ИССЛЕДОВАНИЕ ФОМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОКСОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ БОКСЕРОВ 7
1.1. Физические способности боксера и их особенности 7
1.2. Процесс формирования физической подготовки боксера 13
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 22
2.1. Цель, задачи и методика эксперимента 22
2.2. Анализ и обсуждение результатов 38
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ БОКСЕРОВ 7
1.1. Физические способности боксера и их особенности 7
1.2. Процесс формирования физической подготовки боксера 13
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 22
2.1. Цель, задачи и методика эксперимента 22
2.2. Анализ и обсуждение результатов 38
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его
готовности к спортивным достижениям [55].
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим
различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно [55].
Система планирования многолетней подготовки спортсменов основывается на фундаментальных исследованиях А.В. Верхошанского (1985), Л.П.
Матвеева (1977), М. Озолина (1970), В. Платонова (1977, 1997), основные
положения которых находят практическое применение в различных видах
спорта.
Особое значение исследователи и спортивная практика предоставляют
разработке данной проблемы в детском и юношеском спорте (В. Алабин,
1993; Л.В. Волков, 1998; М.Я. Набатникова, 1995; В. П., Филин, 1987; H.
Sozanski, 1992; M. Tyrek, в 1996 и др.), которая обусловлена активным ростом и развитием юных спортсменов.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что значительное количество исследований и методических рекомендаций разработаны для практики
этапа высших достижений как для построения тренировочного процесса в
течение года, так и микро- и мезоциклов, из которых он состоит.
В теории бокса аналогичные исследования проведены И.П. Дегтяревым, К.Н. Концевой, А.В. Гаськов (1985), А. Кочуром (1987), Ю.Б. Никифоровым, И.В. Викторовым (1978). Что касается планирования тренировочных
средств в системе многолетней подготовки юных боксеров, то имеются только незначительные научные данные и методические рекомендации.5
Вместе с этим необходимо отметить, что такое положение наблюдается
не только в подготовке боксеров, но и в других видах спортивных единоборств.
Разработка стратегии планирования общей и специальной направленности впервые осуществлена на основании исследования динамики развития
и взаимосвязей основных компонентов, которые существенно влияют на
уровень подготовленности и результат соревновательной деятельности.
Впервые изучены темпы активности развития компонентов как общих,
так и специальных способностей боксеров-юниоров на этапе базовой подготовки.
Теоретическая и практическая значимость, уровень внедрения результатов исследований. Проведенными исследованиями установлено, что процесс планирования общих и специальных средств тренировочного воздействия может определяться на основании развития компонентов, которые обеспечивают высокий уровень подготовленности спортсменов. Такой подход
дает возможность применить концепцию "сенситивных, критических периодов" развития общих и специальных способностей спортсменов в зависимости от особенностей возрастного развития и уровня спортивной подготовленности.
Применение при разработке многолетнего плана общих и специальных
тренировочных средств, методов математического анализа, в частности, корреляционного и факторного, позволили выделить главные компоненты тренировочного воздействия, их рациональное соотношение в зависимости от
этапа подготовки, соответствующей концепции «переноса тренированности».
Актуальность разработанной нами программы спортивной подготовки
для юных боксеров заключается в оптимальной физической подготовки учащихся 11-12 лет с возможностью регулирования процесса обучения в ходе
занятия. Это и стало предпосылками для определения темы нашего исследования: «Исследование формирование физической подготовленности учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом».6
Цель исследования: определить влияние дополнительных занятий в
ДЮСШ на физическую подготовленность учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом.
Задачи:
1. Теоретическое обоснование исследований формирования физической подготовленности учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом.
2. Сравнить физическую подготовленность школьников 11-12 лет,
занимающихся по школьной программе (контрольная группа), и боксеров,
получающих умения, навыки в порядке учебно-тренировочного процесса
(экспериментальная группа).
3. Определить оптимальный объем дополнительной физической
нагрузки, дающей возможность влияния на увеличения показателей физического развития и двигательных качеств.
4. Экспериментально апробировать влияние дополнительных занятий физической культурой на уровень физической подготовленности боксеров 11-12 лет.
Объект исследования - планирование учебно-тренировочного процесса неквалифицированных боксеров.
