Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Работа №63780

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
832
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой темы в
психологической литературе 7
1.2 Понятие «конфликт», «конфликтная ситуация» 11
1.3 Изучение личностных особенностей подростков, влияющих на стиль
поведения в конфликтной ситуации 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 25
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования .. 32
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

В традиционной общепринятой классификации, подростковым возрастом считается период жизни человека от детства до юности (примерно 11 - 15 лет). Этот достаточно короткий отрезок времени является одним из самых важных и сложных в жизни подрастающего человека, в течение которого он проходит огромный путь в своем развитии.
Подростковый возраст - это своеобразный переход из мира детства в мир взрослости. Однако подросток еще не принадлежит ни к одному из этих миров. В конечном итоге именно это вызывает огромное противоречие, как с самим собой, так и с окружающим миром. Подросток начинает по - новому оценивать свои отношения с семьей, со сверстниками, по - новому смотрит на себя и свою роль в жизни. Начинается активный поиск собственной уникальности, своего «Я».
Одной из самых сложных проблем подросткового возраста является рост агрессивных тенденций. В результате этого частым спутником межличностных отношений подростка являются конфликтные ситуации, которые могут возникать в семье, в образовательном учреждении, в отношениях со сверстниками и взрослыми. Конфликты вызывают агрессию и толкают подростка на необдуманные поступки. В современном мире нередко приходится слышать о преступлениях, совершенными совсем юными людьми. К сожалению, педагоги, психологи, родители, которым приходится сталкиваться с данной проблемой, не всегда готовы к ее решению.
Одной из составляющих конфликтной ситуации является ее образ - то, как воспринимают друг друга и ситуацию участники конфликтного взаимодействия. Собственное представление о конфликте и способах его разрешения оказывает определяющее влияние на общение подростков, поскольку человек реагирует не на реальность, а на то, как он ее себе представляет.
Важнейшим аспектом в исследовании конфликтов является вопрос о причинах и факторах, обуславливающих возникновение конфликтных ситуаций. Однако, на наш взгляд, стратегия поведения участников конфликта имеют решающее значение в его разрешении. А тот или иной стиль поведения определяется не только социальным контекстом, но и индивидуальными особенностями личности участника конфликта. На стиль поведения влияют особенности темперамента, склонность к агрессии, личные убеждения, мотивы и взгляды, а также уровень интеллектуального развития.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена практическим запросом современного общественного развития, потребностями школьной психологической службы, а также логикой дальнейшего научного познания генезиса представлений о конфликте у субъектов межличностного общения.
Объект исследования: обучающиеся подросткового возраста 14-15 лет.
Предмет исследования: влияние личностных особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации.
Цель работы: выявление влияния личностных особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: на выбор стиля поведения в конфликтной ситуации оказывают влияние особенности темперамента подростка.
Задачами исследования являются:
1) проведение теоретического анализа исследуемой темы, а также состояния ее научной разработанности в психолого-педагогической литературе;
2) определение понятия конфликта и конфликтной ситуации;
3) изучение личностных особенностей подростков, влияющих на стиль поведения в конфликтной ситуации;
4) проведение эмпирического исследования влияния личностных особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации;
5) проанализировать и интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования.
Методологической основой исследования явились значимые работы отечественных и зарубежных психологов, таких как: А.Я. Анцупов, А.В. Дмитриев, К.Томас, Н.В. Гришина, Э.Хорни, Б.И. Хасан, К.Левин и д.р.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие методы исследования:
-теоретические: анализ психологической литературы;
-эмпирические: тестовые опросники (методика социально -
психологической диагностики конфликтов К.Томаса, методика «Большая пятерка» личностных качеств А.Г. Грецова, методика определения типа темперамента «Круг Айзенка». )
Базой исследования послужила МБОУ «СОШ № 5» г. Чистополь. В исследовании приняли участие обучающиеся 8 класса (14 - 15 лет) в
количестве 30 человек.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть применены учителями, работающими в средней общеобразовательной школе, а также практикующими психологами, занимающимися консультациями подростков и молодежи.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, насчитывающего 50 наименований и приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы 54 страницы. В тексте работы 6 рисунков и 2 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый возраст - время сложностей и противоречий. В этот непростой период стихийные изменения происходят во всех сферах жизни вчерашнего ребенка. Физиологические и психологические новообразования вызывают дискомфорт, и это сказывается на общем состоянии подростка. В этом возрасте, ребенок впервые ощущает незнакомое для него чувство взрослости, и всячески пытается доказать себе и окружающим, что он действительно взрослый человек. Все это делает подростков эмоциональными, импульсивными, нервными и даже агрессивными, что нередко становится причиной конфликтов в подростковой среде.
