ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ИХ УЛУЧШЕНИЯ
1.1 Понятие экономических показателей деятельности предприятия и
пути их улучшения
1.2 Теоретические аспекты финансового и экономического анализов
деятельности предприятия
1.3 Сравнение отечественных и зарубежных методов анализа основных экономических показателей
Выводы по разделу один 38
2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «АРИАНТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ариант»
2.2 Стратегический анализ ООО «Ариант» 44
2.2.1 Анализ внешней среды ООО «Ариант» 50
2.2.1.1 Анализ макроэкономической среды ООО «Ариант»
2.2.1.2 Анализ микроэкономической среды ООО «Ариант»
2.2.2 Анализ внутренней среды ООО «Ариант» 55
2.2.3 SWOT-анализ ООО «Ариант» 66
2.3 Финансовый анализ ООО «Ариант» 72
2.3.1 Горизонтальный и вертикальный анализ деятельности ООО
«Ариант»
2.3.2 Анализ ликвидности ООО «Ариант» 76
2.3.3 Анализ финансовой устойчивости ООО «Ариант» 80
2.3.4 Оценка и анализ динамики основных финансовых
коэффициентов ООО «Ариант»
2.3.5 Экспресс-диагностика банкротства ООО «Ариант» 89
2.4 Экономический анализ 93
2.5 Обоснование выбора мероприятия направленного на улучшение
экономических показателей ООО «Ариант»
Выводы по разделу два 104
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ 105
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ООО «АРИАНТ»
3.1 Резюме проекта
3.2 Организационный план 107
3.2.1 Описание мероприятия 109
3.2.2 Календарный план 109
3.2.3 Потребность в финансировании и его источники 113
3.2.4 Определение источника и условий финансирования проекта
3.3 План маркетинга 119
3.3.1 Стратегия маркетинга 122
3.3.2 Анализ конкурентов 122
3.3.3 Обоснование рыночной цены 123
3.3.4 Анализ покупателей 125
3.4 Производственный план 126
3.4.1 Описание производственного процесса 131
3.4.2 Обоснование потребности в основных средствах 131
3.4.3 Обоснование потребности в оборотных средствах 134
3.4.4 Постоянные затраты проекта 136
3.5 Финансовый план 137
3.5.1 Отчет о финансовых результатах проекта 140
3.5.2 Отчет о движении денежных средств 140
3.5.3 Обоснование экономической эффективности проекта 142
3.5.3.1 Расчет ставки дисконтирования 143
3.5.3.2 Расчет интегральных показателей экономической 143
эффективности проекта
3.6 Анализ рисков проекта 144
3.6.1 Оценка безубыточности проекта 145
3.6.2 Описательный метод оценки рисков 145
3.7 Экономический анализ ООО «Ариант» после успешной реализации 147
мероприятия
Выводы по разделу три 151
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152
БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 154
ПРИЛОЖЕНИЯ 162
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерская отчетность ООО «Ариант» за 2014, 2015, 2016 годы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Горизонтальный и вертикальный анализ отчетности ООО 165 «Ариант»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анализ ассортимента и средних цен на продукцию ООО 169 «Ариант» и его основных конкурентов
ПРИЛОЖЕНИЕ Г График погашения кредита 173
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Отчет о движении денежных средств 178
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Экономический анализ ООО «Ариант» после реализации 180 мероприятия
Экономический показатель - характеризует состояние экономики, её объектов, протекающих в ней процессов в трех временах. Экономические показатели являются наиболее эффективным инструментарием описания экономики и в управлении экономическими процессами. В общем виде экономический показатель представляет собой наименование, числовое значение, а также единицу измерения.
Обеспечение роста производства при одновременном снижении затрат, получение большего результата при неизменных затратах, получение того же результата при уменьшении затрат - основные пути улучшения экономических показателей деятельности предприятия.
Пути улучшения экономических показателей охватывают комплекс мер, на основании которых достигается экономия живого труда, затрат и ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности продукции. К основным путям улучшения экономических показателей относятся: ускорение научно-технического прогресса; реструктуризация предприятия; снижение издержек производства и рациональное использование материальных ресурсов.
