Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

Работа №63819

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

менеджмент

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
324
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 7
1.1 Профилизация обучения в системе реформирования российского
школьного образования 7
1.2 Состояние и перспективы развития профильного образования в
российских школах 12
1.3 Роль технологического направления в профильном образовании 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ 22
2.1 Особенности реализации технологического образования школьников в
профильных классах 22
2.2 Разработка уроков технологии по разделу «Основы производства» для
профильных классов 26
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Актуальность исследования. За последние нескольких десятилетий качественно изменились способы и средства производства, то есть то, что сейчас принято называть технологией. Четверть века назад поменялся и социальный строй, соответственно и его приоритет главенства рабочего класса и трудового крестьянства. Один и тот же способ обработки материалов сейчас может быть реализован с помощью десятков видов порой принципиально разных технических устройств.
В современных условиях при ориентации содержания курса технологии на развитие у учащихся ограниченного круга трудовых навыков по преимущественно ручной обработке древесины, металла, тканей, продуктов питания или сельскохозяйственных операций у них не формируется целостное представление о техносфере и современных видах технологии.
Процесс формирования профессионального самоопределения учащихся и принятия ими решения о выборе профессии необходимо начинать в старших классах общеобразовательной школы. Для успешного вхождения молодых людей в мир профессий, начального профессионального становления и осознанного выбора будущей профессиональной деятельности в учебных планах должна предусматриваться реализация профильного обучения. Профильное обучение необходимо рассматривать как первую ступень непрерывного профессионального образования, которая создает возможности для профессионального самоопределения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении продолжения образования или начала самостоятельной трудовой деятельности. Выбирая профиль для углубленного изучения материала, учащийся на основе личных интересов, склонностей и компетентных советов ориентируется на определенное направление своей будущей профессии.
Исследованию проблемы формирования профессионального самоопределения старших школьников в отечественной педагогической
науке всегда уделялось повышенное внимание. Разработка методологических и теоретических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и других ученых. Современные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности как длительный процесс развития в рамках будущей профессиональной деятельности (А.Г. Асмолов, Н.Э. Касаткина, А.В. Кирьякова, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина). Особое внимание уделяется социальным аспектам профессионального самоопределения личности (В.М. Архипов, С.В. Кушнир), а также психолого-педагогическим проблемам формирования готовности старших школьников к профессиональному самоопределению (А.Е. Голомшток, Н.Э. Касаткина).
Актуальность поставленной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования «Методическая разработка уроков технологии по разделу «Основы производства» в профильных классах».
Цель исследования: разработка методики преподавания раздела
технологии «Основы производства» в профильных классах технологической направленности.
Объект исследования: технологическая подготовка школьников.
Предмет исследования: содержание и методы преподавания раздела технологии «Основы производства».
Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить сущность профильной подготовки школьников на современном этапе.
2. Охарактеризовать технологическое направление в системе профильного обучения.
3. Разработать систему уроков технологии в профильных классах по разделу «Основы производства».
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- концептуальные подходы к профессиональной ориентации как управляемому процессу профессионального самоопределения личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, П.С. Лернер, Н.С. Пряжников и др.);
- концепция профессионального самоопределения молодежи (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.);
- концептуальные идеи о взаимосвязи общего и профессионального образования в личностном развитии учащихся (И.П. Арефьев, Г.И. Кругликов и др.).
В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-нормативной документации, классификация, моделирование.
Практическая значимость исследования заключается в методической разработке системы уроков технологии в профильных классах по разделу «основы производства». Данный материал можно использовать в технологическом образовании школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам.
1 Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
2 Технологическое направление в профильной школе позволит учащимся не только углубить знания о современных технологиях в различных сферах человеческой деятельности и получить основы по одной из профессий, но и более осознанно подойти к выбору будущей жизненной карьеры.
3 Разработанная нами система уроков по разделу технологии «Основы производства», предназначенная для обучающихся профильных классов, дает представление о современном производстве, современных технологиях и ориентирована на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Таким образом, все задачи, поставленные в данном исследовании, нами решены, цель работы достигнута.



