МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ НА ВОДЕ
|
Введение 3
Глава I. Обзор литературных источников по теме исследования 8
1.1. Особенности организации водно-спасательной службы в
Болгарии 8
1.2. Исторические сведения о ВОСВОД России 26
Глава II. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 34
Глава III. Анализ результатов исследования 40
3.1. Особенности подготовки водно-спасательных центров и
спасателей на воде в Болгарии 40
3.2. Особенности подготовки водно-спасательных центров и
спасателей на воде в России 47
3.3. Методика подготовки специалистов водно-спасательных
центров 55
Выводы 61
Практические рекомендации 62
Список использованной литературы 63
Глава I. Обзор литературных источников по теме исследования 8
1.1. Особенности организации водно-спасательной службы в
Болгарии 8
1.2. Исторические сведения о ВОСВОД России 26
Глава II. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 34
Глава III. Анализ результатов исследования 40
3.1. Особенности подготовки водно-спасательных центров и
спасателей на воде в Болгарии 40
3.2. Особенности подготовки водно-спасательных центров и
спасателей на воде в России 47
3.3. Методика подготовки специалистов водно-спасательных
центров 55
Выводы 61
Практические рекомендации 62
Список использованной литературы 63
Актуальность исследования. Болгария и Россия - развитые курортные государства, одни из крупнейших. Морские границы тянутся на многие сотни километров.
Человеческая жизнь - бесценна. Одна из приоритетных деятельностей поисково-спасательных служб Болгарского красного креста и МЧС России это водное спасение. Каждый год специалисты водно¬спасательных станций спасают более 3000 человек.
Водноспасательная деятельность важная часть летнего туризма в местах отдыха людей. Оборудование мест и подготовка к отдыху людей требует серьезного обучения специальных кадров, этим занимается в Болгарии Болгарский красный крест (БЧК), а в России службы МЧС.
Актуальность проблемы подготовки спасателей в настоящее время возрастает, что связано с увеличением человеческих, материальных потерь в чрезвычайных ситуациях. В основном, это происходит в летние месяцы, когда гораздо больше количество утонувших, чем за оставшийся период времени года.
Современная профессиональная деятельность специалистов водно-спасательных центров требует поиска новых подходов к организации их профессиональной подготовки, создания гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовленности.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- во-первых, значительным возрастанием роли специальных подразделений водно-спасательных центров;
- во-вторых, высокой значимостью поддержания необходимого уровня профессиональной готовности данных специалистов;
- в-третьих, необходимостью существенного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки, этих специалистов.
Настоящее исследование посвящено решению основной научной проблеме, связанной с повышением уровня профессиональной подготовленности, подразделений водно-спасательных центров.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обеспечить высокий уровень профессиональной готовности подразделений водно-спасательных центров, возможно, если:
- будет произведен анализ систем подготовки специалистов водно-спасательных центров России и Болгарии;
- будут установлены факторы, определяющие высокую эффективность их профессиональной деятельности;
- разработана педагогическая методика процесса профессиональной подготовки специалистов водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов, направленных на развитие умений действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно¬спасательных центров;
- будут обоснованы подходы, необходимые для практической реализации разработанной методики профессиональной подготовки, с использованием тренировочных комплексов.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе систем подготовки спасателей на воде в России и Болгарии и разработке педагогической методики, обеспечивающей высокой уровень профессиональной готовности подразделений водно-спасательных центров, на основе использования тренировочных комплексов.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров и требования, предъявляемые к уровню их профессиональной подготовленности.
2. Установить факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров.
3. Разработать педагогическую методику профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов и обосновать подходы для ее реализации и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования - системы профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров России и Болгарии.
Предмет исследования - профессиональная подготовка подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов.
