [Текст] - 2008. - № 2. - P. 36.
58. Trump, D. The Art of the Deal [Текст] / D. Trump. - New York: Random House, 1987. - P. 372.
58. Vogue. - 2007. - №. 7. - P. 251
Электронные ресурсы
59. Кузовова, В.В. Мужские гендерные номинации в СМИ. [Электронный ресурс] / В.В. Кузова. - Режим доступа:
www.nbuv.gov.ua/portal/soc gum/knp/138/- (Дата обращения: 09.11.2017).
60. Cliffnotes [Текст] [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cliffsnotes.com/literature/w/wuthering-heights/character-
analysis/heathcliff - (Дата обращения: 09.11.2017).
61. Mario Kart and Masculinity: Doing Gender in an All-Male Setting. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ru.scribd.com/document/42537432/Language-and-Gender-Mario- Kart-and-Masculinity-Doing-Gender-in-an-All-Male-Setting - (Дата обращения:
12.11.2017) .
62. Shmoop [Текст] [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.shmoop.com/iane-evre/mr-rochester.html - (Дата обращения:
23.02.2018) .
63. Sparksnotes [Текст] [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //www. sparknotes. com/lit/gonewith/characters/ - (Дата обращения:
23.02.2018) .