Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ НА ВОДЕ

Работа №64046

Тип работы

Диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Обзор литературных источников по теме исследования 8
1.1. Особенности организации водно-спасательной службы в
Болгарии 8
1.2. Исторические сведения о ВОСВОД России 26
Глава II. Организация и методы исследования 32
2.1. Организация исследования 32
2.2. Методы исследования 34
Глава III. Анализ результатов исследования 40
3.1. Особенности подготовки водно-спасательных центров и
спасателей на воде в Болгарии 40
3.2. Особенности подготовки водно-спасательных центров и
спасателей на воде в России 47
3.3. Методика подготовки специалистов водно-спасательных
центров 55
Выводы 61
Практические рекомендации 62
Список использованной литературы 63

Актуальность исследования. Болгария и Россия - развитые курортные государства, одни из крупнейших. Морские границы тянутся на многие сотни километров.
Человеческая жизнь - бесценна. Одна из приоритетных деятельностей поисково-спасательных служб Болгарского красного креста и МЧС России это водное спасение. Каждый год специалисты водно¬спасательных станций спасают более 3000 человек.
Водноспасательная деятельность важная часть летнего туризма в местах отдыха людей. Оборудование мест и подготовка к отдыху людей требует серьезного обучения специальных кадров, этим занимается в Болгарии Болгарский красный крест (БЧК), а в России службы МЧС.
Актуальность проблемы подготовки спасателей в настоящее время возрастает, что связано с увеличением человеческих, материальных потерь в чрезвычайных ситуациях. В основном, это происходит в летние месяцы, когда гораздо больше количество утонувших, чем за оставшийся период времени года.
Современная профессиональная деятельность специалистов водно-спасательных центров требует поиска новых подходов к организации их профессиональной подготовки, создания гибких систем обучения, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовленности.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- во-первых, значительным возрастанием роли специальных подразделений водно-спасательных центров;
- во-вторых, высокой значимостью поддержания необходимого уровня профессиональной готовности данных специалистов;
- в-третьих, необходимостью существенного повышения эффективности процесса профессиональной подготовки, этих специалистов.
Настоящее исследование посвящено решению основной научной проблеме, связанной с повышением уровня профессиональной подготовленности, подразделений водно-спасательных центров.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обеспечить высокий уровень профессиональной готовности подразделений водно-спасательных центров, возможно, если:
- будет произведен анализ систем подготовки специалистов водно-спасательных центров России и Болгарии;
- будут установлены факторы, определяющие высокую эффективность их профессиональной деятельности;
- разработана педагогическая методика процесса профессиональной подготовки специалистов водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов, направленных на развитие умений действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно¬спасательных центров;
- будут обоснованы подходы, необходимые для практической реализации разработанной методики профессиональной подготовки, с использованием тренировочных комплексов.
Цель исследования заключается в теоретическом анализе систем подготовки спасателей на воде в России и Болгарии и разработке педагогической методики, обеспечивающей высокой уровень профессиональной готовности подразделений водно-спасательных центров, на основе использования тренировочных комплексов.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров и требования, предъявляемые к уровню их профессиональной подготовленности.
2. Установить факторы, определяющие высокую эффективность профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров.
3. Разработать педагогическую методику профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов и обосновать подходы для ее реализации и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования - системы профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров России и Болгарии.
Предмет исследования - профессиональная подготовка подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов.
Теоретической основой исследования явились основные положения материалистической диалектики, системного
и деятельностного подходов к процессу профессиональной подготовки специалистов (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.В. Давыдов, Б.А. Лабковский, К.К. Ляпин, И.С. Якиманская и др.); результаты исследований в области теории и методики профессиональной подготовки специалистов водно-спасательной деятельности (B.C. Артамонов, Ю.Г. Баскин, В.А. Гадышев, A.A. Грешных, H.H. Северин, В.И. Ткачев и др.); работы по изучению моделирования профессиональной подготовки специалистов (Л.А. Андреева, Т.Н. Анто-шина, A.C. Бажин, Н.Г. Берденникова, Г.В. Ваганова, Т.Б. Ванеева, C.B. Гундар,
A. Н. Денисов, В.П. Давыдов, В.Б. Захаревский, Э.Ф. Зеер, Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, Э.Э. Сыманюк, A.C. Фошкин и др.); основные положения теории и организации профессиональной подготовки специалистов водно¬спасательных центров (Е.А. Алдошина, Л.А. Рыжкина, H.H. Северин,
B. И. Ткачев и др.).
Научная новизна исследования состоит в разработке педагогической методики применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров.
Установлены особенности профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров. На эти подразделения возлагается: оказание помощи пострадавшим на воде; осуществление деятельности связанной с пострадавшим в панике при утоплении на воде; пути и способы транспортировку пострадавшего на берег для оказания доврачебной помощи; оказание доврачебной помощи на берегу при различных видах утопления.
Определены требования к уровню подготовленности личного состава подразделений водно-спасательных центров. Эти специалисты должны обладать: необходимыми профессиональными знаниями, умениями
и навыками действий в условиях водной стихии; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем физической подготовленности; высокой степенью психологической готовности к действиям на воде и в воде; самоотверженностью; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно-спасательных центров.
Обоснованы подходы, необходимые для эффективной реализации разработанной методики профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. К ним относятся: моделирование разных сторон
профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки; направленность тренировочных комплексов на развитие профессионально значимых качеств и психофизиологической надежности действий; развитие мотивации и активности у специалистов к овладению профессиональными навыками; создание обстановки на занятиях для развития умений принимать правильные решения в экстремальных ситуациях; соблюдение последовательности выполнения тренировочных комплексов; включение в содержание тренировочных комплексов действий, требующих проявления смелости, решительности, взаимовыручки; повышение уровня методической подготовленности преподавателей и руководителей занятий; создание эффективной системы контроля над развитием профессиональных и личностных качеств.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теории и методики профессионального образования новым знанием: об особенностях профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров; о факторах, определяющих высокую эффективность их профессиональной деятельности; о содержании методики их профессиональной подготовки для эффективных действий при спасение на воде; о подходах, необходимых для повышения уровня готовности подразделений водно-спасательных центров.
Практическая значимость исследования состоит в
разработке методических рекомендаций по использованию средств и форм профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. Большая часть этих рекомендаций может быть использована в процессе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России в профильных вузах.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на заседании кафедры спортивных дисциплин ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».
Структура и объем диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Она изложена на 63 страницах компьютерного текста, содержит 4 таблицы. Список литературы охватывает 48 источников

