МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 7
1.1 Профилизация обучения в системе реформирования российского
школьного образования 7
1.2 Состояние и перспективы развития профильного образования в
российских школах 12
1.3 Роль технологического направления в профильном образовании 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ 22
2.1 Особенности реализации технологического образования школьников в
профильных классах 22
2.2 Разработка уроков технологии по разделу «Основы производства» для
профильных классов 26
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 7
1.1 Профилизация обучения в системе реформирования российского
школьного образования 7
1.2 Состояние и перспективы развития профильного образования в
российских школах 12
1.3 Роль технологического направления в профильном образовании 16
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ ПО РАЗДЕЛУ ТЕХНОЛОГИИ «ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА» В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ 22
2.1 Особенности реализации технологического образования школьников в
профильных классах 22
2.2 Разработка уроков технологии по разделу «Основы производства» для
профильных классов 26
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. За последние нескольких десятилетий качественно изменились способы и средства производства, то есть то, что сейчас принято называть технологией. Четверть века назад поменялся и социальный строй, соответственно и его приоритет главенства рабочего класса и трудового крестьянства. Один и тот же способ обработки материалов сейчас может быть реализован с помощью десятков видов порой принципиально разных технических устройств.
В современных условиях при ориентации содержания курса технологии на развитие у учащихся ограниченного круга трудовых навыков по преимущественно ручной обработке древесины, металла, тканей, продуктов питания или сельскохозяйственных операций у них не формируется целостное представление о техносфере и современных видах технологии.
Процесс формирования профессионального самоопределения учащихся и принятия ими решения о выборе профессии необходимо начинать в старших классах общеобразовательной школы. Для успешного вхождения молодых людей в мир профессий, начального профессионального становления и осознанного выбора будущей профессиональной деятельности в учебных планах должна предусматриваться реализация профильного обучения. Профильное обучение необходимо рассматривать как первую ступень непрерывного профессионального образования, которая создает возможности для профессионального самоопределения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении продолжения образования или начала самостоятельной трудовой деятельности. Выбирая профиль для углубленного изучения материала, учащийся на основе личных интересов, склонностей и компетентных советов ориентируется на определенное направление своей будущей профессии.
Исследованию проблемы формирования профессионального самоопределения старших школьников в отечественной педагогической
науке всегда уделялось повышенное внимание. Разработка методологических и теоретических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и других ученых. Современные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности как длительный процесс развития в рамках будущей профессиональной деятельности (А.Г. Асмолов, Н.Э. Касаткина, А.В. Кирьякова, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина). Особое внимание уделяется социальным аспектам профессионального самоопределения личности (В.М. Архипов, С.В. Кушнир), а также психолого-педагогическим проблемам формирования готовности старших школьников к профессиональному самоопределению (А.Е. Голомшток, Н.Э. Касаткина).
Актуальность поставленной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования «Методическая разработка уроков технологии по разделу «Основы производства» в профильных классах».
Цель исследования: разработка методики преподавания раздела
технологии «Основы производства» в профильных классах технологической направленности.
Объект исследования: технологическая подготовка школьников.
Предмет исследования: содержание и методы преподавания раздела технологии «Основы производства».
Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить сущность профильной подготовки школьников на современном этапе.
2. Охарактеризовать технологическое направление в системе профильного обучения.
3. Разработать систему уроков технологии в профильных классах по разделу «Основы производства».
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- концептуальные подходы к профессиональной ориентации как управляемому процессу профессионального самоопределения личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, П.С. Лернер, Н.С. Пряжников и др.);
- концепция профессионального самоопределения молодежи (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.);
- концептуальные идеи о взаимосвязи общего и профессионального образования в личностном развитии учащихся (И.П. Арефьев, Г.И. Кругликов и др.).
В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-нормативной документации, классификация, моделирование.
Практическая значимость исследования заключается в методической разработке системы уроков технологии в профильных классах по разделу «основы производства». Данный материал можно использовать в технологическом образовании школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В современных условиях при ориентации содержания курса технологии на развитие у учащихся ограниченного круга трудовых навыков по преимущественно ручной обработке древесины, металла, тканей, продуктов питания или сельскохозяйственных операций у них не формируется целостное представление о техносфере и современных видах технологии.
