Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения заданий в форме ЕГЭ как 5
современный метод педагогического контроля
1.1. Значение проверки знаний обучающихся при подготовке к ЕГЭ 5
на уроках биологии
1.2. Формы и методы контроля знаний обучающихся по 6
биологии как средство повышения качества обучения и при подготовке к ЕГЭ
1.3. Структура тестовых заданий, их типы и виды 17
Глава 2. Методика применения тестовых заданий на уроках биологии в 9 23
классе
2.1 Возрастные психологические особенности девятиклассников ... 23
2.2 Подготовка к уроку с применением тестовых технологий в 9 27
классе
Глава 3. Разработки уроков по биологии для 9 класса с применением тестовых заданий 31
3.1 План-конспект урока на тему «Органические вещества» 31
3.2 План-конспект урока на тему «Пластический обмен. Биосинтез
белков» 39
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения
Каждый педагог хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались на уроках. Формирование и развитие положительной мотивации учения как условия успешности учебной деятельности обучающихся можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Содержание школьного образования, в том числе биологического, предусматривает его соответствие уровню развития науки в данный исторический период.
Для подтверждения имеющихся у него знаний и возможности поступить в выбранное учебное заведение, подростку необходимо сдать экзамен в форме ОГЭ или ЕГЭ.
Предмет «Биология» в школе - это основа знаний различных областей биологической науки. Все они в школьном предмете представлены в виде систем понятий, которые формируются, развиваются в учебных курсах биологии с 6 по 11 классы. Сложный и многообразный состав биологических знаний нередко создаёт трудности в восприятии учебного материала.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь обучающимся усвоить алгоритм действий, постепенно подготовить ребёнка к тестовой форме работы на всех предметных уроках. Тестовые технологии дают возможность систематически контролировать знания большого числа обучающихся на уроке. Контроль и самоконтроль - важнейшие компоненты учебной деятельности. Осуществляя его систематически по отдельным темам, разделам учитель учит обучающихся к осознанному выполнению учебных задач на всех этапах усвоения знаний и умений.
Тестовая технология выявляет позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся. Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей самоконтролю. Таким образом, систематическая работа по развитию у школьников контроля с применением тестовой технологии способствует формированию произвольности познавательных процессов, учебной деятельности в целом, способствует становлению личности школьника, а значит, можно говорить о повышении качества образования в школе.
Целью данной работы являлось изучение методики применения тестовых заданий на уроках биологии в рамках подготовки к ЕГЭ.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
1. рассмотреть применение заданий в форме ЕГЭ как современный
метод педагогического контроля;
2. изучить структуру тестовых заданий;
3. разработать конспекты уроков с применением тестовых заданий в форме ЕГЭ.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предметом исследования: методика применения тестовых заданий на уроках биологии.
Как мы выяснили использовать тестовые задания весьма эффективный способ, который стимулируют учеников на ежедневную подготовку и повышает мотивацию к данному предмету.
Один из основных педагогических приемов, использовавшихся в современных схемах, заключается в том, что школьнику предоставляется самостоятельный выбор способа работы на уроке повторения пройденного материала с целью подготовки к контрольной работе в соотношении с личностными стратегиями получения знаний, с учетом его предпочтений и осознания целей обучения.
Главной обязанностью учителя было и остается психологическая подготовка учеников к выполнению тестовых работ, т. е. объяснять им построение вопросов и ответов, технику заполнения ответов и критерии оценки. Очень важно объяснить обучающимся, что невнимательность приведет их к неверным выводам об уровне их знаний.
В работе мы рассмотрели теоретические аспекты использования тестирования для контроля знаний учащихся. Мы разработали план-конспект двух уроков по биологии в 9 классе с использованием тестов. Также нами были составлены проверочные тестовые заданий в форме ЕГЭ к разработанным урокам.
Непосредственно тестовые технологии в обучении направлены на быстрый и качественный контроль и развитие самостоятельности. Обучающиеся ответственно относятся к таким заданиям, и они мотивируют их к ежедневной подготовке к уроку. При применении тестовых технологий в обучения также сохраняется взаимосвязь между обучающимися и учителем. В данном случае, учитель выполняет функции консультанта. При использовании данного метода ученики проявляют имеющиеся навыки работы с информацией.
Применение тестовых заданий в педагогической деятельности решает следующие вопросы:
1. Возможность индивидуального анализа успешности усвоения знаний.
2. Составление сравнительного анализа с целью выявления общих затруднений и их причин.
3. Повышение ценности отношения обучающихся к собственным знаниям, за счет введения самоанализа.
4. Устранения страха перед тестами.
5. Максимально подготовить к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.