Введение 3
1. Анализ научных исследований феноменов прокрастинации и тревожности 6
1.1. Теоретический обзор исследований проблемы прокрастинации 6
1.2. Теоретический обзор исследований проблемы тревожности: сущность,
функции, классификация 15
1.3. Психологические особенности в деятельности тренера 20
Выводы по 1 главе 25
2. Методы и организация исследования взаимосвязи тревожности и
прокрастинации в деятельности тренера в образовательных учреждениях спортивного профиля 27
2.1. Описание выборки исследования 27
2.2. Методы исследования 29
2.3. Процедура исследования 31
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 36
Выводы по 2 главе 42
3. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
3.1. Результаты исследования 53
3.2. Взаимосвязь тревожности и прокрастинации в деятельности тренеров образовательных учреждений спортивного профиля (анализ полученных данных) 71
Заключение 73
Литература 75
Актуальность исследования заключается в том, что явление прокрастинации становится все более распространено. Негативные последствия выражаются не только в снижении успешности и продуктивности личности и препятствии ее развития как в различных важных аспектах жизнедеятельности (социальных, профессиональных, спортивных и т.д.), но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой имеет большую важность для личности.
при всем масштабе изучения такого явления как прокрастинация возникает противоречие исследования: между объемом исследуемых
особенностей прокрастинаторов и взаимосвязи прокрастинации с особенностями эмоциональной сферы индивида в частности. С учетом
выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: какова взаимосвязь прокрастинации с особенностями эмоциональной сферы, в частности тревожности в деятельности тренера в образовательных учреждениях спортивного профиля?
Цель исследования: провести сравнительный анализ и выяснить наличие взаимозависимости уровня прокрастинации и уровня выраженности тревожности в деятельности тренеров в образовательных учреждениях спортивного профиля.
Объект исследования: Прокрастинация в деятельности тренера
образовательных учреждений спортивного профиля.
Предмет исследования: Взаимосвязь тревожности и прокрастинации в деятельности тренера в образовательных учреждениях спортивного профиля.
Гипотеза: Уровень личностной и ситуативной тревожности тренера в образовательных учреждениях спортивного профиля будет положительно связан с уровнем прокрастинации и сила этой связи будет выше в предсоревновательный период.
В соответствии с целью, объектом и предметом данной курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научных источников по проблеме прокрастинации и тревожности.
2. Уточнить методологические основания для изучения природы прокрастинации и тревожности.
3. Организовать исследование и собрать эмпирические данные у тренеров в образовательных учреждениях спортивного профиля.
4. Обработать и проанализировать эмпирические данные.
5. Выявить взаимосвязь между прокрастинацией и тревожностью в тренировочный и предсоревновательный период.
6. Обобщить полученные данные.
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание факторов возникновения и взаимосвязей прокрастинации может быть полезно как в психологической, так и в педагогической, спортивной практике. Можно выявить личность, склонную к прокрастинации, или же, выявив связи прокрастинации с определенными видами и особенностями эмоциональной сферы, такой как тревожность, попытаться предотвратить развитие состояния прокрастинации до хронического. Также результаты могут быть использованы для повышения эффективности во всестороннем развитии индивидуума.
Методы исследования: 1. Модифицированная Шкала академической прокрастинации (General Procrastination Scale, Lay J.) Приложение 1
2. Для изучения тревожности использовалась методика определения уровня ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л.Ханина. Приложение 2
Анкетирование участников посредством личных встреч, а также посредством интернет-мессенджеров. Сводный протокол - Приложение 3
База проведения исследования: Образовательные учреждения
спортивного профиля Юго-Востока Татарстана.
Краткое описание выборки: В исследовании приняли участие тренеры образовательных учреждений спортивного профиля индивидуальных видов спорта (78 человек), среди которых 23 - женщины и 45 - мужчины.
Структура представленной работы: Работа состоит из реферата, введения, трех (3) глав. Выводов по данным главам, заключения, списка литературы, приложений.
В данном исследовании была затронута проблема взаимосвязи прокрастинации с особенностями эмоциональной сферы, в частности, тревожности (ситуативной и личностной) в деятельности тренера образовательных учреждений спортивного профиля.