Теоретической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики, системного
и деятельностного подходов к процессу профессиональной подготовки специалистов (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Давыдов, Б.А. Лабковский, К.К. Ляпин, И.С. Якиманская и др.); результаты исследований в области теории и методики профессиональной подготовки специалистов водно-спасательной деятельности (B.C. Артамонов, Ю.Г. Баскин, В.А. Гадышев, A.A. Грешных, H.H. Северин, В.И. Ткачев и др.); работы по изучению моделирования профессиональной подготовки специалистов (Л.А. Андреева, Т.Н. Анто-шина, A.C. Бажин, Н.Г. Берденникова, Г.В. Ваганова, Т.Б. Ванеева, C.B. Гундар,
A. Н. Денисов, В.П. Давыдов, В.Б. Захаревский, Э.Ф. Зеер, Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, Э.Э. Сыманюк, A.C. Фошкин и др.); основные положения теории и организации профессиональной подготовки специалистов водно¬спасательных центров (Е.А. Алдошина, Л.А. Рыжкина, H.H. Северин,
B. И. Ткачев и др.).
Научная новизна исследования состоит в разработке педагогической методики применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров.
Установлены особенности профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров. На эти подразделения возлагается: оказание помощи пострадавшим на воде; осуществление деятельности связанной с пострадавшим в панике при утоплении на воде; пути и способы транспортировку пострадавшего на берег для оказания доврачебной помощи; оказание доврачебной помощи на берегу при различных видах утопления.
Определены требования к уровню подготовленности личного состава подразделений водно-спасательных центров. Эти специалисты должны обладать: необходимыми профессиональными знаниями, умениями
и навыками действий в условиях водной стихии; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем физической подготовленности; высокой степенью психологической готовности к действиям на воде и в воде; самоотверженностью; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно-спасательных центров.
Обоснованы подходы, необходимые для эффективной реализации разработанной методики профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. К ним относятся: моделирование разных сторон
профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки; направленность тренировочных комплексов на развитие профессионально значимых качеств и психофизиологической надежности действий; развитие мотивации и активности у специалистов к овладению профессиональными навыками; создание обстановки на занятиях для развития умений принимать правильные решения в экстремальных ситуациях; соблюдение последовательности выполнения тренировочных комплексов; включение в содержание тренировочных комплексов действий, требующих проявления смелости, решительности, взаимовыручки; повышение уровня методической подготовленности преподавателей и руководителей занятий; создание эффективной системы контроля над развитием профессиональных и личностных качеств.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории и методики профессионального образования новым знанием: об особенностях профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров; о факторах, определяющих высокую эффективность их профессиональной деятельности; о содержании методики их профессиональной подготовки для эффективных действий при спасение на воде; о подходах, необходимых для повышения уровня готовности подразделений водно-спасательных центров.
Практическая значимость исследования состоит в
разработке методических рекомендаций по использованию средств и форм профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. Большая часть этих рекомендаций может быть использована в процессе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России в профильных вузах.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на заседании кафедры спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Она изложена на 63 страницах компьютерного текста, содержит 4 таблицы. Список литературы охватывает 48 источников
Человеческая жизнь - бесценна. Одна из приоритетных деятельностей поисково-спасательных служб Болгарского красного креста и МЧС России это водное спасение. Каждый год специалисты водно¬спасательных станций спасают более 3000 человек.
Водноспасательная деятельность важная часть летнего туризма в местах отдыха людей. Оборудование мест и подготовка к отдыху людей требует серьезного обучения специальных кадров, этим занимается в Болгарии Болгарский красный крест (БЧК), а в России службы МЧС.
Актуальность проблемы подготовки спасателей в настоящее время возрастает, что связано с увеличением человеческих, материальных потерь в чрезвычайных ситуациях. В основном, это происходит в летние месяцы, когда гораздо больше количество утонувших, чем за оставшийся период времени года.
Современная профессиональная деятельность специалистов водно-спасательных центров требует поиска новых подходов к организации их профессиональной подготовки, создания гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовленности.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- во-первых, значительным возрастанием роли специальных подразделений водно-спасательных центров;
- во-вторых, высокой значимостью поддержания необходимого уровня профессиональной готовности данных специалистов;
- в-третьих, необходимостью существенного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки, этих специалистов.