Объектом исследования Выпускной квалификационной работы является ООО «Ариант», представляющее собой крупнейшее агропромышленное предприятие и являющееся лидером по производству продукции из свинины.
Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Ариант» .
Цель выпускной квалификационной работы - разработать мероприятие по наращиванию производственных мощностей ООО «Ариант» с целью увеличения прибыли.
Основные задачи:
— сравнить отечественные и передовые зарубежные пути улучшения экономических показателей;
— дать краткую характеристику предприятия ООО «Ариант»;
— проанализировать стратегическую позицию предприятия;
— провести анализ финансового состояния предприятия;
— сопоставить результаты SWOT-анализа и анализа финансового состояния предприятия, выявить и проанализировать возможные варианты его дальнейшего развития;
— разработать мероприятие по увеличению производственных мощностей ООО «Ариант», путем строительства двух пар свиноводческих комплексов, хрячника и цеха убоя;
— провести анализ эффективности мероприятия по критериям эффективности;
— провести анализ рисков.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы:
— PEST-анализ, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые могут повлиять на деятельность организации;
— анализ конкурентных сил (модель 5-ти сил конкуренции Портера), самый популярный метод анализа конкуренции, который легко применить на практике;
— Теория 4P, которая предполагает анализ следующих элементов «Marketing mix»: товар, цена, место продажи и продвижение;
— SWOT-анализ, позволяющий оценить взаимовлияние факторов внешней и внутренней среды и в результате экспертной оценки получить ранжированный список наиболее актуальных решений для анализируемой ситуации;
— горизонтальный анализ, позволяющий выявить тенденции изменения статей баланса или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы роста (прироста);
— вертикальный анализ, позволяющий выявить влияние каждой позиции отчетности на результат в целом;
— анализ ликвидности;
— анализ финансовой устойчивости;
— анализ деловой активности.
В первом разделе работы осуществляется сравнение отечественных и зарубежных путей улучшения экономических показателей предприятия.
Во втором разделе дается общая характеристика предприятия, представлена организационная структура, рассмотрены функциональные обязанности персонала. Также во втором разделе проводится стратегический анализ предприятия и производится финансово-экономический анализ, который включает горизонтальный и вертикальный анализ баланса, анализ ликвидности и платежеспособности, анализ финансовой устойчивости и деловой активности, а также анализ финансового результата. Бухгалтерская отчётность за 2014 - 2016 годы. В результате сравнения стратегической позиции предприятия и финансового анализа предлагается мероприятие, направленное на повышение экономических показателей предприятия.
В третьей главе разрабатывается мероприятие по увеличению производственных мощностей, проводится его описание и выполняются расчеты затрат. После чего составляется прогнозная отчетность, рассчитываются интегральные показатели эффективности мероприятия и проводится анализ рисков.
В заключении сформулированы выводы по главам.
При написании использовалась учебная литература, законодательные и нормативные акты, периодическая литература. В ходе проведения анализа использовались методики финансового анализа Г.В. Савицкой, А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, В.В. Ковалева, И.Т. Балабанова.
Объём основного материала выпускной квалификационной работы составляет 181 страницу, количество рисунков - 15, формул - 41, таблиц - 51. Число наименований списка использованных источников и литературы - 45, количество приложений - 6.
Экономические показатели деятельности предприятия полностью характеризуют его экономическое состояние, а также протекающие внутри него процессы в прошлом, настоящем и будущем. Анализ экономических показателей деятельности предприятия содействует повышению эффективности его деятельности, наиболее рациональному использованию основных фондов, имеющихся ресурсов, а также снижению издержек.
К основным путям повышения экономических показателей относят ускорение научно-технического прогресса, реструктуризацию предприятия, а также снижение издержек производства и рациональное использование материальных ресурсов.
Объектом исследования Выпускной квалификационной работы является ООО «Ариант». Общество с ограниченной ответственностью «Ариант» — это крупнейший агропромышленный холдинг в Российской Федерации, который является лидером по производству мясной продукции.
