ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ БОКСЕРОВ 7
1.1. Физические способности боксера и их особенности 7
1.2. Процесс формирования физической подготовки боксера 13
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ БОКСЕРОВ 22
2.1. Цель, задачи и методика эксперимента 22
2.2. Анализ и обсуждение результатов 38
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его
готовности к спортивным достижениям [55].
В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим
различную целевую направленность, - массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естественного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно [55].
Система планирования многолетней подготовки спортсменов основывается на фундаментальных исследованиях А.В. Верхошанского (1985), Л.П.
Матвеева (1977), М. Озолина (1970), В. Платонова (1977, 1997), основные
положения которых находят практическое применение в различных видах
спорта.
Особое значение исследователи и спортивная практика предоставляют
разработке данной проблемы в детском и юношеском спорте (В. Алабин,
1993; Л.В. Волков, 1998; М.Я. Набатникова, 1995; В. П., Филин, 1987; H.
Sozanski, 1992; M. Tyrek, в 1996 и др.), которая обусловлена активным ростом и развитием юных спортсменов.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что значительное количество исследований и методических рекомендаций разработаны для практики
этапа высших достижений как для построения тренировочного процесса в
течение года, так и микро- и мезоциклов, из которых он состоит.
В теории бокса аналогичные исследования проведены И.П. Дегтяревым, К.Н. Концевой, А.В. Гаськов (1985), А. Кочуром (1987), Ю.Б. Никифоровым, И.В. Викторовым (1978). Что касается планирования тренировочных
средств в системе многолетней подготовки юных боксеров, то имеются только незначительные научные данные и методические рекомендации.5
Вместе с этим необходимо отметить, что такое положение наблюдается
не только в подготовке боксеров, но и в других видах спортивных единоборств.
Разработка стратегии планирования общей и специальной направленности впервые осуществлена на основании исследования динамики развития
и взаимосвязей основных компонентов, которые существенно влияют на
уровень подготовленности и результат соревновательной деятельности.
Впервые изучены темпы активности развития компонентов как общих,
так и специальных способностей боксеров-юниоров на этапе базовой подготовки.
Теоретическая и практическая значимость, уровень внедрения результатов исследований. Проведенными исследованиями установлено, что процесс планирования общих и специальных средств тренировочного воздействия может определяться на основании развития компонентов, которые обеспечивают высокий уровень подготовленности спортсменов. Такой подход
дает возможность применить концепцию "сенситивных, критических периодов" развития общих и специальных способностей спортсменов в зависимости от особенностей возрастного развития и уровня спортивной подготовленности.
Применение при разработке многолетнего плана общих и специальных
тренировочных средств, методов математического анализа, в частности, корреляционного и факторного, позволили выделить главные компоненты тренировочного воздействия, их рациональное соотношение в зависимости от
этапа подготовки, соответствующей концепции «переноса тренированности».
Актуальность разработанной нами программы спортивной подготовки
для юных боксеров заключается в оптимальной физической подготовки учащихся 11-12 лет с возможностью регулирования процесса обучения в ходе
занятия. Это и стало предпосылками для определения темы нашего исследования: «Исследование формирование физической подготовленности учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом».6
Цель исследования: определить влияние дополнительных занятий в
ДЮСШ на физическую подготовленность учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом.
Задачи:
1. Теоретическое обоснование исследований формирования физической подготовленности учащихся 11-12 лет, занимающихся боксом.
2. Сравнить физическую подготовленность школьников 11-12 лет,
занимающихся по школьной программе (контрольная группа), и боксеров,
получающих умения, навыки в порядке учебно-тренировочного процесса
(экспериментальная группа).
3. Определить оптимальный объем дополнительной физической
нагрузки, дающей возможность влияния на увеличения показателей физического развития и двигательных качеств.
4. Экспериментально апробировать влияние дополнительных занятий физической культурой на уровень физической подготовленности боксеров 11-12 лет.
Объект исследования - планирование учебно-тренировочного процесса неквалифицированных боксеров.
Предмет исследования - планирование средств общей и специальной
направленности на этапах базовой подготовки боксеров.
Методы исследования:
1. Теоретические, а именно: анализ, изучение литературы и нормативно-правовой документации, систематизация, обобщение опыта.
2. К эмпирическим методам, относятся: наблюдение и педагогический
эксперимент.
3. Методы математической статистики.
Гипотеза: предполагалось, что тренировочный процесс будет способствовать повышению физической подготовленности боксеров 11-12 лет.
Практическая значимость: разработанная нами программа спортивной подготовки юных боксеров, может быть положена и использована в основе совершенствования (улучшения) физической подготовленности учащихся общеобразовательного учреждения и детской юношеской спортивной
школы.
Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
позволил определить, что реализация технических действий боксеров во
время соревновательной деятельности требует высокого уровня проявления
скоростно-силовых качеств. Анализ значительного количества исследований,
направленных на усовершенствование процесса специальной физической
подготовки боксеров на различных этапах многолетней подготовки, показал,
что основной проблемой является поиск современных подходов к планированию процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов на первых этапах спортивного усовершенствования.
2. Внедрение в учебно-тренировочный процесс экспериментальной методики усовершенствования скоростно-силовых способностей боксеров 11-
12 лет, которая включала в себя рациональное соотношение специальных
спортивных средств подготовки, в соответствии с поставленными задачами
подготовительного и соревновательного периодов, способствовала достоверному улучшению уровня специальной физической подготовленности в экспериментальной группе.
Таким образом, подтверждено эффективность разработанной экспериментальной ментальной методики.
По результатам проведенного исследования достоверно подтверждена
целесообразность использования специальных методик развития уровня физической подготовки в боксе. Разработанная нами методика физической подготовки для боксеров-юношей в возрасте 11-12 лет более эффективна, чем
традиционная методика, но ее применение требует уделять больше внимания
развитию гибкости у боксеров. Поэтому наша методика требует дальнейшего
совершенствования.
В дальнейшем нами планируется интегрировать разработанную методику в процесс физической подготовки боксеров массовых спортивных разрядов, которые тренируются в группах предыдущей базовой подготовки вто47
рого года обучения, что позволит проверить ее эффективность в реальном
тренировочном процессе боксеров-юношей.
Среди перспектив дальнейших исследований можно отметить необходимость разработки эффективных средств по совершенствованию скоростно-силовых способностей боксеров 11-12 лет на этап специализированной базовой подготовки.
1. Азарова, И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у де¬тей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими перио¬дами развития двигательной функции. / И.В. Азарова - Омск, 2000. - 24 с.
2. Анищенко, В.С. Физическая культура: Учебное пособие. / В.С. Анищенко - М.: Просвещение - 1999 г.
3. Акопян А. О. Бокс: Примерная программа спортивной подготов¬ки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян и др./ - 5-ое изда¬тельство, Стереотип. - М.: Советский спорт, 2012. - 72с.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания. / Б.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 2003г. - 287с.
5. Бальсевич, В.К. Здоровье в движении / В.К. Бальсевич. - М.: Со-ветский спорт, 2005. - 352 с.
6. Бальсевич, В.К., Запорожанов, В.А. Физическая активность чело¬века. / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов - Киев: Здоров'я, 2007. - 223 с.
7. Бодюков, Е.В. Научно-методические основы атлетической гимна¬стики оздоровительной направленности: Монография / Бодюков Е.В. - Бар¬наул: АлтГТУ, 2006. - 182 с.
8. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов : пер. с англ. / Тудор Бомпа - М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2003. - 259 с.
9. Биологические и педагогические аспекты выносливости // Теория и практика физической культуры, 2000 - № 8- 320 с.
10. Бутенко, Б. Н. Специализированная подготовка боксера / Б. Н. Бутенко. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 69 с.
11. Волков, В.Н.Теория и практика физической культуры / В.Н. Вол¬ков - М.: Просвещение, 2001 - 30 с
12. Волков, Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физической культуры / Н.И. Волков. - М.: Просвещение, 2010 - № 3 - 250с.
13. Верхошанскй, Ю.А. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.А. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 2012 - 330 с.
14. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного воз-раста / А. Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. - М.: Просвещение - 2007. 398 с.
15. Гаськов, А.В. Теория и методика спортивной тренировки в еди-ноборствах /А.В. Гаськов.- Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 2000.-210 с.
16. Годик, М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. - М.: Физкуль¬тура и спорт, 2002 - 191 с.
17. Градополов, К. В. Бокс / К. В. Градополов. - М.: Физкультура и спорт, 2008 - 340 с.
18. Гуревич, Н.М. Психогигиена спортивной деятельности / Н.М. Гу¬ревич. - Киев.: Виша школа, 1998. - 286 с.
19. Гужаловский, А.А. Этапность развития физических (двигатель-ных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школь¬ного возраста. / А.А. Гужаловский - М.: Просвещение, 2006. - 26 с.
20. Дегтяров, И. П. Тренированность боксеров / И. П. Дегтярев. - Киев: Здоровье, 2005. - 144 с.
21. Дергунов, Н.И. Специальная подготовка и комплексный контроль в единоборствах (на примере бокса) / Н.И. Дергунов, О.В. Ендропов, А.А. Калайджян. - Новосибирск, Изд-во НГПУ, 2001. - 250 с.
22. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. За- циорский. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 273 с.
23. Каменский, Я.А. Великая дидактика / Я.А. Каменский. - М.: Учпедгиз, 2008. - 354 с.
24. Кашин, А.П. Некоторые аспекты автоматизации обучения. В ст.: Программированное обучение за рубежом / А.П. Кашин. - М.: Просвещение, 2003. - 248 с.
