Введение 3
1. Теоретические основы маркетинга на предприятии малого бизнеса 7
1.1. Сущность, функции и принципы маркетинга 7
1.2. Комплекс маркетинга на предприятии малого бизнеса 11
1.3. Особенности управления маркетингом на предприятии малого
бизнеса 15
2. Анализ маркетинговой деятельности в ООО «Комфорт-
строй» 19
2.1. Общая характеристика ООО «Комфорт-строй» 19
2.2. Исследование внешней и внутренней среды ООО «Комфорт-
строй» 24
2.3. Оценка эффективности маркетинга в ООО «Комфорт-
строй» 49
3. Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Комфорт-
строй» 53
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления маркетингом в ООО
«Комфорт-строй» 53
3.2. Предложения по развитию комплекса маркетинговых коммуникаций в
ООО «Комфорт-строй» 56
3.3. Оценка эффективности предложений по совершенствованию маркетинга в
ООО «Комфорт-строй» 61
Заключение 65
Список литературы 69
В настоящее время важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса, как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения. Анализ экономической ситуации в России со всей очевидностью свидетельствует о существенном повышении роли малого предпринимательства, представляющего собой важнейший стратегический ресурс, способный обеспечить экономический рост, эффективность экономических взаимодействий и повышение национального благосостояния.
Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных показателях, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями [38,367с].
Основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого
предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. А наиболее общими показателями является численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками,
закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке [21,136с].
В настоящее время значение маркетинга для малых предприятий трудно переоценить. Для обеспечения конкурентоспособного положения малого предприятия на рынке необходимо использовать все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинга. Эффективная рыночная деятельность, ведение целенаправленной конкурентной борьбы требует от производителей владения навыками эффективного управления маркетингом.
Каждая компания занимает на рынке определенное место и разрабатывает свою стратегию в соответствии с теми целями, которые она планирует достичь. Необходимо отметить, что маркетинг в данном случае играет одну из ключевых ролей. Маркетинговая функция в основном состоит в том, чтобы, изучив потребности клиентов на рынке, максимально способствовать их удовлетворению [27, 128с].
Управление маркетингом является очень важной деятельностью, поскольку от того, насколько правильно и качественно будет проводиться это управление, зависит непосредственно и деятельность маркетинговой службы, а, следовательно, и деятельность всего предприятия [45, 247с]. Если руководство не уделяет должного внимания вопросам управления маркетинговой деятельностью компании, это может привести к самым неблагоприятным последствиям. Этими положениями объясняется актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности в ООО «Комфорт строй»
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ сущности, функций и принципов маркетинга.
2) Проанализировать комплекс маркетинга на предприятии малого бизнеса.
3) Проанализировать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Комфорт-строй».
4) Исследовать особенности управления маркетингом на предприятии малого бизнеса на примере ООО «Комфорт строй».
5) Разработать рекомендации по совершенствованию управления маркетингом в ООО «Комфорт строй»
6) Разработать предложения по комплексу маркетинга.
7) Оценить эффективность предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности в ООО «Комфорт-строй».
Объектом исследования является торговое предприятие ООО «Комфорт- строй».
Предмет исследования - совокупность организационно-экономических взаимоотношений, возникающих в маркетинговой деятельности предприятия малого бизнеса.
Структура выпускной квалифицированной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Значительный вклад в развитие и изучения маркетинга внесли отечественные и зарубежные ученые-экономисты Ф. Котлер, Г. Г. Паничкина, Е. И. Мазилкина, Л. Роджерс, А.Ф. Барышев, В.Е. Ланкин, Дж. Виртерс, К. Випперман, В. И. Беляев, В. Д. Маркова, К. И. Терехин, Г. Я. Гольдштейн и др.
Теоретической и методологической основой написания бакалаврской работы выступили законодательные и нормативные документы, отечественная и зарубежная литература, статьи из журналов, периодическая печать, официальные порталы сети «Интернет».
Для достижения целей исследования данной работы был использован метод системного подхода для группировки в единое целое мер и действий, которые способствуют принятию конкретных решений при разработке комплекса мероприятий для продвижения товара рыночной новизны, методы анализа и синтеза. Также подробно применялся сравнительный анализ эмпирических и статистических данных, оценки экспертов.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в том, что с помощью результатов проведенного анализа конкурентной среды будут разработаны мероприятия по совершенствованию маркетинга на предприятии ООО «Комфорт-строй».
