ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА В КЛАССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 6
1.1. Психологическая характеристика понятия «тревожность»,
причины и особенности ее проявления в подростковом возрасте 6
1.2. Психологическая характеристика социального статуса в
подростковом возрасте 19
1.3. Анализ теоретических подходов к проблеме взаимосвязи
тревожности и социального статуса в подростковом возрасте 28
Выводы по I главе 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА 34
2.1 Организация исследования. Описание методик 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА 6
1.1. Психологическая характеристика понятия «тревожность»,
причины и особенности ее проявления в подростковом возрасте 6
1.2. Психологическая характеристика социального статуса в
подростковом возрасте 19
1.3. Анализ теоретических подходов к проблеме взаимосвязи
тревожности и социального статуса в подростковом возрасте 28
Выводы по I главе 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ ТРЕВОЖНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКА 34
2.1 Организация исследования. Описание методик 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 38
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы состоит в том, что в подростковом возрасте, уровень тревожности находится в полной зависимости от его социального статуса в классе. А положение подростка в системе межличностных отношений, напрямую зависит от тревожности подростка и от присущих особенностей класса. Так, один и тот же уровень тревожности может обусловить разнообразные положения человека в зависимости от стандартов группы и требований к человеку.
Под социальным статусом, мы понимаем положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Можно сказать, что социальный статус является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий.
Э. Гидденс говорил про статус, что это социальное признание или престиж, которые приобретает установленная группа индивидов от других членов общества. Статусные группы обычно отличаются собственным стилем жизни - способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными.
Одной из главных причин нарушения социального статуса в классе, нередко выступает тревожность подростка. Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, психологическое явление; подверженность человека к переживаниям, подозрениям, смятению и тревоги.
По определению Л.Д. Столяренко, «тревожность - это постоянное или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
Объектом данного исследования являются ученики 8 «А» и 8 «Б» классов, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней образовательной школы №2», г. Елабуга, в количестве 55 человек (23 мальчика и 32 девочки).
Предметом исследования выступает: тревожность и социальный статус подростка.
Целью данного исследования было установить взаимосвязь тревожности и социального статуса подростка в классе.
Гипотеза: Существует связь между тревожностью и социальным статусом подростка в классе.
Для подтверждения гипотезы были поставлены такие задачи:
- изучение психологической характеристики понятия «тревожность» и специфики ее проявления в подростковом возрасте;
- изучение психологической характеристики понятия «социальный статус» и специфики его проявления в подростковом возрасте;
- изучение теоретических подходов к проблеме взаимосвязи тревожности и социального статуса в подростковом возрасте;
- изучение причин и особенностей проявления тревожности в подростковом возрасте;
- анализ связи между тревожностью и социальным статусом подростка в классе.
С помощью методик «Определение уровня тревожности» (шкала личностной тревожности) Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина и «Социометрия» Дж. Морено мы попытаемся доказать, что существует взаимосвязь между тревожностью и социальным статусом у подростков.
Практическая ценность работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при проведении тренингов по снятию тревожности у подростков, а также на повышение социального статуса подростков.
Данная работа была апробирована в Международном научно-практическом журнале, в основном разделе «Современная наука: теория и практика» [46].
Под социальным статусом, мы понимаем положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Можно сказать, что социальный статус является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий.
Э. Гидденс говорил про статус, что это социальное признание или престиж, которые приобретает установленная группа индивидов от других членов общества. Статусные группы обычно отличаются собственным стилем жизни - способами поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными.
Одной из главных причин нарушения социального статуса в классе, нередко выступает тревожность подростка. Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, психологическое явление; подверженность человека к переживаниям, подозрениям, смятению и тревоги.
По определению Л.Д. Столяренко, «тревожность - это постоянное или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях».
Объектом данного исследования являются ученики 8 «А» и 8 «Б» классов, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней образовательной школы №2», г. Елабуга, в количестве 55 человек (23 мальчика и 32 девочки).
Предметом исследования выступает: тревожность и социальный статус подростка.
Целью данного исследования было установить взаимосвязь тревожности и социального статуса подростка в классе.
Гипотеза: Существует связь между тревожностью и социальным статусом подростка в классе.