Процесс формирования профессионального самоопределения учащихся и принятия ими решения о выборе профессии необходимо начинать в старших классах общеобразовательной школы. Для успешного вхождения молодых людей в мир профессий, начального профессионального становления и осознанного выбора будущей профессиональной деятельности в учебных планах должна предусматриваться реализация профильного обучения. Профильное обучение необходимо рассматривать как первую ступень непрерывного профессионального образования, которая создает возможности для профессионального самоопределения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами в отношении продолжения образования или начала самостоятельной трудовой деятельности. Выбирая профиль для углубленного изучения материала, учащийся на основе личных интересов, склонностей и компетентных советов ориентируется на определенное направление своей будущей профессии.
Исследованию проблемы формирования профессионального самоопределения старших школьников в отечественной педагогической
науке всегда уделялось повышенное внимание. Разработка методологических и теоретических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и других ученых. Современные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности как длительный процесс развития в рамках будущей профессиональной деятельности (А.Г. Асмолов, Н.Э. Касаткина, А.В. Кирьякова, Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина). Особое внимание уделяется социальным аспектам профессионального самоопределения личности (В.М. Архипов, С.В. Кушнир), а также психолого-педагогическим проблемам формирования готовности старших школьников к профессиональному самоопределению (А.Е. Голомшток, Н.Э. Касаткина).
Актуальность поставленной проблемы обусловила выбор темы настоящего исследования «Методическая разработка уроков технологии по разделу «Основы производства» в профильных классах».
Цель исследования: разработка методики преподавания раздела
технологии «Основы производства» в профильных классах технологической направленности.
Объект исследования: технологическая подготовка школьников.
Предмет исследования: содержание и методы преподавания раздела технологии «Основы производства».
Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить сущность профильной подготовки школьников на современном этапе.
2. Охарактеризовать технологическое направление в системе профильного обучения.
3. Разработать систему уроков технологии в профильных классах по разделу «Основы производства».
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- концептуальные подходы к профессиональной ориентации как управляемому процессу профессионального самоопределения личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, П.С. Лернер, Н.С. Пряжников и др.);
- концепция профессионального самоопределения молодежи (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, Т.И. Шалавина и др.);
- концептуальные идеи о взаимосвязи общего и профессионального образования в личностном развитии учащихся (И.П. Арефьев, Г.И. Кругликов и др.).
В процессе работы применялись следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ учебно-нормативной документации, классификация, моделирование.
Практическая значимость исследования заключается в методической разработке системы уроков технологии в профильных классах по разделу «основы производства». Данный материал можно использовать в технологическом образовании школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам.
1 Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
2 Технологическое направление в профильной школе позволит учащимся не только углубить знания о современных технологиях в различных сферах человеческой деятельности и получить основы по одной из профессий, но и более осознанно подойти к выбору будущей жизненной карьеры.
3 Разработанная нами система уроков по разделу технологии «Основы производства», предназначенная для обучающихся профильных классов, дает представление о современном производстве, современных технологиях и ориентирована на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Таким образом, все задачи, поставленные в данном исследовании, нами решены, цель работы достигнута.
1 Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
2 Технологическое направление в профильной школе позволит учащимся не только углубить знания о современных технологиях в различных сферах человеческой деятельности и получить основы по одной из профессий, но и более осознанно подойти к выбору будущей жизненной карьеры.
3 Разработанная нами система уроков по разделу технологии «Основы производства», предназначенная для обучающихся профильных классов, дает представление о современном производстве, современных технологиях и ориентирована на процесс профессионального самоопределения старшеклассников.
Таким образом, все задачи, поставленные в данном исследовании, нами решены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Нестандартные уроки технологии как способ реализации требований ФГОС (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РАЗДЕЛА ТЕХНОЛОГИИ «СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2013 - Дидактический инструментарий для уроков технологии по разделу «Графический редактор»
Дипломные работы, ВКР, технология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СОВРЕМЕННЫМ ВИДАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2013 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Традиционная технология изготовления изделий из дерева на примере «Согааш бала»
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Педагогические условия формирования регулятивных УУД на уроках технологии на основе использования метода проектов (на примере МБОУ КЦО «Аныяк»)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование технологических компетенций на уроках технологии в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