Маркетинг является неотъемлемой частью управления малым бизнесом. Так как главной целью является определение потребностей потребителей и эффективная мобилизация ресурсов предприятия для удовлетворения потребностей потребителей. Маркетинг малом бизнесе представляет собой комплексную систему управленческой, исследовательской, регулирующий, учитывающая отраслевые особенности и направленная на удовлетворение потребностей потребителей в зависимости от спроса. В итоге, главная цель маркетинга на малом предприятии заключена в удовлетворении потребностей общества с учетом материальных и духовных запросов.
В соответствии с ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» к субъектам малого бизнеса относятся: коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондах не превышает 25 %. Так же предусматривается данным законом численность работников на предприятии. Именно в нашем случае, в розничной торговле численность рабочих не должна превышать 30 человек. Если под данные нормативы предприятие подходит, то оно в праве считаться малым.
Для ведения эффективной маркетинговой деятельности на малом предприятии необходимо рассматривать комплекс элементов маркетинга в совокупности, по 5 «Р»: Product, Price, Place, Promotion, People.
Анализ финансового состояния предприятия ООО «Комфорт-строй» показал, что предприятие имеет устойчивое финансовое положение В ходе анализа были получены следующие показатели, имеющие исключительно хорошие значения: чистые активы превышают уставный капитал, значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, равное 0,98, является исключительно хорошим; коэффициент текущей (общей) ликвидности полностью соответствует нормальному значению; полностью соответствует нормальному значению коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности полностью соответствует нормальному значению; отличная рентабельность активов (21,7% за 2015 г.);опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов организации; коэффициент покрытия инвестиций имеет хорошее значение (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств составляет 0,98% от общего капитала организации); абсолютная финансовая устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств.
Были проведены маркетинговые исследования для выявления степени удовлетворенности и для выявления основных конкурентов. На основе обработанной информации с обработанных анкет было выявлено, что магазин «Комфорт-строй» пользуется довольно высокой популярностью среди населения, проживающего непосредственно в районе. Большинство покупателей удовлетворены магазином «Комфорт-строй». Основным конкурентом ООО «Комфорт-строй» является магазин строительных материалов ООО «Клаксон».
Проанализировав внешнюю и внутреннюю среду были предложены ряд рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии ООО «Комфорт-строй» для успешного ведения бизнеса. На официальном сайте магазина будет размещаться информация о имеющемся ассортименте, о наличие в магазине той или иной продукции, также на сайте будет личный кабинет потребителя, где он смог бы делать пред заказ, еще на сайте будет размещаться информация о действующих скидках и специальных предложениях. Из имеющихся вариантов агентств по созданию сайта было выбрано агентство «WEB-Центр EFFECT». Цена на создание сайта в данном агентстве 58800 рублей и еще за пополнение и обновление сайта необходимо платить каждый месяц 2000 рублей. Итого на сайт 60800.
Внедрение системы дисконтных карт является отличным мотивационным средством, которое будет привлекать клиентов к повторным покупкам в магазине «Комфорт-строй». Так же внедрение дисконтной карты позволит повысить лояльность и клиентскую базу. Важно знать, что для клиентов значительно привлекательнее, если в дисконтной системе используется накопительная система баллов, с помощью которых можно получать скидку на следующую покупку [13,52с]. Внедрение дисконтной системы обойдется ООО «Комфорт-строй» в 66000 рублей. После внедрения дисконтной системы выручка будет складываться из двух составляющих - выручки от традиционных видов деятельности и выручки от реализации товаров и услуг за наличный расчёт с помощью дисконтной системы [18,36]. Расходы, которые предприятие понесет в результате скидок по дисконтным картам, организация сможет компенсировать за счет увеличения объема продаж в результате увеличившегося спроса.
Так же по исследуемому предприятию было выявлено, что в основном, строительные материалы являются сезонной продукцией, поэтому чтобы сгладить сезонные колебание, необходимо провести рекламную кампанию, которая будет включать в себя: скидки на продукцию, в размере 5%, размещение информации о скидках на социальных страницах сообществ, радио ролики является одним из самых эффективных и беспроигрышных вариантов взаимодействия с целевой аудиторией, размещение информации о скидках на официальном, размещения баннеров с информацией о скидках., раздача листовок по почтовым ящикам. Стоимость рекламной кампании 95500.
