Государственное регулирование рынка труда в РФ (на примере Челябинской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 12
1.1 Содержание понятия, структура, функции и классификация рынка труда ... 12
1.2 Модели и инструменты регулирования рынка труда в РФ и за рубежом 20
1.3 Методика анализа занятости населения и рынка труда 35
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 48
2.1 Анализ динамики и структуры занятости и безработицы в Челябинской
области 48
2.2 Анализ государственного регулирования рынка труда и занятости населения в
Челябинской области 63
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РЫНКОМ ТРУДА 78
3.1 Направления повышения эффективности развития рынка труда 78
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления рынка труда и его
эффективность 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Организационная структура главного управления по труду и занятости населения Челябинской области 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Задачи, индикаторы и показатели Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА 12
1.1 Содержание понятия, структура, функции и классификация рынка труда ... 12
1.2 Модели и инструменты регулирования рынка труда в РФ и за рубежом 20
1.3 Методика анализа занятости населения и рынка труда 35
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 48
2.1 Анализ динамики и структуры занятости и безработицы в Челябинской
области 48
2.2 Анализ государственного регулирования рынка труда и занятости населения в
Челябинской области 63
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РЫНКОМ ТРУДА 78
3.1 Направления повышения эффективности развития рынка труда 78
3.2 Мероприятия по повышению эффективности управления рынка труда и его
эффективность 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Организационная структура главного управления по труду и занятости населения Челябинской области 104
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Задачи, индикаторы и показатели Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области
Проблема государственного регулирования рынка труда играет очень существенную роль в развитии современного государства, поскольку трудовая занятость тесно связана с целым рядом экономических и социальных аспектов жизнедеятельности общества и образует важнейшее направление политики РФ.
Поскольку при рыночной экономике механизмы социальной защищённости граждан изначально отсутствуют, возникает необходимость их привнесения извне. Эту задачу как раз и призвано решить государство посредством разработки и проведения мероприятий, направленных на содействие гражданам в трудоустройстве и защиту их от безработицы. Эти мероприятия составляют содержание политики государства в области регулирования рынка труда.
Вместе с тем, для того, чтобы государственная политика была эффективной, необходимо осуществлять полный и всесторонний анализ существующей социально-экономической ситуации, определять дальнейшие цели и задачи, разрабатывать конкретные мероприятия по их достижению. В этой связи при проведении политики в области занятости большое внимание должно уделяться разработке различных государственных программ в указанной области.
Своевременная и адекватная реакция государства на изменения, происходящие на рынке труда, позволяют скорректировать ситуацию в нужном направлении, смягчить последствия негативных изменений и создать соответствующие условия для благоприятного развития рынка труда в будущем. Тщательный анализ занятости, и исходя из результатов анализа - правильно подобранный комплекс мер в сочетании друг с другом позволит вывести экономическое развитие на путь улучшения и долгосрочного усовершенствования.
Таким образом тема выбора государственной политики в области занятости населения на рынке труда является актуальной на сегодняшний день.
Целью работы - является изучение теоретических и практических аспектов регулирования особенности предоставления государственных услуг в сфере занятости и разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования трудовой занятости населения г. Челябинска.
В рамках работы для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты механизма, функций и инструментов государственного регулирования трудовой занятости населения;
2. Составлен алгоритм оценки государственного регулирования рынка труда;
3. Проанализирована ситуация на рынке труда г. Челябинска;
4. Проанализирована и дана оценка практической деятельности главного управления по труду и занятости населения Челябинской области по стабилизации ситуации на региональном рынке труда и произведена оценка эффективности финансирования мероприятий в области государственного регулирования занятости населения;
5. Разработаны рекомендации по совершенствованию управления трудовой занятостью населения г. Челябинска и дана оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятий.
Объектом исследования - выступают отношения, возникающие в связи с предоставлением и использованием населения государственных услуг в сфере занятости.
Предмет исследования - являются нормы трудового права и обязанности центров занятости, регулирующие государственные услуги, теоретические исследования по данной теме.
При выполнении работы были использованы методы теоретического, эмпирического и статистического анализа, синтеза, дедукции, индукции и другие общенаучные и специальные методы.
Информационной базой исследования выступили научные публикации, монографии отечественных авторов по проблеме анализа рынка труда, трудовой занятости населения, материалы, государственная статистика и отчётность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. Указана информационная база и методология исследования, структура работы.