Предмет исследования - планирование средств общей и специальной
направленности на этапах базовой подготовки боксеров.
Методы исследования:
1. Теоретические, а именно: анализ, изучение литературы и нормативно-правовой документации, систематизация, обобщение опыта.
2. К эмпирическим методам, относятся: наблюдение и педагогический
эксперимент.
3. Методы математической статистики.
Гипотеза: предполагалось, что тренировочный процесс будет способствовать повышению физической подготовленности боксеров 11-12 лет.
Практическая значимость: разработанная нами программа спортивной подготовки юных боксеров, может быть положена и использована в основе совершенствования (улучшения) физической подготовленности учащихся общеобразовательного учреждения и детской юношеской спортивной
школы.
готовности к спортивным достижениям [55].
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим
различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно [55].
Система планирования многолетней подготовки спортсменов основывается на фундаментальных исследованиях А.В. Верхошанского (1985), Л.П.
Матвеева (1977), М. Озолина (1970), В. Платонова (1977, 1997), основные
положения которых находят практическое применение в различных видах
спорта.
Особое значение исследователи и спортивная практика предоставляют
разработке данной проблемы в детском и юношеском спорте (В. Алабин,
1993; Л.В. Волков, 1998; М.Я. Набатникова, 1995; В. П., Филин, 1987; H.
Sozanski, 1992; M. Tyrek, в 1996 и др.), которая обусловлена активным ростом и развитием юных спортсменов.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что значительное количество исследований и методических рекомендаций разработаны для практики
этапа высших достижений как для построения тренировочного процесса в
течение года, так и микро- и мезоциклов, из которых он состоит.
В теории бокса аналогичные исследования проведены И.П. Дегтяревым, К.Н. Концевой, А.В. Гаськов (1985), А. Кочуром (1987), Ю.Б. Никифоровым, И.В. Викторовым (1978). Что касается планирования тренировочных
средств в системе многолетней подготовки юных боксеров, то имеются только незначительные научные данные и методические рекомендации.5
Вместе с этим необходимо отметить, что такое положение наблюдается
не только в подготовке боксеров, но и в других видах спортивных единоборств.
Разработка стратегии планирования общей и специальной направленности впервые осуществлена на основании исследования динамики развития
и взаимосвязей основных компонентов, которые существенно влияют на
уровень подготовленности и результат соревновательной деятельности.
Впервые изучены темпы активности развития компонентов как общих,
так и специальных способностей боксеров-юниоров на этапе базовой подготовки.
Теоретическая и практическая значимость, уровень внедрения результатов исследований. Проведенными исследованиями установлено, что процесс планирования общих и специальных средств тренировочного воздействия может определяться на основании развития компонентов, которые обеспечивают высокий уровень подготовленности спортсменов. Такой подход
дает возможность применить концепцию "сенситивных, критических периодов" развития общих и специальных способностей спортсменов в зависимости от особенностей возрастного развития и уровня спортивной подготовленности.
Применение при разработке многолетнего плана общих и специальных
тренировочных средств, методов математического анализа, в частности, корреляционного и факторного, позволили выделить главные компоненты тренировочного воздействия, их рациональное соотношение в зависимости от
этапа подготовки, соответствующей концепции «переноса тренированности».
Актуальность разработанной нами программы спортивной подготовки
для юных боксеров заключается в оптимальной физической подготовки учащихся 11-12 лет с возможностью регулирования процесса обучения в ходе
занятия. Это и стало предпосылками для определения темы нашего исследования: «Исследование формирование физической подготовленности учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом».6
Цель исследования: определить влияние дополнительных занятий в
ДЮСШ на физическую подготовленность учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом.
Задачи:
1. Теоретическое обоснование исследований формирования физической подготовленности учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом.
2. Сравнить физическую подготовленность школьников 11-12 лет,
занимающихся по школьной программе (контрольная группа), и боксеров,
получающих умения, навыки в порядке учебно-тренировочного процесса
(экспериментальная группа).
3. Определить оптимальный объем дополнительной физической
нагрузки, дающей возможность влияния на увеличения показателей физического развития и двигательных качеств.
4. Экспериментально апробировать влияние дополнительных занятий физической культурой на уровень физической подготовленности боксеров 11-12 лет.
