Введение 3
Глава I. Общая характеристика институтов амнистии и помилования 7
§ 1.1. История развития институтов амнистии и помилования 7
§ 1.2. Характеристика последних актов амнистии и помилования 15
Глава II. Амнистия 18
§ 2.1. Правовая природа амнистии 18
§ 2.1. Правовое значение амнистии 26
Глава III. Помилование 35
§ 3.1. Правовая природа помилования 35
§ 3.2. Правовое значение помилования 43
Заключение 52
Список использованной литературы
Амнистия (ст. 84 УК РФ) и помилование (ст.85 УК РФ) олицетворяют собой особые правовые институты, освобождающие лицо от уголовной ответственности, уголовного преследования или наказания. В нашей стране данные институты, заимствованные, в свою очередь, из уголовно-правовых систем зарубежных стран, в той или иной форме известны уже относительно давно. Как правильно применять нормы о данных институтах в современных российских реалиях? Как устранить недостатки при разработке и при применении актов об амнистии и помиловании? Насколько эффективны эти институты в решении задач уголовно-правовой политики в Российской Федерации? Все эти вопросы волнуют умы ученых , занимающихся уголовный правом, на эти же вопросы я попробую ответить в своей выпускной квалификационной работе.
В России амнистия и помилование неразрывно связаны с судимостью. В свою очередь, судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности. Регулируется институт судимости главой 13 УК РФ.
В последние время ни один правовой институт в России не привлекал столько внимания социума, как институты помилования и амнистии. В большой степени, это было вызвано Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2001 г. №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 г. На основании первого указа была сформирована Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации под руководством Приставкиным А.Н. Ее функции были переданы в субъекты Российской Федерации. Данный факт обернулся бойкими спорами в СМИ, заставил ученых различных направлений (прежде всего юристов) обратиться к исследованию сущности института помилования, выяснению его правовой природы, определению понятия.
Являясь неотъемлемой частью механизма развития демократии, помилование и амнистия имеют фундаментальное криминологическое значение. При вынесении акта амнистии или помиловании нужно стремиться к недопущению рецидива преступлений. Применение данных институтов должно служить достижению целей наказания: восстановлению социальной
справедливости, исправлению осужденного и предупреждению совершению новых преступлений. В этом аспекте наука должна создать критерии, позволяющие судить о том, продолжает ли представлять общественную опасность лицо, которое может быть досрочно освобождено от отбывания наказания, или нет.
В существующей системе российского законодательства среди видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, помилования и амнистия занимают особое положение. Всего по трем амнистиям (2010,2013,2015 гг.) было освобождено от наказания в виде лишения свободы 259,893 человека, в отношении 112 685 - сокращена неотбытая часть наказания в виде лишения свободы, 772 068 - освобождены от наказаний, не связанных с лишением свободы, и иных мер уголовно-правового воздействия. Более 80% ходатайств отклонены, по рекомендации комиссии по вопросам помилования и глав субъектов Российской Федерации, около 14 % было рекомендовано к помилованию.
Приведенные ниже институты регулируются разными отраслями законодательства - конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным и т.д. В науке и практической деятельности есть обширная палитра позиций по определению правовой природы, отраслевой принадлежности помилования и амнистии. Увы, современное законодательство и другие нормативно-правовые источники права не лишены пробелов в регулировании данных институтов, более того, в отдельных из них существуют противоречия. Учитывая большое количество субъектов, участвующих в реализации Указа, актов амнистии, достижение единообразия в применении выше перечисленных институтов имеет фундаментальное значение.
Прошедшие изменения в законодательстве заставляют обратить внимание на актуальность ряда теоретических вопросов, например, определения правовой природы помилования и амнистии, их места среди других видов досрочного освобождения, роли в предупреждении рецидивной преступности, типов личности помилованных и амнистированных.
Амнистия и помилование являются составной частью комплекса мер по борьбе с преступностью. После амнистии в места лишения свободы возвращаются около 40% бывших осужденных, а после помилования - единицы. Статистика говорит о том, что всего 4% помилованных осужденных совершают преступления повторно. Благодаря этому факту, нужно уделять особое внимание криминологическому аспекту амнистии и помилования: с одной стороны, их роли в стимулировании правопослушного поведения граждан, осужденных, с другой стороны - предупреждению преступлений среди лиц, к которым применены акты выше перечисленных институтов.
Актуальность. Данная тема актуальна в связи с несовершенством уголовного законодательства в России и с возникающими вопросами в процессе правоприменения. Не секрет, что действующий Уголовный Кодекс Российской Федерации стремительно меняется, в него каждый год то и дело законодатель вносит изменения. Так, от первоначальной редакции уголовного закона 1996 года и до сегодняшнего дня остались нетронуты законодателем лишь 24% текста, что говорит нам о несовершенстве уголовного права в России.