ООО «Ариант» образовано в 2002 году. Предприятие представляет собой замкнутый агропромышленный комплекс, занимающийся производством комбикормов из собственного сырья, мяса свинины, колбасных изделий и мясных деликатесов, а также производством алкогольных и безалкогольных напитков.
Для определения стратегической позиции ООО «Ариант» был проведен стратегический анализ взаимодействия предприятия и среды. Данный анализ позволил оценить сильные и слабые стороны предприятия, а также определить угрозы и возможности дальнейшей деятельности.
Стратегический анализ включает в себя две основные составляющие, такие как внешняя и внутренняя среды объекта исследования. В рамках анализа внешней среды объекта исследования были проведены микроэкономический и макроэкономический анализы среды предприятия.
В качестве метода оценки макроэкономического окружения был применен PEST-анализ, в результате которого были выявлены факторы, влияющие на деятельность предприятия. К таким факторам относятся: государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2120 годы, снижение ключевой ставки, ожидаемая умеренная инфляция, сокращение реальных располагаемых доходов населения, рост внимания населения к качеству продукции, а также наличие новых научных разработок в данной отрасли.
Для анализа микроэкономического окружения объекта был осуществлён «Анализ пяти конкурентных сил по Портеру». Анализ конкурентных сил показал, что в данной отрасли существует высокий уровень конкурентной борьбы, высокие барьеры выхода на рынок, высокое воздействие товаров заменителей, высокий процент потребления свинины населением, основной причиной отказа от свинины является вегетарианство, главным критерием выбора свинины является качество, а также надежность поставщиков у ООО «Ариант.
Для анализа внутренней среды объекта исследования в рамках данной работы была применена «Теория 4Р», в результате которой были проанализированы элементы «Marketing mix»: товар, цена, место продажи и продвижение. Анализ показал, что у предприятия самый широкий ассортимент продукции по видам, выпускаемая продукция соответствует ГОСТ, продукция выпускается из собственного сырья, у ООО «Ариант» средняя стоимость на все виды выпускаемой продукции, широкая представленность на рынке, наличие минимум десяти фирменных магазинов в каждом крупном городе Уральского региона, эффективное продвижение продукции через телевидение и неэффективное продвижение товаров через сайт и социальные сети.
По результатам проведенного анализа внешней и внутренней сред были выявлены доминирующие сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, которые были представлены в виде SWOT-матрицы. Выпуск продукции из собственного сырья, наличие минимум десяти фирменных магазинов в каждом крупном городе Уральского региона, эффективное продвижение продукции через телевидение, широкая представленность на рынке - сильные стороны ООО «Ариант», а неэффективное продвижение товаров через сайт и социальные сети является его слабой стороной. Высокий процент спроса на свинину, государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, снижение ключевой ставки, рост внимания населения к качеству продукции, надежные поставщики, высокие входные барьеры на рынок - основные возможности деятельности ООО «Ариант». Угрозами в свою очередь являются такие факторы как высокий уровень конкурентной борьбы и сокращение реально располагаемых доходов населения.
После проведения стратегического анализа были сформированы проблемные поля, в результате чего были представлены мероприятия, позволяющие использовать имеющиеся возможности и снизить влияние угроз через работу с сильными и слабыми сторонами, а также составлен рейтинг решений. Согласно рейтингу решений преимущественным оказалось мероприятие, направленное на расширение производства путем увеличения производственных мощностей по выращиванию и убою свиней.
Для оценки финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности ООО «Ариант» с целью выявления резервов дальнейшего повышения его рыночной стоимости был проведен финансовый анализ. Финансовый анализ за 2014, 2015 и 2016 годы, позволил сделать вывод, что предприятие находится в кризисном финансовом положении.
Горизонтальный анализ ООО «Ариант» показал, что на предприятии основные средства в активах баланса в 2015 году возросли на 63%, а в 2016 на 15%. В течение трех лет произошел рост дебиторской задолженности на 51,33%, а также значительное увеличение запасов продукции, вследствие плохой организации логистики. Во всех анализируемых периодах наблюдается увеличение нераспределенной прибыли, что отрицательно влияет на деятельность предприятия. Займы и кредиты увеличиваются в течение трех анализируемых периодов, что свидетельствует о снижении финансовой независимости предприятия.
