Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Противодействие распространению криминальной субкультуры в образовательных организациях как важный элемент профилактики правонарушений

Работа №63652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Криминальная субкультура 7
1.1.Зарождение криминальных субкультур 7
1.2. Взаимосвязь ценностных ориентаций и отношения к криминальной
субкультуре у современной молодежи 12
1.3. Перспективы развития современной уголовно-исполнительной системы
России 20
Глава 2. Борьба с распространением криминальной субкультуры в образовательных учреждениях 26
2.1. Роль школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений
несовершеннолетних 26
2.2. Нормативное закрепление положений о комиссиях по делам
несовершеннолетних и защите их прав 34
2.3.Организация воспитательного процесса несовершеннолетних осужденных воспитательных колоний как составная часть реализации государственной социальной политики 40
2.4. Зарубежный опыт оценки эффективности программ раннего
предупреждения преступлений 49
2.5. Меры предупреждения корыстных преступлений
несовершеннолетних 61
Заключение 83
Список литературы 89


Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что жизнь современных подростков сопровождается сложными межличностными взаимодействиями, как в официальных, так и неофициальных группах. С одной стороны, они живут и действуют в условиях открытой, непосредственной коллективности, так как входят в общественные, учебные и иные коллективы, с другой же стороны, их антиобщественная деятельность осуществляется в условиях скрытых, возникающих и уже сложившихся асоциальных групп, различной степени криминогенной зараженности. Психологические особенности такого взаимодействия при повсеместном распространении асоциально-криминальной субкультуры и ослаблении воспитательно-профилактической работы по месту жительства разрушают официальные институты социализации личности в семье, общественных организациях, образовательных учреждениях и так далее. На усугубление криминогенной ситуации значительное влияние оказывает отсутствие официальной подростково-молодежной организации у несовершеннолетних.
Объектом исследования являются общественные отношения в образовательном праве.
В качестве предмета исследования выделяется противодействие распространению криминальной субкультуры в образовательных организациях как важный элемент профилактики правонарушений.
Цель настоящей работы заключается в комплексно-правовом исследовании противодействия распространению криминальной
субкультуры в образовательных организациях как важный элемент профилактики правонарушений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- исследовать взаимосвязь между ценностной ориентацией и отношением современной молодежи к криминальной субкультуре;
- изучить процесс зарождение криминальных субкультур;
- проанализировать перспективы развития современной уголовно- исполнительной системы Российской Федерации;
- рассмотреть роль школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- изучить организацию воспитательного процесса
несовершеннолетних осужденных воспитательных колоний как одной из составных частей реализации государственной социальной политики;
- рассмотреть опыт зарубежных стран в оценке эффективности программ раннего предупреждения преступлений;
-исследовать меры предупреждения корыстных преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Основу методологии исследования составляет комплексный анализ правовой государственной политики в сфере противодействия
распространению криминальной субкультуры в образовательных организациях, на основе изучения научной литературы и практики применения законодательства в рассматриваемой области. В ходе исследования использованы такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, дескриптивный
(описательный) и иные, которые поспособствовали осуществлению теоретической интерпретации эмпирического материала.
Научная значимость исследования заключается в детальном рассмотрении вопросов, касающихся противодействия распространению криминальной субкультуры в образовательных организациях.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования в ходе проведения практических семинарских занятий, связанных с изучением противодействия распространению криминальной субкультуры в
образовательных организациях.
Эмпирическую основу исследования составляют труды ученых, нормативно-правовые документы, инструктивные материалы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из наиболее устоявшихся понятий в отечественной науке является изучение криминальной (пенитенциарной, уголовной и т.п.) субкультуры.
Так называемая "воровская идея" канула в Лету практически одновременно с распадом Советского Союза. Ибо если до этого периода хотя бы по форме деятельность криминального сообщества демонстрировала некое противостояние закону и законности, то в постсоветский период в отсутствие последней идеология криминального сообщества стала терять практический смысл.
При кажущейся на первый взгляд разности двух видов деятельности (формирование криминальной идеологии как основы преступности и борьбы с преступностью) возникает принципиально иная ситуация. Дело в том, что цель и у тех и у других одна. И она (цель) - первична. Остальное используется всего лишь как средство ее достижения. При этом вторичное (криминальная идеология как основа преступности и борьба с преступностью) тоже может называться целью, но, по сути, это всегда средство или ресурс. Ради первичного (личной цели) можно жертвовать вторичным (общей целью). Наоборот - никогда, ибо это противоречит здравому смыслу в современном понимании.