Перед внедрением мероприятий провели оценку эффективности и выяснить, выгодно ли предприятию проводить предложенные мероприятия. Расчет эффективности проводился на основе коэффициента ROI (Return On Investment). ROI- это коэффициент возврата инвестиций, показатель рентабельности вложений. Он в процентном соотношении показывает прибыльность (при значении больше 100%) или убыточность (при значении меньше 100%) конкретной суммы вложения денежных средств в определенный проект [12, 42с]. Для расчета этого показателя используется следующие данные: себестоимость продукта, доход, сумма инвестиций. Расчет окупаемости инвестиций (ROI) проводится по формуле: ROI=(доход-себестоимость)/сумма инвестиций*100%.
Результаты оценки эффективности:
1) Коэффициент возврата инвестиций от внедрения маркетолога составляет 111,5 %, это больше 100%, значит данное предложение эффективно.
2) Коэффициент возврата инвестиций от внедрения официального сайта больше 100%, что объясняет эффективность внедрения официального сайта предприятия ООО «Комфорт-строй»
3) Коэффициент возврата инвестиций по внедрению дисконтной системы на предприятии тоже больше 100% и составляет 165%, следовательно, данное предложение эффективно для ООО «Комфорт-строй». Срок окупаемости внедрения дисконтной системы = 66000/139492 = 0,47 года или 6 месяцев.
4) Коэффициент возврата инвестиций от проведения рекламной компании получился 114,4. Коэффициент получился больше 100%, это означает, что данное предложение является эффективным для ООО «Комфорт-строй».
Все затраты и эффективность от предложенных рекомендаций представлены в таблице 3.3.2. Все три предложения по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии ООО «Комфорт-строй» будут эффективны. Да, изначально необходимо большое количество денежных средств, но отдача от данных мероприятий будет выше в разы.
Планируемые мероприятия позволят повысить товарооборот фирмы и получить дополнительный экономический эффект. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности и формированию эффективной концепции маркетинга.
1. Беляев В. И. Маркетинг в современном бизнесе.- Барнаул: Изд-во АГУ, 2000. - 126 с.
2. Бове К. Л., Аренс У. Ф. Современная реклама.- Тольятти: Издательский дом «ДОВГАНЬ», 1995. - 704с.
3. Бугаков В. П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - №2. - С. 106 - 111.
4. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. —
М. : КНОРУС, 2005. - 456 с
5. Бондаренко В.А. Маркетинговое исследование положения компании на локальном рынке для выявления резервов роста // Практический маркетинг. 2015,С. 26-33
6. Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О.А. Цень Управление маркетингом: Учебное пособие, С. 17.
7. Барышев А.Ф. Маркетинг.- М.: «Академия», 2002. -101 с.
8. Виктор, Ян В. Продвижение: Система коммуникаций между предпринимателями и рынком.- Харьков: Гуманитар.центр, 2003. - 478с.
9. Виртерс Дж., Випперман К. Как продать услуги: Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий. - М.: Научно-информационное предприятие АМИ, 1991-84с.
10. Гермогенова Л. Ю. Как сделать рекламу магазина (магазин, реклама, товар). Стимулирование сбыта: методы торговли, формы продвижения. - М.: Рус. Партнер Лтд, 1994. - 284 с.
11. Гречникова И. Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1990. - 263с.
12. Гречникова И. Н. Методика проведения маркетинговых исследований// Маркетинг. - 1995. №3. - С. 31-42.
13. Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.-52с.
14. Диксон П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998, С. 113
15. Дамари Р. Маркетинг на предприятии // Маркетинг. - 1995. - №2. - С. 123 - 127.
16. Данько Т.П. Управление маркетингом, 2-е изд. - :М: ИНФРАМ-М, - 2001, С. 56
17. Забин, Джефф .Прицельный маркетинг. Новые правила привлечения и удержания клиентов. - М.: Изд-во Эксмо, 2006 - 304с.
18. Завьялов П. С. «Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах» ИД «ИНФРА-М», 2007, С. 36
19. Золотарёва Е.А. Основы бизнеса и маркетинга: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. С. 14.
20. Керби. Д. Маркетинг «из уст в уста»: вирусный, «сарафанный» и маркетинг разговоров. - М.: Вершина, 2007. -447с.
21. Костоглодов Д. Д., Парамонов М. Ю., Стаханов В. М., Шахкулов Э. А. Экономика коммерческого предприятия: Учебное пособие. - Ростов на дону: РГЭА, 1994 - 136 с.
22. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент.- СПб.: Питер, 2006.- 325с.
23. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990. - 726 с.
24. Котлер Ф., Армстронг Г. 9-е изд., пер. с англ. - М.: Вильямс, 2003, С. 125:
25. Ланкин В.Е. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера.- Таганрог: ТРТУ, 2006.-74с.
26. Макхоннел К. Р., Стэнли Л. Б. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. - М.: Республика, 1992.-204с.
27. Макарова В. Д. Маркетинг услуг.- М.: Финансы и статистика, 1996. - 128 с.
28. Маркова В. Д. Формирование системы маркетинга на российских предприятиях.- Новосибирск: Сибирь-пресс, 2007- 20 с.
29. Мате Э. Послепродажное обслуживание. - М.: Прогресс, 1993. - 60 с.
30. Музыкант В. П. Реклама: международный опыт и российские традиции. - М.: Право и Закон, 1996 - 222 с.
31. Новаторов Э. А. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №3. - С. 91 - 97.
32. Ноздрева Р. Б., Цегичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 340 с.
33. Нортон. А. Продажи как увлекательный бизнес. - М.: Бератор-пресс, 2003. - 351с.
34. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность. - М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 1996. - 328 с.
35. Паничкина Г. Г., Мазилкина Е. И. Система продвижения товара или Promotion технологии от А до Я. - М.:Издательство «Алфа - Пресс» 2006. - 96 с.
36. Парамонов М. Ю., Стаханов В. М. Основы коммерции: Учебное пособие.- Ростов на дону: РИНХ, 1994. - 181 с.
37. Парасурман А., Зайтамл В., Берри Л., Концептуальная модель качества сервиса и ее значение для будущих исследований. // Классики маркетинга. - 2001.-№3.- С. 50 - 52.
38. Паттен, Дейв. Успешный маркетинг для малого бизнеса. - М.: Гранд; ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 367с.
39. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг: Учебное пособие.- Спб.: Питер, 2000. - 160 с.
33. Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы. - М.: Ось,
1996.- 80 с.
40. Половцева Ф. Коммерческая деятельность: Учебник.- М.: Инфра - М, 2000. - 248 с.
41. Половцева Ф. Маркетинговая деятельность в торговле: методология, формирование, эффективность // Маркетинг. - 1995. - №4. - С. 34-47
42. Половцев Ф. Развитие предпринимательства в торговле // Маркетинг. -1995. - №2. С. 75 - 78.
43. Прищипенко В. В. Семантика, дефиниции и соотношение пронятий «продукт», «товар», «услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - №2.
С. 12 - 20.
44. Пурлик В. М., Тулаева Н. И. Маркетинг - ключ к успеху. - М.: Русь - Инфо, 1991.- 117с.
45. Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе. - М.: Аудит,ЮНИТИ, 2006.-247с.
46. Репьев А.П. Маркетинговое мышление, или Клиентомания.-М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 384с.
47. Рекхем Нил. Стратегия работы с клиентами в больших продажах. - М.: НГРРО, 2004. - 314с.
48. Рыбченко С.А., Евстигнеева Т.В. Методы стимулирования сбыта Учебное пособие 1-е издание.- Ульяновск: Новая линия, 2007.- 8 с.
49. Сергеев AM. Поведение потребителей.- М.: Изд-во Эксмо, 2006.- 320с.
50. Соловьев Б. А. Управление маркетингом. - Москва: ИНФРА-М, 1999.- с. 20
51. Тейлор. Основы научного менеджмента.- М.:Высшая школа, 1991.-65с.
52. Терехин К. И. Книга коммерческого директора: Способы увеличения объема продаж.-СПБ:Питер, 2006.-32 с.
53. Траут Джек. Позиционирование: битва за умы. -СПб.: Питер2007. - 266с.
54. Федько Н.Г. Маркетинговые коммуникации. - Ростов н/Д: Феникс,2002. - 383с.
55. Феоктистова Е. М., Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика.- М.: «Высшая школа», 1993. - 24с.
55. Холлифорд С., Уидет С. Мотивация. Практическое руководство для менеджеров / Сара Холлифорд и Стив Уиддет [пер. с англ. OOO «Пароль»]. - М.: ГИППО, 2008. - 354 с
56. Хоскинг А. Курс предпринимательства.-М.:«Международные отношения», 1993.- 84 с.
57. http://www.avtoradio.ru Официальный сайт «Авторадио Россия».
58. http: //www.doro gnoe.ru Официальный сайт «Дорожное Радио».