В первой главе представлены результаты изучения теоретических аспектов механизма, функций и инструментов государственного регулирования трудовой занятости населения, представлен разработанный алгоритм оценки государственного регулирования трудовой занятости населения.
Во второй главе представлены результаты анализа текущего состояния рынка труда г. Челябинска и практических аспектов деятельности главного управления по труду и занятости населения Челябинской области по регулированию регионального рынка труда и трудовой занятости населения.
В третьей главе представлены разработанные рекомендации по совершенствованию управления региональным рынком труда для главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, сформулированные на основе результатов проведённого анализа и разработан проект совершенствования деятельности управления.
В заключении представлены ключевые выводы по результатам проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа представлена на 106 страницах текста. В работе содержится 25 таблиц, 34 рисунков, в списке использованных источников представлено 53 наименования.
Поскольку при рыночной экономике механизмы социальной защищённости граждан изначально отсутствуют, возникает необходимость их привнесения извне. Эту задачу как раз и призвано решить государство посредством разработки и проведения мероприятий, направленных на содействие гражданам в трудоустройстве и защиту их от безработицы. Эти мероприятия составляют содержание политики государства в области регулирования рынка труда.
Вместе с тем, для того, чтобы государственная политика была эффективной, необходимо осуществлять полный и всесторонний анализ существующей социально-экономической ситуации, определять дальнейшие цели и задачи, разрабатывать конкретные мероприятия по их достижению. В этой связи при проведении политики в области занятости большое внимание должно уделяться разработке различных государственных программ в указанной области.
Своевременная и адекватная реакция государства на изменения, происходящие на рынке труда, позволяют скорректировать ситуацию в нужном направлении, смягчить последствия негативных изменений и создать соответствующие условия для благоприятного развития рынка труда в будущем. Тщательный анализ занятости, и исходя из результатов анализа - правильно подобранный комплекс мер в сочетании друг с другом позволит вывести экономическое развитие на путь улучшения и долгосрочного усовершенствования.
Таким образом тема выбора государственной политики в области занятости населения на рынке труда является актуальной на сегодняшний день.
Целью работы - является изучение теоретических и практических аспектов регулирования особенности предоставления государственных услуг в сфере занятости и разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования трудовой занятости населения г. Челябинска.
В рамках работы для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты механизма, функций и инструментов государственного регулирования трудовой занятости населения;
2. Составлен алгоритм оценки государственного регулирования рынка труда;
3. Проанализирована ситуация на рынке труда г. Челябинска;
4. Проанализирована и дана оценка практической деятельности главного управления по труду и занятости населения Челябинской области по стабилизации ситуации на региональном рынке труда и произведена оценка эффективности финансирования мероприятий в области государственного регулирования занятости населения;
5. Разработаны рекомендации по совершенствованию управления трудовой занятостью населения г. Челябинска и дана оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятий.
Объектом исследования - выступают отношения, возникающие в связи с предоставлением и использованием населения государственных услуг в сфере занятости.
Предмет исследования - являются нормы трудового права и обязанности центров занятости, регулирующие государственные услуги, теоретические исследования по данной теме.
При выполнении работы были использованы методы теоретического, эмпирического и статистического анализа, синтеза, дедукции, индукции и другие общенаучные и специальные методы.
Информационной базой исследования выступили научные публикации, монографии отечественных авторов по проблеме анализа рынка труда, трудовой занятости населения, материалы, государственная статистика и отчётность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность исследуемой темы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования. Указана информационная база и методология исследования, структура работы.
В первой главе представлены результаты изучения теоретических аспектов механизма, функций и инструментов государственного регулирования трудовой занятости населения, представлен разработанный алгоритм оценки государственного регулирования трудовой занятости населения.
Во второй главе представлены результаты анализа текущего состояния рынка труда г. Челябинска и практических аспектов деятельности главного управления по труду и занятости населения Челябинской области по регулированию регионального рынка труда и трудовой занятости населения.
В третьей главе представлены разработанные рекомендации по совершенствованию управления региональным рынком труда для главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, сформулированные на основе результатов проведённого анализа и разработан проект совершенствования деятельности управления.