Проведенный вертикальный анализ баланса показал, что основную часть в структуре актива баланса занимают внеоборотные активы - это свидетельствует об увеличении платежеспособности ООО «Ариант». Доля оборотных активов в общей структуре активов занимает чуть более 20% по всем анализируемым периодам, ее составляющими являются запасы и дебиторская задолженность. Основным источником формирования совокупных пассивов ООО «Ариант» являются долгосрочные обязательства, а также капиталы и резервы.
Баланс ООО «Ариант» является неликвидным. Медленно реализуемые активы не превышают долгосрочные обязательства. Наличие труднореализуемых активов превышает стоимость постоянных пассивов, что свидетельствует о нехватке собственного капитала для пополнения оборотных средств. Значение коэффициентов ликвидности предприятия ООО «Ариант» не соответствует нормативу, что отражает его плохую платежеспособность.
ООО «Ариант» находится в кризисном финансовом положении. За три анализируемых периода произошло значительное сокращение собственных оборотных средств, собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат, что является негативной тенденцией в деятельности предприятия. При данном финансовом состоянии предприятие является неплатежеспособным и находится на грани банкротства.
Данные полученные в результате анализа деловой активности говорят о том, что в течение трех лет возросла скорость оборота мобильных активов, но снизилась скорость оборота запасов. Отрицательным фактом является то, что происходит увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности, а значит, происходит замедление высвобождения средств, для новых вложений. Показатели деловой активности собственного капитала и кредиторской задолженности показывают хорошую тенденцию деятельности предприятия.
Значения показателей рентабельности ООО «Ариант» за последние три года говорят о том, что в связи с ростом в 2015 году и падением в 2016 году рентабельности реализованной продукции и рентабельности производства происходит снижение прибыли от реализации продукции. На предприятии заметно увеличении дебиторской задолженности, а также неэффективное регулирование уровня запасов.
При проведении экспресс-диагностики банкротства ООО «Ариант», было выявлено, что вероятность возникновения банкротства является высокой во всех трех анализируемых периодах. Все полученные значения коэффициентов оказались значительно ниже нормативов, что говорит о том, что предприятие продолжительное время находится в кризисном финансовом положении.
С целью анализа результативности деятельности предприятия был проведен экономический анализ ООО «Ариант». Он показал, что значения показателя выручки увеличились. Увеличение издержек обращения означает, что ООО «Ариант» ведет нерациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Прибыль от продаж в 2015 году возросла по сравнению с 2014 годом, и уменьшилась в 2016 году, что говорит о налаживании эффективности деятельности предприятия. На предприятии не проводится оптимизация расходов, как следствие происходит снижение рентабельности ООО «Ариант». Значение чистой прибыли в 2015 году возросли по сравнению с 2014 годом, но упали в 2016, что говорит снижении эффективности использования ресурсов предприятия.
В результате анализа динамики финансовых результатов предприятия было выявлено, что темп роста прибыли от продаж возрастает в 2015 году по сравнению с 2014 годом, и значительно падает в 2016, это происходит вследствие увеличения затрат на расширение производства предприятия.
Сводная структура доходов и расходов показала, что валовый доход в течение трех лет составляет более 70% всего дохода предприятия, что является положительной тенденцией в развитии деятельности предприятия. В структуре расходов предприятия большую часть занимают издержки обращения, которые являются затратами предприятия и вызваны рыночным оборотом товара. В течение трех лет убытков в деятельности ООО «Ариант» не выявлено.
В результате проведенного анализа производственных мощностей ООО «Ариант» было выявлено, что в 2016 году произошло резкое увеличение всех показателей. Увеличения производства зерна на 5% произошло за счет увеличения посевных площадей. Номинальная ёмкость элеваторов по хранению зерна в 2016 году возросла на 96% вследствие строительства новых современных элеваторов. Увеличение показателя производства мяса происходит вследствие строительства новых свинокомплексов и увеличения поголовья, в соответствие с этим происходит значительное увеличение привеса производства мяса. В последнем анализируемом периоде по сравнению с предыдущими, заметно увеличение производства полуфабрикатов на 40% и производства колбасных изделий на 23%. Это происходит в результате увеличения производства исходного сырья и спроса на продукцию.