Настоящее исследование посвящено решению основной научной проблеме, связанной с повышением уровня профессиональной подготовленности, подразделений водно-спасательных центров.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обеспечить высокий уровень профессиональной готовности подразделений водно-спасательных центров, возможно, если:
- будет произведен анализ систем подготовки специалистов водно-спасательных центров России и Болгарии;
- будут установлены факторы, определяющие высокую эффективность их профессиональной деятельности;
- разработана педагогическая методика процесса профессиональной подготовки специалистов водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов, направленных на развитие умений действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно¬спасательных центров;
- будут обоснованы подходы, необходимые для практической реализации разработанной методики профессиональной подготовки, с использованием тренировочных комплексов.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе систем подготовки спасателей на воде в России и Болгарии и разработке педагогической методики, обеспечивающей высокой уровень профессиональной готовности подразделений водно-спасательных центров, на основе использования тренировочных комплексов.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров и требования, предъявляемые к уровню их профессиональной подготовленности.
2. Установить факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров.
3. Разработать педагогическую методику профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов и обосновать подходы для ее реализации и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования - системы профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров России и Болгарии.
Предмет исследования - профессиональная подготовка подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов.
Теоретической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики, системного
и деятельностного подходов к процессу профессиональной подготовки специалистов (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Давыдов, Б.А. Лабковский, К.К. Ляпин, И.С. Якиманская и др.); результаты исследований в области теории и методики профессиональной подготовки специалистов водно-спасательной деятельности (B.C. Артамонов, Ю.Г. Баскин, В.А. Гадышев, A.A. Грешных, H.H. Северин, В.И. Ткачев и др.); работы по изучению моделирования профессиональной подготовки специалистов (Л.А. Андреева, Т.Н. Анто-шина, A.C. Бажин, Н.Г. Берденникова, Г.В. Ваганова, Т.Б. Ванеева, C.B. Гундар,
A. Н. Денисов, В.П. Давыдов, В.Б. Захаревский, Э.Ф. Зеер, Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, Э.Э. Сыманюк, A.C. Фошкин и др.); основные положения теории и организации профессиональной подготовки специалистов водно¬спасательных центров (Е.А. Алдошина, Л.А. Рыжкина, H.H. Северин,
B. И. Ткачев и др.).
Научная новизна исследования состоит в разработке педагогической методики применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров.
Установлены особенности профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров. На эти подразделения возлагается: оказание помощи пострадавшим на воде; осуществление деятельности связанной с пострадавшим в панике при утоплении на воде; пути и способы транспортировку пострадавшего на берег для оказания доврачебной помощи; оказание доврачебной помощи на берегу при различных видах утопления.
Определены требования к уровню подготовленности личного состава подразделений водно-спасательных центров. Эти специалисты должны обладать: необходимыми профессиональными знаниями, умениями
и навыками действий в условиях водной стихии; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем физической подготовленности; высокой степенью психологической готовности к действиям на воде и в воде; самоотверженностью; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно-спасательных центров.
Обоснованы подходы, необходимые для эффективной реализации разработанной методики профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. К ним относятся: моделирование разных сторон
профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки; направленность тренировочных комплексов на развитие профессионально значимых качеств и психофизиологической надежности действий; развитие мотивации и активности у специалистов к овладению профессиональными навыками; создание обстановки на занятиях для развития умений принимать правильные решения в экстремальных ситуациях; соблюдение последовательности выполнения тренировочных комплексов; включение в содержание тренировочных комплексов действий, требующих проявления смелости, решительности, взаимовыручки; повышение уровня методической подготовленности преподавателей и руководителей занятий; создание эффективной системы контроля над развитием профессиональных и личностных качеств.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории и методики профессионального образования новым знанием: об особенностях профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров; о факторах, определяющих высокую эффективность их профессиональной деятельности; о содержании методики их профессиональной подготовки для эффективных действий при спасение на воде; о подходах, необходимых для повышения уровня готовности подразделений водно-спасательных центров.
Практическая значимость исследования состоит в
разработке методических рекомендаций по использованию средств и форм профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. Большая часть этих рекомендаций может быть использована в процессе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России в профильных вузах.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на заседании кафедры спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Она изложена на 63 страницах компьютерного текста, содержит 4 таблицы. Список литературы охватывает 48 источников
1. Проведенный анализ профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров, позволил выявить характерные особенности этой деятельности. На эти подразделения возлагается: оказание помощи пострадавшим на воде; осуществление деятельности связанной с пострадавшим в панике при утоплении на воде; пути и способы транспортировку пострадавшего на берег для оказания доврачебной помощи; оказание доврачебной помощи на берегу при различных видах утопления.
2. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к уровню подготовленности личного состава подразделений водно-спасательных центров. Эти специалисты должны обладать: необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками действий в условиях водной стихии; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем физической подготовленности; высокой степенью психологической готовности к действиям на воде и в воде; самоотверженностью; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно-спасательных центров.
3. В ходе проведенного исследования была разработана педагогическая
методика применения тренировочных комплексов в процессе
профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров. Эта методика состоит из взаимосвязанных тренировочных комплексов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности данных специалистов во время оказания помощи на воде.
4. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о
высокой эффективности разработанной педагогической методики профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. У испытуемых
экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При обучении специалистов водно-спасательных центров, основное внимание следует обратить:
- на развитии навыков коллективных действий, организации взаимодействия во время оказания помощи на воде;
- на формировании способности у обучаемых быстро принимать правильные решения по концентрации сил и средств для оказания помощи на воде;
- на развитии необходимых качеств у обучаемых, таких как
взаимовыручка, взаимопомощь, смелость, решительность,
упорство, самостоятельность, настойчивость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность.
2. В ходе проведения занятий активнее применять методы проблемного обучения, тактико-специальных учений по оказания помощи на воде.
3. В ходе практических занятий регулярно отрабатывать комплексные упражнения по оказанию помощи на воде и спасению людей.
4. На занятиях шире практиковать использование специального оборудования для оказания помощи на воде, под водой, так с применением различных тактических действий.
5. Соблюдать последовательность выполнения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки подразделений водно¬спасательных центров.
2. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к уровню подготовленности личного состава подразделений водно-спасательных центров. Эти специалисты должны обладать: необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками действий в условиях водной стихии; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем физической подготовленности; высокой степенью психологической готовности к действиям на воде и в воде; самоотверженностью; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно-спасательных центров.
3. В ходе проведенного исследования была разработана педагогическая
методика применения тренировочных комплексов в процессе
профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров. Эта методика состоит из взаимосвязанных тренировочных комплексов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности данных специалистов во время оказания помощи на воде.
4. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о
высокой эффективности разработанной педагогической методики профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. У испытуемых
экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При обучении специалистов водно-спасательных центров, основное внимание следует обратить:
- на развитии навыков коллективных действий, организации взаимодействия во время оказания помощи на воде;
- на формировании способности у обучаемых быстро принимать правильные решения по концентрации сил и средств для оказания помощи на воде;
- на развитии необходимых качеств у обучаемых, таких как
взаимовыручка, взаимопомощь, смелость, решительность,
упорство, самостоятельность, настойчивость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность.
2. В ходе проведения занятий активнее применять методы проблемного обучения, тактико-специальных учений по оказания помощи на воде.
3. В ходе практических занятий регулярно отрабатывать комплексные упражнения по оказанию помощи на воде и спасению людей.
4. На занятиях шире практиковать использование специального оборудования для оказания помощи на воде, под водой, так с применением различных тактических действий.
5. Соблюдать последовательность выполнения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки подразделений водно¬спасательных центров.
Подобные работы
- АНАЛИЗ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ ПЛОВЦОВ
В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения технике плавания способом кроль на груди на начальном этапе обучения (Нижегородский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Выполнение АСР и других неотложных работ при ликвидации ЧС на объекте
Дипломные работы, ВКР, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 7350 р. Год сдачи: 2015 - Формирование у старшеклассников компетенций в области оказания первой помощи пострадавшим (на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Риск ориентированный подход к обеспечению безопасности технологического процесса производства аммиачной селитры на площадке ПАО «КуйбышевАзот»
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Формирование навыков выживания у обучающихся 8-ых классов на занятиях по ОБЖ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Проявления синдрома эмоционального выгорания у сотрудников ГПС МЧС России
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ИСТОРИЯ"
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Организация и проведение специальной оценки условий труда в пожарных частях ФГБУ «4 отряд ФПС ГПС по Самарской области (договорной)
Бакалаврская работа, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020




