Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития лидерских качеств у подростков 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «лидерские качества» 7
1.2. Особенности развития лидерских качеств у подростков с
использованием тренинга 12
1.3. Современные требования к организации и развитию
тренинговой деятельности с подростками 19
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование тренинга как средства развития лидерских качеств у подростков 29
2.1. Исследование уровня развития лидерских качеств у подростков
(констатирующий этап эксперимента) 29
2.2. Реализация тренинговой программы развития лидерских качеств
у подростков (формирующий этап эксперимента) 33
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 38
(контрольный этап эксперимента)
Выводы по 2 главе 42
Заключение 43
Список литературы
Актуальность исследования. В наше время не хватает людей, обладающих лидерскими качествами, то есть лидеров в полном смысле этого слова. Везде нужны лидеры. Будь то профессиональная, личная или социальная сфера, или же нечто творческое. Не быть лидером это то же самое, что блуждать ночью в огромном лесу без фонаря, компаса и карты.
Лидерство - это не только умение вести других людей за собой, но и умение контролировать и управлять собственной жизнью. Мы можем жить, следуя за кем-нибудь, исполняя в жизнь чужие мечты и потребности, принося в жертву свои собственные. Мы теряем большую часть своей способности самостоятельно определять каждый шаг своей жизни, а наша «личная сила» и «лидерство» оказываются не в наших руках, где они должны находиться, а в руках окружающих нас людей, культуры и общества. Поэтому лидерство актуально для людей, которые хотят реализовывать свои мечты и планы, построить гармоничную жизнь, людей - это тот, кто не боится брать ответственность за свой выбор.
Даже между специалистами, теоретиками и практиками, до сих пор продолжается спор на тему: «лидерами рождаются» или же «лидерами становятся». Да, некоторые из них могут убедить нас в том, что кто-то, несомненно, от рождения обладает некой «экстраординарной особенностью», которая делает его лидером, в то время как другие убеждены, что при условии определенного правильного сочетания образования, подготовки и имеющегося опыта лидера можно «создать» и сформировать.
Современному обществу необходимы граждане, способные по- новому взглянуть на насущные проблемы, вести за собой. На первый план выходят такие важные человеческие качества как мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться в столь динамичном мире подростку, для которого именно это время является ключевым в становлении и развитии, так как в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого¬педагогической литературе, надежных средств в диагностике и развитии.
Степень разработанности исследования. Проблема развития лидерских качеств у подростков является предметом многочисленных исследований. В трудах отечественных психологов и педагогов, таких как Г.М. Андреева [3], И.П. Волков [13], Р.Л. Кричевский [26], О.Г. Марчукова [33], Д.Я. Райгородский [45], А.Л. Уманский [55] подробно рассматриваются общие аспекты лидерства, его виды, стили, формы и методы развития. Методологическими основами данной выпускной квалификационной работы выступают труды теоретиков и практиков психологии развития таких как Л.С.Выготский, [10] Д.Б.Эльконин [15], Л.И.Божович [20], М. Кле [23], Т.В.Драгунова [30], И.С.Кон [17], А.Е.Личко [28], Н.П.Аникеева [6] и др. Среди зарубежных авторов, изучающих данную проблему, можно выделить следующих: Максвелл, Котс де Врис Дж [10]. и другие.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на подготовку лидера, готового к реальным условиям жизни выпускника школы, который способен ставить и достигать собственные цели и недостаточно активным использованием тренинга как средства формирования самостоятельности у подростков. Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каково влияние тренинга как средства формирования лидерских качеств у подростков?
Поэтому, целью исследования является содержание и метод организации тренинга как средства развития лидерских качеств у подростков.
Объект исследования - процесс развития лидерских качеств у подростков
Предмет исследования: содержание тренинговой программы как средства развития лидерских качеств у подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования лидерских качеств у подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «лидер», «лидерские качества» ;
- раскрыть особенности процесса формирования лидерских качеств у подростков;
- реализовать тренинговую программу как средство формирования лидерских качеств у подростков.
Опытно - экспериментальная база - Исследование проводилось на базе тренинговой компании TeamSoft. В эксперименте участвовало 160 подростков.