Объект исследования - планирование учебно-тренировочного процесса неквалифицированных боксеров.
Предмет исследования - планирование средств общей и специальной
направленности на этапах базовой подготовки боксеров.
Методы исследования:
1. Теоретические, а именно: анализ, изучение литературы и нормативно-правовой документации, систематизация, обобщение опыта.
2. К эмпирическим методам, относятся: наблюдение и педагогический
эксперимент.
3. Методы математической статистики.
Гипотеза: предполагалось, что тренировочный процесс будет способствовать повышению физической подготовленности боксеров 11-12 лет.
Практическая значимость: разработанная нами программа спортивной подготовки юных боксеров, может быть положена и использована в основе совершенствования (улучшения) физической подготовленности учащихся общеобразовательного учреждения и детской юношеской спортивной
школы.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
позволил определить, что реализация технических действий боксеров во
время соревновательной деятельности требует высокого уровня проявления
скоростно-силовых качеств. Анализ значительного количества исследований,
направленных на усовершенствование процесса специальной физической
подготовки боксеров на различных этапах многолетней подготовки, показал,
что основной проблемой является поиск современных подходов к планированию процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов на первых этапах спортивного усовершенствования.
2. Внедрение в учебно-тренировочный процесс экспериментальной методики усовершенствования скоростно-силовых способностей боксеров 11-
12 лет, которая включала в себя рациональное соотношение специальных
спортивных средств подготовки, в соответствии с поставленными задачами
подготовительного и соревновательного периодов, способствовала достоверному улучшению уровня специальной физической подготовленности в экспериментальной группе.
Таким образом, подтверждено эффективность разработанной экспериментальной ментальной методики.
По результатам проведенного исследования достоверно подтверждена
целесообразность использования специальных методик развития уровня физической подготовки в боксе. Разработанная нами методика физической подготовки для боксеров-юношей в возрасте 11-12 лет более эффективна, чем
традиционная методика, но ее применение требует уделять больше внимания
развитию гибкости у боксеров. Поэтому наша методика требует дальнейшего
совершенствования.
В дальнейшем нами планируется интегрировать разработанную методику в процесс физической подготовки боксеров массовых спортивных разрядов, которые тренируются в группах предыдущей базовой подготовки вто47
рого года обучения, что позволит проверить ее эффективность в реальном
тренировочном процессе боксеров-юношей.
Среди перспектив дальнейших исследований можно отметить необходимость разработки эффективных средств по совершенствованию скоростно-силовых способностей боксеров 11-12 лет на этап специализированной базовой подготовки.
позволил определить, что реализация технических действий боксеров во
время соревновательной деятельности требует высокого уровня проявления
скоростно-силовых качеств. Анализ значительного количества исследований,
направленных на усовершенствование процесса специальной физической
подготовки боксеров на различных этапах многолетней подготовки, показал,
что основной проблемой является поиск современных подходов к планированию процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов на первых этапах спортивного усовершенствования.
2. Внедрение в учебно-тренировочный процесс экспериментальной методики усовершенствования скоростно-силовых способностей боксеров 11-
12 лет, которая включала в себя рациональное соотношение специальных
спортивных средств подготовки, в соответствии с поставленными задачами
подготовительного и соревновательного периодов, способствовала достоверному улучшению уровня специальной физической подготовленности в экспериментальной группе.
Таким образом, подтверждено эффективность разработанной экспериментальной ментальной методики.
По результатам проведенного исследования достоверно подтверждена
целесообразность использования специальных методик развития уровня физической подготовки в боксе. Разработанная нами методика физической подготовки для боксеров-юношей в возрасте 11-12 лет более эффективна, чем
традиционная методика, но ее применение требует уделять больше внимания
развитию гибкости у боксеров. Поэтому наша методика требует дальнейшего
совершенствования.
В дальнейшем нами планируется интегрировать разработанную методику в процесс физической подготовки боксеров массовых спортивных разрядов, которые тренируются в группах предыдущей базовой подготовки вто47
рого года обучения, что позволит проверить ее эффективность в реальном
тренировочном процессе боксеров-юношей.
Среди перспектив дальнейших исследований можно отметить необходимость разработки эффективных средств по совершенствованию скоростно-силовых способностей боксеров 11-12 лет на этап специализированной базовой подготовки.



