Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №63532

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.1. Общетеоретические и методологические аспекты изучения 7
творческого мышления 7
1.2. Возможности трудового обучения в развитии творческого мышления 11
1.3. Анализ современной программы по трудовому обучению 14
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ КАЧЕСТВ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 18
2.1. Организация, методика и анализ констатирующего этапа
исследования 18
2.2. Организация, методика и анализ формирующего этапа эксперимента
24
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема развития творческого мышления детей является достаточно сложной для исследования, но рассмотрение всех возможных подходов к ее изучению чрезвычайно актуально в настоящее время.
Отечественные и зарубежные специалисты в области педагогики и психологии подчеркивают противоречия между выдвигаемой современным обществом потребностью в воспитании и развитии творческой личности и недостаточной разработанностью условий и средств целенаправленного достижения этой цели на всех этапах обучения. Не случайно в педагогике и психологии сейчас ведется интенсивный поиск рациональной организации учебного процесса, стимулирующей развитие творческой активности обучающихся в целом и творческого мышления, в частности. Сложность этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление качеств творческого мышления.
Значительные возможности в плане развития творческого мышления открывают, на наш взгляд, уроки обучения труду в школе. Ряд психологов (О.А.Беляева, З.И.Калмыкова, Е.Торренс и др.) рассматривают творческое мышление через его основные свойства или качества. К таким качествам творческого мышления, определяющим формирование и динамику его компонентов, они относят беглость, гибкость, оригинальность и разработанность творческого мышления. На наш взгляд, данный подход позволяет рассматривать не только отдельные качества творческого мышления, определяющие его специфику, по и отслеживать динамику их развития. К сожалению, на сегодняшний день не существует стройной теории, в рамках которой возможно было бы эффективное развитие данных качеств творческого мышления. Мы считаем, что в возрастной и педагогической психологии проблема целенаправленного формирования творческого мышления рассматривалась недостаточно, что затрудняет
разработку практических педагогических средств и методов повышения продуктивности и эффективности мышления. Это в полной мере относится и к организации процесса трудового обучения, который располагает большими потенциальными возможностями для развития как творческого мышления в целом, так и отдельных его компонентов. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего исследования.
Цель исследования - изучить возможности развития творческого мышления обучающихся младшего подросткового возраста в процессе трудового обучения в условиях применения специальной развивающей программы.
Задачи:
1. Дать теоретический анализ состояния проблемы творческого мышления в работах отечественных и зарубежных психологов;
2. Выявить возможности современных программ по трудовому обучению (технологии) для организации целенаправленного развития творческого мышления школьников;
3. Разработать и апробировать систему творческих заданий и упражнений, направленных на развитие качеств творческого мышления.
Объект исследования - творческое мышление школьников и его особенности.
Предмет исследования - основные качества творческого мышления подростков и их развитие в условиях трудового обучения.
Гипотеза исследования - при проведении исследования мы исходили из положения, что развитие творческого мышления ребенка не происходит спонтанно, а осуществляется только в процессе целенаправленного обучения. Такое обучение должно основываться на специальной организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках программы развивающих заданий.
Методологическая основа. В соответствии с задачами исследования нами использовался широкий набор методов. Для определения уровня развития качеств творческого мышления, а также их динамики, использовались, тест диагностики креативности Е.Торренса, батарея тестов-методик изучения творческого мышления Е.Е.Туник.
База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №37» г. Набережные Челны. В эксперименте принимали участие учащиеся пятых-шестых классов (девочки), общий объем выборки составил 30 человек.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе полученных данных был разработан комплекс рекомендаций по развитию творческого мышления младших подростков в процессе обучения труду, которые используются учителями в практической работе.
Задачи исследования, их решение и логическая последовательность определили структуру и содержание выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной
литературы, приложения.
Первая глава дипломной работы отражает теоретические основы исследуемой проблемы:
- теоретические аспекты изучения творческого мышления;
- возможности трудового обучения в развитии творческого мышления;
- анализ современных программ по технологии.
Вторая глава дипломной работы содержит в себе механизм решения поставленной проблемы, создание которого базируется на результатах теоретического исследования (полученных в первой главе).
Каждая глава завершается краткими выводами (обобщениями).
В заключении дипломной работы содержатся выводы, сделанные по всей работе. Вслед за заключением приводится список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе нами была рассмотрена проблема развития творческого мышления школьников на уроках трудового обучения в условиях применения специальной развивающей программы.
Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
1. В исследовании проблемы творческого мышления существует несколько подходов. Большинство ведущихся в этом направлении исследований ориентировано в основном либо на формирование отдельных предпосылок творчества (мотивации, целеполагания и т.д.), либо на создание внешних условий протекания творческого процесса (наличие комфортных условий умственного труда, благоприятного социально-психологического климата и т.п.). Вместе с тем, особую проблему составляет и формирование механизма творческого мышления как целостного процесса. Одним из наиболее продуктивные подходов, на наш взгляд, является изучение его основных качеств (беглости, гибкости, оригинальности и разработанности).
2. Указанные качества мышления можно успешно развивать у школьников младшего подросткового возраста в условиях трудового обучения (на уроках труда). Это вытекает из специфики самого учебного предмета («Технология»), который располагает большими потенциальными возможностями для развития данных качеств творческого мышления.
3. Результаты проведенного исследования показали, что уровень развития основных качеств творческого мышления у младших подростков характеризуется в основном «низкой нормой», что приводит к проявлению шаблонности и ригидности мышления в учебной деятельности. Низкий уровень развития творческих качеств мышления обусловлен недостатками в организации уроков труда и использованием репродуктивных методов обучения, ориентированных на исполнительскую деятельность учащихся и механическое копирование образцов.
4. Результаты формирующего эксперимента показали, что создание специальных условий и целенаправленная работа по развитию беглости, гибкости, оригинальности и разработанности творческого мышления оказали большое влияние на их развитие. По результатам проведенного исследования нами было выделено несколько типов учащихся в зависимости от уровня развития их творческого мышления и уровня развития мотивации к урокам труда. Необходимо отметить, что наибольшие изменения в структуре качеств творческого мышления произошли у учащихся, которые изначально обладали средним уровнем развития основных качеств творческого мышления и в процессе своей деятельности были склонны в большей степени использовать так называемые «шаблонные» методы. Значительный рост (по сравнению с первоначальным уровнем) произошел у учеников, обладающих низкой степенью развития основных качеств творческого мышления, также определенная динамика роста наблюдалась и у детей, обладающих изначально высоким уровнем развития творческого мышления, но по сравнению с учащимися первых двух типов она была не столь значительной.



1. Беляева O.A. Динамика логических и творческих компонентов мышления школьников подростков: Дис... канд.псих.наук / O.A. Беляева; Моск. гос. педаг. ун-т. - Москва, 1998. - 187 с.
2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Самара: Федоров, 2009. - 414 с.
3. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Просвещение, 2000. - 146 с.
4. Антонов А.А. Технологическое образование школьников: перспективы развития / А.А. Антонов // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2016. - № 45. - С. 121-125.
5. Гальперин П.Я. Формирование творческого мышления / П.Я. Гальперин // Школьный психолог. - 1999. - №8. - С.22-26.
6. Душков Б.А. Психология труда / Б.А. Душков. - М.: Деловая книга, 2005. - 848 с.
7. Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников / Е.С. Ермакова // Вопросы психологии. - 1996.- №1. - С. 31-33.
8. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости- М.: Педагогика, 1981.- 200 с.
9. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.
10. Иващенко Ф.И. Воспитание личности школьника в процессе трудового обучения / Ф.И. Иващенко // Вопросы психологии. - 1985. - №4.- С.54-56.
11. Иващенко Труд и развитие личности школьника / Ф.И. Иващенко. -М.: Просвещение, 1987. - 94 с.
12. Кашапов М.М. Психология творческого мышления / М.М. Кашапов. - М.: Инфа-М, 2016. - 436 с.
13. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и
пластилина / Е.Г. Лебедева. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 176 с.
14. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. - Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 240 с.
15. Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника / H.A. Менчинская. - М.: МПСИ, 2004.- 512 с.
16. Мишарева Е.И. Задания творческого характера на уроках трудового обучения / Е.И. Мишарева // Начальная школа. - 2009. - №2.- С. 36-38.
17. Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И.
Николаева. - СПб: Речь, 2010. - 240 с.
18. Ниренберг Дж.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. М.В.Драко / Дж.И. Ниренберг. - Мн.: ООО «Попурри», 2006. - 132 с.
19. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования. Сборник научных трудов / Под ред. Г.А. Берулаева, H.H. Семенова-М.: Рос.псих.общество, 1995.- 83с.
20. Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду / Сб.статей под ред. Э.Ф. Зеер- Свердловск, 1981. - 102 с.
21. Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение 5-11 класс /
В.Д. Симоненко. - М.: Просвещение, 2007. - 99 с.
22. Тихомиров O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. - М.: Академия, 2008. - 288 с.
23. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты / Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург: Дидактика плюс, 2002. - 33 с.
24. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса / Е.Е. Туник. - Спб: Иматон, 2000. - 170 с.
25. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. - Спб: Питер, 2013. - 320 с.
26. Чебышева В.В. Психология трудового обучения / В.В. Чебышева. - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