25. Клевенко, В. М. Методика скоростно-силовой подготовки в боксе / В. М. Клевенко // Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. - М.: Физическая культура и спорт, 2008. - 215 с.
26. Коробейников, Н.К., Физическое воспитание, / Н.К. Коробейни-ков - М.: Просвещение, 2002. - 336 с.
27. Кофман, Л.Б Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся / Л.Б. Кофман, В.П. Панаева, Е.А. Разумов-ский. - М.: Советский спорт, 1994. - 462 с.
28. Кузнецова, З.И. Развитие двигательных качеств школьника / З.И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2000. - 341 с.
29. Кузнецова, З.И. Физическая культура в школе. Методика уроков в 4-8-х классах. / З.И. Кузнецова - М.: Просвещение, 2006. - 352 с.
30. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004. - 463 с.
31. Кулинко, Н.Ф. История и организация физической культуры, Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки / Н.Ф. Кулинко - М.: Физкуль¬тура и спорт, 2004 - 280 с
32. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учеб¬ник / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2003.- 464 с.
33. Лёвушкин, С.П. Стандарты физической подготовленности школьников г. Ульяновска / С.П. Лёвушкин, О.Ф. Жуков. - Ульяновск.: Уль¬яновск УИПК ПРО, 2004. - 32 с.
34. Лукьяненко, В.П. Проблемы организации физического воспита-ния школьников / В.П. Лукьяненко. - М.: Просвещение, 2010 г. - 178 с. [Электронный ресурс]: режим доступа - WWW.lib.sportedu.ru/TPFK/
35. Лях, В.И. Двигательные способности школьников : основы тео-рии и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра - Спорт, 2000. - 192 с.
36. Лях, В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные ис-следования //Теория и практика физической культуры / В.И. Лях - М.: Про-свещение, 1995. - №11, с. 6
37. Лях, В.И. Сенситивные периоды развития координационных спо¬собностей детей в школьном возрасте //Теория и практика физической куль¬туры / В.И. Лях - М.: Просвещение, 2011. - №3, с. 15-18.
38. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 483 с.
39. Начинская, С.В. Спортивная метрология / С.В. Начинская. - М.: Академия, 2005. - 238 с.
40. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - М.: ООО «Астрель»: ООО «АСТ», 2003. - 863 с.: ил.
41. Платонов, В.Н. Теория спорта: Учебник для ИФК. / В.Н. Плато-нов - Киев: Высшая школа, 2007 - 423 с
42. Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы : спортивно-оздоровительный, начальной под¬готовки, учебно-тренировочный). - М.: Советский спорт, 2009. - 112 с.
43. Поцелдем. А.А. Физкультура в школе формирование у школьни¬ков умений и навыков / А.А. Поцелдем. - М.: Просвещение, 2000. - 278 с.
44. Савченко, В. Г. Психология двигательной деятельности юных боксеров : Монография / В. Г. Савченко. - Днепропетровск: Пороги, 1997. - 58 с.
45. Сермеев, Б.В. Определение физической подготовленности школьников / Б. В. Сермеев. - М.: Педагогика, 2000. - 357 с.
46. Современная система спортивной подготовки. / Под ред. Ф.П. Суслова - М.: - СААМ, 1995 - 445 с.
47. Строшкова, Н.Т. Комплексный подход к проблематике первично¬го спортивного отбора детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес¬гафта. / Н.Т. Строшкова, 2009. - № 12. - С. 104-108.
48. Тер-Ованесян, А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка). / А.А. Тер-Ованесян - М.: ФиС, 2001.-208с.
49. Физкультура и спорт. Малая энциклопедия / Под ред. А.Н. Куди¬на. - М.: «Радуга», 2011 - 375 с
50. Филимонов, В. И. Теория и методика бокса / В. И. Филимонов. - М.: Инсан, 2006. - 584 с.
51. Харабуги, Г.Д. Теория физического воспитания / Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 423 с.
52. Холодов, Ж.К., Кузнецов, B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-480с.
53. Чекулаев, Н.Н., Мызан, Г.И. Сенситивные периоды развития фи¬зических способностей школьников Хабаровского края //Физическая культу¬ра и здоровье детей Дальнего Востока. / Н.Н. Чекулаев, Г.И. Мызан - Хаба¬ровск, 1996. - с. 77-79.
54. Blanz F. Abstr. Intern. Sport. Psychology / F. Blanz., 2000. - Р. 109¬110.
55. [Электронный ресурс]: режим доступа -
http://xreferat.com/103/2805- 1 -sportivnaya-trenirovka.html
56. Zazryn T. Prospective cohort study of injury in amateur and profes¬sional boxing / T. Zazryn, P. Cameron, P. A. McCrory// British Journal of Sports Medicine., 2006. - № 40. - P. 670-674.
57. Welford A. F. The measurement of sensory motor performance: Sur¬vey and reap - praisal of twelve years progress. Ergonomics / A.F. Welford., 1960. - № 3. - Р. 1-25.