Для подтверждения гипотезы были поставлены такие задачи:
- изучение психологической характеристики понятия «тревожность» и специфики ее проявления в подростковом возрасте;
- изучение психологической характеристики понятия «социальный статус» и специфики его проявления в подростковом возрасте;
- изучение теоретических подходов к проблеме взаимосвязи тревожности и социального статуса в подростковом возрасте;
- изучение причин и особенностей проявления тревожности в подростковом возрасте;
- анализ связи между тревожностью и социальным статусом подростка в классе.
С помощью методик «Определение уровня тревожности» (шкала личностной тревожности) Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина и «Социометрия» Дж. Морено мы попытаемся доказать, что существует взаимосвязь между тревожностью и социальным статусом у подростков.
Практическая ценность работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при проведении тренингов по снятию тревожности у подростков, а также на повышение социального статуса подростков.
Данная работа была апробирована в Международном научно-практическом журнале, в основном разделе «Современная наука: теория и практика» [46].
Положение подростка в системе межличностных отношений не всегда зависит от тревожности подростка и от присущих особенностей класса. Так, один и тот же уровень тревожности может обусловить разнообразные положения человека в зависимости от стандартов группы и требований к человеку.
Под социальным статусом, мы понимаем положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Можно сказать, что социальный статус является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий.
Одной из причин нарушения социального статуса в классе, может выступать и тревожность подростка. Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, психологическое явление; подверженность человека к переживаниям, подозрениям, смятению и тревоги.
Итак, было проведено эмпирическое исследование на взаимосвязь тревожности и социального статуса в подростковом возрасте, с помощью методик «Определение уровня тревожности» (шкала личностной тревожности) Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина и «Социометрия» Дж. Морено.
Нами было выявлено, что в данной группе опрошенных у большинства подростков (91%) преобладает средний уровень тревожности, а вот социальный статус, практически наравне имеют статус «принятых» (36%), «звезд» и «предпочитаемых» (20%).
Итого, проведенное нами исследование показало, что взаимосвязь тревожности с социального статуса подростка в классе не проявляется. Мы е можем с точностью до 100% говорить, что связь данных факторов не подтверждается, но среди данных опрошенных такой фактор не был выявлен.
То есть по данным нашего исследования мы можем предположить, что низкий социальный статус не всегда может стать причиной повышенной личностной тревожности, а повышенная или пониженная тревожность не всегда влияет на социальный статус подростка в классе. То есть, социальный статус может быть не на столько важным для подростка и в связи с этим он может не испытывать тревожности по этому поводу, также и какие-либо внутренние переживания, тревожность могут быть связаны совсем не со школой или взаимоотношениями со сверстниками, тем самым не влиять на социальный статус подростка.
Под социальным статусом, мы понимаем положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Можно сказать, что социальный статус является характеристикой социальной позиции в социальной системе взаимодействий.
Одной из причин нарушения социального статуса в классе, может выступать и тревожность подростка. Тревожность - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности, психологическое явление; подверженность человека к переживаниям, подозрениям, смятению и тревоги.
Итак, было проведено эмпирическое исследование на взаимосвязь тревожности и социального статуса в подростковом возрасте, с помощью методик «Определение уровня тревожности» (шкала личностной тревожности) Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина и «Социометрия» Дж. Морено.
Нами было выявлено, что в данной группе опрошенных у большинства подростков (91%) преобладает средний уровень тревожности, а вот социальный статус, практически наравне имеют статус «принятых» (36%), «звезд» и «предпочитаемых» (20%).
Итого, проведенное нами исследование показало, что взаимосвязь тревожности с социального статуса подростка в классе не проявляется. Мы е можем с точностью до 100% говорить, что связь данных факторов не подтверждается, но среди данных опрошенных такой фактор не был выявлен.
То есть по данным нашего исследования мы можем предположить, что низкий социальный статус не всегда может стать причиной повышенной личностной тревожности, а повышенная или пониженная тревожность не всегда влияет на социальный статус подростка в классе. То есть, социальный статус может быть не на столько важным для подростка и в связи с этим он может не испытывать тревожности по этому поводу, также и какие-либо внутренние переживания, тревожность могут быть связаны совсем не со школой или взаимоотношениями со сверстниками, тем самым не влиять на социальный статус подростка.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ТИПА ПОВЕДЕНИЯ НА СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ
СТАТУС ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - СВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Взаимосвязь толерантности к неопределенности и тревожности у студенток (на примере специальностей гуманитарного профиля)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РИСКА ПОДРОСТКОВ С ВЫСОКИМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Исследование связи личностной тревожности младших школьников с их статусным положением в группе сверстников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Личностные особенности тревожных подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



