Введение 3
1. Теоретические основы функционирования маркетинговой информационной
системы на предприятии 5
1.1. Понятие маркетинговой информационной системы, ее роль на
предприятии и структура 5
1.2. Направления исследования и поиска информации в маркетинге 13
1.3. Методы и инструменты обработки маркетинговой информации 16
2. Анализ системы маркетинговой информации предприятия 24
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО «АТМСС» 24
2.2. Исследование современного состояния комплекса маркетинга в ЗАО
«АТМСС» 28
2.3. Анализ применения маркетинговой информационной системы в ЗАО
«АТМСС» 36
3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности
функционирования маркетинговой информационной системы ЗАО «АТМСС» 41
3.1. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой информационной
системы ЗАО «АТМСС» 41
3.2 Оценка экономической эффективности от внедрения рекомендаций по повышению эффективности функционирования маркетинговой информационной системы ЗАО «АТМСС» 54
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложение
На сегодняшний день экономические показатели информационных технологий говорят нам о том, что данный инструмент признан предпринимателями не только как один из дополнительных инструментов маркетинга, но и как самостоятельный бизнес, который способен приносить солидные дивиденды компании. Сегодня в российском сегменте сети Интернет осуществляют свою деятельность более 700 электронных магазинов с общим годовым оборотом, превышающим 150 млн долл. США, это сравнимо с оборотом, к примеру, крупной московской торговой сети или также может быть сопоставлено с оборотом всей розницы среднего российского города с полумиллионным населением.
Таким образом, настороженное отношение российских компаний к информационным технологиям уходит в прошлое, и все большее число компаний рассматривают возможности Интернета как средства повышения эффективности и расширения своего основного бизнеса, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Использование современных информационных технологий позволяет обеспечить потенциальных клиентов информацией о продукции, услугах и пригласить к сотрудничеству.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий оказывает значительное влияние на все сферы экономической и общественной жизни. Среди них Internet как глобальное средство коммуникации, обеспечивающее обмен текстовой, графической, аудио и видео информацией без территориальных и национальных границ, занимает особое место. Это эффективный инструмент исследований, развития торговли и бизнеса, воздействия на аудиторию. Технологические возможности Internet, обусловливают быстрое развитие мирового информационного сообщества, а с его развитием меняются и подходы к управлению бизнесом и маркетингом. В первую очередь это связано с
сокращением времени доступа к информации, возможностью прямого общения с потребителем и, что наиболее важно, быстрым перманентным снижением стоимости использования цифровых технологий как потребителем, так и производителем и продавцом товара. Internet изменяет способ общения компании со своим потребителем. Он предоставляет гораздо больше возможностей для создания современных торговых марок, исследований, продаж и т.п. Все выше сказанное определяет актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ применения современных информационных технологий в маркетинге и разработка рекомендаций по их использованию в маркетинговой деятельности ЗАО «АТМСС».
В связи с выработанной целью был обозначен круг задач:
- изучить роль маркетинговой информационной системы в деятельности организации;
- дать характеристику предприятия
- проанализировать применение информационной системы ЗАО «АТМСС»;
- разработать рекомендаций совершенствованию применения современных информационных технологий маркетинга в ЗАО АТМСС».
Объектом исследования является ЗАО «АТМСС».
Предметом исследования являются методические, теоретические и практические вопросы информационных маркетинговых технологий.
Гипотеза исследования - в настоящий период времени ЗАО «АТМСС» требуют кардинальной модернизации для повышения эффективности деятельности на рынке. Наилучшим инструментом для достижения данной цели является использование современных информационных маркетинговых технологий.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Целью данной работы является анализ применения современных информационных технологий в маркетинге и разработка рекомендаций по их использованию в маркетинговой деятельности.
Цель выполнена через решения круга задач:
- изучение роли маркетинговой информационной системы в деятельности организации.
- проанализировано применение маркетинговой информационной системы в ЗАО АТМСС.
- разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой информационной системы ЗАО АТМСС.
Изучение роли маркетинговой информационной системы в деятельности организации дали понять что , маркетинговая информационная система - это система управления процессами сбора, обработки, анализа и передачи информации и подготовки на ее основе управленческих решений, обеспечивающих достижение целей предприятия.
Важным условием эффективного функционирования маркетинговой информационной системы на предприятии является исследование достоверной информации.
Своевременная и достоверная информация позволяет снижать финансовые риски, учитывать мнение потребителей и изменение внешней среды, координировать действия отдельных структурных подразделений, проводить оценку маркетинговой деятельности.
Использование информационных систем и технологий в условиях усиления конкуренции является одним из наиболее важных факторов эффективного управления маркетинговой информационной системой, внешними и внутренними потоками информации и использования ее для анализа, прогнозирования, принятия обоснованных управленческих решений.
