ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития лидерских качеств у подростков 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «лидерские качества» 7
1.2. Особенности развития лидерских качеств у подростков с
использованием тренинга 12
1.3. Современные требования к организации и развитию
тренинговой деятельности с подростками 19
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование тренинга как средства развития лидерских качеств у подростков 29
2.1. Исследование уровня развития лидерских качеств у подростков
(констатирующий этап эксперимента) 29
2.2. Реализация тренинговой программы развития лидерских качеств
у подростков (формирующий этап эксперимента) 33
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 38
(контрольный этап эксперимента)
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты развития лидерских качеств у подростков 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «лидерские качества» 7
1.2. Особенности развития лидерских качеств у подростков с
использованием тренинга 12
1.3. Современные требования к организации и развитию
тренинговой деятельности с подростками 19
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование тренинга как средства развития лидерских качеств у подростков 29
2.1. Исследование уровня развития лидерских качеств у подростков
(констатирующий этап эксперимента) 29
2.2. Реализация тренинговой программы развития лидерских качеств
у подростков (формирующий этап эксперимента) 33
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 38
(контрольный этап эксперимента)
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы
Актуальность исследования. В наше время не хватает людей, обладающих лидерскими качествами, то есть лидеров в полном смысле этого слова. Везде нужны лидеры. Будь то профессиональная, личная или социальная сфера, или же нечто творческое. Не быть лидером это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты.
Лидерство - это не только умение вести других людей за собой, но и умение контролировать и управлять собственной жизнью. Мы можем жить, следуя за кем-нибудь, исполняя в жизнь чужие мечты и потребности, принося в жертву свои собственные. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества. Поэтому лидерство актуально для людей, которые хотят реализовывать свои мечты и планы, построить гармоничную жизнь, людей - это тот, кто не боится брать ответственность за свой выбор.
Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.
Современному обществу необходимы граждане, способные по- новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого¬педагогической литературе, надежных средств в диагностике и развитии.
Степень разработанности исследования. Проблема развития лидерских качеств у подростков является предметом многочисленных исследований. В трудах отечественных психологов и педагогов, таких как Г.М. Андреева [3], И.П. Волков [13], Р.Л. Кричевский [26], О.Г. Марчукова [33], Д.Я. Райгородский [45], А.Л. Уманский [55] подробно рассматриваются общие аспекты лидерства, его виды, стили, формы и методы развития. Методологическими основами данной выпускной квалификационной работы выступают труды теоретиков и практиков психологии развития таких как Л.С.Выготский, [10] Д.Б.Эльконин [15], Л.И.Божович [20], М. Кле [23], Т.В.Драгунова [30], И.С.Кон [17], А.Е.Личко [28], Н.П.Аникеева [6] и др. Среди зарубежных авторов, изучающих данную проблему, можно выделить следующих: Максвелл, Котс де Врис Дж [10]. и другие.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку лидера, готового к реальным условиям жизни выпускника школы, который способен ставить и достигать собственные цели и недостаточно активным использованием тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков. Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каково влияние тренинга как средства формирования лидерских качеств у подростков?
Поэтому, целью исследования является содержание и метод организации тренинга как средства развития лидерских качеств у подростков.
Объект исследования - процесс развития лидерских качеств у подростков
Предмет исследования: содержание тренинговой программы как средства развития лидерских качеств у подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования лидерских качеств у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «лидер», «лидерские качества» ;
- раскрыть особенности процесса формирования лидерских качеств у подростков;
- реализовать тренинговую программу как средство формирования лидерских качеств у подростков.
Опытно - экспериментальная база - Исследование проводилось на базе тренинговой компании TeamSoft. В эксперименте участвовало 160 подростков.
Задачи исследования:
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики понятий: «лидерство», «лидер», «лидерские качества». .
2. Рассмотреть особенности процесса формирования лидерских качеств у подростков.
3. Раскрыть роль тренинга как средства активного формирования лидерских качеств у подростков.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу как средство формирования лидерских качеств у подростков.
Методологическую основу данного исследования составили отечественные и зарубежные педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность и содержание понятия «лидерство» (Кричевский Р.Л.[26],Дж.Максвелл [31], Куницына В.Н. [27], Волков И.П. [13]), концептуальные положения об «эмоциональном интеллекте» (Вайсбах Х. [9], ДаксУ. [9],Андреева И.Н. [4;5;6]) и концепции, рассматривающие взаимосвязь двух вышеперечисленных понятий (Макки
Э. [17], Гоулман Д.[16;17], Кот де Врис [24]).
В соответствии с целью и задачам исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование,
математическая и статистическая обработка данных.
- статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами организовать эффективную тренинговую деятельность у подростков для развития у них лидерских качеств.
Лидерство - это не только умение вести других людей за собой, но и умение контролировать и управлять собственной жизнью. Мы можем жить, следуя за кем-нибудь, исполняя в жизнь чужие мечты и потребности, принося в жертву свои собственные. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества. Поэтому лидерство актуально для людей, которые хотят реализовывать свои мечты и планы, построить гармоничную жизнь, людей - это тот, кто не боится брать ответственность за свой выбор.
Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.
Современному обществу необходимы граждане, способные по- новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого¬педагогической литературе, надежных средств в диагностике и развитии.
Степень разработанности исследования. Проблема развития лидерских качеств у подростков является предметом многочисленных исследований. В трудах отечественных психологов и педагогов, таких как Г.М. Андреева [3], И.П. Волков [13], Р.Л. Кричевский [26], О.Г. Марчукова [33], Д.Я. Райгородский [45], А.Л. Уманский [55] подробно рассматриваются общие аспекты лидерства, его виды, стили, формы и методы развития. Методологическими основами данной выпускной квалификационной работы выступают труды теоретиков и практиков психологии развития таких как Л.С.Выготский, [10] Д.Б.Эльконин [15], Л.И.Божович [20], М. Кле [23], Т.В.Драгунова [30], И.С.Кон [17], А.Е.Личко [28], Н.П.Аникеева [6] и др. Среди зарубежных авторов, изучающих данную проблему, можно выделить следующих: Максвелл, Котс де Врис Дж [10]. и другие.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку лидера, готового к реальным условиям жизни выпускника школы, который способен ставить и достигать собственные цели и недостаточно активным использованием тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков. Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каково влияние тренинга как средства формирования лидерских качеств у подростков?
Поэтому, целью исследования является содержание и метод организации тренинга как средства развития лидерских качеств у подростков.
Объект исследования - процесс развития лидерских качеств у подростков
Предмет исследования: содержание тренинговой программы как средства развития лидерских качеств у подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования лидерских качеств у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «лидер», «лидерские качества» ;
- раскрыть особенности процесса формирования лидерских качеств у подростков;
- реализовать тренинговую программу как средство формирования лидерских качеств у подростков.
Опытно - экспериментальная база - Исследование проводилось на базе тренинговой компании TeamSoft. В эксперименте участвовало 160 подростков.
Задачи исследования:
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики понятий: «лидерство», «лидер», «лидерские качества». .
2. Рассмотреть особенности процесса формирования лидерских качеств у подростков.
3. Раскрыть роль тренинга как средства активного формирования лидерских качеств у подростков.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу как средство формирования лидерских качеств у подростков.
Методологическую основу данного исследования составили отечественные и зарубежные педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность и содержание понятия «лидерство» (Кричевский Р.Л.[26],Дж.Максвелл [31], Куницына В.Н. [27], Волков И.П. [13]), концептуальные положения об «эмоциональном интеллекте» (Вайсбах Х. [9], ДаксУ. [9],Андреева И.Н. [4;5;6]) и концепции, рассматривающие взаимосвязь двух вышеперечисленных понятий (Макки
Э. [17], Гоулман Д.[16;17], Кот де Врис [24]).
В соответствии с целью и задачам исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование,
математическая и статистическая обработка данных.
- статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами организовать эффективную тренинговую деятельность у подростков для развития у них лидерских качеств.
Психологический термин «тренинг» происходит от английского “to train” - обучать, тренировать, дрессировать.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.
Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют - тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий.
На сегодняшний день ряд авторов (Л.Ф. Анн, И.В. Вачков, Л.А.Петровская, Ю.В. Тюшев и другие) отмечают, что тренинговая работа наиболее актуальна в подростковом возрасте, когда обострена потребность в общении, появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя.
Таким образом, цели и задачи достигнуты, гипотеза нашла своё подтверждение.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.
Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют - тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий.
На сегодняшний день ряд авторов (Л.Ф. Анн, И.В. Вачков, Л.А.Петровская, Ю.В. Тюшев и другие) отмечают, что тренинговая работа наиболее актуальна в подростковом возрасте, когда обострена потребность в общении, появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя.
Таким образом, цели и задачи достигнуты, гипотеза нашла своё подтверждение.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ ЛИДЕРА У ПОДРОСТКОВ НА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Развитие лидерских качеств у современной молодежи
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лидерских качеств подростков в детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие лидерского потенциала подростков в деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2020 - Развитие лидерских качеств учащихся средней школы в условиях общеобразовательного учреждения
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017