Знание особенностей подростковой конфликтности необходимо для развития у подростков тех навыков, которые будут способствовать конструктивному разрешению конфликтных ситуаций. Важную роль в этом вопросе играют причины, по которым подросток вступает в конфликт, и что толкает его выбирать тот или иной стиль поведения в нем.
Целью данной выпускной квалификационной работы стало выявление личностных особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: на выбор стиля поведения в конфликтной ситуации оказывают влияние особенности темперамента подростка.
Для успешного достижения цели был поставлен ряд задач, которые были решены в ходе исследования.
Теоретическое исследование показало, что научное изучение конфликтов началось еще в конце XIX века, а к середине XX века определилась самостоятельная наука, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня - конфликтология.
На современном этапе развития психологической науки существует большое количество литературы по изучению конфликтов. Исследованию этой темы посвящали свои работы многие зарубежные и отечественные ученые.
В ходе дальнейшего теоретического изучения литературы по проблеме исследования, было выяснено, что существует множество толкований таких понятий, как «конфликт» и «конфликтная ситуация». Однако в наиболее общем смысле, конфликт (от лат. conflictus - столкновение) в психологии определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, чаще всего принимающийся как социальное противоречие. Понятие «конфликтная ситуация» близко по значению к понятию «конфликт», но имеет некоторые отличия. Конфликтная ситуация определяется, как стечение обстоятельств, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами.
На следующем этапе теоретического исследования нами были рассмотрены стили поведения в конфликтной ситуации, а также личностные особенности подростков, которые оказывают влияние на их выбор. Таким образом, стало известно, что существует пять основных стилей: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление. Авторами этой широко используемой классификации являются американские психологи К.Томас и Р. Килменн.
Для подтверждения полученных теоретических знаний, а также проверки выдвинутой гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие ученики 8 класса МБОУ «СОШ № 5» г. Чистополь. Количество испытуемых - 30 человек.
С помощью методики на основе «большой пятерки» личностных качеств А.Г. Грецова, было выявлено, что большинство респондентов уравновешены, дружелюбны и эмоционально устойчивыми. Количество экстравертов незначительно превышает интровертов. На основе данных по показателям «экстраверсия - интроверсия» и «нейротизм - эмоциональная устойчивость», при помощи «Круга Айзенка», были определены типы темперамента испытуемых. Так, в исследуемой группе оказалось 11 флегматиков (37 %), 7 холериков (23 %), 8 сангвиников (27 %) и 4 меланхолика (13 %).
Полученные результаты были соотнесены с результатами опросника методики социально психологической диагностики конфликтов К.Томаса. Данное соотношение говорит о том, что для флегматиков и меланхоликов свойственен стиль избегания, большинство холериков склонны к стилю соперничества, а сангвиники чаще всего выбирают стиль сотрудничества.
Таким образом эмпирическое исследование показывает, что у большинства испытуемых с определённым типом темперамента наблюдается преобладание определённой модели поведения в конфликтной ситуации. Можно сделать вывод о том, что тип темперамента влияет на модель поведения в конфликтной ситуации.
Это подтверждает гипотезу исследования: на выбор стиля поведения в конфликтной ситуации оказывают влияние особенности темперамента подростка. Можно утверждать, что поставленные задачи решены в полном объеме, цель исследования достигнута.
Подводя итог, следует отметить, что знание личностных особенностей подростков может помочь учителям и психологам в разрешении конфликтных ситуаций. Так, выспыльчивый, но отходчивый холерик, должен сначала успокоиться, а затем перейти к диалогу. Активного и склонного к смене впечатлений сангвиника следует отвлечь от причины конфлитка, переключить его внимание на полезное и интересное дело. Тихий и легко ранимый меланхолик нуждается в поощрении, в возможности высказаться, проявить себя. Медлительного и пассивного флегматика следует привлекать к сотрудничеству с более активными и подвижными сверстниками.