Актуальность изучения амнистии и помилования обусловлена рядом факторов : 1) их схожестью; 2)активным применением в правоприменительной практике ; 3) значительной трансформацией порядка и процедуры амнистии и помилования; 4) особым подходом к институтам амнистии и помилования в законодательстве ряда зарубежных стран, прежде всего государств - бывших союзных республик СССР.
Степень научной разработанности темы. По данной теме написано скромное количество научных статей, монографий. Поэтому тема не является довольно исследованной и научно разработанной.
Объект исследования. Объектом исследования является амнистия и помилование их природа и уголовно-правовое значение.
Предмет исследования. Предметом исследования являются нормативно-правовое регулирование амнистии и помилования ,а также изучение нормативно-правовых актов по данной теме, исследование природы и уголовно¬правового значения амнистии и помилования.
Цель исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение институтов амнистии и помилования в российской правовой системе , а также изучение природы и уголовно-правового значения данных институтов в российском уголовном законодательстве .
Методы исследования: сравнительно - правовой метод , анализ, синтез, индукция, дедукция.
Анализ истории амнистии и помилования показывает, что право амнистии базируется на из привилегии помилования, оно отличается от последнего лишь на той ступени развития, на которой амнистия получила гражданско-правовой характер. В зарубежных странах право амнистии было связано с помилованием. Лишь французская наука явно отделила данные институты друг от друга, дав право реализовать их осуществление разным органам. Амнистия коллективная, в отличии от индивидуального помилования.
Право публичной власти на прощение осужденных появилось на в нашей стране из других источников, в отличии от Запада. Законодательство России в качестве меры тотального помилования в XVIII - XIX вв. знало лишь общее прощение. Только на более поздних стадиях становления института государственности в России помилование и амнистия получают статус самостоятельных юридических институтов, амнистия как определенный правовой институт не была известна российскому праву. Амнистия находится в компетенции законодательных органов власти, в то время как помилование - в руках главы государства.
Просмотр положений конституционного права, уголовного, уголовно-исполнительного законодательства, сущностной стороны амнистии и помилования предоставляет сделать вывод о том, что данные институты есть форма реализации естественного права человека на прощение. В то же время амнистия - фактическое прощение государством конкретных слоев населения, в свою очередь, помилование является актом прощения, милосердия со стороны главы государства, применяемом к конкретному лицу, осужденному за совершение преступления с учетом личности лица, его здоровья и других обстоятельств, дающих представление о раскаянии в совершенном преступном деянии. В идеале, вышеназванные институты должны найти свое нормативно - правовое закрепление.
Амнистия и помилование - институты гражданского общества. Также они являются межотраслевыми институтами, которые выражаются в поощрении осужденного за полное раскаяние в совершенном преступлении и исключительно образцовое поведение, отношение к труду и учебе во время отбывания наказания и после освобождения от его дальнейшего отбывания. Изучение и анализ данных институтов дает возможность выделить те основные черты, подчеркивающие их исключительность:1) акт амнистии находится в компетенции высшего органа законодательной власти; он не отменяет и не изменяет нормы уголовного закона;2) акт помилования представляет собой прерогативу Президента РФ, помилование применяется только к осужденным, которым вынесен обвинительный приговор.
При применении амнистии и помилования важное значение имеет характеристика личности наравне с его поступками, деятельностью, семейным положением и т.д. Имеет оценку также поседение лица до совершения преступления и после совершения преступного деяния. В актах об амнистии можно проследить экономическое и политическое положение общества во время каждого отдельного Постановления Г осударственной Думы.
Амнистия не применяется к лицам, осужденным за государственные преступления, бандитизм, разбой, убийство, умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилование, хищение в крупных размерах, злостное хулиганство, терроризм, захват заложника, на злостных нарушителей порядка отбывания наказания. Полное освобождение от наказания и его отбывания устанавливалось от категории преступления, от назначенного и отбытого срока наказания.
Характерными признаками для лиц, освобожденных по акту помилования, являются: возраст, ранее не судимы, отбывшие более половины срока назначенного наказания в виде лишения свободы; положительное поведение во время отбывания наказания; раскаяние в совершенном преступлении.
Изучение вопросов амнистии и помилования дало возможность выявить ряд вопросов, однако в то же время появился шанс усовершенствовать правовое регулирование амнистии и помилования, практики их применения.
С самого начала становления уголовного права как науки, отрасли права, учебной дисциплины с ним неразрывно связаны институты помилования и амнистии как одни из основных способов освобождения от наказания. Весь их путь тесно связан с историей России и с общественно-политической ситуацией в стране. В разную эпоху они выполняли определенные задачи и выполняли конкретные цели, поставленные перед данными институтами. Но они всегда оставались «пряником» в руках государства, оставляя, видимо, кнут на «всякий пожарный случай» публичная власть могла, по своему усмотрению, регулировать общественную жизнь и влиять на настроение масс. Будь то амнистия Берии или освобождение Ходорковского современной властью, к сожалению, светлые начала этих институтов ведут неравный бой с огромной машиной под названием «государство». С другой стороны, общество разделилось на две половины: одни считают, что «вор должен сидеть в тюрьме» и не приемлют какие - либо освобождения преступников, другая часть считает, что без таких элементов гражданского общества невозможно нормальное функционирование государства и общества. Стоит только вспомнить о резонансном Дорожно-транспортном происшествии в Иркутске, где женщина сбила двух человек насмерть на тротуаре. Вот вспоминаешь подобные случаи, и не хочется никого выпускать и отказываешься верить в правосудие и справедливость. Однако существует и обратная сторона медали. Существуют случаи, когда за незначительное преступление последовало суровое по тем или иным меркам наказание, и такие случаи «уравнивают» положение, с другой стороны. Однако золотой середины, увы, нет.