Любая цель определяет логику действия. Появление новой цели у криминального сообщества, равно как и у правоохранительного, породило и новую логику.
Когда первичной стала личная выгода, в жертву была принесена "воровская идея" как основа криминальной идеологии.
Теперь криминальное сообщество согласно на огромные уступки в сфере своей неформальной идеологии, если это ведет к укреплению личной власти (даже если она выходит за рамки неформальных установок сообщества). Становится вторично, за счет чего произойдет усиление личной власти и
расширения сфер влияния. Решающим фактором становится - сиюминутный результат.
Изменение социально-экономических условий в стране приводит к тому, что идеологическая составляющая деятельности криминального сообщества отходит на второй план. Новое понимание основной задачи объединения преступников в сообщество уже не обозначает главной целью противоборство с государством (в лице правоохранительных органов). На смену прежней цели приходит новая цель: личного обогащения, за счет причастности к "элите" криминального сообщества.
Новая цель образует новые требования к соискателям лидирующих позиций в криминальном сообществе. Все "научные исследования" советского периода, сводившиеся к тому, что лидеры криминального сообщества в большинстве своем деградировавшие личности, опровергаются этим фактом. Человек, не понимающий сути криминальной идеологии, не мог оказаться на вершине неформальной иерархии. Никакие "профессиональные" или организаторские качества, отличавшие конкретного "лидера", не давали ему шанса "получить доступ" к управлению сообществом, если его понимание криминальной идеологии исчерпывалось лишь поверхностными представлениями о сущности противоправной деятельности как системного явления.
Закатом ортодоксальной криминальной идеологии стали изменения в системе политических и социальных преобразований, начатых М.С. Горбачевым. В качестве аксиомы можно утверждать, что, "когда любая идеология, вытекающая из цельного понимания закономерностей развития общества, сменяется идеологией, сложившейся из сиюминутной ситуации, возникает определенная закономерность - иные требования к качествам лидера". Как следствие таких преобразований, в лидирующей группе криминального сообщества начинается своеобразная "ротация кадров". Теперь к управлению всем криминальным сообществом допускается не тот, кто 84
понимает сущность криминальной идеологии, а тот, кто может в каждой конкретной ситуации адекватно реагировать на изменения в системе взаимоотношений: криминальное сообщество - правоохранительные органы (да, пожалуй, и власть в целом).
Идеологов криминального сообщества сменяют люди более низкого уровня - провозглашающие ее главенство только для достижения конкретной выгоды. Они создают, по сути, новую структуру криминального сообщества. Но все это будет сделано не ради реализации "воровской идеи", а ради построения новой системы ценностей для лиц, занимающихся противоправной деятельностью, если можно так выразиться, "на профессиональной основе".
Разворачивается своеобразная пропагандистская кампания, внушающая: "воровские понятия" есть основная ценность, которая является условием для консолидации криминального сообщества.
Ради основных идеологических установок нужно отказываться от личного блага.
И самое главное, ради сохранения криминального сообщества допускалось временное отступление от его "фундамента" - самих идеологических принципов криминального сообщества.
У многих может сложиться мнение, что "новая" (ныне существующая) идеологическая конструкция основана на ранее существовавшей. Это не совсем так. Представляется, что она основана даже не на "пустом месте", если можно так сказать, а на "отрицательном месте".
Образно говоря, здание стоит не просто без фундамента, а на болоте, которое активно всасывает в себя постройку.
Когда это происходит, то единственные, кто будет поддерживать, по крайней мере внешне, изжившую идеологию, - сотрудники правоохранительных органов.
У большинства из них нет комплексного представления о тех процессах, которые происходят в криминальном сообществе.
Отношение к этому социальному явлению строится на сложившихся стереотипах, вырабатываемых на уровне безусловного рефлекса (например, старые идеологические установки дают реальную возможность персоналу мест лишения свободы управлять основной массой осужденных).
По этим причинам такая основа криминальной идеологии не может долго существовать.
Период времени соблюдения ее требований зависит исключительно от соображения текущей безопасности, лидирующей группы криминального сообщества.
Идеология криминального сообщества постепенно переходит в разряд демагогии и ритуала.
Реальным делом считается только то, что связано с получением материальной выгоды.
В итоге криминальная идеология начинает приобретать исключительно прикладной характер, единственной целью которой является - "накопление средств", а власть в сообществе воспринимается в качестве средства получения личных благ.
Идеологический вакуум означает: опереться больше не на что, стратегической цели нет. Это приводит к естественным последствиям - система оплывает и рушится. Видимые противоречия с одинаковой эффективностью рушат идеологию криминального сообщества как "старой", так и "новой формации".