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Проведенный анализ профессиональной деятельности подразделений водно-спасательных центров, позволил выявить характерные особенности этой деятельности. На эти подразделения возлагается: оказание помощи пострадавшим на воде; осуществление деятельности связанной с пострадавшим в панике при утоплении на воде; пути и способы транспортировку пострадавшего на берег для оказания доврачебной помощи; оказание доврачебной помощи на берегу при различных видах утопления.
2. Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к уровню подготовленности личного состава подразделений водно-спасательных центров. Эти специалисты должны обладать: необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками действий в условиях водной стихии; смелостью, решительностью; хорошим здоровьем; высоким уровнем физической подготовленности; высокой степенью психологической готовности к действиям на воде и в воде; самоотверженностью; развитыми умениями действовать слаженно и эффективно в составе подразделений водно-спасательных центров.
3. В ходе проведенного исследования была разработана педагогическая
методика применения тренировочных комплексов в процессе
профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров. Эта методика состоит из взаимосвязанных тренировочных комплексов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности данных специалистов во время оказания помощи на воде.
4. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о
высокой эффективности разработанной педагогической методики профессиональной подготовки подразделений водно-спасательных центров, с использованием тренировочных комплексов. У испытуемых
экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. При обучении специалистов водно-спасательных центров, основное внимание следует обратить:
- на развитии навыков коллективных действий, организации взаимодействия во время оказания помощи на воде;
- на формировании способности у обучаемых быстро принимать правильные решения по концентрации сил и средств для оказания помощи на воде;
- на развитии необходимых качеств у обучаемых, таких как
взаимовыручка, взаимопомощь, смелость, решительность,
упорство, самостоятельность, настойчивость, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность.
2. В ходе проведения занятий активнее применять методы проблемного обучения, тактико-специальных учений по оказания помощи на воде.
3. В ходе практических занятий регулярно отрабатывать комплексные упражнения по оказанию помощи на воде и спасению людей.
4. На занятиях шире практиковать использование специального оборудования для оказания помощи на воде, под водой, так с применением различных тактических действий.
5. Соблюдать последовательность выполнения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки подразделений водно¬спасательных центров.


1. Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка
допризывной молодежи [Текст] /Учебно-методическое пособие. - М.:
Советский спорт, 2004. - 280 с., ил.
2. Булгакова Н. Ж. Плавание в пионерском лагере [Текст]. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989.— 128 с, ил.
3. Булгакова Н.Ж. Плавание: Пособие для инструктора-
общественника [Текст]. — М.: Физкультура и спорт, 2004. — 160 с.
4. Бутович Н.А. Плавание: Учеб. для студентов спорт, фак. ин-тов физкультуры [Текст] / Н.А. Бутович, И.В. Вражневский, СМ. Гордон. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 397 с.
5. Валентинов Б.В. Плавание: Справочник. [Текст] — М.:
Физкультура и спорт, 1990. — 141с.
6. Ваньков А.А. Плавание и переправы вплавь [Текст] / А.А. Ваньков, А.А. Дехаев, В.В. Дулинец, Н.И. Плеханов. - Л.: ВИФК, 1951.-288 с.
7. Ванькова Ж.С. Обучение технике спортивных способов
плавания: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. [Текст] — М.:
Физкультура и спорт, 2000. — 84 с.
8. Викулов А.Д. Плавание: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. [Текст] — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 368 с.
9. Волегов В.П. Ускоренное обучение плаванию молодежи [Текст] / В.П. Волегов // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 50-54.
10. Вржесневский И.В. Плавание: Учеб. для техникумов физ. культуры [Текст]. — М.: Физкультура и спорт, 1992. — 336 с.
11. Выкупов А.Д. Плавание : Учеб. для студентов пед. ун-тов и ин- тов. [Текст] — М., 1996. — 387 с
12. Высоцкий Ю. М. Прикладное плавание: Учебное пособие. [Текст] - Санкт-Петербург: СПб.: Изд-во БПА, 2002. - 158 с.
13. Ганчар Иван Теория преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования: Ч. 1. Монография. [Текст] — Одесса: Астропринт, 2006. — 512 с, 500 рис., 88 табл.
14. Ганчар И.Л. Технология обучения плаванию: Учебное пособие
для высших учебных заведений физической культуры. [Текст] - М.:
СпортАкадемПресс, 2002. -271 с.
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. [Текст] - М.: Академия, 2001.
- 264 с.
16. Жукова О.Т. Научитесь плавать (в помощь начинающим). [Текст]
— М.: Физкультура и спорт, 2004. — 80 с.
17. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. [Текст] — М.: Высшая школа, 1978. — 144 с.
18. Каунсилмен Д. Наука о плавании [Текст] / Сокр. пер. с англ.
Э.А.Голубевой, Н.М.Заики, Т.К.Инясевской / Д. Каунсилмен. - М.:
Физкультура и спорт, 1972.- 429 с.
19. Каунсилмен, Д. Спортивное плавание [Текст] / Пер. с англ. Л.П.Макаренко / Д. Каунсилмен. — М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.
20. Козлов А.И. Основы техники спортивного и прикладного плавания: Пособие для студентов заоч. отд. фак. физ. воспитания. — Белгород, 1971. — 40 с.
21. Конкин, Л.А. Плавательные команды в строевых частях инженерных войск и обучение плаванию нижних чинов [Текст] / Л.А. Конкин. -СПб.:О.П.Б., 1876.-С.423.
22. Кононов С. В. Развитие специальных физических качеств в процессе обучения прикладному плаванию студентов железнодорожных вузов [Текст] : диссертация... кандидата педагогических наук: Санкт- Петербург, 2007.- 123 с.
23. Курамшин Ю.Ф. Теория и практика физической культуры: Учебник [Текст] / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт,
2003. -464 с.
24. Лебедев А. В. Делающим первые шаги в науке: Учебное пособие для студентов старших курсов, аспирантов и соискателей. [Текст] - СПб.: Образование, 2006 - 418 с.
25. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с, ил.
26. Меньшуткина Т. Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами [Текст] / Меньшуткина Т. Г..- СПб.: ПИО СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. -192 с.
27. Никитский Б. Н. Плавание: Учебник для студентов фак. физ. Воспитания пед. ин-тов. по спец. № 2114 «Физ. воспитание». [Текст] — М: Просвещение, 1981. — 304 с, ил.
