ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СФЕРОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Содержание понятия культурной сферы 9
1.2. Модели управления культурной сферой в муниципальном образовании 16
1.3. Методика оценки эффективности управления сферой культуры... 27
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
2.1. Анализ социального развития Металлургического района
г.Челябинска 33
2.2. Анализ эффективности управления сферой культуры в
Металлургическом районе г.Челябинска 48
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ РАЙОНЕ Г.ЧЕЛЯБИНСКА
3.1. Направления развития управления сферой культуры в
Металлургическом районе г.Челябинска 59
3.2. Мероприятия по развитию управления сферы культуры в
Металлургическом районе г.Челябинска 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сфера культуры в современных условиях во многом определяется качеством принимаемых решений на разных уровнях управления - федеральном, региональном, местном. Вместе с тем, если использование экономических методов регулирования сферы культуры на уровне страны является в значительной степени обоснованным, то на местном уровне велика степень субъективизма при принятии управленческих решений, касающихся этой сферы. Во многом это относится к методам ее финансирования на региональном и муниципальном уровнях. Отсутствие научно обоснованного подхода к формированию критериев, которые должны учитываться при определении объемов и направленности финансирования объектов культуры, уже привело к значительным издержкам в период их реформирования при переходе к рынку. Эти издержки связаны как с потерей части объектов культуры, так и с распылением или неэффективным использованием выделявшихся на культуру средств.
В этой связи назрела необходимость регулирования сферы культуры на более обоснованном уровне, чему способствует выработка объективных критериев, которые должны определять объемы финансирования отрасли не только на уровне регионального или муниципального бюджета, но и на уровне отдельного объекта.
Для муниципальных учреждений культуры характерна высокая концентрация ресурсов на уровне района, которые управляются через районные структуры, осуществляющие финансирование, материальное и информационное обеспечение, координацию творческой деятельности на территории муниципального образования. Именно на уровне района сосредоточены все основные учреждения и организации, способные производить качественные и разнообразные услуги в сфере культуры и досуга.
В условиях разграничения полномочий между органами местного самоуправления и децентрализации бюджетного процесса - важнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики ее организационной структуры и создания услуг.
Задача заключается в создании системы управления, способной провести правовые, финансовые и организационные преобразования муниципальных учреждений культуры, соблюдая конституционные гарантии по обеспечению граждан культурными благами.
Управление является одним из ресурсов перспективного развития любой деятельности. В то время как ликвидация, несоответствие полномочий, функций, приданных ресурсов органам управления, может самым негативным образом сказаться на обеспечении процессов развития культуры, и, прежде всего, на процессе производства и распространения культурных благ.
Цель: провести анализ социального и культурного развития
Металлургического района
Для достижения поставленной цели - необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть содержание понятия культурной сферы;
- рассмотреть модели управления культурной сферой в муниципальном районе;
- рассмотреть методику оценки эффективности управления культурной сферой муниципального района;
- проанализировать социально-экономическое развитие муниципального района;
- проанализировать управление культурной сферой в Металлургическом районе;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления культурной сферой в Металлургическом районе.
Культурная политика способна формировать новое пространство культуры. При этом ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам современное законодательство сконцентрировало на уровне местных органов власти.
Именно уровень местного самоуправления является важнейшим звеном государственной культурной политики. На уровне города сходятся все составляющие социокультурного процесса: микроуровень (повседневная, обыденная сфера культуры), макроуровень (профессиональная, специализированная сферы культуры), мегауровень (межкультурные коммуникации).Поэтому к полномочиям местного самоуправления отнесены следующие аспекты формирования культурной политики:-решение вопросов собственности, условий финансирования, структуры и численности сети учреждений культуры;-определение уставных задач и механизмов их реализации;-утверждение критериев оценки эффективности оказания услуг в области культуры.
Кроме того, реформирование системы организации местного самоуправления привело к изменению принципов бюджетного финансирования: вместо финансирования сети учреждений культуры вводится финансирование услуг, оказываемых учреждениями культуры, конкретных программ и проектов.
Сегодняшняя проблема .
Итак, поставленная цель отчета по практике - выполнена, а так же выполнены поставленные задачи:
- рассмотрели содержание понятия культурной сферы;
- рассмотрели модели управления культурной сферой в муниципальном образовании;
- рассмотрели методику оценки эффективности управления культурной сферой муниципального образования;
- проанализировали здравоохранение, доходы, образование и численность населения Металлургического района
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 2009. 21 января. Российская газета. Российская газета. 2008. 05 января.
2. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 21.11.2011 г.) // Российская газета. 2007. 4 марта. Российская газета. 2011. 23 ноября.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003. № 131-ФЗ (в ред. от 07.12.2011 г.) // Российская газета. 2003. 08 октября. Российская газета. 2011. 10 декабря.
4. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в ред. от 09.11.2009 г.) // Российская газета. 1996. 29 ноября. Российская газета. 2009. 10 ноября.
5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011)
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 29.12.2006 №258-ФЗ
7. Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 г. № 1251 О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления».
8. Закон Челябинской области от 28 октября 2008 года «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области // Правовая база «Консультант-плюс».
Книги и статьи
9. Абанкина, Т. Прокрустово ложе бюджетной культуры / Т.Абанкина // Журнальный зал. - 2011 - №5.- с. 12 - 16
10. Анимица, Е.Г. Основы местного самоуправления: Учебник / Е.Г.Анимица, А.Т. Тертышный. - М.: Инфра-М, 2009. - 745 с.
11. Вульфович, P.M. Управление социальной сферой муниципального образования / Р.М.Вульфович - Сыктывкар: КРАгСиУ, 2004. - 190 с.
12. Востряков Л.М Россия и ее регионы: приоритеты и новые принципы региональной культурной политики // Панорама культурной жизни, - 2004.-№11.- с.2-10.
13. Гнедовский, С. Культурная индустрия и управление развитием / С.Гнедовский // «600 паралель» - 2010 - №4. - с.25 - 30
14. Веснин, В. Р. Менеджмент в схемах и определениях. учеб. пособие / В. Р. Веснин. - Москва. Проспект, 2012. - 125 с.
15. Гладышев, А.Г. Основы современного муниципального управления: Учебник / А.Г.Гладышев . - М.: ЮНИТИ, 2010. - 350 с.
16. Зотов, В.Б. Муниципальное управление: Учебник / В.Б.Зотов, З.М. Макашева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 470 с.
17. Зотов, В.Б. Система муниципального управления: Основы местного самоуправления: Учебник / В.Б.Зотов, Р.В.Браун, А.Н.Кириллова. - М.: Олма- Пресс, 2006. - 350 с.
18. Туев, В.В. Социокультурная деятельность: понятие и дефиниция // Социокультурная деятельность: теория, технология, практика: коллект. моногр. - Челябинск, 2005. - Ч. I. - С. 11-29.
19. Головина Г.В Досуговая деятельность: понятие, структура, функции, статус // Социокультурная деятельность: теория, технология, практика: коллект. моногр. - Челябинск, 2005. - 4.1. - С. 67-80.
20. Егнатьев Е.Л. Проблемы функционирования сферы культуры в муниципальных образованиях. Основные трудности в условиях реформирования / Е.Л.Игнатьев // Журнал «Справочник руководителя Учреждения культуры». - 2010. - №1. - с.12 - 15.
21. Матарассо Ф., Лэндри Ч. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М.: Изд-во «Либерея», 2004.
22. Драгичевич-Шевич М.О., Стойкович Б.Г. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. - Новосибирск: Изд-во «Тигра» , 2004.
23. Твердохлебов Н.И Некоторые аспекты культурной политики правительства США // Общество и экономика. - 2005. -№3.- С.67-89.
24. Коммерческая и некорммерческая деятельность в социальной сфере / Под ред.И.М.Шеймана. -.М.: Изд-во Наука, 2004.
25. Шекова Е.Л. Маркетинговые исследования рынка культурных услуг в Россий и за рубежом //Маркетинг в России иза рубежом.- 2005. - №2.- С.23-29
26. Официальный сайт администрации Металлургического района Челябинской области (http://adminmet.ru/)
27. Сайт Министерства культуры (http: //www.culture-chel .ru/)
28. Челябинскстат
29. Сайт Администраций культуры г.Челябинска
30. Иванов, В. Н., Основы социального управления [Электронный ресурс] / В.Н.Иванов. - Режим доступа: http://rimpocha.livejournal.com/28080.html
31. ЕгэметрИнтернет ресурс http://www.eruditcity.ru/3710
32. Егэметр Интернет ресурс
http: //e gemetr.ru/e ge/obshchestvoznanie/teoriya/kulturnaya-sfera-obshchestva/
33. Интернет ресурс http://lib.rushkolnik.ru/text/4231/index-1 .html?page=5# 1