Криминальное сообщество формально заявляет об одних приоритетах, но фактически служит другим.
Проблемы профилактики правонарушений, вопросы правовой пропедевтики, правовой безопасности несовершеннолетних - одни из главных, стоящих перед нашим обществом.
Подростковая преступность тревожит педагогов, юристов, общественность.
Специфика несовершеннолетних, подверженных влиянию криминальной субкультуры (проблемы социальной адаптации, наличие низкого уровня самоконтроля (в большинстве случаев таковой отсутствует), низкая самооценка ведет к желанию самоутвердиться любым образом, тотальность нервно - психологического страдания личности) - повышает вероятность формирования устойчивой установки на противоправное поведение.
Профилактика правонарушений зависит от определения социальных условий жизни и характеристик личности обучающегося, склонного к таким поступкам.
Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей (низкий воспитательный потенциал, алкоголизация, родительская некомпетентность, безразличное отношение к детям) имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений.
Профилактическая работа должна вестись по нескольким направлениям:
- совместная работа педагогического коллектива и обучающихся: проведение классных часов тематических по правовому просвещению;
- совместные инструктажи перед каникулами по правилам поведения несовершеннолетних, участие несовершеннолетних во встречах с работниками полиции, суда, приглашение специалистов КДН, ПДН, наркологического диспансера, наркоконтроля, участковых уполномоченных.
- совместная работа уполномоченного по правам участников образовательного процесса с педагогическим коллективом: лекции, беседы, инструктажи, правовые игры, игры «Разрешается-запрещается», диспуты, выступление агитбригад, радиолинейки, просмотр видеофильмов и видеороликов, тестирование, изготовление и распространение рекламных материалов по правовому просвещению обучающихся и их родителей, экскурсии, викторины, круглые столы, инсценировки внеклассные мероприятия;
-тесное сотрудничество в работе по профилактике правонарушений, правовой пропедевтике;
-проведение уроков правового факультатива (в т.ч. выездные заседания в суд).



1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным
голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 13.01.1997, N 2, ст. 198
4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177
6. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761"О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"// "Собрание
законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 2994
7. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272"О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав"(вместе с "Положением о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав")// "Собрание законодательства РФ", 08.05.2006, N 19, ст. 2093,
Учебная и специальная литература:
8. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
9. Антонян Ю.М. Исследование личности осужденного // Исправительно-трудовые учреждения. 1982. N 20.
10. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М., 1975.
11. Бородуля Е.В. Некоторые тенденции развития детской и подростковой преступности на территории Иркутской области и факторы, влияющие на нее // Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: материалы круглого стола (29 апреля 2009 г.). М., 2005.
12. Быданцев Н.А. Прекращение уголовного преследования (дела) в
отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия в аспекте ювенальной юстиции:
Монография. М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2008.
13. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2013.
14. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 2011.С. 56
15. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2011. 536 с.
16. Гилинский Я.И. Криминология. Курс лекций. СПб.: Питер, 2012.
17. Голина В.В. Криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений. Киев, 1989.
18. Горяинов К.К., Силаев А.И. Криминологическая обстановка и ее региональные особенности. М., 1985.
19. ГУВД по Саратовской обл. "О направлении методических
рекомендаций". Зарегистрировано в журнале исходящей информации УОДУУМ и ПДН ГУВД по Саратовской обл. от 29 мая 2007 г. N 16/1003 // СПС «Консультант Плюс»
20. Гуров А.И. Криминальный профессионализм и борьба с ним. М., 1983.
21. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. М., 2011.
22. Данилин Е.М., Давыдова Н.В. Состояние воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. N 2.
23. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2011.
24. Еникеев М.И. Социальная психология преступности // Юридическая психология. 2009. N 3.
25. Из выступления начальника УОДУУМ и ПДН ГУВД по Саратовской обл. В.И. Леснова "Информация об организации деятельности школьных инспекторов ПДН на территории Саратовской обл." на научно¬практическом семинаре ПДН ГУВД по Саратовской обл., проходившем 14 марта 2008 г. в Саратове.
26. Из выступления начальника УОДУУМ и ПДН ГУВД по Саратовской обл. В.И. Леснова "Информация об организации деятельности школьных инспекторов ПДН на территории Саратовской обл." на научно¬практическом семинаре ПДН ГУВД по Саратовской обл., проходившем 14 марта 2008 г. в Саратове.
27. Из выступления начальника УОДУУМ и ПДН ГУВД по Саратовской обл. В.И. Леснова "Информация об организации деятельности школьных инспекторов ПДН на территории 13 ГУВД по Саратовской обл." на научно-практическом семинаре ПДН ГУВД по Саратовской обл., проходившем 14 марта 2008 г. в Саратове.
28. Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних от 30 июля 1920 г. // СПС "КонсультантПлюс".
29. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2014.
30. Каримова Г.Ю. Личностные и виктимологические факторы, влияющие на совершение несовершеннолетними преступлений // Российский следователь. 2016. N 14.
31. Кравченко А.И. Социология девиации. М.: Приор, 2014.
32. Лекарь А.Г. Профилактика преступлений. М., 1972.
33. Минимальные стандартные правила ООН, касающихся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних // СПС «Консультант Плюс»
34. Миньковский Г.М., Петров В.А., Ревин В.П. Модель комплексного плана борьбы с преступностью в области (крае): Учеб.-метод. пособие. М., 2011.
35. Новоселов С.А., Трунцевский Ю.В. Повышение эффективности
предупреждения преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками ГИБДД, как условие организации дальнейшего реформирования ОВД РФ согласно "Дорожной карте" // Административное и муниципальное право. 2013. N 4.
36. О криминогенной обстановке среди несовершеннолетних в Российской Федерации. Информационный бюллетень Национального совета по подготовке и проведению международного года семьи в Российской Федерации. М., 1994.
37. Обзор, подготовленный УОДУУМ и ПДН ГУВД по Саратовской обл., "О результатах работы инспекторов по делам несовершеннолетних УОВД по области по линии незаконного оборота наркотиков и профилактике алкоголизма за 6 месяцев 2008 г."
38. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура). Тверь: ИЛЛ "Приз", 2012.
39. Письмо председателю Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской обл. В.С. Чернобровкину с приложением на 18 л., направленное начальником УОДУУМ и ПДН ГУВД по Саратовской обл. Зарегистрировано в журнале исходящей информации УОДУУМ и ПДН ГУВД по Саратовской обл. от 12 декабря 2007 г. N 16/2315.
40. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г. // СПС "КонсультантПлюс".
41. Простяков В.В. Психолого-криминологические условия профилактики девиантного поведения несовершеннолетнего // Юридическая психология. 2010. N 2.
42. Состояние преступности в России в 2015 году. М.: ГИАЦ МВД РФ, 2016.
43. Состояние преступности в России за январь - июнь 2016 г. М.: ГИАЦ МВД РФ, 2016.
44. Социологический словарь / пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд. КГУ, 2011.
45. Стручков Н.А., Пирожков В.Ф. Асоциальная субкультура и ее
профилактика // Исправительно-трудовые учреждения.
46. Тайбаков А.А. Криминологическая характеристика и основные
направления предупреждения карманных краж. Лекция. М.: ВЮЗШ МВД РФ, 2009
47. Трунцевский Ю.В. Национальная стратегия предупреждения
преступности (опыт Ирландии) // Уголовная политика в сфере противодействия экономическим преступлениям: Сб. науч. тр. / Под ред. д.т.н. А.М. Московского, д.ю.н., проф. В.И. Гладких. М.: Финансовый ун¬т, 2012.
48. Трунцевский Ю.В., Жаданов А.В., Шугаев А.А. Основные направления профилактической работы по реализации региональных программ предупреждения правонарушений // Административное право и процесс. 2008. 4.
49. Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук (12.00.08). Ростов н/Д, 2013.
50. Уваров И.А., Соловьев О.А. Криминальная идеология в российском обществе // Социально-гуманитарный дискурс. 2012. N 3.
51. Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. Пер. с яп. / под общ. ред. и с вступ. ст. Н.Ф. Кузнецовой и В.Н. Еремина. М., 1989.
52. Филиппова К.А. Исследование профессиональных ценностных ориентаций личности как теоретических оснований // Юридическая психология. 2010. N 2.
53. Франк С.Л. Этика нигилизма // Новое время. 2009. N 3.
54. Хамитова Г.Ш. Правовой нигилизм молодёжи как национальной и социальной безопасности России и пути его преодоления // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 5. № 4.
55.Чернышкова М.П., Степанова Ю.Н., Бодрова П.Ю., Киселева Т.Б., Петушкова А.М. Уроки психологии с воспитанниками ВК в формате психокоррекционного штурма: Методическое пособие для
пенитенциарных психологов. СПб.: МПЛ ФБУ Колпинская ВК ГУФСИН России по СПб и ЛО, 2008.
56. Ялунин В.У. Реформа уголовно-исполнительной системы: проблемы, тенденции, перспективы: Монография / ВЮИ Минюста России. Владимир, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