В заключении представлены ключевые выводы по результатам проведенного исследования. Выпускная квалификационная работа представлена на 106 страницах текста. В работе содержится 25 таблиц, 34 рисунков, в списке использованных источников представлено 53 наименования.
На основании исследовании, проведённых в рамках диссертации можно сделать следующие выводы. Рассмотрены основные теоретические и методологические подходы к проблеме занятости населения и безработицы. Можно определить занятость как экономическую категорию, которая существует во всех общественных формах. Так же занятость можно определить как совокупность экономических отношений, связанных с обеспечением рабочими местами и участием людей в хозяйственной деятельности.
В муниципальных образованиях, отдельных регионах и России в целом необходимо максимально чёткое разграничение функций и полномочий для достижения более полной и эффективной занятости населения.
В целях реализации полной и эффективной занятости граждан, необходимо четкое разграничение функций между федеральными, региональными и муниципальными органами.
В настоящее время государственная политика занятости сформировалась на уровнях муниципальной власти и региональных органах власти. На них ложится вся нагрузка по реализации политики занятости населения и содействию гражданам в трудоустройстве. В рамках анализа состояния рынка труда и занятости населения муниципального образования рассчитаны показатели, проведен анализ и выявлены проблемы. В ходе анализа определено, что: на основе проведенных расчетов наблюдается снижение уровня занятости населения к 2016 году до уровня 92,9%. Что увеличивает уровень реальной безработицы на территории Челябинской области, а не только зарегистрированной. Уровень зарегистрированной безработицы, хотя и растет, но он намного ниже уровня реальной безработицы в Челябинской области. Так, уровень реальной безработицы в 2013 году составлял 6%, а зарегистрированной безработицы 1,4%. И если к 2016 году реальная безработица выросла до 7% ,то зарегистрированная безработица выросла до 1,8%. Следовательно, реальная безработица и зарегистрированная безработица растут примерно одинаковыми темпами. В течение исследуемого периода наблюдаем, что наибольшее число безработных по возрастной градации, в сегментах от 20-29 лет и от 30-39 лет. Доли этих категорий граждан на 2016 год, по отношению к общему объёму безработных 39,5% и 30,4% соответственно. Подавляющее количество безработных имеют среднее профессиональное образование в 2016 году это 6500 человек, однако в 2013 году было, относительно, равное количество безработных со среднее профессиональным образованием и средним общим образованием. В течение исследуемого периода наблюдается рост безработных имеющих среднее профессиональное образование, с 25,4% до 40,4%, основной всплеск пришёлся на 2013-й год и повысился, почти, на 20%, в данном сегменте, по отношению к общему объёму безработных. Основной причиной является рост служащих и кризисные явления в стране. По гендерному различию безработные отличаются тем что женщин, почти, на протяжении всего периода взятого на анализ, меньше на 5-10% чем мужчин, в общем объёме безработных. На основе проведенного анализа наблюдаем рост безработицы к 2016 году. Основной рост был обеспечен за счет населения до этого неработающего хотя бы в течение полугода. Кроме того часть людей работали без трудоустройства. Это тоже повлияла на рост безработицы. Так как таких граждан легче уволить с работы.
В целом проведённый анализ позволил разработать целый ряд рекомендаций как общих, так и для Челябинской области. В числе рекомендаций, позволяющих улучшить ситуацию на рынке труда Челябинской области было предложено:
- рекомендации по повышению информирования о положении на рынке труда в Челябинской области;
- рекомендации по развитию направления «Организация временного трудоустройства»;
- рекомендации по развитию программы обучения безработных граждан;
- рекомендации по расширению и улучшению качества профориентационных услуг в службе занятости;
- рекомендации связанные с психологической поддержкой граждан, например, могут быть реализованы через «Клуб ищущих работу»;
- создание консультационного центра «Персональный ассистент».
В ходе проработки проекта был разработан организационный план его реализации, а также определён размер затрат. Требуемые затраты на реализацию проекта составляют 7831,2 тысяч рублей.
С помощью создания предложенного проекта - «Персональный ассистент» можно будет эффективно содействовать выполнению государственных программ занятости, осуществлять регулирование рынка труда в части предоставления необходимой информации, развития временного трудоустройства, трудового посредничества и других услуг работникам и работодателям, создавать дополнительные рабочие места и осуществлять социально-трудовую реабилитацию нуждающимся гражданам а так же организовывать профессиональную подготовку незанятых граждан.