28. Никитский Б.Н., Инясевский К.А., Васильев В.С., Гордон С.М. Плавание: Учеб. для студентов фак. физ.воспитания пед. ин-тов. [Текст] — М.: Просвещение, 1987. — 296 с.
29. Новосельцев О.В. Плавание и легководолазная подготовка: Учебник [Текст] / Под ред. проф. О.В. Новосельцева. - СПб.: ВИФК, 2003. - 340 с.
30. Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. [Текст] / Под ред. В.С. Иванова. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
- 176 с.
31. Плавание: Изд. 2-е, переработанное и дополненное. [Текст] Под ред. И. В. Вржесневский. — М. Физкультура и спорт., 1969. — 307 с. с ил.
32. Плавание. Программа для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) [Текст] / Под ред. Л.П. Макаренко и Т.М. Абсалямова.
— М., 2005. — 147 с.
33. Плавание (плавание, водное поло, прыжки в воду). [Текст] Под общей ред. А. К. Дмитриева и Н. Ф. Столбова. ФиС - М. 1959 - 462 с.
34. Плавание: Учебник для ин-тов физ. кул. [Текст] Под ред. Н. Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт., 1979. — 320 с. с ил.
35. Плавание: Учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. [Текст] /Под ред. Н. Ж. Булгаковой. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 283 с, ил.
36. Плахов П. Руководство для обучения войск и военно-учебных заведений плаванию [Текст] / П. Плахлв. - СПб., 1885. -38 с.
37. Плеханов Н.И. Плавание: Учеб. для слушателей факультета ВДКФФКиС при ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта [Текст] / Н.И. Плеханов, A.M. Тихонов. - Л.: КВИФКиС, 1967.
38. Пыжова И. В. Непрерывное физическое воспитание спасателей на воде в образовательной системе «кадент-студент» на начальном этапе профессионального обучения [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пыжова И. В.; СПб ГПУ - СПб., 2007.- 23 с.
39. Рубин А. В. Применение дыхательных упражнений с элементами холодо - гипоксии - гиперкапнического воздействия в подготовке пловцов [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Рубин А. В.; СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, НИИФ им. А. А. Ухтомского СПбГУ - СПб., 2004.- 23 с.
40. Спортивное и военно-прикладное плавание: Учебник [Текст] / Под ред. проф. О. В. Новосельцева. - СПб.: ВИФК, 2005. - 584 с.
41. Тарасов В.В. Прикладное плавание в процессе профессионального образования курсантов ВМУЗов [Текст] / В.В. Тарасов, Г.А. Яковлев, И.В. Русакова. - СПб.: ГАФК, 1998 - 197 с.
42. Тихонов A.M. Плавание: Учеб.-метод, пособие [Текст] / A.M. Тихонов, Б.М. Чепелкин, Ю.А. Семенов. -М.: Воениздат, 1985. — 166 с.
43. Турчанинов С. Ю. Плавание - жизненно важный навык [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Турчанинов С. Ю.; ЯГПУ им. К. Д. Ушинского - Ярославль, 2005.- 22 с.
44. Фирсов З.П. Плавание для всех. [Текст] — М.: Физкультура и спорт, 2003. — 64 с.
45. Черняев Э. Г., Чепелев В. И. Учите детей плавать. [Текст] — К.: Рад. школа, 1984.—80 с.
46. Чуриков А.И. Подготовка студентов вузов России к уверенным действиям в условиях водной среды [Текст] / А.И. Чуриков.- СПб.: ОМ- Пресс, 2004. -142 с.
47. Яковлев Г. А. Содержание и направленность оздоровительного и прикладного плавания курсантов военно-морского учебного заведения [Текст]: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Яковлев Г. А; СПб ВИФК - СПб., 2001.- 22 с.
48. Яхонтов Е. Р. Методология спортивно-педагогических исследований: Курс лекций [Текст] / Е. Р. Яхонтов. - 3-е изд., стереотипное - СПб.: Олимп, 2008. - 187 с.
49. Аврамов С. “Водное спасение в мире и в Болгарии” София 2008
50. Андонов Ст. “Водный травматизм в Республики Болгарии” НСА 2001
51. Андонов Ст. “Водноспасательный минимум “ 2008


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