Задачи исследования:
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить сущностные характеристики понятий: «лидерство», «лидер», «лидерские качества». .
2. Рассмотреть особенности процесса формирования лидерских качеств у подростков.
3. Раскрыть роль тренинга как средства активного формирования лидерских качеств у подростков.
4. Разработать и апробировать тренинговую программу как средство формирования лидерских качеств у подростков.
Методологическую основу данного исследования составили отечественные и зарубежные педагогические и психологические концепции, раскрывающие сущность и содержание понятия «лидерство» (Кричевский Р.Л.[26],Дж.Максвелл [31], Куницына В.Н. [27], Волков И.П. [13]), концептуальные положения об «эмоциональном интеллекте» (Вайсбах Х. [9], ДаксУ. [9],Андреева И.Н. [4;5;6]) и концепции, рассматривающие взаимосвязь двух вышеперечисленных понятий (Макки
Э. [17], Гоулман Д.[16;17], Кот де Врис [24]).
В соответствии с целью и задачам исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование,
математическая и статистическая обработка данных.
- статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы психологами и педагогами организовать эффективную тренинговую деятельность у подростков для развития у них лидерских качеств.
Психологический термин «тренинг» происходит от английского “to train” - обучать, тренировать, дрессировать.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.
Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют - тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий.
На сегодняшний день ряд авторов (Л.Ф. Анн, И.В. Вачков, Л.А.Петровская, Ю.В. Тюшев и другие) отмечают, что тренинговая работа наиболее актуальна в подростковом возрасте, когда обострена потребность в общении, появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя.
Таким образом, цели и задачи достигнуты, гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 412 с.
2. Андреева Г.М. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства. Социальная психология. Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Эксмо, 2013. - 81с.
3. Вежевич Т.Е. Формирование позитивных лидеров в среде учащейся молодежи как один из путей сохранения стабильности в обществе / Т.Е. Вежевич. // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №1 - С. 41-44.
4. Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи / И.П. Волков. / Социальная психология в трудах отечественных психологов. - Санкт-Петербург: Питер, 2011 - 279 с.
5. Емельянов Ю.Н. Функции лидера в группе / Ю.Н. Емельянов. - М: Эгвес, 2009. - 290 с.
6. Жеребова, Н.С. Лидерство в малых группах, как объект социально-психологического исследования / Н.С. Жеребова. - Самара: Асгард, 2009. - 140 с.
7. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р.; под общей ред. Битяновой М.Р.- СПб.: Питер, 2007.- 107 с.
8. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. / А.И. Калашников. - СПб.: Речь, 2010. - 189 с.
9. Кричевский Р.Л. Психология лидерства / Р.Л. Кричевский. - М.: Просвещение, 2010. - 260 с.
10. Максвелл Дж. Пять уровней лидерства / Дж. Максвелл. - Спб: Речь, 2011. - 197с.
11. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности : 2-е изд., стер. / Л.М. Митина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2013. - 165 с.
12. Хрестоматия по педагогической психологии. - М.: Знание, 2015. — 64 с.
13. Марчукова О.Г. Лидерство — профессиональная компетентность руководителя. / О.Г. Марчукова. //Народное образование. - 2011. - №6. - С. 151-156.
14. Маурик Дж.В. Эффективный стратег. Менеджмент для лидера / Джон Ван Мауринг. - М.: ИНФРА, 2012. - 398с.
15. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности : 2-е изд., стер. / Л.М. Митина. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2013. - 165 с.
16. Стивен Р. Кови. Семь навыков эффективных людей. / С.Р. Кови. - СПб.:Речь, 2013. - 321 с.
17. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2010. - 309с.
18. Тренинг уверенности и контакта в группе: Руководство для тренеров и психотерапевтов: сб. науч. Тр. / сост. Аннекен Г.С, Эгепъмайер Л.А., Кесслер Е.В.— Ростов н/Д: Легион, 2012, . - 123 с.
19. Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства : монография / А.Л. Уманский. - Кострома: Кострома, 2014. - 356 с.
21. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. / И.М. Юсупов. - Казань: Татрск. книж. изд-во, 2011. - 156 с.