Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей
1.1. Сущность понятий «творчество», «творческие способности» 6
1.2. Игра как способ развития творческих способностей младших
школьников. Виды игр 11
Вывод по 1 главе 14
Глава 2. Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных классов
2.1. Дидактическая игра как средство активизации внимания и
развития мышления младших школьников 16
2.2. Формирование творческих способностей средствами
занимательного и наглядного материала на уроках математики 18
2.3 Творческие игры в работе над слогом 22
2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся
начальных классов 28
Вывод по 2 главе
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию игр в формировании творческих способностей младших школьников
3.1 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 33
3.2. Описание формирующего этапа эксперимента 38
3.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 41
Вывод по 3 главе 45
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 48
Актуальность темы. Начальная школа - очень важный этап в жизни для ребенка. Именно в это время происходит смена ведущей деятельности. Если раньше ребенок беззаботно играл со своими сверстниками, то в школьном возрасте у него есть главная задача-обучение. Таким образом, если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью являлась игровая, то при переходе в начальную школу, ведущей является учебная. Но интерес детей к играм не пропадает, они с радостью откликаются на предложение учителя сыграть, а это очень важно понимать и уметь использовать игры как в обучении, так и в развитии детей. Игры вызывают эмоциональный отклик у детей, следовательно, уроки, проведенные с использованием игр, являются достаточно эффективными.
Проблема исследования. Какова роль дидактической игры в формировании творческих способностей младших школьников.
Объект исследования - процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности использования дидактических игр для формирования творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: если в работе с детьми младшего школьного возраста использовать игровую деятельность, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2. Осуществить отбор методик, направленных на развитие творческих способностей младших школьников;
3. Выявить эффективность использования игровой деятельности в целях развития творческих способностей детей.
Теоретико-методологической основой исследования
являются: психолого-педагогические идеи и учения о развитии творческих способностей детей. Этой проблемой занимались такие известные исследователи как Сухомлинский В. А., Пидкасистый П.И..
Методы: анализ психолого-педагогической литературы; эксперимент; статистическая обработка данных эксперимента.
База исследования: МБОУ Гимназия №6 г. Казани.
Теоретическая значимость исследования: доказана эффективность игровой деятельности как средства развития творческих способностей младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать игровые методики для развития творческих способностей младших школьников.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в психолого-педагогической литературе по теме исследования, определялся научный аппарат исследования, подбирались дидактические игры для опытно-экспериментального исследования
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна: выявлена роль игр в процессе формирования творческих способностей младших школьников.
Требования к школе постоянно меняются. Современная школа требует делать упор не только на усвоение знаний детьми, но и на развитие их способностей. Современное образование часто называют развивающим.
Учитель должен идти в ногу со временем, его работа усложняется разносторонним развитием своих учеников. Педагог может использовать различные методики, но ему также стоит обратить внимание на различные дидактические игры, игры на развитие творческих способностей детей. Такие игры являются довольно эффективными и дают достаточно хорошие результаты. В своей работе я показала некоторые из подобных методик и их влияние на младших школьников.
Стоит отметить, что многие именитые педагоги в своих трудах описывали применение в своей работе игровой деятельности и ее эффективность в развитии личности и способностей ребенка. Психологи также рекомендуют игровую деятельность в обучении и развитии ребенка.
1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 250 с.
2. Гергиева Я.М. Развитие творческих способностей: начальная школа // Вестник СОГПИ. - 2013. - №3. - С. 44.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. - М., 2010.-14-16 с.
4. Денисова, О. П. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. П. Денисова: РАО; МПСИ. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 235 с..
5. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2008.
6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб: Питер, 2009.
7. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте//Психологический журнал. - 2007.- Т. 18, № 3.
8. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2013.-10-23с.
9. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх. - 2008. - №10.
10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения//Вопросы психологии. - 1993. - № 2.
11. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения//Вопросы психологии. - 2006. - № 2.
12. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 2009.
13. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1988. - 224с
14. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. - 160с.
15. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 2010.
16. Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. - М.: Линка - Пресс, 1997. - 176с.
17. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
18. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: Книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2012. - С.220-235..
19. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 2008.
20. Роготнева, А.В. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: методическое пособие / А.В. Роготнева. - М.: Владос, 2015. - 135 с.
21. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное образование, 2009.
22. . Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002.-65с.
23. Спивакоаский А.С. Игра - это серьезно. - М., 2011..
24. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 526 с.
25. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителелей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007.
26. Степанов С. Поиск не закончен // Школьный психолог. - 2009.- №12.
27. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - №4
28. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 2012.
29. Цукасова, Л.В. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы / Л.В. Цукасова, Л.А. Волков. - М.: КД Либроком, 2014. - 192 c
30. Шарапова М.Ю. Работаем по-новому / М.Ю. Шарапова // Начальная школа .-2005.- №7.- С.23.
31. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте / А.И. Шпунтов. - М.: Начальная школа, 2003.- 65,101с.
32. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2002.
33.Эльконин Д.В. Психология игры. М., 1998.
34. Яковлева Е. Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Под ред. В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 2005.
35. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. - 2006. - №5.
36. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности
школьника // Вопросы психологии. - 2007. - №3.