ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛУХОВОГО
ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие слухового восприятия и его развитие в
онтогенезе 6
1.2. Особенности слухового восприятия у дошкольников с
общим недоразвитием речи 14
ГЛАВА II. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 20
2.1 Исследование уровня развития слухового восприятия у
дошкольников с общим недоразвитием речи 20
2.2 Организация и проведение коррекционно-педагогической работа по развитию слухового восприятия у дошкольников
с общим недоразвитием речи 26
2.3 Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников
с общим недоразвитием речи 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система - одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов.
Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. В дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Н.Х. Швачкин). Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи.
В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н: Шаховская и др.), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, А. Гермаковска, В.А. Ковшиков, А.К. Маркова, Е.Ф. Соботович и др.), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л. А. Копачевская, Л.В. Лопатина). Методическим аспектам, развития слухового восприятия дошкольников с речевыми нарушениями значительное внимание
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Исследование состояло из трех этапов:
2 этап - констатирующий, цель - выявление уровня развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2 этап - формирующий, цель - разработка системы коррекционнопедагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3 этап - контрольный, цель - определение эффективности коррекционнопедагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с заключением «Общее недоразвитие речи».
После изучения теоретического материала по вопросу развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи нами был организован констатирующий эксперимент. Для этого были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой.
На констатирующем этапе уровень развития слухового восприятия составил 70% - низкий, средний - 30%, высокий - 0%.
Для развития слухового восприятия у детей с ОНР необходима системы совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием игр и игровых упражнений.
Результаты контрольного этапа показали, что низкий уровень составил 50%, средний - 50%. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа показал, что уровень развития слухового восприятия повысился на 20%.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие слухового восприятия.
Нормальное развитие слухового восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.
Без достаточной сформированности слухового восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.
Преодоление нарушений фонематического слуха у старших дошкольников с ОНР будет более эффективным в том случае, если будет использован системный подход, и если коррекция будет осуществляться дифференцированно с учетом специфических нарушений фонематических процессов.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 45 г. Белгорода. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с заключением «Общее недоразвитие речи».
Исследование состояло из трех этапов:
3 этап - констатирующий, цель - выявление уровня развития слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2 этап - формирующий, цель - разработка системы коррекционнопедагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3 этап - контрольный, цель - определение эффективности коррекционнопедагогической работы по развитию слухового восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.
После изучения теоретического материала по вопросу развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи нами был организован констатирующий эксперимент. Для этого были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой.
1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.
2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками.
3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении
5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах.
На констатирующем этапе уровень развития слухового восприятия
составил 70% - низкий, средний - 30%, высокий - 0%.
Для развития слухового восприятия у детей с ОНР необходима системы совместной работы воспитателя и логопеда на основе комплексного подхода с использованием игр и игровых упражнений.
Результаты контрольного этапа показали, что низкий уровень составил 50%, средний - 50%. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапа показал, что уровень развития слухового восприятия повысился на 20%.
Таким образом, гипотеза подтверждена, задачи решены.
1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова [Текст]. - СПб: Детство пресс,2005. - 48с.
2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия
[Электронный ресурс]: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/
html/?book=ananyev_individualnoe-razvitie_1968&bookhl=
3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии): [монография] [Электронный ресурс]: bttp://bb.mgppu.m/OpacUmcode/mdex.pbp?url=/notices/mdex/IdNotice: 9 424
4. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/404589/
5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение [Электронный ресурс]: http://www.persev.ru/book/la-venger-razvitie-vospriyatiya-v-ontogeneze
6. Волкова Г.Л. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб.: Сайма, 1993. - 143 с.
7. Волкова Л.С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 524 с.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/1095915/
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]. - М., 2010. - 234 с.
10. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с
11. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие [Текст]. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 34 с.
12. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи [Текст]// Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научнопрактической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии». - Самара, СГПУ, 2003. - С.70-83.
13. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Электронный ресурс]: http: //pedlib.ru/Books/3/0086/3-0086-1.shtml
15.Запорожец А.А. Избранные психологические труды [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/1416965/
16.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]. - М., 2001. - 254 с.
17. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст]. - М.: ACT: Астрель, 2007. - 318 с.
18. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации [Текст]. - М.: Гнозис, 2001. - 270 с.
19. Краузе Е.Н. Логопедия [Текст]. - СПб.: Учитель и ученик, Корона принт,
2003. - 235 с.
20. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ [Текст]. - М.: Просвещение, 2014. - 352 с.
21. Левина Р.Е., Никотина Н.А. Общее недоразвитие речи у детей // Основы теории и практики логопедии/ Психология [Текст]. - М., 2008. - 299 с.
22. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст]. - М., 2005. - 306 с.
23. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики [Текст]. - М.: Смысл: Академия,
2005. - 287 с.
24. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
25. Нищева Н. В. Речевая карта ребёнка с ОНР [Текст]. - СПб.: Детство - пресс, 2003. - 34 с.
26. Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия [Электронный ресурс]: http://www.twirpx.com/file/1091603/
27. Онтогенез речевой деятельности: Норма и патология. Монографический сборник [Текст] / Отв. ред. Л.И. Белякова. -М.: Прометей, 2005. - 500 с.
28. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей [Текст] // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2х т. -М.: Владос 1997. - 234 с.
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Крутецкий В.А. Психология. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
30. Ступницкий В. П. Психология: Учебник для бакалавров Крутецкий В.А. Психология [Текст]/ В. П. Ступницкий, О. И. Щербакова, В. Е. Степанов. - М.: Дашков и К, 2013. - 520 с.
31. Теплов Б.М. Психология [Электронный ресурс]: https://www.alterozoom. com/ documents/14170. html
32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст]. - М., 1991.- 213с.
33. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Текст]. - М.: ACT, 2002. - 266 с.
34. Цветкова, Л. С. - Процесс называния предмета и его нарушение
[Электронный ресурс]: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php7ur
l=/notices/index/IdNotice:28296/Source:default
35.Чистович Л. А., Кожевников В. А. Восприятие речи [Электронный ресурс]: http://lib100.com/book/common_psychology/lingvopsihologiya/html/?page=240
36. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие Крутецкий В.А. Психология [Текст]/ Составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.
37. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] // Известия АПП РСФСР. - 2008. - № 13. - С.101-133.