Если вести разговор о правовой природе и значении амнистии и помилования, то без них немыслимо ни одно современное государство, в том числе и Российская Федерация. До сих нет единой позиции юридического сообщества (ученых, практикующих юристов, судей) об устранении недостатков в понимании и реализации целей институтов вышеперечисленных. В своей работе я попробовал разобраться в хитросплетениях одних и оснований освобождения от наказания, разобраться во всех противоречиях, возникающих у ученых.
Значение амнистии и помилование в российской правовой системе трудно переоценить и выражается оно в том, что оно является продолжением принципов и целей уголовного права. Без них не будет в полном объеме функционировать добротно вся судебная и правоприменительная машина государства. Вставая на путь гуманизма и признания общечеловеческих ценностей, Россия не может игнорировать амнистию с помилованием, которые являются шансом на новую жизнь для тысяч людей, так или иначе оказавшихся по ту строну решетки.
Что касается правовой природы, то эти институты не выглядят каким-то чужеродными для нашей правовой системы, а скорее являются логичным продолжением некоторых начинаний в уголовном праве и структурно дополняют ее.
1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11 -ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ в ред. от 03.04.2017// Собрание законодательства РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ в ред. от 03.04.2017// СЗ от 24.12.2004, № 52 ст. 4921
4. Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 в ред. законов РТ от 22.06.2012. // СЗ РФ от 01.09.2012.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г.№8 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов» //Бюллетень Верховного Суда РФ 1997.
6. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 18 марта 1970 г. // Бюллетень Верховного Суда СССР 1970.
7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 23.03.1994 об объявлении политической и экономической амнистии. // СЗ от 24.03.1994 г.
8. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" в ред. от 07.12.2016 г. // СЗ от 24.12.2002 г.
9. Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 2016 г. N 249 "О помиловании Савченко Н.В." // СЗ от 25.12.2016 г.
10. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2013 г. N 922 "О помиловании Ходорковского М.Б." // СЗ от 26.12.2013 г.
11. Постановление Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД г. Москва "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" // Российская Газета №6660 (89).
12. Постановление Государственной Думы от 18 декабря 2013 г. N 3500¬6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации" // Российская Газета №6262 (286).
П.Учебная литература:
1. В.С. Комиссарова, Н.Е. Крылова, И.М. Тяжкова. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. М.: Статут.2012. 879 с.
2. Ф.Р. Сундуров, И.А. Тарханов. Уголовное право России. Общая часть: Учебник. М.: 2009. С.264.
3. Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. / Н.Г. Иванов. - М.: Экзамен, 2009. - 436 с.
4. Игнатов А.Н. Уголовное право России/А.Н Игнатов. - СПб: Питер, 2009. - 612 с.
5. Ткачевский Ю.М. Уголовное право.2000. №3. С.35.
6. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. М., 1999. С. 363-364.
7. Гришко А.Я. Амнистия. Помилование. Судимость.: Университетская книга; Логос,2009 - 272 с.
8. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 1996 С. 481-482.
9. Галиакбаров Р.Р. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Кубанск. Гос. агарн .ун-т. Краснодар, 1999. С.390.
10. Ткачевский Ю.М. Судимость // Уголовное право. 2000. №3. С. 36.
11. Комиссаров В.С. Уголовное право Российской Федерации: Учебник. Москва: Статут. 2013. С. 287.
12. Голина В.В. Погашение и снятие судимости по советскому уголовному праву. Харьков, 1979.С.9
13. Щепельков В.Ф. Уголовный закон: Преодоление противоречий и неполноты. М.,2003. С.380.
14. Сундуров Ф.Р., Талан М.В. Наказание в уголовном праве: Учебное пособие. - М.: Статут, 2015. С.65.
Ш.Специальная литература:
1. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. /Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2011. -876 с.
2. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. С.И. Никулина. - М.: Проспект, 2012. - 912 с.
3. Российская юридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я. М., 1999. С. 950-951.
УХ.Судебная практика:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан" // РГ № 87 от 11.07.01.
2. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 19 ноября 2009 г. N 1344-О-Р город Санкт-Петербург "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П ..." // РГ № 34 от 03.03.2009.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 24-П "по делу о проверке..." // РГ от 21.11.2016 г.