В заключение хотелось бы добавить, что стиль поведения в конфликтной ситуации является частью общей поведенческой культуры подростка. И на склонность к той или иной стратегии оказывает большое влияние уровень его воспитанности и образованности. В связи с этим, в первую очередь, родителям следует уделять значительное внимание развитию навыков правильного межличностного взаимодействия. Подросток, с детства умеющий объяснять свои желания, способный грамотно выражать свои претензии, слушать и слышать мнения других, и с уважением относиться к их взглядам и убеждениям, сохранит эти качества на всю жизнь, тем самым став конфликтоустойчивой личностью.



1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 303 с.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова - М.: ЮНИТИ. - 2009. - 201 с.
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
4. Бабосов Е.М. Конфликтология. - СПб.: ТетраИздат, 2009. - 112 с.
5. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Инфра, 2009. - 215 с.
6. Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков - М.: Наука, 2007. - 328 с.
7. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб., 2008. - 119 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Издательство Московского университета, 2006. - 139 с.
9. Ворожейкин И.Е. , Кибанов А.Я. , Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник Издательство: М.: ИНФРА-М Год: 2004. - 240 с.
10. Гришина Н.В. Психологические детерминанты конфликтности // Социально¬психологические проблемы подростков / Под ред. Е.В. Шороховой. - М., 2009. - 117 с.
11. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.
12. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. -
СПб.:Питер, 2007. - 224 с.
13. Донцов А.И, Полозова Т.А. Психологические детерминанты конфликтности подростков // Психологический журнал. 2008. Т. 1. № 6.
14. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.А .Титаренко - Киев, 2009. - 55 с.
15. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2008. - 199 с.
16. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
17. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2006. - 95 с.
18. Ершов А.А. Личность и коллектив. - М.: Знание, 2000. - 40 с.
19. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М., Академия, 2008. - 192 с.
20. Карташев Б.А Конфликтология: теория и практика конфликтов / Под ред. Б. А Карташева, Кишинев, 2007. - 92 с.
21. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. Москва: Гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
22. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. - М.: Просвещение, 2010. - 323 с.
23. Кречмер Э. Теория темпераментов. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 2-е изд. - М.: ЧеРо ; М.: МПСИ, 2002. - 351 с.
24. Крутецкий В.А. Психология. - М.,: Просвещение, 2008. - 201 с.
25. Левин С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству. - Олимп-Бизнес, 2008. - 248 с.
26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. - М.:
Медицина, 2008. - 185 с.
27. Леонгард К. Акцентуированные личности. - М.: Феникс, 2002. - 544 с.
28. Леонов Н.И. Конфликтология. Хрестоматия. — М.: МПСИ, 2002. — 304 с.
29. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психологический журнал. 2005. - 20 с.
30. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности. Учебное пособие. — М.: МГИМО-Университет, 2007. — 268 с.
31. Морозов А.В. Психология влияния: хрестоматия / сост. А. В. Морозов. - Харьков : Гуманит. Центр, 2009. - 558 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Прогресс, 2001. - 456 с.
33. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности
подростков. - М.: Просвет, 2010. - 236 с.
34. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.
35. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Москва, 2006. - 184 с.
36. Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: Еврознак, 2009. - 337 с.
37. Светлов В.А. Введение в конфликтологию: учеб. пособие /В.А. Светлов.-М.: ФЛИНТА:НОУ ВПО «МПСУ», 2014. - 528 с.
38. Светлов В. А. Современный словарь по конфликтологии /В.А. Светлов.-М.: ФЛИНТА:НОУ ВПО «МПСУ», 2014 - 432 с.
39. Сулимова Т.С. Технологии урегулирования конфликтов / Т. Сулимова// Социальная политика и социальное партнерство. - 2011. - № 9.- С. 24-32.
40. Студенческая библиотека Studbooks.net. - [Электронный ресурс]. URL:http (дата обращения 27.03.2017 г.)
41. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления / Дж. Г. Скотт - М.: Внешторгиздат, 2001. - 104 с.
42. Фесенко О.П., Колесникова С.В.. Практикум по конфликтологии или Учимся разрешать конфликты (для студентов всех направлений подготовки): Флинта; Москва; 2014. - 128 с.
43. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения/ Пер. с англ. А. Гореловой; Предисл. В. А. Кременюка. — М.: Наука, 1992. — 158 с.
44. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. М.: Академия, 2007. — 192 с.
45. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта [Текст] / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. - М: Прогресс, 2005. - 208 с.
47. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.
48. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. - М.: Просвещение, 2010. - 98 с.
49. Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: М.; Флинта, 2011. - 250 с.
50. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: ЭКСМО, 2008. - 388 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