Целью нашего исследования было проведение сравнительного анализа и выявления наличия взаимозависимости уровня прокрастинаци и уровня тревожности в деятельности тренера образовательных учреждений спортивного профиля.
В соответствии с задачами данного исследования мы провели теоретический анализ научных источников по проблеме прокрастинации и тревожности. Уточнили методологические основания для изучения природы прокрастинации и тревожности. Организовали исследование и собрали эмпирические данные среди тренеров образовательных учреждений спортивного профиля. Обработали и проанализировали полученные эмпирические данные. Выявили взаимосвязь между прокрастинацией и тревожностью в тренировочный и предсоревновательный период. Обобщили полученные данные.
В данном исследовании мы предположили, что уровень личностной и ситуативной тревожности тренеров образовательных учреждений спортивного профиля будет положительно связан с уровнем прокрастинации, и сила этой связи будет выше в предсоревновательный период. В ходе полученных эмпирических данных мы опровергли выдвинутую нами гипотезу. Полученные нами эмпирические данные отличаются от данных теоретических, основанных на изучении академической прокрастинации.
Прокрастинация - сознательное, добровольное перенесение сроков выполнения намеченных действий, имеющее негативные последствия для человека в различных сферах жизнедеятельности.
В данном исследовании была затронута проблема взаимосвязи прокрастинации с особенностями эмоциональной сферы, в частности, тревожности (ситуативной и личностной) в деятельности тренера образовательных учреждений спортивного профиля.
В результате эмпирического исследования мы сделали следующие выводы:
1. Мы выявили, что линейная связь между личностной и ситуативной тревожностью и прокрастинацией в деятельности тренеров образовательных учреждений спортивного профиля отсутствует.
2. Мы выявили, что уровень прокрастинации в предсоревновательный период и период тренировочный не отличается.
3. Мы выявили, что уровень ситуативной тревожности в предсоревновательный период отличается от периода тренировочного.
Таким образом, в данном исследовании, получив результаты, мы опровергли выдвинутую нами гипотезу о взаимосвязи тревожности и прокрастинации в деятельности тренера спортивного учреждения.
[1] Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
[2] Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования. // Вопросы психологии, 2010, №3.
[3] Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у
школьников: материалы докладов XV Междунар. конф. студентов, аспи- рантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. [Электронный ресурс]. URL:
http://psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2008/theses/18_2.pdf
[4] Ганюшкин А.Д. К вопросу о технологии психологической подготовки спортсмена // Психологические аспекты подготовки спортсменов. Смоленск: СГИФК, 1980. С. 3-9.
[5] Головина Т.В., Смоленцева В.Н. / Психология управления в спорте: учеб.- метод. пособие
[11] Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения. // Психологический журнал, 2008, том 29, №2, с. 88-95.
[12] Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / под ред.. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
[13] Мохова С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии, 2013, №1.
[14] Николаев А.Н. Психологическая специфика деятельности тренера ДЮСШ. URL: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N4/p28-31 .htm
[15] Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006.
[16] Певзнер А.Е. Психологические факторы эффективности стереотипной и вариативной стратегий поведения: дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. 139 с.
[17] Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.
[18] Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: Изд-во НРО МОДЭК, 2000.
[19] Прохоров В.Н. Педагогическая позиция тренера как воспитателя // Вопросы становления и самореализации специалиста: психопедагогический аспект: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Прохоровой. СПб.: СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. С. 27-29.
[21] Семенова Ф.О. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2012, № 83.
[22] Тарасевич Г. Прокрастинация: болезнь века // Русский репортёр : журнал. — Москва: PunaMusta Оу, 2014. — № 14 (342). — С. 20—29. —
ISSN 1993-758Х
[23] Ткачева С.В. Анализ теоретических подходов к изучению проявлений синдрома прокрастинации в зависимости от мотивации учения у студентов педагогического ВУЗа. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет.
[24] Туманян Г. С., Гожин В.В. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности. Ч. I, кн. 3. Профессия - тренер. М.: Сов. спорт, 2000. С. 13-15.