ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА………………………......…5
1.1 Общая характеристика управления персоналом в сфере социально-культурного туризма………………………………………………………………...5
1.2 Понятие и особенности управления персоналом в туристической организации (фирме)……………………………………………………...………..10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧТУП "Центр-Тур"…………………………………………………………………13
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика ЧТУП "Центр-Тур".............................................................................................................................13
2.2 Анализ основных показателей деятельности ЧТУП "Центр-Тур"………….18
2.3 Организация управления персоналом в ЧТУП "Центр-Тур"……………….20
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ в ЧТУП "Центр-Тур" И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………………....………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.................30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1......................................................................................................32
ПРИЛОЖЕНИЕ 2......................................................................................................36
В настоящее время тема управления персоналом является актуальной на мировой арене для любой компании, так как от эффективности воздействия на персонал зависит результат функционирования бизнеса. В разрезе компаний, осуществляющих свою деятельность в сфере социально-культурного туризма и сервиса, основными целями выступают, как правило, получение прибыли и оказание качественных услуг, с целью полного удовлетворения потребностей клиентов. Поэтому управление персоналом туристической организации, в первую очередь, должно быть направлено на достижение данных целей, которые сочетают в себе решение задач и в сфере менеджмента, и в сфере маркетинга. В целом, процесс управления в социально-культурном туризме и сервисе обусловливает ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, запросы конкретных потребителей и организация производства тех видов продукта, которые пользуются спросом и могут принести прибыль. Это подтверждает актуальность данной темы для функционирования любой организации сферы услуг на современном этапе.
Предметом исследования данной курсовой работы является управление персоналом организации в сфере социально-культурного туризма и сервиса. Объект исследования – общая характеристика управления персоналом в сфере социально-культурного туризма; понятие и особенности управления персоналом в туристической организации; организационно-экономическая характеристика, основные показатели деятельности, организация управления персоналом в ЧТУП "Центр-Тур", проблемы управления персоналом в ЧТУП "Центр-Тур" и пути их решения. В работе рассматривается процесс управления персоналом и его влияние на важные процессы деятельности фирмы, основные проблемы, возникающие при организации данного процесса.
Цель работы – выявить проблемы управления персоналом в ЧТУП "Центр-Тур" и определить пути их решения. Исходя из цели, поставлены следующие задачи в курсовой работе:
- рассмотреть общую характеристику управления персоналом в сфере социально-культурного туризма;
- раскрыть понятие и особенности управления персоналом в туристической организации (фирме);
- определить общую организационно-экономическую характеристику ЧТУП "Центр-Тур";
- проанализировать основные показатели деятельности ЧТУП "Центр-Тур";
- изучить организацию управления персоналом в ЧТУП "Центр-Тур";
- выявить проблемы управления персоналом в ЧТУП "Центр-Тур" и предложить пути их решения.
В ходе исследования были задействованы системный, количественный, ситуационный методы. Среди приемов исследования, использованных в ходе написания работы, следует выделить: наблюдение, описание, сопоставление, расчеты, документальные подтверждения, приемы экономического анализа, приемы управленческого анализа. Основная литература: учебные пособия авторов Н.И. Кабушкина, А.Э. Саак, А.П. Дуровича и другие. Также была использована внутренняя документация организации ЧТУП «Центр-Тур», представленная уставом данной организации, должностными инструкциями, бухгалтерской и финансовой отчетностью.
В данной работе рассмотрен процесс управления персоналом в сфере социально-культурного туризма и сервиса в общем и в туристической фирме ЧТУП «Центр-Тур», в частности. В ходе работы были сделаны следующие выводы:
- управление персоналом в организации социально-культурного туризма и сервиса – один из наиболее важных процессов в функционировании организации, от которого зависит достижение таких целей как оказание высококачественных туристических услуг клиентам, а также получение прибыли. Объектом в данном случае выступает персонал, субъектом – менеджер, от которого зависит процесс управления персоналом и эффективность принятия решений;
- при приеме на работу новых сотрудников в туристических фирмах менеджеру необходимо осуществить данный процесс в несколько этапов: планирование потребности в новых сотрудниках, оценка сотрудников, прием на работу. Процесс управления должен основываться на регулярных мероприятиях по повышению квалификации персонала, проверке знаний, имеющихся у сотрудников, а также на обеспечении комфортных условий, моральной и материальной заинтересованности сотрудников в результатах трудовой деятельности;
- частное туристское унитарное предприятие «Центр-Тур» ведет свою деятельность с 2008 года, имеет все необходимые документы. По своему масштабу данная организация небольшая: всего в ЧТУП "Центр-Тур" имеются три структурных подразделения: администрация, бухгалтерия и отдел продаж. В данный момент в данных структурных подразделениях числятся 7 сотрудников, каждый из которых имеет свои должностные обязанности согласно инструкциям. Высшим органом управления предприятием является учредитель, назначающий на должность директора;
- анализ основных показателей деятельности ЧТУП "Центр-Тур" за 2012 – 2014 гг. показал, что организация является платежеспособной, так как значения соответствующих коэффициентов удовлетворяют нормативам. Более того, согласно бухгалтерской отчетности, в период с 2012 по 2015 гг. финансовым результатом организации ЧТУП «Центр-Тур» является прибыль, а не убыток;
- процесс управления персоналом в ЧТУП "Центр-Тур" осуществляет директор. Он использует преимущественно экономические методы стимулирования работников в виде повышения заработной платы, начисления премий и т.п. В данной организации используется сдельная форма оплаты труда, в сочетании с премиальной, и тарифная система оплаты труда. Для каждой должностной позиции установлен тарифные разряды и тарифные коэффициенты;
- в ЧТУП "Центр-Тур" существуют две весомые проблемы – отсутствие менеджера по персоналу и повышение квалификации специалистов, их профессиональная переподготовка. Для решения первой необходимо привлечь работника в качестве внешнего заместителя либо раз в пол года приглашать одного из ведущих специалистов в этой области для консультации и мотивации работников организации. Второй – направить сотрудников на курсы повышения квалификации за счет организации, в результате которого они получат диплом о профессиональной переподготовке.