1. Александрова, О.А. Социально-профессиональное самоопределение подростков / О.А. Александрова // Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). - 2010. - № 3. - С. 34-37.
2. Антонов, А.А. Технологическое образование школьников: перспективы развития / А.А. Антонов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 45. - С. 121-125.
3. Аргунова, М.В. Подготовка школьников к работе в наукоёмких отраслях хозяйства в системе профильного обучения / М.В. Аргунова, Д.С. Ермаков, Т.А. Плюснина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016.
- № 6. - С. 18-20.
4. Арефьев, И.П. Технология. Профориентация / И.П. Арефьев. - М.: ЭНАС, 2005. - 93 с.
5. Арефьев, И.П. Школьная технология: трудные пути и широкие перспективы / И.П. Арефьев // Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 2126.
6. Бедов, А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности / А. Бедов // Народное образование. - 2009. - № 2. - С. 202-207.
7. Большакова, З.М. Проблемы и предназначение профильного образования / З.М. Большакова // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - № 4. - С. 29-33.
8. Голубь, О.В. Профессиональное самоопределение в контексте социализации // Вестник ВолГУ. - 2013. - №2. - С. 100-107.
9. Горский, В.А. Новое содержание технологического образования школьников / В.А. Горский // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016.
- № 3 (30). - С. 144-149.
10. Гудкова, Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования / Е.В. Гудкова. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004.
- 125 с.
11. Зеер, Э.Ф. Индивидуальные образовательные траектории обучающихся в профессиональной школе / Э.Ф. Зеер, О.С. Попова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - № 2. - С. 58-62.
12. Клычкова, А.И. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения / А.И. Клычкова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - № 1. - С. 41-43.
13. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования от 18.07.2002, № 2783 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
14. Криволапова, Н.А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях / Н.А. Криволапова // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 170-176.
15. Крицкий, А. Планирование карьеры старшеклассников: о выборе профессии, профессиографической и психосоциальной информации о профессиях, профессиональной перспективе старшеклассников / А. Крицкий // Народное образование. - 2009. - №1. - С. 207-213.
16. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших учебных педагогических заведений / Г.И. Кругликов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.
17. Лебедева, Н.Н. Гармоничное развитие старшеклассников в социальном проектировании / Н.Н. Лебедева // Инновации в образовании. - 2010. - № 1. - С. 90-98.
18. Ликтан, В.Т. Модернизация содержания технологического образования как средство социально-трудовой адаптации школьника / В.Т. Ликтан // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. - 2014. - № 4 (23). - С. 76-79.
19. Лупанова, Н.А. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория / Н.А. Лупанова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 702-711.
20. Махотин, Д.А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников / Д.А. Махотин // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2 (117). - Т. 2. - С. 301-305.
21. Модель реализации технологического профиля обучения / Л.Н. Бобровская [и др.] // Профильная школа. - 2006. - № 5. - С. 44-47.
22. Муравьёв, Е.М. О проектировании содержания технологического обучения // Е.М. Муравьёв // Школа и производство. - 2013. - № 5. - С. 3-7.
23. Никифорова, М.А. Организация профильного обучения в школе / М.А. Никифорова // Артосфера: Перспективы развития и инновации : Материалы Юбилейной международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию НОУ ВПО «Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования», 2017. - С. 131-135.
24. Огерчук, А.А. Специфика профессиональной ориентации в условиях профильного обучения / А.А. Огерчук // Вестник ОГУ. - 2006. - № 6. - С. 166-169.
25. Оплетина, Н.В. Мониторинг профильного обучения как инструмент повышения качества инженерно-технического обучения школьников / Н.В. Оплетина // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2 (117). - Т. 2. - С. 309-313.
26. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости / Т.Л. Павлова. - М. : Сфера, 2006. - 118 с.
27. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / С.Н. Чистякова [и др.]. - М. : Новая школа, 2004. - 112 с.
28. Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы : проект. - М. : Просвещение, 2010. - 96 с.
29. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
30. Ревякина, В.И. Профильные классы - определяющая ступень в профессиональном самоопределении школьников / В.И. Ревякина // Вестник ТГПУ. - 2012. - №2. - С. 197-201
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
32. Рутц, М.Г. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении школьников / М.Г. Рутц // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : Сборник научных статей международной конференции. - Барнаул : Алтайский государственный университет, 2015. - С. 2117-2120.
33. Садыкова, О.В. Проблемы и перспективы развития системы профильного образования в условиях общеобразовательной средней школы /
О.В. Садыкова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 228.
34. Симоненко, В.Д. Технология : базовый уровень: 10-11 классы / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяттт. - М. : Вентана-Граф, 2012. - 224 с.
35. Утемуратова, Б. К. Профильное обучение в условиях ресурсного центра / Б. К. Утемуратова // Интеграция образования. - 2012. - № 3. - С. 1922.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