Разработка мероприятия включила в себя такие планы как организационный, маркетинговый, производственный и финансовый, а также анализ рисков.
В рамках организационного плана, был разработан проект, определен его календарный график и произведен расчет потребности в финансировании. Единовременные затраты проекта составляют 5 300 265,50 тысяч рублей, затраты на приращение оборотного капитала - 1 080 165,00 тысяч рублей. Общая потребность в финансировании определена в размере 6 380 430,50 тысяч рублей. В качестве источника финансирования предполагается использование собственных финансовых ресурсов предприятия, а также привлечение кредитав размере 2 500 000,00 тысяч рублей. Кредит предполагается привлечь в июле 2017 года в АО «Россельхозбанк» под 13% годовых на срок 6 лет. Кредит предоставляется с отсрочкой погашения основного долга на 18 месяцев, без отсрочки уплаты процентов.
В плане маркетинга была определена стратегия позиционирования по типу целевой аудитории. Для привлечения внимания потребителей была предложена реконструкция уже существующих магазинов «Ариант», а также открытие новых фирменных магазинов в формате «мясного бутика». Анализ конкурентов показал преимущество производимого продукта перед другими торговыми марками, производящими аналогичный продукт, по различным критериям. Ориентируясь на текущие цены на наиболее схожий товар, было определено, что цена на мясо на кости не должна быть существенно выше 190,00 рублей, цена на полуфабрикаты и колбасы, копчености не должна быть существенно выше 224,50 рублей и 305,50 рублей соответственно. Среднемесячный объём сбыта мяса на кости в натуральном выражении составит 417,00 тонн, колбасных изделий - 250,00 тонн, полуфабрикатов - 83,33 тонн.
В производственном плане определен циклобщей организации производства свинины, который длится менее года и составляет 341 день. Продолжительность жизни 1 головы составляет 226 дней. Общая потребность в основных средствах составит 5 249 425,50 тысяч рублей. Общая потребность в оборотных средствах на 1 голову в период на 226 дней составит 6 230,22 рублей. Постоянные издержки проекта в год составят 968 270,44 тысяч рублей, а переменные составляют 930 275 тысяч рублей в год.
В рамках финансового плана был составлен отчет о финансовых результатах проекта. все показатели в течение десяти лет возрастают, в результате роста объема производства. Самый большой объем выручки ожидается в 2025 и 2026 годах, которая составит 3 180 000 тысяч рублей.
Так же в рамках финансового плана был составлен отчет о движении денежных средств. Сальдо денежных потоков на конец периода показало, что кассовых разрывов не возникает. Данный факт отражает наличие у предприятия денежных средств в каждый период времени, чтобы рассчитаться по своим обязательствам.
В результате проведенного обоснования экономической эффективности проекта было выявлено, что интегральные показатели экономической эффективности говорят об эффективности проекта, следовательно, его реализация является целесообразной. Для рассматриваемого проекта была принята ставка дисконтирования равная 11,00%.
Оценка безубыточности проекта, проведенная в рамках анализа рисков, показала, что безубыточный объем продаж составит 969 036,5 тонн. Запас финансовой прочности равен 95,62%, что говорит о том, что предприятие будет в состоянии покрыть все свои издержки, даже если планируемая выручка, ожидаемая от продажи товара конечным потребителям, сократиться на 95,62%.
Таким образом, после успешной реализации мероприятия, заметно значительное увеличение всех экономических показателей ООО «Ариант».Разработанный бизнес-план проекта имеет довольно высокую экономическую эффективность и хорошую устойчивость к различным факторам влияния, следовательно, его реализация на практике является целесообразной. Задачи Выпускной квалификационной работы решены. Поставленные цели достигнуты.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации, (часть вторая) от 19 июля 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2016 г.), Глава 2 «Налог на прибыль организаций» (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ), статья 257 (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации, (часть вторая) от 19 июля 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2016 г.), Глава 2 «Налог на прибыль организаций» (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ), статья 259.1 (введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ).