Объектом нашего исследования является бумажная фабрика ЗАО «АТМСС». Данная фабрика является единственным предприятием в Республике Татарстан, которое производит санитарно-гигиеническую продукцию. По данным маркетингового исследования, проведенного силами ЗАО «АТМСС» выяснилось, что доля ЗАО АТМСС на рынке Татарстана составляет не более 5%, а в целом по России - около 10%. Это объясняется тем, что продукция ТМ Нега является ходовой в таких регионах страны, как Москва и Санкт Петербург.
Анализ применения маркетинговой информационной системы в ЗАО АТМСС показал, что цель функционирования маркетинговой информационной системы в ЗАО «АТМСС» это обеспечение сохранения достигнутого уровня конкурентоспособности и создание конкурентного преимущества за счет автоматизации процессов.
Концепция ЗАО «АТМСС» в области информационных систем управления заключается в следующем:
1) персонал предприятия реализует свои права (на работу) и выполняет обязанности по своим профессиональным функциям, работая с высоким уровнем механизации и автоматизации труда с помощью ПК;
2) работа осуществляется в нужный момент, в нужном месте, в реальном масштабе времени, с высоким уровнем информационного обеспечения;
3) в процессе этой работы возникает электронная информация, отображающая состояние предприятия в реальном времени, динамические процессы его функционирования.
Рекомендации совершенствования маркетинговой информационной системы ЗАО «АТМСС» включают в себя автоматизацию продаж по средствам внедрения CRM системы.
Наиболее подходящей CRM в данном случае является коллаборативный CRM.
Коллаборативный CRM (от англ. - сотрудничество; совместные, согласованные действия) - организация тесного взаимодействия с конечными потребителями, клиентами, вплоть до влияния клиента на внутренние процессы компании. (Проведение опросов для изменения качеств продукта или порядка обслуживания, web-страницы для отслеживания клиентами состояния их заказа, уведомление с помощью SMS о событиях, связанных с заказом или лицевым счетом, возможность для клиента самостоятельно сконфигурировать и заказать в режиме реального времени продукты и услуги и другие интерактивные возможности).
Для автоматизации процесса продаж и эффективного управления клиентской базой организации предлагаем внедрить в ЗАО «АТМСС» Автоматизированную Систему Управления Мобильной торговлей ОПТИМУМ.
Функционал, предлагаемый нами CRM делится на пять категорий. Первые три - Продажи (Sales), Маркетинг (Marketing) и Обслуживание клиентов (Customer Service) - существуют в виде отдельных модулей. Категории Отчетность и Аналитика (Reporting and Analytics) включены в каждый модуль первых трех категорий.
Модуль Продажи позволяет автоматизировать написание рыночных предложений и обработку заказов. Программа позволяет составлять профили со сведениями о заказчиках, списками встреч и переговоров по каждому клиенту, календари мероприятий и схемы продаж.
Модуль Маркетинг дает возможность создавать тематические группы клиентов, разрабатывать маркетинговые сценарии, рассылать индивидуальные предложения. У пользователей есть инструменты для оценки эффективности проведенных мероприятий, подсчета соотношения расходов и доходов по маркетинговым акциям, создания отчетной документации по потенциальным клиентам, сферам рынка и географическим зонам.
Модуль Обслуживания клиентов позволяет анализировать запрашиваемую информацию и распределять работников соответствующей компетенции для предоставления данных клиентам, составлять «лист ожидания», использовать базу для ответа на запросы и учитывать временные ресурсы.
Основные функции, которые выполняет CRM:
- оптимизация маркетинговой информационной системы;
- систематизация базы клиентов компании;
- более простой способ работы с большим количеством данных;
- персонификация маркетингового воздействия на клиентов компании.
Исследования аналитических и консалтинговых компаний показали, что
внедрение CRM-систем позволяет увеличить экономическую эффективность бизнеса от 20 до 90% (чаще всего речь идет об увеличении объема продаж). Для внедрения автоматизированной системы управления мобильной торговлей ОПТИМУМ в первый год предприятию понадобится 1 500 000 млн. рублей, а так же затраты на дополнительный персонал маркетингового подразделения для курирования автоматизированных систем в количестве одного человека с заработной платой 45 000 рублей. В год это составит 540 000 тыс. рублей плюс страховые взносы в сумме 162 000 тыс. рублей итого 2202000 тыс. рублей, во второй и в третий год 702 000 сумма за три года составит 3 606 000 тыс.рублей.
Ожидаемая прибыль от реализации проекта в первый год составит 71 498 400 тыс. рублей. В нашем случае взято минимально возможное ожидаемое увеличение объема продаж за счет внедрения CRM-системы 20% в год.
Рассчитанное значение NPV положительно, значит, прибыльность инвестиций выше нормы дисконта и проект следует принять к реализации.
1) Акулич, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. /-В.А. Акулич, М.: Дашков и К, 2013. - 716 с.
2) Балашова, Е.А. Нефтяной бизнес. Как достичь безупречного сервиса / Е.А. Балашова. - М.: Вершина, 2013. - 176 с.
3) Безель, Е.Э. Стратегия и тактика реализации маркетингового плана по поддержанию конкурентоспособности // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 1. - С. 40-43.
4) Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. - М.: КНОРУС, 2015. - 672 с.