В муниципальных образованиях, отдельных регионах и России в целом необходимо максимально чёткое разграничение функций и полномочий для достижения более полной и эффективной занятости населения.
В целях реализации полной и эффективной занятости граждан, необходимо четкое разграничение функций между федеральными, региональными и муниципальными органами.
В настоящее время государственная политика занятости сформировалась на уровнях муниципальной власти и региональных органах власти. На них ложится вся нагрузка по реализации политики занятости населения и содействию гражданам в трудоустройстве. В рамках анализа состояния рынка труда и занятости населения муниципального образования рассчитаны показатели, проведен анализ и выявлены проблемы. В ходе анализа определено, что: на основе проведенных расчетов наблюдается снижение уровня занятости населения к 2016 году до уровня 92,9%. Что увеличивает уровень реальной безработицы на территории Челябинской области, а не только зарегистрированной. Уровень зарегистрированной безработицы, хотя и растет, но он намного ниже уровня реальной безработицы в Челябинской области. Так, уровень реальной безработицы в 2013 году составлял 6%, а зарегистрированной безработицы 1,4%. И если к 2016 году реальная безработица выросла до 7% ,то зарегистрированная безработица выросла до 1,8%. Следовательно, реальная безработица и зарегистрированная безработица растут примерно одинаковыми темпами. В течение исследуемого периода наблюдаем, что наибольшее число безработных по возрастной градации, в сегментах от 20-29 лет и от 30-39 лет. Доли этих категорий граждан на 2016 год, по отношению к общему объёму безработных 39,5% и 30,4% соответственно. Подавляющее количество безработных имеют среднее профессиональное образование в 2016 году это 6500 человек, однако в 2013 году было, относительно, равное количество безработных со среднее профессиональным образованием и средним общим образованием. В течение исследуемого периода наблюдается рост безработных имеющих среднее профессиональное образование, с 25,4% до 40,4%, основной всплеск пришёлся на 2013-й год и повысился, почти, на 20%, в данном сегменте, по отношению к общему объёму безработных. Основной причиной является рост служащих и кризисные явления в стране. По гендерному различию безработные отличаются тем что женщин, почти, на протяжении всего периода взятого на анализ, меньше на 5-10% чем мужчин, в общем объёме безработных. На основе проведенного анализа наблюдаем рост безработицы к 2016 году. Основной рост был обеспечен за счет населения до этого неработающего хотя бы в течение полугода. Кроме того часть людей работали без трудоустройства. Это тоже повлияла на рост безработицы. Так как таких граждан легче уволить с работы.
В целом проведённый анализ позволил разработать целый ряд рекомендаций как общих, так и для Челябинской области. В числе рекомендаций, позволяющих улучшить ситуацию на рынке труда Челябинской области было предложено:
- рекомендации по повышению информирования о положении на рынке труда в Челябинской области;
- рекомендации по развитию направления «Организация временного трудоустройства»;
- рекомендации по развитию программы обучения безработных граждан;
- рекомендации по расширению и улучшению качества профориентационных услуг в службе занятости;
- рекомендации связанные с психологической поддержкой граждан, например, могут быть реализованы через «Клуб ищущих работу»;
- создание консультационного центра «Персональный ассистент».
В ходе проработки проекта был разработан организационный план его реализации, а также определён размер затрат. Требуемые затраты на реализацию проекта составляют 7831,2 тысяч рублей.
С помощью создания предложенного проекта - «Персональный ассистент» можно будет эффективно содействовать выполнению государственных программ занятости, осуществлять регулирование рынка труда в части предоставления необходимой информации, развития временного трудоустройства, трудового посредничества и других услуг работникам и работодателям, создавать дополнительные рабочие места и осуществлять социально-трудовую реабилитацию нуждающимся гражданам а так же организовывать профессиональную подготовку незанятых граждан.
Подобные работы
- Государственное регулирование рынка труда в РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование рынка труда в РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование рынка труда Челябинского городского округа
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Регулирование рынка труда Челябинского городского округа
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - Государственная политика занятости и ее реализация в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Государственная политика занятости и ее реализация в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Управление информационной инфраструктурой региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Региональная политика занятости (на примере субъекта РФ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Оценка инвестиционной привлекательности региона ( на примере Челябинской области )
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