3 Налоговый кодекс Российской Федерации, (часть вторая) от 19 июля 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2016 г.), Глава 2 «Налог на прибыль организаций» (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ), статья 322 (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ).
4 Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 06.07.2015) «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
5 Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для вузов / В.В. Глухов. - 3-е изд. - Санкт- Петербург: Изд-во Питер, 2008. - 608 с.
6 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Пер. с англ. Бугаев М. и др. - 2-ое изд. - СПб: Питер, 2012.
7 Мищенко, Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние и эволюция): учебное пособие / Е.С. Мищенко. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 104 с.
8 Баканов, М. И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. - М.: «Финансы и статистика», 2015. - 392с.
9 Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник для вузов / Г.В. Савицкая. - Москва: Новое знание, 2016. - 42 с., 146 с.
10 Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов / Л.Т. Гиляровская. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 82 с.
11 Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: учебник для вузов / А.Д. Шеремет. - Москва: Владос, 2016. - 371 с.
Погорелова, М.Я. Экономический анализ: теория и практика.: учебник для вузов / М.Я. Погорелова. - Москва: Новое знание, 2015. - 539 с.
Устав Общества с ограниченной ответственностью «Ариант».
Википедия. Свободная энциклопедия. -https://wikipedia.org/wiki/.
Информационный портал «Современный предприниматель».-https://spmag.ru.
Сайт Общества с ограниченной ответственностью «Ариант».-http://ariant- agro.ru.
Министерство Сельского хозяйства. О развитии мясной отрасли в России. -http://www.mcx.ru.
Информационный портал «РБК».- http://www.rbc.ru/economics.
Пресс-служба Банка России. - https://www.cbr.ru.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области. Динамика реальных располагаемых денежных доходов. - http://chelstat.gks.ru.
Исследовательский холдинг «Ромир». - http://romir.ru/studies.
Сайт Общества с ограниченной ответственностью «Frigoimpianti». -http://www.frigoimpianti.it/ru.
Сайт брендингово агентства «Koloro». -https://koloro.ru.
Портал менеджеров «Foodmarkets». -http://foodmarkets.ru.
Сайт Общества с ограниченной ответственностью «Kamis».- http://www.kamis- pripravy.ru.
Сайт Общества с ограниченной ответственностью «Равис».-http://ravisagro.ru.
Сайт Общества с ограниченной ответственностью «Здоровая ферма». - http://zferma.ru.
Сайт Группы компаний «Дамате». -http://www.acdamate.com.
Сайт Общества с ограниченной ответственностью «Чебаркульская птица».- http://chpt.ru.
Сайт общества с ограниченной ответственностью «Утиные фермы».- http://www.utkino74.ru.
Сайт Ведущего Российского портала бизнес-планов «Openbusiness».-http://www.openbusiness.ru.
Сайт Федеральной службы «Роспотребнадзор».-http://www.rospotrebnadzor.ru.
Сайт Агропромышленного холдинга «Мираторг».-https://miratorg.ru.
Сайт Группы компаний «Черкиз ово». -https: //www. cherkizovo. ru.
Исследовательский холдинг «Ромир». - http://romir.ru/studies.
Финансовая энциклопедия. - http://afdanalyse.ru.
Медицинский информационный портал. - http://medportal.ru.
Сайт Экономического портала. - http://institutiones.com.
Сайт Экономически-образовательного портала. - http://www.economicus.ru.
Сайт Студопедия. - http://studopedia.ru.
Сайт научно-электронной библиотеки Киберленика. - http://cyberleninka.ru.
Сайт электронной энциклопедии Академик. - http://dic.academic.ru.
Сайт АО «Россельхозбанк». - http://www.rshb.ru.
Сайт строительной компании «Стройдэй». -http: // stroyday. ru.
Сайт ветеринарной компании «Ветплэнет». -http://vetplanet.ru.