5) Бородина, В.В. Маркетинг / В.В. Бородина - М.: Книжный мир, 2013. - 176 с.
6) Браймер, Р.А. Основы управления: учебное пособие / Р.А. Браймер - М.: Аспект Пресс, 2012. - 564 с.
7) Бурнацева, Э.Р. Стратегии международных компаний на рынке нефтепродуктов / Э.Р. Бурнацева // Маркетинг. - 2013. - № 5. - С. 50-64.
8) Волкова, О.А. Анализ эффективности маркетинговой деятельности / О.А. Волкова // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 62. - С. 36-40.
9) Гаранина, Е.Л. Маркетинг взаимоотношений/ Е.Л. Гаранина // Качество. Инновации. Образование. - 2015. - № 2. - С. 71-76.
10) Дэй Д. Стратегический маркетинг. — М.: Изд. ЭКСМО-Пресс,
2014.
11) Иванова, Е. Специфика рекламы / Е. Иванова // Маркетинг. -
2014. - №1(92). - С. 70-76.
12) Кабушкин, Н., Бондаренко Г. Менеджмент - Мн. Новое издание, 2012. - 432 с.
13) Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер. - СПб.: Питер, 2013. - 390 с.
14) Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2015.
15) Лавникова Ю. В. Организация маркетинговой информационной системы вуза // Молодой ученый. - 2014. -№8. - С. 514-517.
16) Моисеева, Н.К. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии: учеб. пособие / Н.К. Моисеева, М.В. Конышева; под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 304 с.
17) Нагапетьянц, Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. - М.: Инфра-М, 2013. - 272 с.
18) Неретин, Е.А. Маркетинг: современные реалии и вызовы времени // Инициативы XXI века. - 2014. - № 3. - С. 31-33.
19) Носов, И.В. Состояние и особенности развития рынка МИС в России // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 2. - С. 296-298.
20) Овечкина, Е. Маркетинговое планирование. Конспект лекций. М.: Приор, 2013. - 290 с.
21) Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин. - М.: Изд-во: Омега-Л, 2012. - 656 с. (Серия. Высшее экономическое образование).
22) Постма, П. Новая эра маркетинга: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2014. -- 370 с.
23) Райс, Эл. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2015. -- 256 с.
24) Резниченко, Б.А. Маркетинг: сделай сам. СПб.: Питер, 2013. -278 с.
25) Светуньков М. Методы маркетинговых исследований. М.: Изд-во ДНК, 2013.
26) Секерин В. Практический маркетинг в России. М.: Бизнес-школа, 2012.
27) Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации: Учебник / Под ред. Л.П. Дашкова / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев - 2-е изд. - М.: "Дашков и Ко", 2014. - 304 с.
28) Тузелбаева И. Н. Система оценки эффективности маркетинговой информации в предпринимательской деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 349-351.
29) Ульяновский А.В. Стратегия маркетинговых коммуникаций в каскаде целей бизнеса // Маркетинговые коммуникации. — 2014. — № 3(39). — С. 137.
30) Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации. 28
инструментов миллениума. Изд-во Эксмо. 2012. 432 с.
31) Уткин Э. Маркетинг. М.: Экмос, 2013.
32) Фатхутдинов Р. Стратегический маркетинг. СПб.: Питер, 2012.
33) Фегеле З. Директ-маркетинг. 99 практических советов: Пер. с англ. М.: Финпресс, 2013.
34) Федосеев В. Экономико-математические методы и модели в маркетинге. М.: Фаир-Пресс, 2013.
35) Федько Н., Федько В. Маркетинговые коммуникации. М.:
Феникс, 2012.
36) Холм Олоф Интегрированные маркетинговые коммуникации: от тактики к стратегии / Холм Олоф // Маркетинговые коммуникации. - 2013. - № 6 (36) - С. 376-384
37) Хруцкий В. Современный маркетинг: Настольная книга по
исследованию рынка. М.: Бизнес-сфера, 2013.
38) Шарков Ф.И. Интегрированные бренд-коммуникации. — М.: РИП-Холдинг, 2014.
39) Шарков Ф.И. Реклама и связи с общественностью:
коммуникативная и интегративная сущность кампаний / Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. - М.: Деловая книга, 2013. - 301 с.
40) Шмидт Р. Финансовые аспекты маркетинга. М.: Юнити-Дана, 2012.
41) Шонесс Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход: Пер. с англ. М.: Прогресс, 2014.
42) Энис Б.М. Классика маркетинга. СПб.: Питер, 2013.
43) Политика и практика маркетинга на предприятии / В.В.
Кеворков, С.В. Леонтьев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m59
44) Маркетинг журнал 4р [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.4p.ru/
45) Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://www.marketing.spb.ru/
46) Российская ассоциация маркетинга [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http://www.ram.ru/
47) Ассоциация интернет маркетологов [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http: //www.se-team.ru/
48) Гильдия маркетологов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.marketologi .ru/
49) Интернет версия журнала Маркетинг pro [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.marketingpro.ru/
50) Записки маркетолога [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.marketch.ru/